12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ирошникова Ольга Александровна142
Россия, Пермский край, Пермь
Пояснительная записка

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья,силы и богатства.

Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений- процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий,встреч, выполнение исследовательских работ и поисковых заданий.

Краеведческая работа расширяет кругозор детей, знакомит с историей Пермского края, родного города , воспитывает любовь к малой родине, патриотизм, приучает делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с походами по родному краю. Поэтому в программе предусмотрено изучение правил техники безопасности. С краеведением свяана экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение этой темы.

Представленная адаптированная программа кружка краеведение рассчитана на учащихся начальной школы и разработана на основе учебного пособия для учащихся Н.А.Князевой «Маленький пермяк».

Общие сведения о коллективе

Формы занятий: групповые

Наполняемость группы - 13 человек,

Возраст – 8 - 9 лет

Количество часов в год - 34 часа

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цели курса

- сообщение ученикам начальных классов определённой суммы знаний по истории и культуре родного края,систематизированных, хронологически выстроенных и ориентированных на личность самого ученика;

- формирование гуманистического мировозрения, экологической культуры у детей;

привитие у детей любви к природе, разумного и бережного к ней отношения;

- обучение азам исследовательской работы;

Задачи курса

Образовательные:

- познакомить детей с историей и культурой своего края, города, района;

- рассмотреть экологические проблемы;

- изучить литературу о знаменитых людях Прикамья;

- научить работать с литературой, подбирать необходимый материал, готовить сообщения;

- способствовать развитию навыков исследовательской работы;

Развивающие:

- привлекать детей к разнообразной творческой деятельности;

- развивать интерес к окружающему миру, стимулировать наблюдательность и любознательность;

Воспитательные:

- воспитание у детей желание к совместной деятельности;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, района, города, сформировать начальные навыки исследовательской работы.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседу, иллюстрации, информационно - коммуникативные технологии, групповая работа, индивидуальный подход к ребёнку, практическая работа.

Актуальность программы.

Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь, правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских туристско-краеведческих мероприятий, конференций, смотров и конкурсов.

Формы отчётности.

Проект, отчёт о работе могут быть представлены презентацией, рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом, творческим внеклассным мероприятием, которые могут выполняться индивидуально и группой учащихся.

Формирование метапредметных умений.

- проводить простейшие исследования,

- работать над совместными проектами,

- обрабатывать собранные материалы,

- делать простейшие презентации проведенного исследования,

- представлять итоги работы в виде творческого отчета.

Принципы построения программы:

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличение материала поэтапно)

Принцип интеграции и дифференциации обучения

Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ педагога и рассказы детей, беседы, встречи с интересными людьми, мини сочинения, экскурсии, конкурсы, викторины, составление презентаций Power Point. Основной метод обучения - исследовательский. Он подразумевает появление самостоятельности мышления учащегося, концентрирует в себе всё то, что формировалось и формируется системной активизации процесса обучения. Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т.к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятники, фольклором.

Краеведение нацелено на открытие нового. Ученик, попадая в положение исследователя. зачастую воспитывает в себе уважение к истории, познавательные навыки, помогающие ему впервые ощутить вкус научной работы. В центре курса должен быть ученик. Малая родина изучается в контексте интереса ученика к себе. С конкретной семьи ученика, его родословной, работы родителей, школы, дома и начинается изучение родного края.

Формы отчётности.

Проект, отчёт о работе могут быть представлены презентацией, рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом, творческим внеклассным мероприятием, которые могут выполняться индивидуально и группой учащихся.

Учебно-тематический план

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 час

34 часа

 

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

 
 

Правила ТБ, знакомство с программой на год

Малая родина

1

1

 

2

Основание города

4

3

1

 

Начало города.От Брюхановки до Егошихи.

2

1

1

 

Улица Сибиркая

1

1

 
 

Улица Покровская

1

1

 

3

Пермские писатели

7

4

3

 

В. Воробьёв

2

1

1

 

Л. Давыдычев

2

1

1

 

Борис Ширшов

1

1

 
 

Л. Кузьмин

2

1

1

4

Растительный мир Прикамья

9

4

5

 

Деревья и кустарники города

2

1

1

 

Лесная зона в парке "Балатово"

2

 

2

 

"Лесная аптека"

2

1

1

 

"Ядовитые растения"

2

1

1

 

«Это интересно»

1

1

 

5

Известные люди

4

2

2

 

Трудовой подвиг пермяков в годы ВОВ. (Памятники ВОВ в Перми)

2

1

1

 

Пермяки - герои СССР

2

1

1

6

Достопримечательности города

6

2

4

 

Музеи и театры Перми

6

2

4

7

Животные Прикамья

2

1

1

 

Птицы на улицах города

2

1

1

8

Итоговое занятие

1

1

 

Содержание программы

1. Вводное занятие.

1) Знакомство с пограммой. Выявление уровня знаний путём анкетирования. Правила ТБ на занятиях.

2.Основание города.

1) Возникновение города Перми. Основатель - Татищев В.Н. Экскурсия по городу.

2) Первая главная улица - Сибирская.

3. Пермские писатели

1) В. Воробьёв. Чтение сказок. Инсценировка сказок. викторина.

2) Л.Давыдычев. Книга "Жизнь Ивана Семёнова" Отзывы о прочитанном.

3) Б.Ширшов

4) Л.Кузьмин Экскурсия в библиотеку.

4. Растительный мир Прикамья

1) Деревья и кустарники города. Подготовка сообщений. Игра "Найди дерево"

2) Лесная зона в парке "Балатово". Экскурсия в парк "Балатово". Разнообразие деревьев и растений.

3) Лесная аптека (Крапива, тысячелистник). Гербарий.

4) Ядовитые растения . Разновидность ядовитых растений (мухомор, волчьи ягоды,

вороний глаз) Предотвращение отравлений, медицинская помощь при отравлении.

5) «Это интересно». Редкие растения.

5. Известные люди

1) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОВ. (Памятники ВОВ в Перми)

2) Пермяки - герои СССР

6.. Достопримичательностиг.Перми

1) Музеи и театры. История театров. Экскурсия. Написание сочинений о впечатлениях от экскурсий.

7. Животные Прикамья

1) Птицы на улицах города

Предполагаемый результат

Знать: родословие; свой адрес; свой район; Пермских детских писателей (В.Воробьев, Л.Давыдычев, Б.Ширшов, Л.Кузьмин); растительность пермских лесов; известных людей г.Перми;

Уметь: выполнять правила поведения в окружающей обстановке;

Планируемый результат

В результате изучения курса учащиеся:

- обретут чувство гордости за свою малую родину, её историю;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умение проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- заложат фундамент своей экологической и культурологической граммотности, получат

возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила ЗОЖ.

Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:

-литература для обучающихся;

-канцтовары (бумага, карандаши, линейка, ластик, ножницы и т.д.)

-аптечка, ИКТ.

2. Методическое обеспечение:

-программа кружка, методическая литература, энциклопедии;

-флаг. герб, гимн Перми, видеоматериалы.

3. Нормативные документы:

-списки детей, журнал.

Календарно-тематическое планирование

Краеведение 2 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Вводное занятие. (1 час)

 

1

Знакомство с пограммой. Выявление уровня знаний путём анкетирования.

Правила ТБ на занятиях.

 

Основание города. (4 часа)

 

2

Возникновение города Перми. Основатель - Татищев В.Н.

 

3

Улица Сибиркая

 

4

Улица Покровская

 

5

Экскурсия по городу.

 

Пермские писатели (7 часов)

 

6

В. Воробьёв. Биография писателя.

 

7

Чтение сказок. Инсценировка сказок. Викторина.

 

8

Л.Давыдычев. Биография писателя.

 

9

Л.Давыдычев. Книга "Жизнь Ивана Семёнова" Отзывы о прочитанном.

 

10

Б.Ширшов. Биография писателя. Чтение его произведений.

 

11

Л.Кузьмин. Биография писателя.

 

12

Экскурсия в библиотеку Л.Кузьмина.

 

Растительный мир Прикамья (9 часов)

 

13

Деревья и кустарники города. Подготовка сообщений.

 

14

Игра "Найди дерево"

 

15

Лесная зона в парке "Балатово".

 

16

Экскурсия в парк "Балатово". Разнообразие деревьев и растений.

 

17

Лесная аптека (Крапива, тысячелистник).

 

18

Гербарий лесной аптеки.

 

19

Ядовитые растения . Разновидность ядовитых растений (мухомор, волчьи ягоды,

вороний глаз)

 

20

Предотвращение отравлений, медицинская помощь при отравлении.

 

21

«Это интересно». Редкие растения.

 

Известные люди (4 часа)

 

22

Трудовой подвиг пермяков в годы ВОВ.

 

23

Памятники ВОВ в Перми.

 

24

Пермяки - герои СССР

 

25

Пермяки-герои в семьях учащихся. Подготовка сообщений.

 

Достопримечательности города (6 часов)

 

26

Музеи и театры.

 

27

Экскурсия в краеведческий музей.

 

28

История театров.

 

29

Просмотр спектакля в ТЮЗе.

 

30

Экскурсия в пермскую картинную галерею.

 

31

Написание сочинений о впечатлениях от экскурсий.

 

Животные Прикамья (2 часа)

 

32

Птицы на улицах города.

 

33

Птицы на улицах города. Подготовка сообщений.

 

34

Итоговое занятие. Анкетирование. Рефлексия.

 

Использованная литература

1. Князева Н.А.Краеведение в начальной школе. Методические материалы. – Пермь, Департамент образования и науки администрации Пермской области, ПОИПКРО, Пермь,1999.

2. Князева Н.А.«Маленький пермяк»; – Пермь, «Книжный мир», 2009.

3. Белавин А.М.Страницы истории земли пермской. – Пермь, «Книжный мир», 1997.

4. Ушакова О.Д.Этимологический словарик русского языка. – Санкт-Петербург, «Литера», 2005.

Опубликовано


Комментарии (1)

Людмила ХМАО, 24.11.16 в 13:37 0 Ответить Пожаловаться
В работе отсутствует титульный лист. В условиях реализации нет описания ученического коллектива. Программа не соответствует ФГОС т.е. не прописаны УУД. Сложно судить о том соответствует ли отобранный материал возрасту учащихся , т.к. например в содержании приведены только фамилии авторов а, что конкретно или в каком направлении будет изучаться материал нет (например фио, годы жизни , биография, произведения или только произведения).
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.