Программа внеурочной деятельности «Родничок»

6
1
Материал опубликован 6 September 2016

Пояснительная записка

1. Направленность и целесообразность

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, педагогов.Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности педагога и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

2. Адресат

Программа внеурочной деятельности «Родничок» адресована обучающимся начальным классам специальных коррекционных школ для детей с ОВЗ.

3.Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Закон РФ «Об образовании»;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

Концепция ООН о правах ребёнка;

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Цель и задачи программы

Освоение учащимися норм духовно - нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Образовательные задачи:

предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

Воспитательные задачи:

прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

воспитывать потребность в культурном общении

содействие гармоничному развитию личности школьника;

совершенствование духовных и физических потребностей;

формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

гуманное отношение к окружающей среде;

воспитание патриотизма, любви к родному краю.

Развивающие задачи:

развивать духовное единство между детьми и педагогами;

устанавливать взаимное доверие;

развивать познавательную активность;

развивать уверенность в своих силах.

5. Предполагаемые результаты

В результате реализации программы внеурочной деятельности должнообеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями):

воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или
иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов—ученик с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобрел социальные знания (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для
него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов–ученик получил опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом, соблюдения правил поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — ученик с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получили начальный опыт самостоятельного общественного действия, формирования социально приемлемых моделей поведения, умения вести разговор по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные личностные результаты:

принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 6. Основные содержательные направления

Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.Каждая тема занятий предполагает организацию познавательно-творческой деятельности обучающихся.

Название темы

Количество часов

1

Моя семья

7 ч

2

Моя школа

6 ч

3

Азбука вежливости

10 ч

4

Моя Родина

7 ч

5

Диагностика

4 ч

 

7.Структура программы

Моя семья

Моё имя, что оно значит. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям.

В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье.  

Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).

Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек. Русские традиции отношения к старшим.

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Товарищи и друзья.Мой лучший друг.

Моя школа

Знакомство с детьми. Дерево как символ класса, представление себя на этом месте.

Правила  школьника (на уроке, на переменах, в буфете, в раздевалке).Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

История школы. Экскурсия по школе.

Правила детского общежития.

Искусство делать подарки. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

 Азбука вежливости

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Роль мимики, жестов и позы в общении.Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении.

Правдивость, честность.

Правила знакомства, представления и обращения

О трудолюбии.

Правило «Учусь все делать сам». Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

Что значит быть бережливым?

О дружбе.

Бескорыстие в дружбе. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Культура внешнего вида.

Как ты выполняешь правила личной гигиены.Одежду нужно беречь.

4. Моя Родина

История основания города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.

Улиц, площади, памятники  города.

Мой край: города, реки, люди.

Моя страна: символика, достижения.

Великая Отечественная война.

Природа родного края.

8.Методическое обеспечение

методические пособия,

интернет-ресурсы,

литература,

карты.

9.Формы и виды деятельности

игровая;

познавательная;

краеведческая;

беседы;

сюжетно - ролевые игры, инсценировки;

просмотр мультфильмов, презентаций;

конкурсы, викторины;

чтение и обсуждение книг;

практикумы.

10.Итоговый контроль - формы учета оценки планируемых результатов

Опрос

Наблюдение

Диагностика:

Анкетирование учащихся и родителей

11. Объем и сроки изучения

На кружок «Родничок» отво­дится 1 час в неделю, за год – 34 часа:

I четверть – 9 ч.

IIчетверть – 7 ч

IIIчетверть – 10 ч

IVчетверть – 8 ч

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Часы

Форма деятельности

Дата

1.

Диагностика

1 ч

Опрос

 

2.

Диагностика

1 ч

Анкетирование

 

3.

Моё имя.

1 ч

Беседа

 

4.

Сказочные имена.

1 ч

Чтение сказок

 

5.

Мой дом – моя крепость.

1 ч

Инсценировка

 

6.

Тепло родного дома.

1 ч

Рисунки

 

7.

Семейные традиции.

1 ч

Презентация

 

8.

Наши бабушки и дедушки.

1 ч

Сюжетно–ролевая игра

 

9.

Без друзей и дом пустой.

1 ч

Разучивание игр

 

10.

Одноклассники.однокашники.

1 ч

Аппликация

 

11.

Школьная жизнь.

1 ч

Практикум

 

12.

Я и учитель.

1 ч

Беседа

 

13.

Экскурсия по школе.

1 ч

Экскурсия

 

14.

Я и мои друзья.

1 ч

Подвижные игры

 

15.

Учусь делать подарки.

1 ч

Творческая мастерская

 

16.

Мимика и жесты.

1 ч

Игра «пантомима»

 

17.

Доброе слово и кошке приятно.

1 ч

Беседа

 

18.

Умеем общаться

1 ч

Практикум

 

19.

Правда и ложь.

1 ч

Чтение книг

 

20.

Давайте познакомимся.

1 ч

Инсценировка

 

21.

Делу - время, потехе - час.

1 ч

Творческая мастерская

 

22.

Волшебные руки.

1 ч

Творческая мастерская

 

23.

О дружбе мальчиков и девочек

1 ч

Беседа

 

24.

Если с другом вышел в путь.

1 ч

Соревнование

 

25.

Да здравствует мыло душистое.

1 ч

Беседа, практикум.

 

26.

Мой город.

1 ч

Презентация

 

27.

Знакомые улицы.

1 ч

Викторина

 

28.

Край родной.

1 ч

Конкурс рисунков

 

29.

Широка страна моя родная.

1 ч

Песни о Родине

 

30.

Вставай страна огромная.

1 ч

Беседа, конкурс стихов

 

31.

Кто летает, а кто бегает.

1 ч

Чтение книг

 

32.

Лес чудес.

1 ч

Конкурс загадок

 

33.

Диагностика.

1 ч

Опрос

 

34.

Диагностика.

1 ч

Анкетирование

 

 

12. Литература

  1. Шалаева Г.П. «Как себя вести?» – Издательская группа АСТ., 2010.
  2. Шалаева Г.П. «Как вести себя в гостях». – Издательская группа АСТ., 2010.
  3. Шалаева Г.П. «Как вести себя дома». – Издательская группа АСТ., 2010.
  4. Шалаева Г.П. «Как вести себя в школе». – Издательская группа АСТ., 2010.
  5. Богданова О.С. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». Москва, «Просвещение», 1982г.
  6. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет». – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  7. Шорыгина Т.А. «Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2010.

«Энциклопедия этикета». – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. «Этикет от А до Я для взрослых и детей». М., Издательство “АСТ”, 1998. «Я познаю мир». «Детская энциклопедия». «Этикет во все времена». М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006

 

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности


Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень.

Комментарии

Доброго времени суток, Алевтина Александровна! Замечательная программа внеурочной деятельности для особых ребят у Вас получилась. Все очень подробно изложено, выбраны темы в соответствии с возможностями особых детишек, темы занятий представляют хорошо продуманную, логически завершенную структуру. Все это дает возможность деткам с ОВЗ максимально адаптироваться в социальной среде. Удачи в работе. С уважением Пимонова Е.В.

13 September 2016