Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса коррекционной школы

0
0
Материал опубликован 30 September 2022

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-го класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2.Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями, от 23.12.2021 №766);

5.Постановление от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.36.48-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 01.01.2021г.)

6. Устав МКОУ «Школа-интернат»;

7.Адаптированная образовательная программа МКОУ «Школа-интернат»;

8.Учебный план МКОУ «Школа-интернат» на 2022/2023 учебный год;

9.Календарный учебный график на 2022/2023 учебный год


Рабочая программа  составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. под редакцией И.М. Бгажноковой, М. «Пр.»,2015г.                                                                                                                                                                               При планировании использован материал учебника русского языка 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская  М., «Просвещение», 2019 г.          

Основное направление коррекционной работы:  коррекция речи и мышления учащихся.     

                                                                                 

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по основным разделам русского языка, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с ОВЗ обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Программный раздел «Письмо и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-ый класс. Структурно процесс обучения по данному предмету распадается на два этапа: 2 – 4-ый и 5 – 9-ый классы. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности детей с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.                                                                                                                                                                                                             В начале учебного года идёт повторение, учитывающее умственные и возрастные возможности учащихся. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей направлено на обогащение и активизацию словаря, формирование у обучающихся  навыков единообразного написания гласных и согласных в корне и приставке. Части речи изучаются в 5 классе в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.                            

Тема «Предложение» включена в календарно-тематическое планирование всех лет обучения. В процессе упражнений у учащихся формируются  навыки построения разной степени распространения простого и сложного предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.                                                                                                                                  



Место предмета в Учебном плане

Программа  согласно учебному плану рассчитана в 5 классе - на час в неделю, 136 часов за учебный год.


Цели и задачи программы

Цели:

- выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений;

- развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию;

- осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.



Основные задачи обучения грамматике и правописанию:

-развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование

практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

-коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;

- коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;

- коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;

- коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы.


Формы занятий, используемые при обучении

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.


Методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).


Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.



Изучение предмета осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ, заявленных в лицензии, с учетом психофизических особенностей учащихся в специальных (коррекционных) классах VIII вида.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные  результаты

– осознавать роль речи в жизни людей;

- знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального

поведения.

– оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

-понимать ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.


– соблюдать  правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные:

1-й уровень
      • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
      • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
      • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
      • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
      • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
      • различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
      • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
      • пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
      2-й уровень
      • списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
      • писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
      • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
      • подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
      • проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
      • учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.


Требования к уровню подготовки обучающихся

 Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на    письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).



Содержание программы

Повторение. (9)

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.Типы предложений по цели высказывания.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь.

Слово. Состав слова. (92)

Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи. Части речи и их основные грамматические признаки.

Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число. Падеж.

Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Предложение. Связная речь. (25)

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т. д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений. Практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.)

Повторение пройденного за год. (10)





Календарно – тематическое планирование

I четверть

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Повторение. Предложение. Актуализация знаний по теме

1




2

Распространение предложения.

Выражение в нём мысли коротко и подробно.

1




3

Связь слов в предложении

1




4

Главные и второстепенные члены предложения

1




5

Главные члены предложения. Сказуемое

1




6

Главные члены предложения. Подлежащее

1




7

Второстепенные члены предложения.

1




8

Предложения, разные по интонации

1




9

Вопросительные предложения

1




10

Восклицательные предложения

1




11

Проверочный диктант по теме «Предложение»

1




12

Работа над ошибками.

1




13

Актуализация знаний по теме.Алфавит

1




14

Характеристика гласных и согласных звуков. Несовпадение звука и буквы в слове

1




15

Мягкий знак для обозначения

мягкости согласных на конце и в середине слова

1




16

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака

1




17

Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1




18

Ударные и безударные гласные в слове

1




19

Закрепление знаний по теме.





20

Контрольный диктант. Звуки и буквы.

1




21

Актуализация знаний по теме «Родственные слова». Понятие об однокоренных словах

1




22

Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов

1




23

Окончание как изменяемая часть слова

1




24

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний

1




25

Приставка как часть слова

1




26

Образование однокоренных слов с помощью приставки

1




27

Суффикс как часть слова

1




28

Разбор слов по составу

1




29

Образование слов с помощью приставки и суффикса

1




30

Правописание безударных гласных в корне слова

1




31

Правописание безударных гласных в корне слова





32

Правописание безударных гласных в корне слова

1




33

Контрольный диктант. Безударные гласные в корне слова.

1




34

Работа над ошибками

1




35


1




36


1






























Календарно – тематическое планирование

II четверть

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Правописание безударных гласных в корне слова

1




2

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

1




3

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём изменения формы слова

1




4

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём подбора однокоренного слова

1




5

Проверяемые гласные и согласные в корне.

1




6

Непроверяемые написания в корне

1




7

Проверяемые и непроверяемые написания в корне слова

1




8

Проверочный диктант

1




9

Приставка и предлог

1




10

Правописание твёрдого знака после приставок

1




11

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1




12

Работа над ошибками.

1




13

Правописания в корне и приставке

1




14

Сочинение по картине или на тему сказок

1




15

Деловое письмо. Записка

1




16

Название предметов, действий и признаков

1




17

Общее понятие о частях речи.

Имя существительное

1




18

Глагол

1




19

Имя прилагательное

1




20

Различение частей речи по вопросам и значению

1




21

Упражнения в определении частей речи по вопросам

1




22

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1




23

Имена существительные

собственные и нарицательные

1




24

Правописание имён собственных

1




25

Изменение имён существительных по числам

1




26

Понятие о единственном и множественном числе

1




27

Контрольный диктант за ІІ четверть

1




28

Работа над ошибками

1




29

Повторение и закрепление пройденного за четверть

1




30

Повторение и закрепление пройденного за четверть

1




31

Повторение и закрепление пройденного за четверть

1










Календарно – тематическое планирование

III четверть

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Знакомство с понятием рода

1




2

Мужской род имён существительных

1




3

Женский род имён существительных

1




4

Средний род имён существительных

1




5

Различение имён существительных по родам

1




6

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце

1




7

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце

1




8

Закрепление знаний по теме

1




9

Деловое письмо. Адрес

1




10

Понятие о склонении

1




11

Определение падежей имён существительных по вопросам

1




12

Именительный падеж имён существительных

1




13

Родительный падеж имён существительных

1




14

Дательный падеж имён существительных

1




15

Винительный падеж имён существительных

1




16

Творительный падеж имён существительных

1




17

Предложный падеж имён существительных

1




18

Понятие о типах склонения

1-е склонение имен существительных

1




19

2-е склонение имен существительных

1




20

3-е склонение имён существительных

1




21

.Различение имён существительных по склонениям.

1




22

Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных1-го склонения

1




23

Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. Подлежащее в предложении

1




24

Окончания имён существительных 1-го склонения в родительном падеже

1




25

Окончания имён существительных 1-го склонения в дательном падеже

1




26

Сопоставление окончаний в родительном и дательном падежах

1




27

Контрольный диктант по теме «Имя существительое»

1




28

Работа над ошибками.

1




29

Окончания имён существительных 1-го склонения в творительном падеже

1




30

Окончания имён существительных 1-го склонения в предложном падеже

1




31

Дифференциация окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1




32

Дифференциация окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах





33

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1




34

Деловое письмо. Поздравительная открытка

1




35

2-е склонение имён существительных в единственном числе

1




36

Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения

1




37

Именительный падеж имён существительных 2-го склонения

1




38

Контрольный диктант за ІІІ четверть

1




39

Работа над ошибками.

1




















Календарно – тематическое планирование

IV четверть












Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

1

Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения

1




2

Именительный падеж имён существительных 3-го склонения

1




3

Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах

1




4

Дифференциация окончаний имён существительных1-го , 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах

1




5

Окончания существительных 3-го склонения в винительном падеже

1




6

Окончания существительных 3-го склонения в творительном падеже

1




7

Дифференциация окончаний имён существительных1-го, 2-го и 3-го склонения в творительном падеже

1




8

Контрольный диктант. Склонение имен существительных.

1




9

Работа над ошибками.

1




10

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

1




11

Определение нераспространенных и распространенных предложений

1




12

Распространение предложений второстепенными членами

1




13

Понятие об однородных членах предложения. Однородные подлежащие и сказуемые

1




14

Однородные второстепенные члены предложения

1




15

Перечисление без союзов. Знаки препинания при однородных членах

1




16

Однородные члены с союзом «и»

1




17

Однородные члены без союзов и с союзом «и»

1




18

Закрепление темы «Предложение»

1




19

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1




20

Работа над ошибками.

1




21

Деловое письмо. Письмо родным

1




22

Состав слова

1




23

Правописания в корне слова

1




24

Приставка и предлог

1




25

Твёрдый знак после приставок

1




26

Развитие речи. Сочинение по картинке

1




27

Развитие речи. Сочинение по картинке

1




28

Имя существительное

1




29

Повторение. Звуки и буквы

1




30

Состав слова.

1




31

Части речи и их основные грамматические признаки.

1




32

Главные и второстепенные члены предложения.

1




33

Работа с деформированным текстом.


1




34

Работа с деформированным текстом.


1




35

135. Годовой контрольный диктант

1




36

Работа над ошибками

1






























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.