12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Елена Николаевна92282
Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов.
Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин
Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»

 

Рассмотрено на заседании

МО учителей коррекционного блока

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

____________________

Согласовано на методсовете

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

зам. дир. по УР

Ветохина И.В.

Утверждена педсоветом школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Протокол № _____

Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2018г.

Приказ № _____

Маликова Н.А.

 

 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ»

3 КЛАСС

на 2018 – 2019 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 3 класса.  

Цели:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Задачи:

-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;

- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разнообразных способов лепки;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся:

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом

Содержание программы

Декоративное рисование

      Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры

 Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве

      Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

 

Название тем

Количество часов

I четверть

Рисование с натуры осенних листьев.

Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь

Рисование узора в полосе из веток с листочками

Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др.

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

II четверть

Рисование с натуры игрушечного домика.
Рисование геометрического орнамента в квадрате

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа

Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).

Рисование на тему «Нарядная елка».

Рисование с натуры будильника круглой формы

7 ч

III четверть

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).

Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля»

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Рисование узора из растительных форм в полосе

Рисование с натуры двухцветного мяча

10ч


 


 


 


 

IV четверть

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.).

Рисование с натуры весенней веточки.

Рисование на тему «Деревья весной».

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

итого


 


 


 

35ч

 

 

Учебно - методическое обеспечение.

1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с

2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975. 3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007. 4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.

5.Компьютер.

6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

7.Интерактивная доска.

8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.

9.Презентации ,фильмы о художниках.

10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.

Календарно-тематическое планирование по рисованию, 3 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

       

1

Рисование с натуры осенних листьев.

 

1

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца

Практическая работа

2

Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»).

 

1

Уметь рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные
признаки изображенного времени года.

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Чтение стихотворений об осени. Рисование на тему «Парк осенью». Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень»

Практическая работа

3

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь)

 

1

Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на
что похожа форма?);

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

Рисование с натуры предметов различной формы и цве¬та (яблоко, груша, огурец, морковь).

Практическая работа

4

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

 

1

Знать правила построения узора.

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Составление узора в полосе из веток с листочками

Практическая работа

5

Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»

 

1

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии;

умение обращаться за помощью, принимать помощь;

Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Загадки о цветах, плодах

Практическая работа

6

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (н-р, ветка вишневого дерева).

 

1

Уметь находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно;

адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

Составление узора в полосе из веток с листочками

Практическая работа

7

Рисование с натуры морских сигнальных флажков.

 

1

Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности.

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности.

Беседа о сигнальных флажках. Рисование с натуры морских сигнальных флажков.

Практическая работа

8

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.

 

1

Знать правила построения узора на листе бумаги.

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей

Практическая работа

9

Рисование шахматного узора в квадрате.

 

1

Уметь исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком.

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

Рассматривание и анализирование шахматной доски. Последовательность выполнения рисунка

 
 

2 четверть

 

7

       

1

Рисование с натуры игрушечного домика.

 

1

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи.

Рисование с

натуры игрушечного домика.

Практическая работа

2

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

 

1

Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

Рассматривание иллюстраций с применением узора в квадрате. Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Практическая работа

3

Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.

   

Уметь владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой
или добавлением белил);

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

Рассматривание иллюстраций в книжках. Чтение рассказа учителем. Иллюстрирование рассказа

Практическая работа

4

Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа.

 

1

Знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.);

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге.

Практическая работа

5

Узор для гжельской тарелки.

 

1

Уметь передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на
тему

умение организовать своё рабочее место;

Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма)

Практическая работа

6

Рисование на тему «Нарядная ёлка»

 

1

Уметь рисовать предметы округлой формы.

формирование мотивации к творческому труду;

Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему «Нарядная елка»

Практическая работа

7

Рисование с натуры будильника круглой формы.

 

1

Уметь рисовать предметы округлой формы.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Чтение стихотворения, загадки о часах, будильнике. Рисование с натуры будильника круглой формы

Практическая работа

 

3 четверть

 

10

       

1

Рисование с натуры теннисной ракетки.

 

1

Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства.

Рисование с натуры теннисной ракетки

Практическая работа

2

Рисование с натуры молотка.

 

1

Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета.

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование с натуры молотка

Практическая работа

3

Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля»

 

1

Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе.

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 23 февраля

Практическая работа

4

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта.

 

1

Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе.

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта

Практическая работа

5

Рисование по образцу орнамента из квадратов.

 

1

Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Практическая работа

6

Рисование с натуры игрушки-вертолета.

 

1

Уметь работать по образцу.

Выполнять правила безопасного

поведения в школе.

Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона)

Практическая работа

7

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

 

1

Уметь работать по образцу.

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

Практическая работа

8

Рисование узора из растительных форм в полосе.

 

1

Знать правила построения узора в полосе.

 

Рисование узора из растительных форм в полосе

Практическая работа

9

Рисование с натуры двухцветного мяча.

 

1

Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета.

формирование мотивации к творческому труду;

Рисование с натуры

двухцветного мяча

Практическая работа

10

Рисование на свободную тему.

 

1

 

Выполнять правила безопасного

поведения в школе.

Рисование на свободную тему

Практическая работа

 

4 четверть

 

9

       

1

Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели».

 

1

Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели»

Беседа

2

Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики»

 

1

 

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Декоративное рисование — оформление открытки ко дню космонавтики.

Практическая работа

3

Рисование с натуры весенней веточки.

 

1

Уметь работать по образцу.

 

Рисование с натуры весенней веточки.

Практическая работа

4

Рисование на тему «Деревья весной»

 

1

Уметь рисовать акварельными красками.

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

Рисование на тему «Деревья весной».

Практическая работа

5

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы)

 

1

Уметь работать по образцу.

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате»

Практическая работа

6

Рисование с натуры куста земляники с цветами.

 

1

Уметь рисовать акварельными красками.

Выполнять правила безопасного

поведения в школе.

Рисование с натуры куста земляники с цветами

Практическая работа

7

Рисование с натуры цветов.

 

1

Уметь работать по образцу.

 

Рассматривание иллюстраций с цветами.

Практическая работа

8

Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»).

 

1

Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос»)

Практическая работа

9

Рисование весенних цветов.

 

1

Уметь работать по образцу.

формирование мотивации к творческому труду;

 

Практическая работа

Опубликовано в группе «Рабочие программы учебных дисциплин»


Комментарии (5)

Ватолина Светлана Анатольевна, 16.07.18 в 14:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Сохраняю в избранном.
Артеменко Елена Николаевна, 16.07.18 в 14:29 2Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, спасибо за отзыв!
Артеменко Елена Николаевна, 17.07.18 в 07:49 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Светлана Николаевна за внимание и оценку моей публикации!
Елена Гаврииловна Гончарова, 21.08.18 в 23:37 0Ответить Пожаловаться
Интересный материал! Спасибо! Беру в избранное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.