12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна92282 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин» |
Рабочая адаптированная программа по рисованию для 3 класса коррекционной школы
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей коррекционного блока «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ ____________________ | Согласовано на методсовете «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ | Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ»
3 КЛАСС
на 2018 – 2019 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 3 класса.
Цели:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв.
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом
Содержание программы
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Название тем | Количество часов |
I четверть Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь Рисование узора в полосе из веток с листочками Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева). Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. Рисование шахматного узора в квадрате. | 9ч |
II четверть Рисование с натуры игрушечного домика. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). Рисование на тему «Нарядная елка». Рисование с натуры будильника круглой формы | 7 ч |
III четверть Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля» Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона). Рисование узора из растительных форм в полосе Рисование с натуры двухцветного мяча | 10ч
|
IV четверть Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. Рисование с натуры куста земляники с цветами. итого |
9ч
35ч |
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975. 3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007. 4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
5.Компьютер.
6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
7.Интерактивная доска.
8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.
9.Презентации ,фильмы о художниках.
10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Календарно-тематическое планирование по рисованию, 3 класс
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
Предметные | Личностные | ||||||
1 четверть | 9 | ||||||
1 | Рисование с натуры осенних листьев. | 1 | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца | Практическая работа | |
2 | Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»). | 1 | Уметь рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Чтение стихотворений об осени. Рисование на тему «Парк осенью». Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень» | Практическая работа | |
3 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь) | 1 | Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на | отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; | Рисование с натуры предметов различной формы и цве¬та (яблоко, груша, огурец, морковь). | Практическая работа | |
4 | Рисование узора в полосе из веток с листочками. | 1 | Знать правила построения узора. | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Составление узора в полосе из веток с листочками | Практическая работа | |
5 | Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии; | умение обращаться за помощью, принимать помощь; | Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Загадки о цветах, плодах | Практическая работа | |
6 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (н-р, ветка вишневого дерева). | 1 | Уметь находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; | адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); | Составление узора в полосе из веток с листочками | Практическая работа | |
7 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков. | 1 | Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности. | представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности. | Беседа о сигнальных флажках. Рисование с натуры морских сигнальных флажков. | Практическая работа | |
8 | Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. | 1 | Знать правила построения узора на листе бумаги. | стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; | Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей | Практическая работа | |
9 | Рисование шахматного узора в квадрате. | 1 | Уметь исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком. | умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. | Рассматривание и анализирование шахматной доски. Последовательность выполнения рисунка | ||
2 четверть | 7 | ||||||
1 | Рисование с натуры игрушечного домика. | 1 | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции | проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. | Рисование с натуры игрушечного домика. | Практическая работа | |
2 | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; | стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; | Рассматривание иллюстраций с применением узора в квадрате. Рисование геометрического орнамента в квадрате. | Практическая работа | |
3 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | Уметь владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой | стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; | Рассматривание иллюстраций в книжках. Чтение рассказа учителем. Иллюстрирование рассказа | Практическая работа | ||
4 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа. | 1 | Знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); | владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. | Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. | Практическая работа | |
5 | Узор для гжельской тарелки. | 1 | Уметь передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на | умение организовать своё рабочее место; | Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма) | Практическая работа | |
6 | Рисование на тему «Нарядная ёлка» | 1 | Уметь рисовать предметы округлой формы. | формирование мотивации к творческому труду; | Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему «Нарядная елка» | Практическая работа | |
7 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 1 | Уметь рисовать предметы округлой формы. | формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; | Чтение стихотворения, загадки о часах, будильнике. Рисование с натуры будильника круглой формы | Практическая работа | |
3 четверть | 10 | ||||||
1 | Рисование с натуры теннисной ракетки. | 1 | Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. | Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства. | Рисование с натуры теннисной ракетки | Практическая работа | |
2 | Рисование с натуры молотка. | 1 | Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета. | формирование мотивации к творческому труду; | Рисование с натуры молотка | Практическая работа | |
3 | Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля» | 1 | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 23 февраля | Практическая работа | |
4 | Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | 1 | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта | Практическая работа | |
5 | Рисование по образцу орнамента из квадратов. | 1 | Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов; | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Рисование по образцу орнамента из квадратов | Практическая работа | |
6 | Рисование с натуры игрушки-вертолета. | 1 | Уметь работать по образцу. | Выполнять правила безопасного поведения в школе. | Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона) | Практическая работа | |
7 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | Уметь работать по образцу. | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала | Практическая работа | |
8 | Рисование узора из растительных форм в полосе. | 1 | Знать правила построения узора в полосе. | Рисование узора из растительных форм в полосе | Практическая работа | ||
9 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | 1 | Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета. | формирование мотивации к творческому труду; | Рисование с натуры двухцветного мяча | Практическая работа | |
10 | Рисование на свободную тему. | 1 | Выполнять правила безопасного поведения в школе. | Рисование на свободную тему | Практическая работа | ||
4 четверть | 9 | ||||||
1 | Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». | 1 | Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели» | Беседа | |
2 | Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики» | 1 | воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; | Декоративное рисование — оформление открытки ко дню космонавтики. | Практическая работа | ||
3 | Рисование с натуры весенней веточки. | 1 | Уметь работать по образцу. | Рисование с натуры весенней веточки. | Практическая работа | ||
4 | Рисование на тему «Деревья весной» | 1 | Уметь рисовать акварельными красками. | осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; | Рисование на тему «Деревья весной». | Практическая работа | |
5 | Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) | 1 | Уметь работать по образцу. | приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; | Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» | Практическая работа | |
6 | Рисование с натуры куста земляники с цветами. | 1 | Уметь рисовать акварельными красками. | Выполнять правила безопасного поведения в школе. | Рисование с натуры куста земляники с цветами | Практическая работа | |
7 | Рисование с натуры цветов. | 1 | Уметь работать по образцу. | Рассматривание иллюстраций с цветами. | Практическая работа | ||
8 | Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»). | 1 | Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; | положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; | Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос») | Практическая работа | |
9 | Рисование весенних цветов. | 1 | Уметь работать по образцу. | формирование мотивации к творческому труду; | Практическая работа |