Рабочая адаптированная программа по рисованию для 3 класса коррекционной школы
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей коррекционного блока «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ ____________________ |
Согласовано на методсовете «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ зам. дир. по УР Ветохина И.В. |
Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Протокол № _____ |
Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2018г. Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО «РИСОВАНИЮ»
3 КЛАСС
на 2018 – 2019 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 3 класса.
Цели:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год, принятый педагогическим советом
Содержание программы
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Название тем |
Количество часов |
I четверть Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»). Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь Рисование узора в полосе из веток с листочками Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» или др. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева). Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. Рисование шахматного узора в квадрате. |
9ч |
II четверть Рисование с натуры игрушечного домика. Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма). Рисование на тему «Нарядная елка». Рисование с натуры будильника круглой формы |
7 ч |
III четверть Рисование с натуры теннисной ракетки. Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.). Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля» Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона). Рисование узора из растительных форм в полосе Рисование с натуры двухцветного мяча |
10ч
|
IV четверть Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной». Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы). Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. Рисование с натуры куста земляники с цветами. итого |
9ч
35ч |
Учебно - методическое обеспечение.
1.Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 175с
2. Грошенков И.А Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы, Изд. 3-е, испр. и доп. М. «Просвещение» 1975. 3. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007. 4. Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
5.Компьютер.
6.Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
7.Интерактивная доска.
8.Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству.
9.Презентации ,фильмы о художниках.
10.Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
Календарно-тематическое планирование по рисованию, 3 класс
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
1 четверть |
9 |
||||||
1 |
Рисование с натуры осенних листьев. |
1 |
Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца |
Практическая работа |
|
2 |
Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень»). |
1 |
Уметь рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Чтение стихотворений об осени. Рисование на тему «Парк осенью». Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», В. Поленова «Золотая осень» |
Практическая работа |
|
3 |
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь) |
1 |
Уметь соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на |
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; |
Рисование с натуры предметов различной формы и цве¬та (яблоко, груша, огурец, морковь). |
Практическая работа |
|
4 |
Рисование узора в полосе из веток с листочками. |
1 |
Знать правила построения узора. |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Составление узора в полосе из веток с листочками |
Практическая работа |
|
5 |
Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» |
1 |
Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии; |
умение обращаться за помощью, принимать помощь; |
Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Загадки о цветах, плодах |
Практическая работа |
|
6 |
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (н-р, ветка вишневого дерева). |
1 |
Уметь находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; |
адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); |
Составление узора в полосе из веток с листочками |
Практическая работа |
|
7 |
Рисование с натуры морских сигнальных флажков. |
1 |
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности. |
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности. |
Беседа о сигнальных флажках. Рисование с натуры морских сигнальных флажков. |
Практическая работа |
|
8 |
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. |
1 |
Знать правила построения узора на листе бумаги. |
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; |
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей |
Практическая работа |
|
9 |
Рисование шахматного узора в квадрате. |
1 |
Уметь исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком. |
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. |
Рассматривание и анализирование шахматной доски. Последовательность выполнения рисунка |
||
2 четверть |
7 |
||||||
1 |
Рисование с натуры игрушечного домика. |
1 |
Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции |
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. |
Рисование с натуры игрушечного домика. |
Практическая работа |
|
2 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате. |
1 |
Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; |
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; |
Рассматривание иллюстраций с применением узора в квадрате. Рисование геометрического орнамента в квадрате. |
Практическая работа |
|
3 |
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. |
Уметь владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой |
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; |
Рассматривание иллюстраций в книжках. Чтение рассказа учителем. Иллюстрирование рассказа |
Практическая работа |
||
4 |
Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа. |
1 |
Знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); |
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. |
Беседа «Знакомство с работами гжельских мастеров». Рассматривание иллюстраций с применением узора в круге. |
Практическая работа |
|
5 |
Узор для гжельской тарелки. |
1 |
Уметь передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на |
умение организовать своё рабочее место; |
Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма) |
Практическая работа |
|
6 |
Рисование на тему «Нарядная ёлка» |
1 |
Уметь рисовать предметы округлой формы. |
формирование мотивации к творческому труду; |
Беседа «Новогодний праздник». Рисование на тему «Нарядная елка» |
Практическая работа |
|
7 |
Рисование с натуры будильника круглой формы. |
1 |
Уметь рисовать предметы округлой формы. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; |
Чтение стихотворения, загадки о часах, будильнике. Рисование с натуры будильника круглой формы |
Практическая работа |
|
3 четверть |
10 |
||||||
1 |
Рисование с натуры теннисной ракетки. |
1 |
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. |
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства. |
Рисование с натуры теннисной ракетки |
Практическая работа |
|
2 |
Рисование с натуры молотка. |
1 |
Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета. |
формирование мотивации к творческому труду; |
Рисование с натуры молотка |
Практическая работа |
|
3 |
Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля» |
1 |
Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 23 февраля |
Практическая работа |
|
4 |
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. |
1 |
Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; |
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта |
Практическая работа |
|
5 |
Рисование по образцу орнамента из квадратов. |
1 |
Уметь рисовать по образцу орнамент из квадратов; |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Рисование по образцу орнамента из квадратов |
Практическая работа |
|
6 |
Рисование с натуры игрушки-вертолета. |
1 |
Уметь работать по образцу. |
Выполнять правила безопасного поведения в школе. |
Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона) |
Практическая работа |
|
7 |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. |
1 |
Уметь работать по образцу. |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала |
Практическая работа |
|
8 |
Рисование узора из растительных форм в полосе. |
1 |
Знать правила построения узора в полосе. |
Рисование узора из растительных форм в полосе |
Практическая работа |
||
9 |
Рисование с натуры двухцветного мяча. |
1 |
Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета. |
формирование мотивации к творческому труду; |
Рисование с натуры двухцветного мяча |
Практическая работа |
|
10 |
Рисование на свободную тему. |
1 |
Выполнять правила безопасного поведения в школе. |
Рисование на свободную тему |
Практическая работа |
||
4 четверть |
9 |
||||||
1 |
Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». |
1 |
Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели» |
Беседа |
|
2 |
Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики» |
1 |
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; |
Декоративное рисование — оформление открытки ко дню космонавтики. |
Практическая работа |
||
3 |
Рисование с натуры весенней веточки. |
1 |
Уметь работать по образцу. |
Рисование с натуры весенней веточки. |
Практическая работа |
||
4 |
Рисование на тему «Деревья весной» |
1 |
Уметь рисовать акварельными красками. |
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; |
Рисование на тему «Деревья весной». |
Практическая работа |
|
5 |
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) |
1 |
Уметь работать по образцу. |
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; |
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» |
Практическая работа |
|
6 |
Рисование с натуры куста земляники с цветами. |
1 |
Уметь рисовать акварельными красками. |
Выполнять правила безопасного поведения в школе. |
Рисование с натуры куста земляники с цветами |
Практическая работа |
|
7 |
Рисование с натуры цветов. |
1 |
Уметь работать по образцу. |
Рассматривание иллюстраций с цветами. |
Практическая работа |
||
8 |
Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»). |
1 |
Уметь достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; |
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; |
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос») |
Практическая работа |
|
9 |
Рисование весенних цветов. |
1 |
Уметь работать по образцу. |
формирование мотивации к творческому труду; |
Практическая работа |
Ватолина Светлана Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Осина Светлана Николаевна
Артеменко Елена Николаевна
Елена Гаврииловна Гончарова