Программа детского оздоровительного лагеря «Доброград»
Министерство образования и науки УР
Управление образования МО «Сарапульский район»
МБОУ Дулесовская основная школа
Утверждено: Согласовано:
«__» ____ 2023 г. «__» _______2023г.
Вперед, к Победе! | Лето 2023 | |
Программа детского оздоровительного лагеря «Доброград» МКОУ Дулесовская школа в форме сюжетно - ролевой игры для детей 8-14 лет Автор: Вотякова В.В. | Начальник лагеря: Алексеева О.В. |
Директор школы Методист УО
Таначева О.А. Пушкарева Т.А.
Пояснительная записка
Концептуальные подходы к организации летнего отдыха детей базируются на Законе РФ «Об образовании» - ст. 50, 51; законе «О защите прав ребенка» - ст. 10, 11, 12 и региональной программе организации летнего отдыха детей. Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека.
Летний период – активная пора социализации школьников.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи. Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.
Этим летом около 30 учеников нашей школы окунутся в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь. Это подтверждается не только результатами исследований, но и практикой сегодняшнего дня. Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства.
Многие воспитательные мероприятия смены будут посвящены памятным датам этого года: 69-летию Победы в ВОВ, 90-летию Сарапульского района, Году культуры в РФ.
В основе программы «Вперед, к Победе!» лежат следующие принципы:
добровольности, открытости в деятельности отрядов;
учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
систематичности, наглядности;
желания развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше;
предоставления возможности для развития его творческих способностей; коллективности.
2. Целеполагание
Общепедагогическая цель программы: создание условий для интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря.
Задачи:
привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.
3. Содержание деятельности и форма реализации в рамках программы «Вперед, к Победе!» (описание сюжетно-ролевой игры)
Спросите у ребят, кто из них хочет отправиться в путешествие, которое обещает быть увлекательным и захватывающим, поучительным и опасным одновременно, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий и приключений дорог каждому.
И поэтому мы в лагере так же решили организовать для ребят путешествие в мир сказочных и настоящих героев русского и удмуртского эпоса, а также отечественной и зарубежной истории.
Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.
Участники игры: учащиеся начальных классов, среднего звена, вожатые - воспитатели, начальник лагеря.
4. Сроки реализации: с 1по 30 июня 2023 г.
5. Игровая модель
Ребята нашего лагеря очень неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они составят свою карту путешествия «Маршрут Победы».
Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Путешествие начинается!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.
Вся жизнедеятельность в ДОЛ пронизана героической тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с армейской и военной тематикой:
Комната совещаний – штаб;
Место проведения линейки – лобное место;
Столовая – трапезная;
Место сбора – партизанская опушка
Отрядные комнаты – землянки;
Отряд – рота;
Вожатые отрядов – ротный;
Начальник лагеря – командующий армии;
Информационный стенд - вести с фронта;
Дети – рядовые.
Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из армейского словаря, который, эстетично оформленный, вывешивается на видном месте под названием «Армейский Словарь». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным этапам. У каждого этапа есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти этапы и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 этапов.
На протяжении лагерной смены все члены роты смогут принять участие в интереснейших экскурсиях в видеоцентр, ТЮЗ, театр кукол «Арлекин», посмотреть цирковую программу, поучаствовать в конкурсах Прекрасных дам и Доблестных Рыцарей и др. ежедневно будет организовано утреннее закаливание, зарядка, физкультминутки и другие процедуры, способствующие укреплению здоровья детей.
6. Этапы игры
Организационный: «вперед, к Победе!».
Основной: «Маршрут Победы», состоит из 7 частей:
Античность
Фольклор
Средневековье
Ледовое побоище
Мушкетеры
Гражданская война
Великая отечественная Война
Итоговый: «Победный Марш».
7. Система стимулирования
После старта путешествия «Полный вперёд!» каждая команда в отрядах получает свой флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах команда из 5 человек (рота) может получить знак успеха на свой флаг в виде звезды.
Каждая звезда имеет свой цвет и значение:
Звезда красного цвета – 1 место;
Звезда желтого цвета – 2 место;
Звезда зеленого цвета – 3 место.
За особые заслуги – золотая звезда.
Задача каждой роты – собрать как можно больше звезд, что может выявить лучшую роту по номинациям:
«Самый дружный»,
«Самый творческий»,
«Самый интеллектуальный»,
«Самый смелый»
«Самый здоровый»
«СУПЕРРОТА».
Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.
Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание «ефрейтор» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, которая крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.
Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание «сержант» и выдаётся ленточка зеленого цвета.
Звание «старшина» и нагрудную ленточку красного цвета получают те ребята, кто за смену набирает 20 знаков.
1 раз в 3 дня созывается Совет Ротных, который корректирует маршруты своих отрядов при помощи жеребьёвки.
Ежедневно каждая рота получает зеленую звезду в общую зачетку плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать зеленую звезду за самый чистый отряд в столовой, комнате совещаний и отрядной комнате. Совет капитанов по проведению соревнования может дать ещё одну зеленую звезду за интересное отрядное дело (если оно еще описано и сдано в банк интересных дел). Также прописана система штрафных санкций за нарушение правил проведения мероприятий и дисциплины, самовольного отлучения и т.д.
8. Детское самоуправление
На организационном этапе проходят выборы капитанов, помощников по спорту, дежурству, помощников – оформителей и др. в течение смены дети могут обмениваться поручениями в роте, в зависимости от того, как решит общее собрание.
9. Содержательная модель программы
Традиционно из детей формируется 2 отряда: оздоровительный и трудовой. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел. В трудовом отряде свой список – свои 7 этапов, связанные с ежедневными делами на участке. После обеда они присоединяются к оздоровительному отряду для проведения общелагерных дел.
Каждая рота лагеря имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:
названии экипажа;
девизе, символах и атрибутах;
законах и традициях отрядной жизни;
игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха; оформлении «Бортового Журнала» и отрядного уголка.
10. Информационное обеспечение программы «Вперед, к Победе!» осуществляет начальник лагеря. Он несет ответственность за организацию выездных дней и общелагерных воспитательных мероприятий.
11. Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы, ПДО, зав.участком, заместитель директора по ВР. Ежедневно после уходя ребят вожатые под руководством начальника лагеря проводят планерку, на которой разрабатывают содержание следующего дня смены и назначают ответственных за проведение того или иного мероприятия.
12.Тематическое планирование
В данное тематическое планирование включены мероприятия, проводимые в оздоровительном отряде и общешкольные дела.
День первый:
приход в лагерь, игра по отрядам «Суета сует»; общелагерная игра «Вперед, к Победе!». Отрядные огоньки знакомств.
День второй:
организационные сборы в отрядах, деление на экипажи; общелагерный сход «Стройся!», вожатский сюрприз «На всех парусах»
День третий:
линейка открытия «Полный вперёд!», дискотека «Песни Победы», викторина по легендам Древней Греции о Геракле, обдумывание символики, названия.
День четвёртый:
подготовка защиты ротной символики, выпуск стенной газеты «1 день из армейской жизни», заполнение «Бортового журнала»,
День пятый:
эколого-спортивный день – старт 1 этапа: защита символики на линейке, индивидуальные соревнования в «Школе рядовых»
общая большая эстафета «В поисках маршрутного листка», «Брейн-ринг по русским сказкам».
День шестой:
музыкальное шоу-программа «Гарри Поттер приглашает…», КВН «Рыцарский турнир»
«Дневник регаты»– просмотр видео- и мультфильмов.
День седьмой:
отрядное время по подготовке КТД, первенство по футболу
интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками» (по мотивам восточных сказок)
День восьмой:
день наоборот «Западня» (сюрпризы)
конкурсная программа «Ледовое побоище»
сказка «Шиворот-навыворот»
День девятый:
подготовка к тематическому дню по отрядам «Три в одном»
конкурс художников «Я и героическое прошлое моей страны»
День десятый:
тематический день «Три в одном» (по мотивам героических сказок разных народов)
занесение отзывов в альбом
День одиннадцатый:
соревнование между командами учителей и детей «Огонь, вода и медные трубы»,
конкурсная программа «В гостях у А.С. Пушкина»
День двенадцатый:
праздник «Нептуна»
брейн-ринг «Ижевск – столица моей Малой Родины»
День тринадцатый:
творческий день «С корабля на бал» (Конкурс Прекрасных Дам и Доблестных Рыцарей)
заполнение «Бортового Журнала»
День четырнадцатый
подготовка к комическому футболу (в костюмах сказочных героев), корректировка курса
выпуск газеты пресс-центром «1 день из армейской жизни»
День пятнадцатый
Комический футбол
Просмотр видео- и мультфильмов
День шестнадцатый
Викторина «По следам юных героев-антифашистов»
конкурсная программа «Лидер и его команда»
День семнадцатый
прощальные отрядные огоньки, подведение итогов игры
детский концерт
День восемнадцатый
ярмарка «В гостях у сказки», линейка закрытия смены – Финиш регаты
концерт – сюрприз «На всех парусах».
14. Ожидаемые результаты по программе
Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 30 мальчишек и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Вперед, к Победе!» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:
1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе;
приобщение к героическому прошлому своей страны через применение нестандартных форм и методов организации воспитательного пространства;
гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения;
формирование у детей толерантных установок через использование сказочного материала разных народов мира;
2. Результаты, касающиеся детского объединения:
создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях;
осознанное выполнение поручений, доверенное своим отрядом.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:
апробация новой модели лагерной смены (деление отряда на роты);
совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми (включение методики сюжетно-ролевой игры);
пополнение копилки форм работы;
развитие опыта деятельности вожатых и начальника лагеря.
4. Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:
повышение уровня педагогического мастерства;
апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Вперед, к Победе!», самореализация вожатых.
15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
В лагере осуществляется следующие виды диагностики:
Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
Итоговая диагностика
Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.
16. Законы рядовых
Закон дружбы:
Один за всех и все за одного.
Закон времени:
Точность – вежливость королей.
Закон слова и дела:
Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.
Закон поднятой руки:
Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.
Закон дома:
Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.
Закон песни:
Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.
Закон природы:
Мир природы – мир прекрасный.
Не губи её напрасно.
17. Традиции рядовых
Традиция приветствия.
Традиция «Орлятского круга».
Традиция проведения огоньков.
Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».
Традиция доброго отношения к песни.
Традиция уважительного отношения к подвигам Героев.
18. Используемая литература
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Конвенция о правах ребенка / Советская педагогика, 1991, № 16.
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
6. ALTAYINFO.RU
7. Можейко О.В. Программа лидерского образования детей и подростков в ВДЦ «Орленок», Туапсе, 2005
8. Н.М. Пилиптий. «Город Здоровья». Практика административной работы в школе, № 2, 2004
9. Шуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 2005.
Тематическое планирование
В данное тематическое планирование включены мероприятия, проводимые в оздоровительном отряде и общешкольные дела.
День первый:
приход в лагерь, игра по отрядам «Суета сует»; общелагерная игра «Вперед, к Победе!». Отрядные огоньки знакомств.
День второй:
организационные сборы в отрядах, деление на экипажи; общелагерный сход «Стройся!», вожатский сюрприз «На всех парусах»
День третий:
линейка открытия «Полный вперёд!», дискотека «Песни Победы», викторина по легендам Древней Греции о Геракле, обдумывание символики, названия.
День четвёртый:
подготовка защиты ротной символики, выпуск стенной газеты «1 день из армейской жизни», заполнение «Бортового журнала»,
День пятый:
эколого-спортивный день – старт 1 этапа: защита символики на линейке, индивидуальные соревнования в «Школе рядовых»
общая большая эстафета «В поисках маршрутного листка», «Брейн-ринг по русским сказкам».
День шестой:
музыкальное шоу-программа «Гарри Поттер приглашает…», КВН «Рыцарский турнир»
«Дневник регаты»– просмотр видео- и мультфильмов.
День седьмой:
отрядное время по подготовке КТД, первенство по футболу
интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками» (по мотивам восточных сказок)
День восьмой:
день наоборот «Западня» (сюрпризы)
конкурсная программа «Ледовое побоище»
сказка «Шиворот-навыворот»
День девятый:
подготовка к тематическому дню по отрядам «Три в одном»
конкурс художников «Я и героическое прошлое моей страны»
День десятый:
тематический день «Три в одном» (по мотивам героических сказок разных народов)
занесение отзывов в альбом
День одиннадцатый:
соревнование между командами учителей и детей «Огонь, вода и медные трубы»,
конкурсная программа «В гостях у А.С. Пушкина»
День двенадцатый:
праздник «Нептуна»
брейн-ринг «Ижевск – столица моей Малой Родины»
День тринадцатый:
творческий день «С корабля на бал» (Конкурс Прекрасных Дам и Доблестных Рыцарей)
заполнение «Бортового Журнала»
День четырнадцатый
подготовка к комическому футболу (в костюмах сказочных героев), корректировка курса
выпуск газеты пресс-центром «1 день из армейской жизни»
День пятнадцатый
Комический футбол
Просмотр видео- и мультфильмов
День шестнадцатый
Викторина «По следам юных героев-антифашистов»
конкурсная программа «Лидер и его команда»
День семнадцатый
прощальные отрядные огоньки, подведение итогов игры
детский концерт
День восемнадцатый
ярмарка «Герои нашей республики», линейка закрытия смены – Победный марш
концерт – сюрприз «На всех парусах».
Акт
испытания спортивных сооружений и снарядов
от « » 20 года
Мы, комиссия в составе 3-х человек:
Таначева О.А. – директор школы
Субботина Е.О. – учитель физкультуры
Кромченкина З.А.- завхоз школы
провели испытания следующих спортивных снарядов и сооружений:
Канат для лазания - груз 100 кг.
Шведские стенки - груз 100 кг.
Брусья параллельные - груз 100 кг.
Туцрники - груз 100 кг.
Спортивная горка - груз 100 кг.
Гимнастическое бревно - груз 100 кг.
подвесив к каждому снаряду груз весом 100 кг., о чем составили настоящий акт. Все снаряды и сооружения исправны.
Таначева О.А.
Субботина Е.О
Кромченкина З.А.
План – сетка работа оздоровительного отряда в ЛОЛ
МБОУ Дулесовская основная школа, лето 2023
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |