12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Ольга Борисовна35

Пояснительная записка

1. Актуальность. В наше стремительное время, когда в сознание ребенка поступает огромное количество информации, электроника и интернет становятся абсолютной нормой жизни, призванные упростить наше существование. Интернет-общение позволяет, не выходя из дома общаться, практически, с любым человеком. Сейчас растет поколение детей, предпочитающих общаться между собой электронным способом, оставляя за бортом все другие формы общения, ведь все что им необходимо для этого есть на компьютерном столе и телевизионной тумбочке. Это негативно сказывается на развитии организма и личности в целом. Общаясь по интернету, ребенок обретает виртуальную личность, но нереальную. Отсюда могут возникать проблемы с социализацией и личностным ростом.

«Современные дети не умеют играть в массовые игры» - звучит странно. Но игра - это очень сложная деятельность, включающая и интеллектуальные, и эмоциональные ресурсы ребенка. В играх дети учатся общаться, находить общий язык, быстро соображать, соревноваться, веселиться, прыгать-бегать-скакать, организовывать команды. Благодаря создавшимся ситуациям и контакту с разными детьми ребёнок имеет возможность проявить себя в той или иной роли. И эта свободная самостоятельная активность приносит детям огромное удовольствие. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир.

Но сегодня дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Основная игровая деятельность детей сосредоточена в виртуальном пространстве. Исчезновение  дворовых игр в мире детей грозит не только всплеском гиперактивности (невозможностью контролировать свое поведение и настроение, и действовать по правилам),  но и ведомым поведением, безответственностью, низким самоконтролем, внутренней несвободой (признаки асоциального поведения). Лишившись дворовой игры,  поведение детей остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых и обстоятельств.

2. Новизна. Для разрешения сложившейся ситуации предлагается довольно простой и интересный способ. Детей необходимо научить играть в массовые (дворовые игры), а у родителей возродить мотивацию и интерес к живому общению! И сделать это надо в такой форме, которая бы не носила характер принуждения – эта форма – дворовые игры. («Новое – это хорошо забытое старое» - народная мудрость).

       Еще 2-3 поколения назад дворовые игры имели огромное значение. Дворовая игра помогала детям различного социального положения стирать границы между собой и общаться на одном уровне, развивая в них стремление к равенству и нетерпимость к настроениям, отрицающим единство людей. Людям, которые в детстве прошли увлекательную школу дворовых игр, легче адаптироваться в любом коллективе, понимать и сочувствовать. Реальное живое общение, которое составляет основу игр на природе, во дворе, имеет огромное психотерапевтическое и воспитательное значение. Здесь прослеживается профилактика замкнутого поведения, необщительности, проблем с самооценкой, произвольностью. Ребенок начинает понимать, что за пределами его «Я» находится множество разных людей со своими желаниями и стремлениями.

Возрождение традиций дворовых игр многое сделает и для гармонизации детско-родительских отношений, преемственности поколений. Дети почувствуют и узнают новое измерение близости со своими родителями, поймут, чем жили их папы и мамы, когда были такими же маленькими, как и они. Открывается новая линия взаимодействия между старшими и младшими детьми. Старшие помогают, обучают, выручают детей в игре, передают им свои знания и опыт общения с миром. А младшие с обожанием в глазах с удовольствием все это принимают, а потом, подрастая, сами  становятся доброжелательными ведущими детских компаний, не обижая, а привлекая младших.

Одной из особенностей программы является мобильность целевой группы. Здесь нет однозначного возраста, на который она была бы рассчитана. Целевой группой могут быть и дети младшего дошкольного возраста и подростки, родители и младшие школьники, педагоги и дети.

Другой особенностью программы является её конечная завершенность. Так же как и чтение не даёт сиюминутный результат, так и общие игры его не дадут сразу, это долгий процесс. Результат, который отразится через годы.

3. Направленность программы:

- по содержанию: спортивно-оздоровительная;

- по функциональному предназначению: досуговая;

- по форме организации: общелагерная.

4. Цель программы: мотивация детей и подростков к живому общению через дворовые (массовые) игры

5. Задачи: создать условия для живого общения детей; познакомить и обучить массовым играм; рассказать о многообразии дворовых игр; возродить дворовые (массовые) формы игр; формировать у воспитанников социальную активность, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.

6. Возраст участников программы: дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет.

7. Сроки реализации программы – с 01 июня по 25 июня 2015 года.

8. Механизм реализации программы:

1. Подготовительный этап:

- подбор кадров;

- финансовое обеспечение;

- разработка документации;

- комплектование отрядов

2. Организационный этап:

- постановка целей и задач;

- определение направлений деятельности педагогов;

- подготовка дальнейшей деятельности по программе;

3. Основной этап:

- знакомство с дворовыми играми;

- непосредственно игровая деятельность;

- подведение итогов смены

9. Принципы деятельности:

- уважение индивидуальности каждого ребенка;

- обязательный учет задатков и возможностей детей;

- уважительного отношения между взрослыми и детьми;

- создание ситуации успеха;

- демократичности и сотрудничества – свобода выбора учащимися занятий, планирование совместной работы с педагогами, учащимися, родителями;

- целостности – программа направлена на укрепление физического, умственного и социального здоровья;

- интеграции – сотрудничество с библиотекой, детским садом;

- системности – физическое, нравственное, умственное развитие происходит в системе.

10. Содержание и средства реализации программы

Работая воспитателям с 2006 года в детском оздоровительном лагере, обратила внимание, что ребята больше не интересуются дворовыми играми - сидят стайками и изучают компьютерные игры и сотовые телефоны, которые заменили радость живого общения, взаимопонимания, дружбу.

Очень хочется вернуть ребятам радость этих игр, где дети приобретают новые навыки… Сохранить частичку нашего детства, соблюдая баланс и нормы пользования средств современной массовой информации.

Дворовые игры - не просто развлечение, это еще и обучение. В этих играх учатся общению, умению создавать команды и «работать» в них, учатся быстро соображать, прыгать-бегать, соревноваться, да и веселиться тоже. Именно поэтому в рамках данного проекта разработан план по ознакомлению и вовлеченности в дворовые игры, которые, на мой взгляд, изменят взаимоотношения между сверстниками.

Любой ребенок включается в игру, если у него для этого есть условия. В ДОЛ «Заря» созданы пространство и условия для игры: на территории лагеря имеется оборудованная спортивная площадка, приобретено спортивное и игровое оборудование (мячи, скакалки, бадминтон, настольный теннис и т.д.)

План-сетка составляется на каждую смену.

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

- квалифицированные кадры;

- спортивно-игровой инвентарь;

- цифровой фотоаппарат;

- музыкальное оборудование;

- сеть Интернет;

- канцелярские товары;

- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;

- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.)

11. Ожидаемые результаты

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в игре, его поступки, его отношение к сверстникам, партнёрам по игре, к взрослым людям.

Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, в компании друзей с целью организации  досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию, тем самым возникает живое общение между детьми. Полученные знания разнообразных игр и опыт организаторской деятельности позволяет ребёнку стать хорошим помощником педагога в реализации программ воспитания и закрепить на практике полученные знания, умения, навыки.

Таким образом, игра, её положительное влияние на развитие и становление личности ребёнка, расширяет своё поле деятельности и выходит за границы лагеря.

Для педагогов:

- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей

- повышение уровня педагогического мастерства

Для детей:

- укрепление здоровья детей

- приобретение игровых знаний

- развитие творческой активности каждого ребёнка

- укрепление связей между разновозрастными группами детей

Для родителей:

- удовлетворённость родителей отдыхом детей.

По окончании смены детям и родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, проанализировав произошедшие за этот период события и мероприятия. Результаты анкеты будут учитываться при организации работы лагеря на следующий год.

12. Литература

- «Игры дома и на улице» - полная иллюстрированная энциклопедия игр для дошкольников и школьников. / С.О.Чебаева, Москва, АСТ Астрель: Полиграфиздат, 2011 год

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.