Программа дополнительного образования «Песенный фольклор»
Пояснительная записка
Учебная программа «Песенный фольклор», составлена на основе программ: «Фольклорный ансамбль» Горевой Л.А, собственного опыта.
В целом программа ориентирована на базовый компонент музыкального образования обучающихся.
Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности.
Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития обучающихся. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Песня это душа, чистота чувств, искренность, правда, простота и естественность. Песня воспитывает и облагораживает. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.
В соответствии с этим целью программы является формирование обучающегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией фольклора:
формирование представлений о фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление музыкального фольклора как особой формы освоения культурной традиции;
Освоение лучших образцов музыкального фольклора различных региональных стилей и средств художественной выразительности, их составляющих.
формирование основных эстетических, музыкальных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки фольклорных произведений;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям.
Развитие музыкальных и творческих способностей.
Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления обучающихся.
Песенный фольклор для обучающихся - основа предлагаемого репертуара. Жанры песенного фольклора равно как полезны, так и доступны.
Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал. Репертуар строится на изучении лучших образцов фольклора, авторских произведений, обработок русских народных песен..
Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных занятий определяются тремя составляющими:
спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;
педагогическими задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых педагогом знаний, разучивания и исполнение песен, слушание музыки;
возрастными психофизиологическими особенностями обучающихся.
Для большей наглядности занятий следует уделить воспитанию у обучающихся культуры восприятия музыки, расширению их музыкального кругозора.
Используются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, театров, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен – все это поможет развить художественный вкус, пробудить слушательский интерес.
В работе с коллективом можно использовать и некоторые формы экспедиционной работы. Это могут быть встречи с чьей – нибудь бабушкой, которая хорошо поет, или совершить поход за «песнями».
Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения обучающихся музыкальному фольклору – это его синкретизм, соединение в нем напева слова и движения, которые определяют три основных вида творческой деятельности:
импровизацию поэтического текста;
импровизацию движений и пластике танца.
варьирование и импровизацию музыкального текста.
Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей обучающихся. Сегодня песенный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.
Актуальным является национальное воспитание, поэтому в программу включены произведения разных областей. При изучении русского и национального фольклора обучающиеся должны прийти к выводу, что каждый народ – это ветви одного дерева.
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии обучающихся, включающие национально- региональный компонент.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 418 часов в год. Занятия по данной программе проводятся с двумя группами. Возраст учащихся 15 – 17 лет.
Занятия кружка проходят во внеурочное время. Наполняемость кружка 16 человек.
На первом году обучения происходит ознакомление обучающихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допускать резкого, зажатого, форсированного звучания. Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона, начиная от примарной зоны (ми - фа). Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией; стремление к полной свободе исполнителей, чтобы эти навыки были же такими естественными, как и процесс речи.
Особое внимание уделяется обучению искусства многоголосного пения. Умение каждого обучающегося петь в любой хоровой партии.
На втором году обучения проходит закрепление и дальнейшее совершенствование навыков, полученных в первый год обучения. Продолжение развития творческих способностей обучающихся фольклорного коллектива. Дальнейшее совершенствование вокально-певческой народной манеры. Пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным. Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков. Владение дыханием, ясный унисон, единая манера звукообразования, одинаковое формирование гласных звуков, умение «огласовывать» согласные, чистое интонирование в многоголосии. Обучение умению сочетать пение с движением или с игрой, сохраняя качество звучания и свободное естественное исполнение песен с движением – хоровод, пляска. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях.
За два года обучения у обучающихся формируется интерес к изучению фольклора. Развиваются вокально – хоровые навыки. Особое внимание уделяется двухголосному, трёхголосному пению. Совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительской деятельности.
Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по освоению песенного фольклора согласно данной программе.
Музыкально-фольклорное развитие обучающихся предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни. Внеурочная деятельность открывает перед обучающимися необъятный мир народной музыки; благодаря ей формируется музыкальная культура подростков как важная составная часть всей духовной культуры.
Критериями успешности является результативность участия обучающихся в отчетных концертах, в городских, областных смотрах, фестивалях, концертах, конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы: в середине учебного года проводится презентация кружка в конце 1-го полугодия – отчетный концерт. В конце учебного года – контрольные занятия, отчетный концерт.
Тематический план к программе дополнительного образования««Песенный фольклор»
Содержание и виды работы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
Подготовительная группа |
|||
Вокально-хоровая работа: |
|||
пение произведений |
245 |
20 |
225 |
пение учебно-тренировочного материала |
70 |
4 |
66 |
Слушание музыки |
27 |
10 |
17 |
Элементы хореографии |
58 |
3 |
55 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера |
9 |
- |
9 |
Концертные выступления |
9 |
- |
9 |
Итого: |
418 |
37 |
381 |
Основная группа |
|||
Содержание и виды работы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
Вокально-хоровая работа: |
|||
пение произведений |
245 |
20 |
225 |
пение учебно-тренировочного материала |
70 |
4 |
66 |
Слушание музыки |
18 |
6 |
12 |
Элементы хореографии |
58 |
3 |
55 |
Экспедиционная работа |
9 |
1 |
8 |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера |
9 |
- |
9 |
Концертная деятельность |
9 |
- |
9 |
Итого: |
418 |
34 |
384 |
Содержание программы (подготовительная группа)
Вокально – хоровая работа.
(первый год обучения)
Ознакомление обучающихся с навыками точного интонирования в пределах чистой квинты.
Овладение навыками унисонного пения с целью образований единой манеры пения. Кантилена – основа нения. Мягкая атака звука.
Овладение навыками певческого дыхания: бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Навыки «цепного дыхания».
Работа над дикцией, близкой к разговорной речи. Выучивание скороговорок, пение скороговорок на одном звуке и аккордом. Умение воспроизводить несложный ритмический рисунок.
Пение в натуральном грудном регистре близким, полетным звуком.
Выработка ощущения ритма и темпа.
Пение календарных, шуточных песен без внутрислогового распева, с плавным движением мелодии, с минимальными распевами.
Обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания. Умение сопровождать пение элементарными движениями.
В репертуар включать произведения одноголосные с элементами двухголосия в объеме кварты – квинты.
(второй год обучения)
Освоение навыков точного интонирования в пределах квинты – сексты.
Дальнейшая работа по выработке единой манеры пения. Кантилена - основа пения. Укрепление естественного грудного и головного резонирования.
Дальнейшая работа по овладению техникой цепного дыхания.
Дальнейшая работа над дикцией. Пение «говорком».
Работа над 2-х, 3-х голосными народными песнями, включение элементов многоголосия с тесным расположением голосов и контрастным движением.
Продолжение работы над ритмом и темпом (внутри долевая пульсация).
Работа над ощущением лада народной песни.
Овладение навыками пения без дирижера.
Выработка легкости, подвижности исполнения в хороводных, игровых и шуточных песнях.
Использование при исполнении песен несложных танцевальных движений.
Теоретические знания. Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени ее создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений, необходимо подчеркнуть особенности местного говора, соотнося его с литературным.
Практические занятия. Показ – исполнение песни. Разбор произведения. Анализ музыкальной структуры (сколько фраз, похожи они или разные, лад и т.п.) Разучивание песни. Проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Пение учебно – тренировочного материала.
1.Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения. Упражнения на дыхание, дикцию, звукообразование.
2.Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
1. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата, (артикуляционная гимнастика, скороговорки)
1. Губы вытянуть вперед и улыбнуться.
2. Пятачок – движение по часовой стрелке и наоборот.
3. Покалывание языком.
4. Рисование языком.
5. Провести кончиком языка по твердому небу от верхних зубов к мягкому небу, затем втянуть язык в глотку.
6. Упираться языком в нижние зубы и с силой выталкивать их вместе с нижней челюстью вперед.
Скороговорки.
1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Чищу щеткой я щенка щекочу ему бока
3. Веники веники да веники помелики
Да на печи валялися да с печи оборвалися
Кум Гаврило Кум Гаврило я Гавриле говорила
Веретена не точены в бане веники мочены.
Упражнения на укрепление дыхания.
Упражнения на дыхание без звука помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу точно и скординированно.
Упр. 1 Встаньте прямо, руку положите на живот, сделайте активный короткий вдох носом чтобы стенка живота отодвинулась вперед, выдох спокойный через нос.
Упр. 2 Активный вдох носом. Вдыхайте тонкой длиной струйкой воздух через рот.
Упр. 3 Активный вдох носом. Выдыхайте короткими сильными толчками через плотно сжатые губы.
Упражнения на развитие вокального слуха и певческого голоса.
1. Для нахождения одинаковой позиции звука плавного перехода от одной гласной к другой, воспитаний навыка «тянуть» звук, выработки единого звукоизвлечения гласных полезно начинать распевание с одного звука, двигаясь вниз по полутонам. ( а-э-и-о-у)
2. Для развития подвижности голоса, выравнивание гласных. (Зелены луга)
3.Нахождение грудного резонирования, ощущение опоры звука, естественного разговорного произношения слога. (я-е-я-е-я)
Слушание музыки.
Прослушивание:
1) народных песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детских фольклорных коллективов.
2) народных песен традиционной музыки русского поозерья. (Колядки, масленичные, егорьевские, веснянки, жнивные, купальские, семицкие).
3) фрагментов из опер русских композиторов, в которых использованы народные мелодии. Римский – Корсаков - опера «Снегурочка» (колядка, хороводная, масленичная), опера «Борис Годунов» (подблюдная, хороводная).
Рассказ о произведениях, формирование культуры восприятия.
Хореография.
Выработка правильной красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Основные позиции рук, ног, корпуса.
Основные ходы хоровода. Освоение и изучение кругового хоровода, хоровода «стенка на стенку», фигур «ручеек», «воротца», «поклон».
Дроби- один из основных элементов русского народного танца. Разучивание и отработка простого дробного шага, двойной дроби в медленном и быстром темпе.
Изучение и освоение поклонов.
Содержание программы (основная группа)
Вокально – хоровая работа.
(первый год обучения):
Закрепление и дальнейшее совершенствование всех вокально – хоровых навыков: владение дыханием, единая манера звукообразования, одинаковое формирование гласных звуков, умение «огласовывать» согласные.
Развитие и расширение диапазона голоса, выравнивание всех его звуков.
Умение петь и чистое исполнение в многоголосии.
Исполнение песен традиционных жанров фольклора.
Использование народной хореографии. Естественное исполнение песен с движением.
Работа над произведениями с использованием традиционных музыкальных инструментов.
Совершенствование концертного исполнительского мастерства.
(второй год обучения)
Яркая тембровая окраска голосов. Народное звуковедение. Исполнение песен с широкими распевами, сложными ритмическими рисунками.
Закрепление и развитие художественных и технических навыков и умений.
Закрепление навыков чистого интонирования и ансамбля в условиях песенно – танцевального действа.
Закрепление навыка цепного дыхания в исполнении произведений без сопровождения, и с движением.
Теоретические знания: Более глубокое изучение жанров произведений народной музыки, их специфических особенностей, анализ музыкально – выразительных средств (структуры, формы, лада, ритма и т.п.). Анализ поэтического текста. Изучение песен различных областей, их стиля.
Практические занятия. Показ – исполнение песни, прослушивание записи с исполнением ее народными мастерами. Разбор произведения. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.
Разучивание произведения отдельно по партиям, а затем вместе.
Пение учебно – тренировочного материала.
Подробное объяснение цели и задачи каждого упражнения, сознательное его исполнение. Упражнения на развитие вокального слуха и певческого голоса.
Упражнения на развитие навыка многоголосного пения.
Упражнения на дыхание, звукообразование, дикцию.
Упражнение на дикцию. (скороговорки)
1.На мели мы лениво налима ловили
На мели мы ловили линя.
2. Корабли лавировали лавировали, да не вылавировали.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
Упражнение на звукообразование.
Собирание звука и артикуляции, настрой на высокую позицию. (Вью, вью, вью венок)
Упражнения на дыхание.
Упр. 1 Задержанное дыхание. Сделайте полный вдох, задержите дыхание как можно дольше,и с силой выдохните воздух через открытый рот.
Упр. 2 Развитие навыка опертого дыхания, устойчивое интонирование больших интервалов. Ощущение грудного резонирования с плавным незаметным переходом в головной, используя мягкую атаку звука. (Ты не стой, не стой колодец)
Упражнения на развитие навыка многоголосного пения.
Воспитание гармонического слуха, выравнивание строя.( Ты волна игрива, ты волна пуглива).
Прослушивание:
1) народных песен в исполнении ведущих певческих коллективов ЕАО. (Казачий хор, «Калинка», «Младушка», «Русская песня» г. Биробиджана, «Камышинка» с. Камышовка, «Рсская песня» с. Амурзет, «Рябинушка» с. Приамурская, «Крыныченька» с. Пузино, «Гуляй братки» с. Амурзет.
2) народных и авторских песен в исполнении профессиональных народных коллективов.(Хор им. Пятницкого, Омский, Воронежский, Северный, Волжский, Оренбурский, Рязанский)
3) вокально – хоровой, инструментальной, симфонической музыки, использующей народные мелодии.
Организация вечеров, коллективные посещения концертов и спектаклей.
Хореография.
Совершенствование навыков хореографии, полученных в подготовительных группах.
Изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового.
Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерки», «улитки», «змейки», «колонны», «прочес».
Изучение и освоение сложных дробей: двойная дробь с переступаниями, трилистник. Разучивание и отработка ритмических рисунков сложных дробей.
Подготовительная группа:
Репертуар (первый год обучения)
Колядки: «Куры рябые», «Святой вечер»
Масленичные: «Масленицу дожидали», «Ой заря моя, зоренька»
Семицкие: «Березка девушек призывала», «Ай кумушки-голубушки», «Девушки-голубушки»
Купальские: «Ой купаленка», «Купала-купала»
Жнивные: «Потеряла заря ключи», «В поле жито я дожала»
Веснянки: «Весну пора звать», «Жавороночки-полетовочки», «Впереди весна с радостью»
Репертуар (второй год обучения)
Свадебные песни: «И да пошли звоны», «Ой вьюн по реке».
Хороводные: «Кумушки-кумитеся», «Красно солнышко».
Плясовые: «Варенька», «Четыре двора».
Лирические /протяжные/: « В чистом полюшке».
Частушка: «Зашумели в саду ели».
Основная группа:
Репертуар (первый год обучения)
Русские народные песни: «Порушка-Параня» - плясовая, «Черный то ворон воду пил» - хороводная (Смоленской области), « Про Казака» - лирическая, «Дуняша» - плясовая (Орловской области), «Не пыляшитя девки дюжа» - плясовая (Псковской области), «Пошли звоны» - Свадебная ( Брянской области).
Авторские песни: « Лети перышко» Муз. И Сл. И. Леоновой; «Гляжу в озера синие». Сл. И. Шаферана. Муз. Л. Афанасьева.
Репертуар (второй год обучения)
Русские народные песни: «Под горою диво» - Шуточная, плясовая. (Брянская обл.), «Лети пташка-канарейка – лирическая. Зап. В. Щурова. (Белгородская обл.), « А все кумушки домой» - плясовая ( Калужская обл.), « Как вставало утро раннее»- лирическая, Обр. Боке, « Возле моста трава росла»- плясовая ( Воронежская обл.), « Не ходите девки замуж за него» - плясовая ( Смоленская обл.).
Аворские песни: «Скажите лебеди». Сл. Н. Кончаловской, М.Андронова, Муз. М. Лаптева; « Три ровесницы». Сл. М. Исаковского. Муз. А. Печникова.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
Вокальные навыки:
Петь в открытой, народно-певческой манере в диапазоне до - соль1 (ля1). Петь мягко, звонко, легко. Помнить, что крик – это враг певческого голоса.
Уметь исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную в мелодическом отношении песню без помощи музыкального инструмента – соло.
Уметь брать дыхание в характере произведения. Правильно формировать гласные в строго речевой манере. Мягко, напевно, не выталкивая, произносить согласные звуки.
Хоровые навыки:
Петь чисто, в унисон несложные в мелодическом отношении песни. Чувствовать ритмическую пульсацию песни. Уметь петь некоторые виды двухголосия и трехголосия в упражнениях и в песнях.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
Вокальные навыки:
Пение в народной манере в диапазоне: сопрано- ми1 – до2 ( до2, ре); альты – ля м – ля 1.
Умение петь мягко, легко, звонко, сглаживать регистры.
Правильно, в разговорной манере, формировать гласные звуки. Владеть «огласовкой» согласных.
Владеть певческим дыханием, фразировкой. Уметь в исполнении раскрыть содержание песни, ее душу.
Свободно и непринужденно исполнять песни с движением.
Уметь петь в любой хоровой партии.
Ощущать пульсацию и вести песню не только с четким ритмом и хороводным движением, но и лирическую с распевами.
Хоровые навыки:
Яркий, ясный унисон. Единая манера звукообразования.
Свободное владение двух – и трехголосием.
Владение цепным дыханием. Умение запевать песню, повести ее, т.е. выполнять функции дирижера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М.: 1993
Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.
Мешко Н. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. \\ Клубные вечера.- М.: 1976, выпуск 2.
Методические рекомендации по работе с детскими фольклорными коллективами. – Пермь., 1984
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы.- М.: Издательский центр «Академия»., 1996
Попов В.С. Русская народная песня в хоре.- М.: 1985
Проблемы обучения и подготовки руководителей фольклорных коллективов на Дальнем Востоке. Сб.тр. выпуск 1 \ КТО. Культура. Х.: 1997
Работа в хоре. Методика. Опыт. – М.: Профиздат, 1977
Соколов В. Работа с хором: учебное пособие 2-е издание., перераб.док.М.: музыка, 1983
Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: музыка, 1988
Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах.- М.: 1984