Программа Дополнительного Образования "Человек в истории"

0
0
Материал опубликован 14 October

t1728900773aa.png

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА»


Прямая соединительная линия 7






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дополнительного образования

«Человек в истории»











Москва – 2023г.



Пояснительная записка


Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.


Направленность дополнительной образовательной программы - естественно-научная.

Новизна программы состоит в том, что в настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у обучающихся является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.

Актуальность программы напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач работы по гражданскому воспитанию.

Педагогическую целесообразность: Занятия историей не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности? Так как именно в этом возрасте (15-17 лет) происходит формирование гражданской позиции и идентичности, любовь к Родине.

Цели данной программы:

1.Выработать у обучающихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;

2.Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.

Задачи данной программы

Образовательные задачи:

1.Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;

2.Обучить навыкам исследовательской деятельности;

Развивающие задачи:

1.Развитие навыков работы с историческим источником, текстом;

2.Дать обучающихся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

3. Развивать у обучающихся интерес к исторической личности, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;

4. Познакомить обучающихся с героическими страницами истории России и края.

Воспитательные задачи

1.Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;

2.Формировать гражданскую позицию, патриотизм;

3.Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;

4.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);

5.Воспитывать и развивать уважение к истории российского общества.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: Данная программа рассчитана на возраст обучающихся: 15-17 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной про
граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы):
1 год.

Формы и режим занятий:

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.

Формы занятий

лекции с обсуждением документов;

беседы;

семинары;

практические занятия;

конференции;

заседания круглых столов;

«мозговой штурм»;

анализ альтернативных ситуаций;

работа в группах, парах, индивидуально;

творческие работы;

защита проектов.

Режим занятий

Программа рассчитана на 36 часа в год по 1 часа в неделю.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и истории края;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов.

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

критического восприятия получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания. Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.


Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
участие в научно-практической конференции «Первые шаги», «Шаги в науку».


Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Тип занятия

Форма контроля

Лекция


Практика

1

Вводное занятие

Великие Рюриковичи

1

1


Работа с текстами

тестирование

2

Ратные подвиги русских князей.

2

1

1

Круглый стол

Решение олимпиадных заданий

3

Самодержцы земли русской

1



1

Работа с текстами

тестирование

4

Герои Куликовской битвы

1


1

Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,

дискуссия. Решение олимпиадных заданий

5

Герои Смутного времени

1




1

Сообщения учащихся , работа с документами.

Решение олимпиадных заданий

6

Великие Романовы

1




1

Сообщения учащихся , работа с документами.

Решение олимпиадных заданий

7

Великие полководцы 18 века.

1





1

Практическая работа

Решение олимпиадных заданий


8

Великие

покорители морей 18 века.

1





1

Практическая работа

Решение олимпиадных заданий


9

Герои Отечественной войны 1812 г.

1


1




Сообщения учащихся, анализ источников. Решение олимпиадных заданий

10

Герои Отечественной войны 1812 г. в Москвы

1



1



Сообщения учащихся, анализ источников. Решение олимпиадных заданий

11

У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров)

1

1


Сообщения учащихся, дискуссия. Решение заданий

12

Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.

1








1

Сравнение различных ист. источников, анализ, выводы. Решение заданий олимпиады

13

Героизм участников обороны Севастополя.

1


1

Просмотр, краткий конспект.

Практическое занятие

14

Герои Первой мировой войны.

1



1

Выпуск боевого листа.

Решение олимпиадных заданий

15

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи

1




1

Круглый стол. Сравнительный анализ

16

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны.

1

1





Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев. Решение олимпиадных заданий

17

Белое движение. Красное движение.

1




1

Круглый стол. Сравнительный анализ

18

Правители советской России.

1

1



Сообщения учащихся , работа с документами.

Решение олимпиадных заданий

19

Политические лидеры

1

1



Сообщения учащихся , работа с документами.

Решение олимпиадных заданий

20

Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

1

1



Сообщения учащихся, дискуссия

Онлайн-тест

21

Подвиги Флотилии.

1


1

Круглый стол. Решение олимпиадных заданий

22

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

1

1


Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов,

проект

23

Народ Москвы и Московской области в годы войны

1

1


Сообщения учащихся

работа с документами.

24

Ребята из Афганистана.

1


1

Практическая работа Тестирование

25

Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат.

1

1


Сообщения учащихся

анализ источников.

26

Космическое мышление.

1

1


Просмотр, краткий конспект.


27

Героизм в наше время.

1

1



Сообщения уч-ся

Работа с документами.

28

Чрезвычайные ситуации. МЧС.

2




1

Круглый стол. Сравнительный анализ написание эссе

29

Политические партии современной России

2


1

1

Просмотр, краткий конспект.

Решение олимпиадных заданий

30

Общественные деятели современной России

2


1

1

Просмотр, краткий конспект.

Решение олимпиадных заданий

31

Лидеры РФ

2

1


1

Просмотр, краткий конспект.

Решение олимпиадных заданий



Содержание учебного курса


Вводное занятие. Великие Рюриковичи (1 часа)

Теория: Знакомство с династией Рюриковичей «Повестью Временных лет».

Практика: Работа с «ПВЛ» и составление характеристики династии Рюриковичей.

Ратные подвиги русских князей (2 часа)

Практика: Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский. «Русская Правда» - свод законов. Лествица престолонаследия. Любический съезд.

Самодержавны земли русской (1 часа)

Теория: Знакомство с самодержавцами России.

Практика: Составление таблицы по теме: «Основные направления внутренней и внешней политики».

Герои Куликовской битвы (1 часа)

Теория: Знакомство с героями Куликовской битвы Дмитрием Донским, Сергеем Радонежским. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.

Герой Смутного времени (1 часа)

Теория: Знакомство с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Иваном Сусаниным.

Практика: Чтение повести «Герой Троицкого «сидения»» и его историческая правдивость.

Великие Романовы (1 часа)

Теория: Знакомство с Романовыми (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Софья, Петр Первый, правители эпохи «дворцовых переворотов», Екатерина Вторая, Павел, Александр I,II,III, Николай I и II).

Практика: Составление таблицы по теме: «Основные направления внутренней и внешней политики».

Великие полководцы XVIII века (2 часа)

Практика: Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич. Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру ....  сообщения обучающихся.

Великие покорители морей XVIII века (2 часа)

Практика: Сообщения обучающихся про великих флотоводцев.

Герои Отечественной войны 1812 (2 часа)

Теория: Знакомство с героями Отечественной войны.

Герои Отечественной войны 1812 в Оренбургской области (2 часа)

Практика: Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года из записок французских солдат (чтение и разбор).

У войны не женское лицо (подвиги женщин-офицеров) (2 часа)

Практика: Чтение Устава жены офицера. Сообщения обучающихся по теме «Верные подруги моряков», « Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество».

Роль казачества в войнах XVIII и XIX вв (2 часа)

Теория: Знакомство с категорией населения «казаки». История становления казачьих войск.

Практика: Донское и кубанское казачество в войнах. Присяга верному делу.

Героизм участников обороны Севастополя (2 часа)

Теория: Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин.

Герои Первой мировой войны (2 часа)

Теория: Познакомить с основными событиями Первой Мировой Войны.

Практика: Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. Кузьма Крючков. Леонид Николаевич Пунин.

Витте Ю.С., П.А.Столыпин – последние реформаторы российской империи (2 часа)

Практика: Составление сравнительной таблицы по теме: «Деятельность С. Ю. Витте и П. А. Столыпин – как крупнейших политических деятелей».

Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны (2 часа)

Лекция: Знакомство с основными событиями Гражданской войны. Оценка историков.

Белое движение. Красное движение (2 часа)

Теория: Знакомство с вождями и героями Белого и Красного движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин. Чапаев, А.Деникин.

Практика: Работа с историческим источником

Правители советской России (2 часа)

Практика: Составление таблицы по теме: «Правители советской России» (В.И.Ленин, И.В.Сталин, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, А.Андропов, К.Черненко, Н.С.Горбачев).

Политические лидеры

Практика: Работа с историческим источником (Оценка деятельности политических лидеров отечественными и зарубежными авторами).

Массовый героизм в Великой Отечественной войне (2 часа)

Теория: Знакомство с героизмом советских людей.

Практика: Сообщения обучающихся по теме: «Подвиг народа бессмертен…»

Подвиги Флотилии (2 часа)

Практика: Работа с статистическими данными. Анализ деятельности флотилии.

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны (2 часа)

Теория: Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.

Практика: Работа с произведениями о войне – как исторический источник.

Народ Москвы и Московской области в годы войны (2 часа)

Практика: Посещение городского краеведческого музея, встреча с ветеранами ВОВ.

Ребята из Афганистана (2 часа)

Практика: Встреча с ветеранами- интернационалистами.

Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат (2 часа)

Практика: Встреча с участниками боевых действий на Северном Кавказе.

Космическое мышление (2 часа)

Практика: Составление альбома посвященного космонавтам СССР и РФ. Сообщения обучающихся по теме: «Первые космонавты».

Героизм в наше время (2 часа)

Практика: Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. Сахаров, Бонер, Солженицин.

Чрезвычайные ситуации. МЧС (2 часа)

Теория: Знакомство с работой МЧС

Практика: Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. Хроника бедствий и работа спасателей.

Политические деятели современной России (2 часа)

Теория: Знакомство с политическими деятелями политических партий.

Практика: Составление таблицы по теме: «Основные направления внутренней и внешней политики».

Общественные деятели современной России (2 часа)

Теория: Знакомство с общественными деятелями РФ.

Практика: Составление таблицы по теме: «Сравнительная характеристика общественных деятелей».

Лидеры РФ (2 часа)

Теория: Знакомство с лидерами РФ.

Практика: Составление таблицы по теме: «Основные направления внутренней и внешней политики».

























Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:

1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;

2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;

3. определять причины и следствия исторических процессов;

4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;

5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;

6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;

7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;

8. самостоятельно работать с исторической информацией;

9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;

10. составлять краткое выступление по заданной теме;

11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы

12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.




















Учебная и методическая литература

Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 2000.

Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 2011.

Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 2001.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 2002.

Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 2011.

Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1999.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости, 2000.

Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 2012.

Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 2012.


Учебная литература по истории Оренбургской области


1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 1996.

2. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.2000.

3.Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 2012.

4. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1999.


Познавательная.

1. В.Г.Синельников. «Знакомьтесь, Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство, 2000.

2. А.Е.Акиньшина. Документы и материалы «Культурное строительство в Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство, 2012.

3. А.В.Коваленко Записки секретаря обкома партии «Гвардии земледельцы». Москва. Издательство политической литературы, 2011.

4. А.Лазукин Документы воспоминания « Гагарин в Оренбурге». Южно-уральское книжное издательство 1975г.

5. В.П.Россовский. «Солдатская слава». Оренбург, 2012.

6. Н.И.Мячин. « Орденоносное Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство, 2000.

7.Б.Н.Чистяков. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. «За счастье народное». Южно-уральское книжное издательств, 2001.

8.Г.М. Десятков. «Герои секретных архивов». Оренбург, «Южный Урал», 2011.


Периодика

15. Подборка газет «Оренбуржье».

16. Подборка газет «Степной маяк».

17 Подборка журналов «Уральский следопыт».

18. Подборка журналов «Гостиный двор».



































5



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.