Программа дополнительного образования детей «Школьный музей» (5–11 классы)

5
0
Материал опубликован 21 February 2021

Управление образования администрации г.Владимира

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Владимира

«Средняя общеобразовательная школа №31

имени Героя Советского Союза С.Д.Василисина»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

__________________ Руководитель ШМО ___________________

___________________


протокол №___

от «_»_________20 г.


«Согласовано»


С заместителем директора

_________________

_________________

_________________


«_»__________20 г.

«Утверждено»


Директор школы

______________ Т.В.Григорьева


«_»_________20 г.








Программа дополнительного образования детей

«Школьный музей»


Срок реализации программы: 1 год


Возраст детей: 14-17 лет



Составил педагог:

Еременко И.И.







2020 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Актуальность

В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры1.

Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить:

демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры повседневности («низовой культуры»)2 как альтернативы официальной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации (антропологизация музея);

глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;

НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации;

разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;

формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и музейной социологии, трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию.


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Новизна

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Педагогическая целесообразность

Занятия в кружке «Школьный музей» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной традиции, а богатый практический опыт Владимиро-Суздальского музея-заповедника и непосредственное участие в жизни школьного музея помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор.

Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Нормативно-правовая база

Программа кружка «Школьный музей» составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный уровень


Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 0т 29.12.2012г. (с изменениями от 2020г.);

Концепция развития дополнительного образования на 2014-2020 годы;

Приказ министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844;

Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3142-14»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

;Школьный уровень:

Учебный план МБОУ СОШ № 31 г.Владимира на 2020- 2021 учебный год;

Устав школы;

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования МБОУ «СОШ №31»;


Цели и задачи

Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.

Основными задачами курса являются:

содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;

расширение знаний учащихся об истории родного края;

повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;

развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;

формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;

формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.


Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной, авторских элективных курсов И.И.Еременко «По дороге их храма муз», «Основы исследовательской деятельности». Предлагаемая программа имеет практикоориентированный характер и рассчитана на 102 ч. (3 часа в неделю).


Направленность программы - туристско-краеведческая.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Школьный музей» в рамках учебно-воспитательного процесса.

Уровень программы – ознакомительный.


Направления деятельности:

работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;

развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;

воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;

использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;

активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.


Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.



Формируемые знания, умения, навыки.

Программа дополнительного образования «Школьный музей» нацелена на формирование и закрепление следующих знаний, умений и навыков:


знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);

формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление инвентарной книги и др.);

формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей, произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной музейной педагогики и социологии;

развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;

развитие детского общественного движения патриотической направленности.


Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 102 часа (3 часа в неделю: по два занятия по 60 мин.).

Форма образования: очная.


Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Музей как институт социальной памяти

9

3

Школьный музей

40

4

Учимся быть экскурсоводами

15

5

Учимся быть исследователями

15

6

Мы - команда!

21


Итого

102


Содержание программы


1. Введение в курс (2 ч.)

Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее.


2. Музей как институт социальной памяти (9 ч.)

Происхождение музея. Коллекционирование в Древней Греции и Древнем Риме.

Эпоха Возрождения и возникновение музееведения: дворцовые музеи – первые музеи (становление военных музеев); возникновение университетских музеев; зарождение музейной науки.

Музей в эпоху Просвещения: возникновение профильных музеев; первый музей в России.

Первый музей во Владимире. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Детский музейный центр.

Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев).

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Образовательные программы по музейным специальностям.


3. Школьный музей (40 ч.)

Что такое школьный музей?

Основные музейные понятия и термины.

Профили и жанры школьных музеев.

Школьные музеи г. Владимира.

Изучение документации школьного музея.

Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.

Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната). Работа с фондами. Инвентаризация. История экспонатов, представленных в экспозиции.

Экспозиционная работа в музее.

Музейный сайт

4. Учимся быть экскурсоводами (15 ч.)

Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии.

Структура содержание, план экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Культура экскурсовода. Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее. Проведение экскурсий в школьном музее.


5. Учимся быть исследователями (15 ч.)

Лаборатория начинающего исследователя. Тема и проблема исследования. Гипотеза исследования. Методы и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный текст.

Основы библиотечно-библиографической грамотности. Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами.

Способы представления результатов исследовательской деятельности. Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд «Исследователь».


6. Мы – команда!(21ч.)

Заседания ДОО Совета школьного музея. Подготовка к конкурсам. Организационная и фондовая работа. Коллективная проектная деятельность.


Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Основное содержание

1. Введение в курс (2 ч.)

1-2

Введение в курс

2

Музейное дело. Вводное занятие. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее

2. Музей как институт социальной памяти (9 ч.)


3-4














5-6




7-8





9-10





11





История музея













История отечественного музея



История музея родного края





Современный музей





Социальные функции музеев


2














2




2





2





1


Происхождение музея. Коллекционирование в Древней Греции и Древнем Риме.

Эпоха Возрождения и возникновение музееведения: дворцовые музеи – первые музеи (становление военных музеев); возникновение университетских музеев; зарождение музейной науки.

Музей в эпоху Просвещения: возникновение профильных музеев.

Современные зарубежные музеи.


Первый музей в России. Музеи России


Первый музей во Владимире. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Детский музейный центр.


Поиск новых моделей музеев. (В т.ч. экологические, виртуальные и др. модели музеев).

Роль музея в жизни человека.


Основные социальные функции музеев. Образовательные программы по музейным специальностям.

3. Школьный музей (40 ч.)


12-13



14-15



16-17










18-23




24-26





27-33





34-40








41-48





49-51


Что такое школьный музей?



Основные музейные понятия и термины.


Профили и жанры школьных музеев.








Школьные музеи г. Владимира.



Изучение документации школьного музея.




Поисково-собирательская и исследовательская работа в школьном музее.



Фонды музея (в т.ч. характеристика исторического источника, атрибуция экспоната). Работа с фондами. Инвентаризация.




Экспозиционная работа в музее История экспонатов, представленных в экспозиции.


Музейный сайт

2



2



2










6




3





7





7








8




3

История и особенности школьных музеев. «Открываем музей» (практикум)

Изучение музейных понятий и терминов.


Профили (исторические, краеведческие, этнографические, художественные, научно-технические, естественно-научные) и жанры (музей - экспозиция (выставка), мастерская (студия), лаборатория, клуб, театр, адаптационный центр, экскурсионное бюро, игротека, кафе, кванториум, ярмарка школьных музеев).


Школьные музеи г. Владимира (путеводитель, сайты, экскурсии)


Паспорт, концепция, программа деятельности, инвентарная книга, положения о школьном музее и ДОО Совет музея, планы работы.



Составление плана поисково-исследовательской работы. Основные источники информации и правила работы с ними. Формы отчета.


Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы . Правила хранения экспонатов, оформления инвентарных номеров, текстов для музейной экспозиции. Инвентаризация.


Экспозиция постоянная и временные выставки. История музейных экспонатов.



Музейный сайт: анализ разделов. Виртуальный музей. Виртуальная экскурсия. Электронные ресурсы музея.

4. Учимся быть экскурсоводами (15 ч.)


52




53



54-55




56




57-61




62-66

Подготовка музейной экскурсии. Тема и цель экскурсии


Структура содержание, план экскурсии.


Экскурсионные методы и приемы.



Культура экскурсовода.




Подготовка обзорной экскурсии.



Проведение экскурсий в школьном музее.



1




1



2



1




5




5

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии.


Структура содержание, план экскурсии.



Экскурсионные методы и приемы. Интерактив.


Культура экскурсовода:правила ведения экскурсии, правила показа экспонатов. Личная культура экскурсовода (внешний вид, речь)

Распределение тем экскурсий между новыми членами актива музея и прослушивание их в музее.


Практические занятия.

5. Учимся быть исследователями (15 ч.)

67-72






73-77








78-81

Лаборатория начинающего исследователя





Основы библиотечно-библиографической грамотности






Способы представления результатов исследовательской деятельности


6






5







4

Тема и проблема исследования. Гипотеза исследования. Методы (интервью, соцопрос, др.) и этапы исследования. Разделы исследования. Цитаты и ссылки. Научный текст.


Библиографическая характеристика источника. Методы работы в научной библиотеке. Специфика работы исследователя с периодической печатью. Работа с архивными документами.


Формы продуктов исследования. Использование ИКТ в оформлении результатов исследования. Культура устной защиты. Организация ЛТП на базе музея школы. Отряд «Исследователь».


6. Мы – команда!(21ч.)

82-85



86-94


95-102

Заседания ДОО Совета школьного музея.


Подготовка к конкурсам.


Организационная и фондовая работа.


4



9


8

1 раз в четверть (планирование работы, распределение обязанностей, рефлексия)

Подготовка к командным конкурсам музейной, краеведческой и исторической направленности.

Работа с фондами. Санитарно-технические работы.


Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепляется устойчивое уважительное отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории родного края,

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.


Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.


Условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение, информационное обеспечение:

авторские методические разработки:

«Как оформить исследовательскую работу?»

«Технология проектирования»

«Технология РКМЧП», др.

слайд-лекции вспомогательного фонда музея:

«По дороге из «храма муз»,

«Что такое школьный музей?»

«Поисково-собирательская деятельность школьного музея»

«Хранение музейных экспонатов»

«Фондовая работа в школьном музее»

«»Экспозиционно-выставочная работа школьного музея»

«Просветительская деятельность школьного музея»

«Инновационные процессы в школьном музееведении»

«Как написать историю школы?»

«Экскурсоведение»

Материально-техническое обеспечение:

экспозиция школьного музея,

ноутбук,

проектор,

фотоаппарат.

Кадровое обеспечение:

руководитель школьного музея.

Формы аттестации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

защита проектов (индивидуальных и групповых),

презентация творческих работ,

практикумы (проведение экскурсий, оформление инвентарной книги, экспозиции),

написание исследовательских работ.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

пополнение вспомогательного фонда музея.

Литература

Аксёнова А.И.История.Судьба.Музей.- Владимир, 2001.

Аксёнова А.И. Суздаль XX век. Страницы истории.- Владимир, 2002.

Аксёнова А.И. Суздальский музей в период Вов(1941-1945).-В кн.:Материалы исследований. Сборник №8.-Владимир,2002.

Бубнов С.Л. След в бесконечности: Памятники Владимира.- Владимир, 2003.

Ванслова Е.Г. Музей и культура.-М., 2001.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник.-М., 2001.

Владимирскому музею 125 лет.(Материалы научной конференции).- Владимир, 1981.

В помощь активистам музея образовательной организации. – Нижний Новгород, 2014.

Все музеи Владимира, Суздаля, Гусь-Хрустального.- Владимир, 1998.

Днесь светло красуется.Владимир в старой открытке.-Владимир, 1993.

10.Дудорова Л.В. Старый Владимир. – Владимир, 1998.

Жигулевский З. Музеи мира: введение в музееведение.-М., 1989.

Козьякова М.И. История, культура, повседневность. Западная Европа: от античности до XX века.- М., 2002.

Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения.- М., 1995.

Лапцова С.А.25 лет Музею современного художественного творчества:итоги иперспективы.-В кн.:Материалы исследований.Сборник №7.-Владимир, 2001.

Морозов Н.А. Владимирский музей в 1930-58 гг.-В кн.:Материалы исследований.Сборник№10.-Владимир, 2004.

Музей хрусталя.-СПб, 2001.

17. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. –М, 1998.

18.Памятники истории и культуры.- Владимир, 1996.

19.Сотникова С.И. Музеология.- М., 2004.

20.100 великих музеев мира.- М., 1999.

21.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. –М., 2003.

22.Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей.- М., 2001.

Литература к блоку «Учимся быть исследователями»

Литература для педагога:

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.

2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/авт.-сост.

Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренков и др./ Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за

знания, 2006. – 272 с.

3. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.

4. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.

5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.

6. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.

7. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От

замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006. – 160 с.

8. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.

9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

10. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.

11. Соловьева Н.Н. основы организации учебно-исследовательской работы

студента. – М.: АПК и ППРО, 2003. – 55 с.

12. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.

13. Школьный реферат: каким он должен быть?. Методические рекомендации для учителя. Департамент образования Владимирской области. Владимирский институт усовершкенствования учителей. Лабораторий педагогических исследований. Владимир, 1998 г.


Литература для учащихся:

1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.

2. Исследовательская работа на «отлично». – Владимир, 1999.

3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1995. – 303 с.

4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: Кн. Для учащихся/И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1997. – 208 с.

5. . Исследовательская работа на «Отлично». Учебно0справочное пособие для учащихся, студентов, аспирантов. ВОИУУ, Владимир, 1999г.

1 Сотникова С.И. Музеология.-М., 2004, с.5.

2 Там же.

12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации