Программа дополнительного образования «Основы трехмерного моделирования» (5–11 класс)
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Калужская область
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
Основы трехмерного моделирования
Автор: Матросова Надежда Александровна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Возраст учащихся: 12-18 лет.
Срок реализации: 1 год (156 часов).
Калуга, 2018 год
ПАСПОРТ проГРАММЫ
Полное название программы |
«Основы трехмерного моделирования» |
Автор программы, должность |
Матросова Надежда Александровна, педагог дополнительного образования. |
Адрес реализации программы (адрес школы и телефон) |
город Калуга, улица Поселковая, дом 4, тел. 8 (4842) 220-191. |
Вид программы (выбор вида программы на основании положения о программе Центра) |
по степени авторства – модифицированная; по уровню освоения – общекультурная; по уровню сложности – стартовый. |
Направленность программы |
Техническая (научно-техническая). |
Вид деятельности (выбор вида деятельности на основании положения о программе Центра «Созвездие») |
Информационная культура и информационные технологии. |
Срок реализации |
1 год, 156 часов. |
Возраст учащихся |
12-18 лет. |
Форма реализации программы |
групповая. |
Форма организации образовательной деятельности (школа, студия, клуб, объединение, хор, ансамбль и др., на основании положения о детском объединении Центра «Созвездие») |
Студия. |
Название объединения (может отличаться, а может дублировать название программы) |
Студия информационных технологий «BIT» |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
-
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы трехмерного моделирования» имеет техническую (научно-техническую) направленность и позволит обучающемуся самостоятельно моделировать трехмерные виртуальные объекты и сцены, создавать красочные и современные учебные работы. Учащийся овладеет необходимыми знаниями и навыками для реализации своих творческих идей. Изучение курса поможет развить пространственное мышление обучающегося, что обязательно пригодится при обучении в технических и архитектурных вузах, а также определённым образом способствует профессиональному самоопределению подростка. Принципы данного курса выражаются в следующих приоритетных идеях: ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося, возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Программа состоит из теоретического и практического блоков, их соотношение по объёму 25% / 75%.
Курс является практико-ориентированным. Процесс обучения дополнительной программе «Основы трехмерного моделирования» выстроен по классическим принципам дидактики: принципам научности, сознательности и самостоятельности, систематичности, последовательности, наглядности, доступности, связи теории с практикой. Для текущего контроля уровня знаний, умений и навыков используются следующие методы: собеседование, анализ результатов деятельности, рефлексия, самоконтроль, индивидуальный устный опрос, практические работы. В конце каждого практического занятия учащийся должен получить результат − 3D-модель на экране монитора. По окончанию изучения тематического раздела обучающийся в идеале имеет законченные, подготовленные к выводу на печать или демонстрации на экране компьютера графические работы.
В течение периода обучения рассматриваются этапы создания полного 3D-проекта в редакторе трехмерной графики 3D Studio МАХ. У учащихся сформируются информационные компетенции в области моделирования, текстурирования, создания освещения сцены и виртуальных камер, а также визуализации готовой сцены посредством программы 3D Studio МАХ.
Актуальность программы состоит в том, что данная образовательная программа направлена на формирование у обучающихся актуальных для современного общества компетенций: информационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования, необходимых для дальнейшего развития в выбранной сфере информационных технологий, а также на возможность приобретения опыта работы в графических средах.
Отличительные особенности программы
Дополнительная программа «Основы трехмерной графики» по изучению 3D Studio МАХ направлена на вовлечение учащихся в научно-техническое творчество, стимулирование интереса к сфере высоких технологий за счет погружения их в процесс самостоятельного создания компьютерного 3D-продукта и приобретения навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.
Практическая значимость программы заключается в следующем: учащиеся освоят основы трехмерной графики, принципы моделирования трехмерных объектов, инструментальные средства для разработки трехмерных моделей и сцен, которые могут быть размещены в сети Интернет; закрепят навыки рендеринга трехмерных объектов и сцен. Они будут иметь представление о трехмерной анимации; получат начальные сведения о сферах применения трехмерной графики, о способах печати на 3D-принтере. Обучающиеся научатся самостоятельно создавать компьютерный 3D-продукт.
У детей на более высоком уровне разовьется логическое мышление и объемное видение. У них сформируется основательный подход к решению проблем. Не маловажна и воспитательная роль программы: сформируются стремление к самообразованию, доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества, чувство ответственности за свою работу.
Целесообразность программы выражена в подборе интерактивных и практикоориентированных форм занятий, способствующих формированию основных компетенций (информационных, коммуникативных, компетенций личного развития и др.).
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы трехмерного моделирования» рассчитана на детей 12 – 18 лет. Программа разработана для освоения школьниками одного из наиболее интересных направлений в инженерной компьютерной графике, которое позволяет создавать объемные и динамичные 3D- миры. Члены студии информационных технологий «BIT» являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Трёхмерное изображение включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ. При этом модель может, как соответствовать объектам из реального мира, так и быть полностью абстрактной.
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Психолого-педагогические особенности учащихся определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым из них, темпы прохождения образовательного маршрута.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы: 156 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим обучения: 2 раза в неделю по 2часа.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Вид группы: среднешкольная.
Состав группы: постоянный.
Инженерная графика и 3D-прототипирование может стать составляющей образовательной системы многоуровневого непрерывного практического образования, а также развития творческих способностей детей и молодежи и обеспечения формирования технического и инженерного мышления.
Формы обучения и формы занятий
Формы занятий: теория преподносится в форме объяснения, лекции, беседы, эвристической беседы, презентации, обзора и т.п.
Практические занятия проходят в форме тестирования, тренинга, мастер-класса, практикума, совместной продуктивной деятельности, моделирования и защиты проектов.
Во время практических занятий основной задачей обучающихся является создание правильных моделей, т.е. моделей, в которых соблюдены принципы:
параметричности − соблюдена возможность использования задаваемых параметров, таких как длина, ширина, радиус изгиба и т.д;
ассоциативности − соблюдена возможность формирования взаимообусловленных связей в элементах модели, в результате которых изменение одного элемента вызывает изменение и ассоциированного элемента.
-
Цель и задачи программы
Цель: Способствовать формированию творческой личности, обладающей информационными компетенциями в области 3D-моделирования.
Задачи:
Обучающие:
сформировать представление об основах 3D-моделирования;
изучить основные инструменты и операции работы в on-line- средах для 3D-моделирования;
заложить основные принципы создания трехмерных моделей;
научить создавать модели объектов, деталей и сборочные конструкции;
сформировать представления о возможностях и ограничениях использования технологии трехмерного моделирования;
научить создавать и представлять авторские проекты с помощью программ трехмерного моделирования;
сформировать коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения;
заложить принципы успешной работы в команде в процессе совместной социально значимой деятельности.
Развивающие:
развить познавательный интерес, внимание, воображение;
развить пространственное мышление за счет работы с пространственными образами, преобразование этих образов из двухмерных в трехмерные и обратно;
развивать логическое, абстрактное и образное мышление;
развить коммуникативные способности, стремление к конструктивному взаимодействию в группе;
развивать социальную активность.
Воспитательные:
формировать творческий подход к поставленной задаче;
формировать осознание ценности знаний и умений по трехмерному моделированию в современном мире;
воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества;
воспитывать чувство ответственности за свою работу;
формировать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека;
формировать сознательное отношение к выбору образовательных программ следующего уровня освоения трехмерного моделирования как основы при выборе инженерных профессий.
-
Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
Всего |
Тео-рия |
Прак-тика |
||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
4 |
1 |
3 |
Опрос |
||
|
Внешний вид программы 3Ds Max. Видовые окна, меню, командная панель, панель Create. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с примитивами в программе 3Ds Max. Инструменты Select Object, Select and Move, Select and Rotate, Select and Uniform Scale. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Редактор материалов. Текстурирование объектов. Визуализация объектов. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа со стандартным и архитектурным. материалами. Присвоение карт. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с модификаторами Editable Mesh, Bend, Noize. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с модификатором Editable Poly - Extrude. Имитация ржавого материала, имитация воды. Расширенные примитивы: Torus Knot. |
8 |
2 |
6 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с модификатором Editable Poly – Bevel. Редактор материла – Self Illumination, Opacity. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Сплайновые объекты – линия. Свойства линии. Модификатор Lathe. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Модификатор Bend. Редактор материалов – имитация золота. |
8 |
2 |
6 |
Самостоятельная работа |
|
|
Копирование объектов. Копирование объектов группами. |
8 |
2 |
6 |
Самостоятельная работа |
|
|
Утилита Collapse. Compound Object – Boolean. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с модификатором Editable Poly - Collapse, Bevel. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Редактор материалов – «раскрашивание» объекта по полигонам. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Bump – карты. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа со сплайнами, модификатор Extrude. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Применение UVW-карты. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Создание объекта с применением модификатора Extrude, копирования объектов и карты Wood. |
8 |
2 |
6 |
Самостоятельная работа |
|
|
Модификатор Taper. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Понятие объемного света. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с Lights. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Модификация сплайнов. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Текстовые сплайны. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Редактор материалов. Карта Bitmap. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Редактор материалов. Карта Falloff. Иммитация стекла при помощи карты Falloff. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Модификатор Hair and Fur. |
6 |
2 |
4 |
Самостоятельная работа |
|
|
Связывание сплайнов. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Модификатор Loft. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Имитация предметов интерьера посредством модификации сплайнов, модификатора Loft. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Редактор материалов: карта Opacity. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
Работа с источниками света. Настройка параметров источников света, Shadows. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Редактор материалов: настройка параметров отражения. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
|
Меню Reactor и модификатор Cloth. |
4 |
1 |
3 |
Самостоятельная работа |
|
|
Выполнение творческого проекта учащегося. |
10 |
2 |
8 |
Защита проекта |
|
Итого |
156 |
40 |
116 |
|
Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство с планом работы объединения, инструктаж по ТБ.
Практика: Опрос. Тренинг на командообразование.
Формы проведения занятий: лекция, тренинги.
Тема 1. (4 часа) Внешний вид программы 3Ds Max. Видовые окна, меню, командная панель, панель Create.
Теория: История создания и развития программы 3Ds Max. Видовые окна. Настройка видовых окон. Горячие клавиши при настройке видовых окон. Строка меню. Основной инструментарий.
Практика: Изучение видовых окон. Настройка рабочей области
Формы работы: объяснение, рассказ, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа)
Тема 2. (4 часа) Работа с примитивами в программе 3Ds Max. Инструменты Select Object, Select and Move, Select and Rotate, Select and Uniform Scale.
Теория: Панель Create: основные вкладки. Работа с примитивами. Понятие сегмент, ребро, плоскость, точка. Инструменты выделения и управления объектами.
Практика: Изучение панели Create. Создание примитивов, изучение основных свойств объектов. Работа с инструментами выделения и управления.
Формы работы: объяснение, рассказ, тренинг, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа)
Тема 3. (4 часа) Редактор материалов. Текстурирование объектов. Визуализация объектов.
Теория: Понятие Редактор материалов. Понятия материал и карта. Свойства. Присвоение материала на объект. Настройка карты. Визуализация объекта. Горячие клавиши
Практика: Создание объекта и присвоение ему материала. Визуализация объекта.
Формы работы: объяснение, рассказ, тренинг, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 4. (4 часа) Работа со стандартным и архитектурным материалами. Присвоение карт.
Теория: Редактор материалов. Понятия «стандартный», «архитектурный» материалы. Понятие «карта».
Практика: Создание трехмерных объектов, имитирующих морскую гальку
Формы работы: объяснение, рассказ, тренинг, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 5. (4 часа) Работа с модификаторами Editable Mesh, Bend, Noize
Теория: Панель Create – стандартные примитивы. Конвертирование объектов через контекстное меню. Модификатор Editable Mesh, работа с Vertex. Модификаторы Bend, Noize.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего яблоко.
Формы работы: объяснение, рассказ, тренинг, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 6. (8 часов) Работа с модификатором Editable Poly - Extrude. Имитация ржавого материала, имитация воды. Расширенные примитивы: Torus Knot.
Теория: Панель Create – стандартные примитивы. Конвертирование объектов через контекстное меню. Модификатор Editable Poly, работа со свойствами модификатора – Extrude. Редактор материалов: настройка стандартных карт, работа со стандартным редактором материалов – Extended Primitives. Настройка примитива Torus Knot.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего металлическую бочку с водой. Создание трехмерного объекта, имитирующего подарочную упаковку.
Формы работы: объяснение, рассказ, тренинг, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 7. (4 часа) Работа с модификатором Editable Poly – Bevel. Редактор материла – Self Illumination, Opacity.
Теория: Модификаторы. Конвертирование объекта посредством контекстного меню. Модификатор Editable Poly, вкладка Bevel. Редактор материалов – само свечение объектов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего самосветящийся игольчатый шар.
Формы работы: объяснение, рассказ, мастер-класс, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 8. (4 часа) Сплайновые объекты – линия. Свойства линии. Модификатор Lathe.
Теория: Панель Create. Сплайновые объекты. Виды сплайнов. Линия. Свойства сплайнов. Модификатор Lathe, его параметры.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего стакан. Создание объектов, симметричных относительно оси вращения.
Формы работы: эвристическая беседа, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 9. (8 часов) Модификатор Bend. Редактор материалов – имитация золота.
Теория: Модификаторы. Модификатор Bend, его свойства. Редактор материалов, Shader Basic Parametrs – Metal. Имитация драгоценных материалов посредством параметров редактора материалов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего ювелирное изделие.
Формы работы: презентация, беседа, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 10. (8 часов) Копирование объектов. Копирование объектов группами.
Теория: Способы копирования объектов в 3Ds Max – через строку меню, вкладку Edit – Clone; посредством контекстного меню; при помощи горячих клавиш. Копирование объектов в движении. Группирование объектов. Редактор материалов. Модификатор Bend.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего браслет часов.
Формы работы: эвристическая беседа, тренинг, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 11. (4 часа) Утилита Collapse. Compound Object – Boolean.
Теория: Понятие Utilities. Утилита Collapse. Логические операции с объектами. Понятие Compound Object.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего кусок сыра. Трехмерные объекты с отверстиями.
Формы работы: эвристическая беседа, практикум, самостоятельная пролдуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 12. (4 часа) Работа с модификатором Editable Poly - Collapse, Bevel.
Теория: Стандартные примитивы. Модификатор Editable Poly и его свойства Collapse, Bevel. Редактор материалов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего кристалл.
Формы работы: Презентация, беседа, самостоятельная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа)
Тема 13. (4 часа) Редактор материалов – «раскрашивание» объекта по полигонам.
Теория: Работа со свойствами стандартного примитива Cylinder. Работа с сегментами высоты. Vertex. Модификатор Editable Poly, выделение Poly. Редактор материалов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего карандаш.
Формы работы: Демонстрация и обсуждение образцов, самостоятельная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 14. (4 часа) Bump – карты.
Теория: Редактор материалов. Подготовка карты в Adobe Photoshop.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего неравномерную текстуру поверхности.
Формы работы: Эвристическая беседа, презентация, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 15. (4 часа) Работа со сплайнами, модификатор Extrude.
Теория: Понятие сплайна. Настройка сплайновых объектов. Модификатор Extrude, его свойства.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего лабиринт. Создание дома.
Формы работы: объяснение, эвристическая беседа, совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 16. (4 часа) Применение UVW-карты.
Теория: Редактор материалов. Модификаторы. UVW-карта как возможность грамотного простроения пространства.
Практика: Создание трехмерного объекта с простроением текстур по всем граням.
Формы работы: Лекция, презентация, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 17. (8 часов) Создание объекта с применением модификатора Extrude, копирования объектов и карты Wood.
Теория: Модификаторы. Модификатор Extrude, его свойства. Редактор материалов. Карта материалов Wood, ее свойства
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего парковую скамью.
Формы работы: Презентация, беседа с обсуждением, практикум..
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 18. (4 часа) Модификатор Taper.
Теория: Модификаторы. Редактор материалов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего каплю воды. Создание трехмерного объекта, имитирующего воздушный шар.
Формы работы: Эвристическая беседа, практикум, самостоятельная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 19. (4 часа) Понятие объемного света.
Теория: Панель Create. Работа с Lights.
Практика: Создание трехмерного объекта с настройкой освещения.
Формы работы: презентация, объяснение, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 20. (4 часа) Работа с Lights.
Теория: Работа с Lights. Точные светильники Omni, их свойства.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего настольный светильник.
Формы работы: Эвристическая беседа, мастер-класс, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 21. (4 часа) Модификация сплайнов.
Теория: Понятие сплайна. Простые и составные сплайны. Команда Attach.
Практика: Создание объекта из двухмерных составляющих.
Формы работы: эвристическая беседа, мастер-класс, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 22. (4 часа) Текстовые сплайны.
Теория: Понятие сплайна. Текстовые сплайны и их свойства.
Практика: Создание трехмерного объекта из двухмерного текстового сплайна.
Формы работы: Лекция, мастер-класс, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 23. (4 часа) Редактор материалов. Карта Bitmap.
Теория: Редактор материалов. Карта Bitmap, ее свойства. Создание бесшовных текстур в Adobe Photoshop.
Практика: Создание трехмерного объекта с использованием изображения с компьютера.
Формы работы: объяснение, беседа с обсуждением, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 24. (4 часа) Редактор материалов. Карта Falloff. Иммитация стекла при помощи карты Falloff.
Теория: Редактор материалов. Карта Falloff, ее свойства. Иммитация стекла при помощи карты Falloff.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего стеклянную поверхность.
Формы работы: Презентация, мастер-класс, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 25. (4 часа) Модификатор Hair and Fur.
Теория: Модификатор Hair and Fur, его свойства.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего плюшевую игрушку.
Формы работы: Эвристическая беседа, практикум, совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 26. (4 часа) Связывание сплайнов.
Теория: Понятие сплайна. Простые и составные сплайны. Команда Attach, ее свойства.
Практика: Создание трехмерного объекта из двухмерных составляющих – крыша дома.
Формы работы: Эвристическая беседа, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 27. (4 часа) Модификатор Loft.
Теория: Модификатор Loft из различных двумерных сплайнов. Модификация лофтовых объектов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующего колонну строения.
Формы работы: лекция, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 28. (4 часа) Имитация предметов интерьера посредством модификации сплайнов, модификатора Loft
Теория: Модификатор Loft из нескольких сплайнов.
Практика: Создание трехмерного объекта, имитирующий вазу.
Формы работы: эвристическая беседа, мастер-класс, совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа)
Тема 29. (4 часа) Редактор материалов: карта Opacity
Теория: Работа с объемными и сплайновыми объектами. Установка освещения. Loft-объекты Карта прозрачности Opacity и ее свойства.
Практика: Создание трехмерного объекта с использованием различных параметров простроения сцены.
Формы работы: презентация, беседа с обсуждением, совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 30. (4 часа) Работа с источниками света. Настройка параметров источников света, Shadows.
Теория: Работа с объемными и сплайновыми объектами. Установка освещения. Настройка параметров источников света. Shadows, настройка параметров.
Практика: Создание трехмерного объекта с использованием различных параметров простроения сцены.
Формы работы: эвристическая беседа, совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 31. (6 часов) Редактор материалов: настройка параметров отражения.
Теория: Работа с объемными и сплайновыми объектами. Установка освещения. Настройка параметров источников света. Редактор материалов, настройка отражающих поверхностей.
Практика: Создание трехмерного объекта с использованием различных параметров простроения сцены
Формы работы: Заочная экскурсия, эвристическая беседа, мастер-класс, совместная продуктивная деятельность.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 32. (4 часа) Меню Reactor и модификатор Cloth.
Теория: Использование меню Reactor и модификатора Cloth при простроении мягких складок в сцене. Работа с различными тканевыми поверхностями.
Практика: Создание трехмерного объекта с имитацией мягких складок.
Формы работы: Презентация, мастер-класс, практикум.
Формы контроля знаний: текущий контроль (самостоятельная работа).
Тема 32. (10 часов) Выполнение творческого проекта учащегося.
Теория: Структура проекта, приемы моделирования и реализации проекта. Принципы конструктивной работы в команде. Правила успешной презентации, советы и подсказки для плодотворной работы.
Практика: Создание трехмерного объекта с имитацией мягких складок.
Формы работы: объяснение, эвристическая беседа, практикум, совместная проектная деятельность.
Формы контроля знаний: защита творческого проекта.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся будут знать:
основные принципы компьютерной графики;
методы представления трехмерных объектов;
основы трехмерной графики;
правила наложения на трехмерные поверхности и генерируемые текстуры;
способы применения различных графических эффектов;
начальные сведения о процессе анимации трехмерных моделей;
особенности 3D-печати;
уметь:
самостоятельно создавать компьютерный 3D-продукт;
строить проекции в соответствии с выбранной моделью, а также выводить полученное изображение на устройство вывода;
моделировать сцены из объектов трехмерной графики;
создавать динамические сцены;
у них разовьется:
логическое мышление и пространственное воображение;
внимание и умение концентрироваться;
стремление к саморазвитию, самообразованию;
сформируются:
дисциплинированность;
способность анализировать результаты деятельности;
способность поиска выхода из нестандартной ситуации;
доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества;
коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения
чувство ответственности за свою работу.
В процессе обучения будут сформированы следующие компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции. Будут сформированы ценностные ориентиры обучающегося, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
2. Общекультурные компетенции. Учащийся будет обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;
3. Учебно-познавательные компетенции. Сформирована совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности; знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
4. Информационные компетенции. Сформированы умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Учащиеся освоят основы трехмерной графики, принципы моделирования трехмерных объектов, инструментальные средства для разработки трехмерных моделей и сцен, которые могут быть размещены в сети Интернет; закрепят навыки рендеринга трехмерных объектов и сцен. Они будут иметь представление о трехмерной анимации; получат начальные сведения о сферах применения трехмерной графики, о способах печати на 3D-принтере. Обучающиеся научатся самостоятельно создавать компьютерный 3D-продукт.
5. Коммуникативные компетенции. Сформированы знания, умения и навыки различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
6. Социально-трудовые компетенции. Сформированы знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей;
7. Компетенции личностного самосовершенствования. Освоены основные способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции; соблюдается забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 июня. Каникулы не предусмотрены.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-
Автоматизированное рабочее место ученика с программным обеспечением, оборудованное в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Демонстрационное оборудование (экран, проектор).
Доска для фломастеров
Сканер
Цветной принтер
Цифровой фотоаппарат
Локальная сеть
Доступ к сети Интернет.
Аппаратное обеспечение:
-
Процессор не ниже Pentium III
Оперативная память не менее 128 Мб
Дисковое пространство не менее 80 Гб
Монитор с 24-битной видеокартой
Разрешение монитора не ниже 1024x768
Программное обеспечение:
-
Операционная система: Windows ХР или выше
3D Studio МАХ (8 и выше)
WinRAR (архиватор)
Учебно-методическое обеспечение:
Методическое обеспечение осуществляется средствами электронного образовательного ресурса по адресу 3dsmax.созвездие40.рф
2.3. Формы аттестации (контроля)
Входной контроль – собеседование для определения степени подготовленности, интереса к занятиям моделирования, уровня культуры и творческой активности.
Текущий контроль осуществляется путем наблюдения, определения уровня освоения тем и выполнения практических заданий. Выявление творчески активных обучающихся для участия в конкурсах, соревнованиях и конференциях.
Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проектов, в том числе и в виде выступлений на конференциях различного уровня, конкурсах и соревнованиях. Форма контроля: анализ творческого проекта, карты самооценки личности (автор - М.П. Нечаев).
2.4. Оценочные материалы
Входящий контроль: Карта интересов, собеседование. (Приложение 2)
Промежуточный контроль: пакет контрольных заданий находится в электронном образовательном ресурсе по адресу 3dsmax.созвездие40.рф
Итоговый контроль: учащимся предлагается самостоятельно разработать проект и презентовать его. (Карта самооценки личности (автор - М.П. Нечаев) Приложение 3)
2.5. Методическое обеспечение
Программа разработана на основе концептуальных положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, презентаций по теме.
Практический: индивидуальная и совместная продуктивная деятельность, выполнение учащимися определенных заданий, решение задач.
Интерактивный: создание специальных заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, в которой надо применить полученные знания и умения и решить проблему (найти выход из игровой ситуации).
Технологии:
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
Проектная технология предлагает практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию логики, внимания, речи, повышению качества знаний; формированию умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации, программным обеспечением, специальными программами и т.д.
2.6. Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Литература
Бондаренко, С.В 3ds mas 6. Популярный самоучитель / С.В. Бондаренко, М.Ю. Бондаренко.− СПб.: Питер, 2015. − 416с.
Чумаченко, И.Н. 3ds mas 6 /И.Н. Чумаченко. − М.: НТ Пресс, 2014. − 544 с:
Росс, Эрон Основы 3ds max 6. : Пер. с англ./ Эрон Росс. −М.: Вильямс, 2015. - 512 с. : ил.
Литература для родителей и учащихся:
Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике / Л.А. Залогова. − М.: Лаборатория базовых Знаний, 2014. − 319 с.
Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова. − М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. − 212 с.
Петерсон, М. Эффективная работа с 3D Studio MAX / Майкл Тодд Петерсон. − СПб: Питер, 2013. − 656 с.
Приложение 2
Тест «Карта интересов»
Инструкция: у вас есть возможность заниматься в каком либо объединении по вашему желанию. Для того, чтобы помочь выбрать дело по интересам, предлагаем тебе ответить на вопросы. Подумай перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайся дать как можно точный ответ.
Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса поставьте два плюса ++; если просто нравится - один плюс +; если не знаете, сомневаетесь – 0; если не нравится (не любите) – минус -; очень не нравится – два минуса --.
Отвечайте на каждый вопрос. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Каждый вопрос начинается со слов:
Любите ли вы?
Хотели бы вы?
Нравится ли вам?
Вопросы анкеты:
Знать устройство и работу компьютера. Осваивать разнообразные компьютерные программы.
Мастерить изделия из дерева, фанеры, бумаги, из других материалов с помощью молотка, лобзика и др. инструментов.
Смешивать краски разных цветов, рисовать рисунки и картины. Осваивать разнообразную технику рисования.
Работать с тканями, нитками, кожей. Выполнять работы и украшать ими свой дом.
Лепить из пластилина, глины разнообразные поделки и сувениры. Расписывать свои работы красками.
Разучивать и исполнять песни. Выступать на сцене с вокальными номерами.
Играть на музыкальных инструментах (фортепиано, шумовой оркестр и т.д.)
Двигаться под музыку, танцевать различные танцы (современные, народные, бальные).
Читать о лесе, растениях. Сажать домашние растения, ухаживать за ними.
Организовывать общественные мероприятия (праздники, вечеринки и т.д.) в классе, школе.
Приложение 3
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
мониторинга сформированности качеств личности учащихся
Объединение________________________________________ Образ. программа___________________________________________________
Год обучения_______________________________________________Педагог_________________________________ Уч. год______________
№ |
Фамилия, имя | К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я | ||||||||||||||
Активность, организаторские способ-ности |
Коммуникативные навыки, коллективизм |
Ответствен-ность, самостоятель-ность, дисциплини-рованность |
Нравствен-ность, гуманность |
Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
||||||||||||
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В − высокая степень сформированности качеств личности и признаков проявления.
С − средняя степень сформированности качеств личности и признаков проявления.
Н − низкая степень сформированности качеств личности и признаков проявления.
Качества личности |
Признаки проявления качеств личности | |||
Высокая степень сформированности |
Средняя степень сформированности |
Низкая степень сформированности |
Отсутствие степени сформированности |
|
1. Активность, организаторские способности |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. |
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. |
Пропускает занятия, мешает другим. |
2. Коммуникативные навыки, коллективизм |
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. |
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. |
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. |
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятель-ность, дисциплинированность |
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. |
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. |
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. |
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. |
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. |
Недоброжела-телен, груб, пренебрежите-лен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий |
Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
|
Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
|
В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |