Программа дополнительного образования экологического отряда "ЮнЭкос"

1
0
Материал опубликован 7 March

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новомальтинская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано:

от « » ____ 2020 г

Зам.директора _________

Клименко А.В.



Утверждено

приказом директора

от « » 2020 г.

Директор ___________

В.М. Лесков





Программа

дополнительного образования

экологического отряда

«ЮнЭкоС»


Составила программу

Гаврилова Мария Александровна

учитель географии











п. Новомальтинск

2020 г.



Пояснительная записка


В природе ничего не совершается бесследно. Все явления взаимодействуют одно с другим. Хозяйственная деятельность человека, связанная с освоением природных богатств, развитием промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, сопровождается поступлением в окружающую среду целого ряда вредных веществ. Загрязняя атмосферу, воду и почву, они наносят большой, подчас непоправимый ущерб природе в целом и сельскохозяйственным культурам, в частности, значительно повреждая растения и снижая урожай.

Охрана природы – актуальная проблема и касается каждого из нас. Нам надо сохранить на земном шаре воздух, без которого жизнь невозможна; воду – наиболее распространенное и необходимое вещество на Земле, которое создает жизнь там, где ее не было; почву – уникальное сообщество неорганических веществ, органики и живых организмов. Для того, чтобы учить школьников рационально распоряжаться дарами природы, не нанося ее вреда, создана программа по экологическому воспитанию.

Цель программы:

- формирование экологической культуры у учащихся

- внедрение здоровье-сберегающих технологий через внеклассную работу

Задачи программы:

- экологическое просвещение и воспитание с экологической направленностью

- пропаганда здорового образа жизни

- оздоровление учащихся

- расширение знаний о лекарственных растениях

- знакомство с флорой и фауной родного края

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды

- вовлекать учащихся школы в исследовательскую деятельность.

Формы и методы работы

Диапазон различных форм и методов природоохранной работы достаточно велик. Это массовые мероприятия (встречи, выставки, викторины, праздники, конкурсы, игры), пропаганда идей охраны природы (выпуск листовок, молний, плакатов природоохранного содержания, оформление и расстановка знаков и аншлагов в лесу и т.д.), экскурсии, сохранение и использование эстетических ценностей природы, исследования природной среды, работа на пришкольном участке и так далее.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами знятий в экологическом кружке является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Направляет на достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к природе, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;

2) формирование целостного мировоззрения, целостной картины мира; соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о науке экология, её роли в освоении планеты человеком, о экологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы экологического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;


Планируемые результаты

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления

представлять в различных формах экологическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие

1

«Безопасность в лесу» (эстафета)

1

«Байкальские тропы» (экологическая игра)

1

«Энергосбережение» (экологическая акция)

1

«Экослед товара» (экологическая игра)

1

Проект «Природа и творчество»

2

«Мы за чистый посёлок» (выпуск экологических листовок)

1

«Путешествие к министру экологии» (игра)

1

Работа над проектом «Экошкола – зелёный флаг»

6

День «Рециклинга»

1

День «Рециклинга»

1

Эколого-географический эрудицион «Международный день гор»

1

Акция «Покорми птиц»

4

Акция «День заповедников и национальных парков России»

1

Выпуск листовок по экологии

4

День «Водно-болотных угодий»

1

Работа над проектом «Экошкола – зелёный флаг»

2

«Праздник птиц» (День орнитолога в России)

1

Посев семян овощных культур

6

Посев семян цветов

6

Акция «Марш парков»

1

Эколого – биологический эрудицион «Вода в нашей жизни», посвященный Дню Воды

4

Выпуск бюллетеня

«Все живое должно жить», посвященное дню леса


4

День экологической культуры

2

«День Земли» (викторина)

1

Акция «Зеленый день для школьников»,

4

День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования.

2


Конкурс рисунков «Мир живой природы», посвященный Международному дню биологического разнообразия

4

Подведение итогов

2


Итого:

68























ПЛАН
мероприятий

Мероприятия

Класс

Сроки

Ответственный

1.

Работа экологического отряда «ЮнЭкоС»

5-9

в теч. года

Гаврилова М. А.

2.

Операция «Школьный двор».
Организация и проведение экологических субботников

1-11

в теч. года

Классные рук.

3.

Подготовка и участие в районном конкурсе экологических отрядов «Голубая планета»

6, 7

октябрь

Гаврилова М. А.

4.

День здоровья

1-11

октябрь

Классные руководители

5.

Участие в предметной неделе ШМО «Вита»

1-11


по графику школы

Гаврилова М. А.


6.

«Путешествие к министру экологии»

Экологическая игра



3-4-5

в неделю ШМО

Гаврилова М. А.,

7.

Выпуск листовок «Береги воду»

5-6

октябрь

Гаврилова М. А.

8.

Акция «Помоги пернатому другу»

5-6

декабрь

Гаврилова М. А.

9.

Работа фитобара


1-11


сентябрь-

декабрь

Гаврилова М. А., 7 класс

10.

День экологической культуры

1-11

март

Классные руководители

11.

Викторина « Знаешь ли ты землю Иркутскую?», посвященная Дню защиты Земли.

6-8

22марта

Гаврилова М.А..

12.

Выпуск бюллетеня
«Все живое должно жить», посвященное дню леса

1-11

апрель

Классные руководители, Гаврилова М. А.

13.

Эколого – биологический эрудицион «Вода в нашей жизни», посвященный Дню Воды

5-6

апрель

Гаврилова М. А.

14.

Работа на пришкольном участке

4-10

апрель-сентябрь

Классные руководители

15.

Акция «Зеленый день для школьников», уборка пришкольной территории

1-11

апрель

Классные руководители

16.

Заочная Викторина «Загадки Земли», посвященная Дню Земли

5-7

22 апреля

Гаврилова М. А., 9 класс

17.

День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования. (общешкольный классный час)

1-11

12 мая

Классные руководители

18.

Конкурс рисунков «Мир живой природы», посвященный Международному дню биологического разнообразия.

1-4

21 мая

Классные руководители

19.

Подведение итогов работы экологического отряда «ЮнЭкоС»


июнь


Гаврилова М. А.

20.





21.

Сбор лекарственных растений для фитобара



Сообщения на радиоузле




5-8







План реализации программы


п/п

Направление деятельности

Цель

Сроки

проведения

1

Улучшение природной среды

Сохранение природы, проведение работы по улучшению природной среды поселка, пришкольного участкат (дендрарий «Сибирский сад).

В течение года

2

Экскурсии

Знакомство и изучение природных сообществ поселка Новомальтинск

Сентябрь, май,

июнь

3

Сбор лекарственных растений

Расширение знаний обучающихся о лекарственных растениях родного края, закрепление навыков бережного и доброго отношения к природе

Июнь - август

4

Исследовательская деятельность по изучению флоры родного края

Изучение флоры окрестностей поселка Новомальтинск.

Научно-исследовательская работа «Лиственница".

Июнь - август

5

Творческая работа с природным материалом

Знакомство с богатством и разнообразием природы родного края

В течение года

6

Массовые мероприятия

Активизация знаний детей по экологии через нестандартные формы работы и приемы, участие в экологических конкурсах и районных конференциях, акциях.

В течение года




Литература

Архандеева, Г.А. Учебно – исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 1999.

Баранник, Л.П. Природа – наш дом. [Текст]. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1984.

Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. [Текст]. – М.: Агропромиздат, 1988.

Красная книга Иркутской области. – Кемеровское книжное издательство, 2000.

Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. [Текст] / Сост. В.В. Балабанова. Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.

Элективный курс «Фитодизайн». [Текст] / Сост. О.П. Савельева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009

Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005

Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа №5,2004

Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002

Интернет - ресурсы
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.