Программа дополнительного образования экологического отряда "ЮнЭкос"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новомальтинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: № от « » ____ 2020 г Зам.директора _________ Клименко А.В. | |
приказом директора
№ от « » 2020 г.
Директор ___________
В.М. Лесков
Программа
дополнительного образования
экологического отряда
«ЮнЭкоС»
Составила программу
Гаврилова Мария Александровна
учитель географии
п. Новомальтинск
Пояснительная записка
В природе ничего не совершается бесследно. Все явления взаимодействуют одно с другим. Хозяйственная деятельность человека, связанная с освоением природных богатств, развитием промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, сопровождается поступлением в окружающую среду целого ряда вредных веществ. Загрязняя атмосферу, воду и почву, они наносят большой, подчас непоправимый ущерб природе в целом и сельскохозяйственным культурам, в частности, значительно повреждая растения и снижая урожай.
Охрана природы – актуальная проблема и касается каждого из нас. Нам надо сохранить на земном шаре воздух, без которого жизнь невозможна; воду – наиболее распространенное и необходимое вещество на Земле, которое создает жизнь там, где ее не было; почву – уникальное сообщество неорганических веществ, органики и живых организмов. Для того, чтобы учить школьников рационально распоряжаться дарами природы, не нанося ее вреда, создана программа по экологическому воспитанию.
Цель программы:
- формирование экологической культуры у учащихся
- внедрение здоровье-сберегающих технологий через внеклассную работу
Задачи программы:
- экологическое просвещение и воспитание с экологической направленностью
- пропаганда здорового образа жизни
- оздоровление учащихся
- расширение знаний о лекарственных растениях
- знакомство с флорой и фауной родного края
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды
- вовлекать учащихся школы в исследовательскую деятельность.
Формы и методы работы
Диапазон различных форм и методов природоохранной работы достаточно велик. Это массовые мероприятия (встречи, выставки, викторины, праздники, конкурсы, игры), пропаганда идей охраны природы (выпуск листовок, молний, плакатов природоохранного содержания, оформление и расстановка знаков и аншлагов в лесу и т.д.), экскурсии, сохранение и использование эстетических ценностей природы, исследования природной среды, работа на пришкольном участке и так далее.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами знятий в экологическом кружке является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Направляет на достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к природе, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;
2) формирование целостного мировоззрения, целостной картины мира; соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о науке экология, её роли в освоении планеты человеком, о экологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы экологического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
Планируемые результаты
– использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
– анализировать, обобщать и интерпретировать информацию;
– находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
– определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления
– представлять в различных формах экологическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач
– проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
– оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Вводное занятие | 1 | |
«Безопасность в лесу» (эстафета) | 1 | |
«Байкальские тропы» (экологическая игра) | 1 | |
«Энергосбережение» (экологическая акция) | 1 | |
«Экослед товара» (экологическая игра) | 1 | |
Проект «Природа и творчество» | 2 | |
«Мы за чистый посёлок» (выпуск экологических листовок) | 1 | |
«Путешествие к министру экологии» (игра) | 1 | |
Работа над проектом «Экошкола – зелёный флаг» | 6 | |
День «Рециклинга» | 1 | |
День «Рециклинга» | 1 | |
Эколого-географический эрудицион «Международный день гор» | 1 | |
Акция «Покорми птиц» | 4 | |
Акция «День заповедников и национальных парков России» | 1 | |
Выпуск листовок по экологии | 4 | |
День «Водно-болотных угодий» | 1 | |
Работа над проектом «Экошкола – зелёный флаг» | 2 | |
«Праздник птиц» (День орнитолога в России) | 1 | |
Посев семян овощных культур | 6 | |
Посев семян цветов | 6 | |
Акция «Марш парков» | 1 | |
Эколого – биологический эрудицион «Вода в нашей жизни», посвященный Дню Воды | 4 | |
Выпуск бюллетеня «Все живое должно жить», посвященное дню леса | 4 | |
День экологической культуры | 2 | |
«День Земли» (викторина) | 1 | |
Акция «Зеленый день для школьников», | 4 | |
День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования. | 2 | |
Конкурс рисунков «Мир живой природы», посвященный Международному дню биологического разнообразия | 4 | |
Подведение итогов | 2 | |
| Итого: | 68 |
ПЛАН
мероприятий
№ | Мероприятия | Класс | Сроки | Ответственный |
1. | Работа экологического отряда «ЮнЭкоС» | 5-9 | в теч. года | Гаврилова М. А. |
2. | Операция «Школьный двор». | 1-11 | в теч. года | Классные рук. |
3. | Подготовка и участие в районном конкурсе экологических отрядов «Голубая планета» | 6, 7 | октябрь | Гаврилова М. А. |
4. | День здоровья | 1-11 | октябрь | Классные руководители |
5. | Участие в предметной неделе ШМО «Вита» | 1-11 | по графику школы | Гаврилова М. А. |
6. | «Путешествие к министру экологии» Экологическая игра | 3-4-5 | в неделю ШМО | Гаврилова М. А., |
7. | Выпуск листовок «Береги воду» | 5-6 | октябрь | Гаврилова М. А. |
8. | Акция «Помоги пернатому другу» | 5-6 | декабрь | Гаврилова М. А. |
9. | Работа фитобара | 1-11 | сентябрь- декабрь | Гаврилова М. А., 7 класс |
10. | День экологической культуры | 1-11 | март | Классные руководители |
11. | Викторина « Знаешь ли ты землю Иркутскую?», посвященная Дню защиты Земли. | 6-8 | 22марта | Гаврилова М.А.. |
12. | Выпуск бюллетеня | 1-11 | апрель | Классные руководители, Гаврилова М. А. |
13. | Эколого – биологический эрудицион «Вода в нашей жизни», посвященный Дню Воды | 5-6 | апрель | Гаврилова М. А. |
14. | Работа на пришкольном участке | 4-10 | апрель-сентябрь | Классные руководители |
15. | Акция «Зеленый день для школьников», уборка пришкольной территории | 1-11 | апрель | Классные руководители |
16. | Заочная Викторина «Загадки Земли», посвященная Дню Земли | 5-7 | 22 апреля | Гаврилова М. А., 9 класс |
17. | День экологической культуры, посвященный Дню экологического образования. (общешкольный классный час) | 1-11 | 12 мая | Классные руководители |
18. | Конкурс рисунков «Мир живой природы», посвященный Международному дню биологического разнообразия. | 1-4 | 21 мая | Классные руководители |
19. | Подведение итогов работы экологического отряда «ЮнЭкоС» | | июнь | Гаврилова М. А. |
20. 21. | Сбор лекарственных растений для фитобара Сообщения на радиоузле | 5-8 | | |
№ п/п | Направление деятельности | Цель | Сроки проведения |
1 | Улучшение природной среды | Сохранение природы, проведение работы по улучшению природной среды поселка, пришкольного участкат (дендрарий «Сибирский сад). | В течение года |
2 | Экскурсии | Знакомство и изучение природных сообществ поселка Новомальтинск | Сентябрь, май, июнь |
3 | Сбор лекарственных растений | Расширение знаний обучающихся о лекарственных растениях родного края, закрепление навыков бережного и доброго отношения к природе | Июнь - август |
4 | Исследовательская деятельность по изучению флоры родного края | Изучение флоры окрестностей поселка Новомальтинск. Научно-исследовательская работа «Лиственница". | Июнь - август |
5 | Творческая работа с природным материалом | Знакомство с богатством и разнообразием природы родного края | В течение года |
6 | Массовые мероприятия | Активизация знаний детей по экологии через нестандартные формы работы и приемы, участие в экологических конкурсах и районных конференциях, акциях. | В течение года |
Литература
Архандеева, Г.А. Учебно – исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. [Текст]: Методическое пособие. – Кемерово: Изд-во облИУУ, 1999.
Баранник, Л.П. Природа – наш дом. [Текст]. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1984.
Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. [Текст]. – М.: Агропромиздат, 1988.
Красная книга Иркутской области. – Кемеровское книжное издательство, 2000.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. [Текст] / Сост. В.В. Балабанова. Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
Элективный курс «Фитодизайн». [Текст] / Сост. О.П. Савельева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград,2005
Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа №5,2004
Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
Интернет - ресурсы