Программа дополнительного образования «Экологическое воспитание неслышащих детей среднего школьного возраста»
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №36 города Ставрополя».
Рассмотрена на педсовете школы-интерната №36 города Ставрополя Протокол №6 от 30.05.2016 г. |
Составлена в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ Утверждаю Директор Т.Г.Захарина |
Программа
«Экологическое воспитание неслышащих детей среднего школьного возраста»
Автор программы:
Дьяченко Марина Георгиевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Обоснование программы.
3. Особенности структуры и содержание программы.
3.1. «Окружающий мир».
3.2. «Человек, как часть природного мира».
3.3. «Моя планета – Земля».
Пояснительная записка. Обоснование проблемы.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Программа по экологическому воспитанию не слышащих детей младшего школьного возраста составлена с учётом новых требований ФГОС обучающихся с ОВЗ к структуре основной образовательной программы общего образования и рассчитана на 1 год. Она помогает ориентировать образовательный процесс на экологическое развитие и воспитание обучающихся.
Экология изучает, наблюдает, исследует, прогнозирует, моделирует состояние живой и неживой природы, человеческого общества и помогает сохранить богатства Земли. Законы Б.Коммонера: Все связано со всем. Все должно куда-то деваться. Ничто не дается даром. Природа знает лучше, что делать, а люди должны решать, как сделать это возможно лучше.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес не слышащего ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Природа – великий учитель! Человек – не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям в осознании того, что человек существует на планете Земля не обособлено, а во взаимодействии с другими, не менее значимыми, существами.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы. Понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Поэтому для достижения данной цели необходимо сформулировать образовательные и воспитательные задачи:
– формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
– развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
– обучение не слышащих учащихся младших классов методам познания окружающего мира;
– воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Особенности структуры и содержания программы.
Цель: развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы; постижение причинно – следственных связей в окружающем мире; формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Программа состоит из 3 разделов и рассчитана на 35 часов. В 1 разделе «Окружающий мир» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (погода, природа, вода, воздух, явления природы и т. д.). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте в отдельности и во взаимосвязи между ними.
3.1. «Окружающий мир».
Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире у не слышащих детей.
Задачи: 1. Расширять и углублять знания учащихся об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.
2 .Формировать умение воспринимать окружающий мир, как гармоничное целое.
3. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.
4. Формировать правильное осознанное отношение к объектам и явлениям природы.
3.2 «Человек, как часть природного мира».
Цель: Формирование понимания не слышащими учащимися, что человек – часть природного мира.
Задачи: 1. Развивать у учащихся представления о том, что животные и растения живут не изолировано, а в сообществах.
2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
3.3. «Моя планета – Земля».
Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера у не слышащих учащихся
Задачи: Закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека, поведения в природе и в быту.
Календарно-тематический план программы
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего, час |
Время проведения |
Характеристика деятельности обучающихся |
3.1. «Окружающий мир». |
13ч. |
|||
1. |
Глобус - модель Земли. |
1ч. |
Практические работы с глобусом. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе. |
|
2. |
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. |
2ч. |
Экскурсия в планетарий в Ставропольском музее-заповеднике. |
|
3. |
Сутки, определение частей суток |
1ч. |
Составление режима дня учащегося школы – интерната. |
|
4. |
Живая и неживая природа |
3ч. |
Обучающиеся ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. |
|
5. |
Знакомство с флорой и фауной г. Ставрополя |
6ч. |
Наблюдения за сезонными изменениями флоры и разнообразием фауны. |
|
3.2. «Человек, как часть природного мира». |
11ч. |
|||
1. |
Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее. |
1ч. |
Экскурсия в Ботанический сад. Природа знает лучше, что делать, а люди должны решать, как сделать это возможно лучше. |
|
2. |
Зависимость человека от природы. |
4ч. |
Просмотр учебного фильма. Исследовательская деятельность: зависимость человека от природы. |
|
3. |
Растения: пищевые, лекарственные, ядовитые. |
3ч. |
Составление гербария |
|
4. |
Отрицательное воздействие человека на природу. |
3ч. |
Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: рисование по правилам поведения в природе. |
|
5. |
Охранять природу - значит охранять здоровье |
1ч. |
Просмотр презентации о взаимодействии человека и природы. |
|
6. |
Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. |
2ч. |
Экскурсия в зооэкзотариум . |
|
3.3. «Моя планета – Земля». |
11ч. |
|||
1. |
Солнце как источник тепла и света для живых существ. |
1ч. |
Исследовательская работа: солнечная энергия не просто источник света, а и источник жизни. |
|
2. |
Воздух и жизнь. |
2ч. |
Исследовательская работа: значение воздуха для жизни. |
|
3. |
Вода и жизнь на планете Земля |
3ч. |
Исследовательская работа: значение воды для живых организмов. |
|
4. |
Жизнь в почве. Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, слепыши - их роль в поддержании почвенного плодородия |
3ч. |
Изучение литературы и наблюдение за дождевыми червями, изучение поведения кротов. |
|
5. |
Итоговое занятие. Изготовление кормушек для птиц. |
2ч. |
Конкурс поделок. |
Список литературы
Б. Кабельчук - Биология и экология диких копытных Ставрополья и их влияние на экосистемы особо охраняемых природных территорий при вольном и полувольном содержании и разведении
О. В. Васильева, В.П. Иванов - Основы экологии (учебник)
Н.И.Бутенко, В.В.Савельева, - Физическая география Ставропольского края. Учебник Ставрополь.2010г
Экология Ставропольского края,
А.Н. Хохлов Животный мир Ставропольского края, Ставрополь 2010г
Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.
Красная книга Ставрополья
8. Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Алексеев В.А., Практикум по экологии, М., АО МДС, 1996
Адольф Б., Заповедными тропами, Просвещение, 1978
Богрова Л.А., Я познаю мир (детская энциклопедия), М., 1996
Вишнякова В.Ф., Экология Ставропольского края, Ставрополь, 2000
Воротников А.А., Биология и анатомия: Универ. энцикл. Шк., Минск, 1995
Дронов А. В., Родные просторы, Ставрополь, 2001
Дроздов Н., В мире животных, М., 2006
Дорохов А.А., Что такое? Кто такой? (1-3 т), М., 1978
Ивченко С., Занимательно о ботанике, М., 1972
Иванов А.Я., Редкие и исчезающие растения Ставрополья, Ставрополь, 2000
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )