Программа дополнительного образования «Экологическое воспитание неслышащих детей среднего школьного возраста»

1
0
Материал опубликован 1 October 2018

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №36 города Ставрополя».

Рассмотрена на педсовете школы-интерната №36 города Ставрополя

Протокол №6 от 30.05.2016 г.

Составлена в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ

Утверждаю

Директор Т.Г.Захарина

Программа

«Экологическое воспитание неслышащих детей среднего школьного возраста»

 

Автор программы:

Дьяченко Марина Георгиевна

воспитатель высшей квалификационной категории

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Обоснование программы.

3. Особенности структуры и содержание программы.

3.1. «Окружающий мир».

3.2. «Человек, как часть природного мира».

3.3. «Моя планета – Земля».


 

Пояснительная записка. Обоснование проблемы.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Программа по экологическому воспитанию не слышащих детей младшего школьного возраста составлена с учётом новых требований ФГОС обучающихся с ОВЗ к структуре основной образовательной программы общего образования и рассчитана на 1 год.  Она помогает ориентировать образовательный процесс на экологическое развитие и воспитание обучающихся.

Экология изучает, наблюдает, исследует, прогнозирует, моделирует состояние живой и неживой природы, человеческого общества и помогает сохранить богатства Земли. Законы Б.Коммонера: Все связано со всем. Все должно куда-то деваться. Ничто не дается даром. Природа знает лучше, что делать, а люди должны решать, как сделать это возможно лучше.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес не слышащего ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Природа – великий учитель! Человек – не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям в осознании того, что человек существует на планете Земля не обособлено, а во взаимодействии с другими, не менее значимыми, существами.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы. Понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Поэтому для достижения данной цели необходимо сформулировать образовательные и воспитательные задачи:

формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

развитие умения воспринимать окружающим мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

обучение не слышащих учащихся младших классов методам познания окружающего мира;

воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Особенности структуры и содержания программы.

Цель: развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы; постижение причинно – следственных связей в окружающем мире; формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Программа состоит из 3 разделов и рассчитана на 35 часов. В 1 разделе «Окружающий мир» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (погода, природа, вода, воздух, явления природы и т. д.). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте в отдельности и во взаимосвязи между ними.

3.1. «Окружающий мир».

Цель: Формирование системы представлений об окружающем мире у не слышащих детей.

Задачи: 1. Расширять и углублять знания учащихся об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.

2 .Формировать умение воспринимать окружающий мир, как гармоничное целое.

3. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам.

4. Формировать правильное осознанное отношение к объектам и явлениям природы.

3.2 «Человек, как часть природного мира».

Цель: Формирование понимания не слышащими учащимися, что человек – часть природного мира.

Задачи: 1. Развивать у учащихся представления о том, что животные и растения живут не изолировано, а в сообществах.

2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

3.3. «Моя планета – Земля».

Цель: Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера у не слышащих учащихся

Задачи: Закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека, поведения в природе и в быту.

Календарно-тематический план программы

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Время проведения

Характеристика деятельности обучающихся

 

3.1. «Окружающий мир».

13ч.

   

1.

Глобус - модель Земли.

1ч.

 

Практические работы с глобусом. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.

2.

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом.

2ч.

 

Экскурсия в планетарий в Ставропольском музее-заповеднике.

3.

Сутки, определение частей суток

1ч.

 

Составление режима дня учащегося школы – интерната.

4.

Живая и неживая природа

3ч.

 

Обучающиеся ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы.

5.

Знакомство с флорой и фауной г. Ставрополя

6ч.

 

Наблюдения за сезонными изменениями флоры и разнообразием фауны.

 

3.2. «Человек, как часть природного мира».

11ч.

   

1.

Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее.

1ч.

 

Экскурсия в Ботанический сад. Природа знает лучше, что делать, а люди должны решать, как сделать это возможно лучше.

2.

Зависимость человека от природы.

4ч.

 

Просмотр учебного фильма. Исследовательская деятельность: зависимость человека от природы.

3.

Растения: пищевые, лекарст­венные, ядовитые.

3ч.

 

Составление гербария

4.

Отрицательное воздействие человека на природу.

3ч.

 

Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: рисование по правилам поведения в природе.

5.

Охранять природу - значит охранять здоровье

1ч.

 

Просмотр презентации о взаимодействии человека и природы.

6.

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.

2ч.

 

Экскурсия в зооэкзотариум .

 

3.3. «Моя планета – Земля».

11ч.

   

1.

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

1ч.

 

Исследовательская работа: солнечная энергия не просто источник света, а и источник жизни.

2.

Воздух и жизнь.

2ч.

 

Исследовательская работа: значение воздуха для жизни.

3.

Вода и жизнь на планете Земля

3ч.

 

Исследовательская работа: значение воды для живых организмов.

4.

Жизнь в почве. Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, слепыши - их роль в поддержании почвенного плодородия

3ч.

 

Изучение литературы и наблюдение за дождевыми червями, изучение поведения кротов.

5.

Итоговое занятие. Изготовление кормушек для птиц.

2ч.

 

Конкурс поделок.

Список литературы

Б. Кабельчук - Биология и экология диких копытных Ставрополья и их влияние на экосистемы особо охраняемых природных территорий при вольном и полувольном содержании и разведении

О. В. Васильева, В.П. Иванов - Основы экологии (учебник)

Н.И.Бутенко, В.В.Савельева, - Физическая география Ставропольского края. Учебник Ставрополь.2010г

Экология Ставропольского края,

А.Н. Хохлов Животный мир Ставропольского края, Ставрополь 2010г

Петров К. М Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд- во Саратов. ун-та 1995.

Красная книга Ставрополья

8. Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Алексеев В.А., Практикум по экологии, М., АО МДС, 1996

Адольф Б., Заповедными тропами, Просвещение, 1978

Богрова Л.А., Я познаю мир (детская энциклопедия), М., 1996

Вишнякова В.Ф., Экология Ставропольского края, Ставрополь, 2000

Воротников А.А., Биология и анатомия: Универ. энцикл. Шк., Минск, 1995

Дронов А. В., Родные просторы, Ставрополь, 2001

Дроздов Н., В мире животных, М., 2006

Дорохов А.А., Что такое? Кто такой? (1-3 т), М., 1978

Ивченко С., Занимательно о ботанике, М., 1972

Иванов А.Я., Редкие и исчезающие растения Ставрополья, Ставрополь, 2000

Электронные издания:

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).  

http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации