Программа дополнительного образования по английскому языку «Ступеньки к успеху» (4 класс)
Программа дополнительного образования
по английскому языку «Ступеньки к успеху»
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по английскому языку «Ступеньки к успеху» предназначена для обучающихся 4 классов с высокими способностями и высокой мотивацией к английскому языку.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Английский язык. Рабочая программа. 2 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка. Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворова».
Программа направлена на удовлетворение образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей) и способствует совершенствованию, углублению и развитию имеющихся знаний, умений и навыков, обеспечивает развитие коммуникативных компетенций, необходимых для продолжения образования и социализации школьников.
Организация занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Актуальность Программы определяется тем, что данный курс поможет учащимся:
определить готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
определить сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
оценить потребность, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшей образовательной траектории и профессиональных предпочтений.
Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством интегрированного обучения в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, то есть основных четырёх видах речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция элементарного уровня представляет собой ограниченный программой комплекс умений, необходимых для межличностного и межкультурного общения на английском языке с носителями иных языков и культур, с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств, в соответствующих возрасту и достигнутому уровню социализации типичных коммуникативных ситуациях, доступных учащимся начальной школы.
Помимо основной цели, изучение английского языка в начальной школе так же преследует следующие цели:
учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);
образовательные (формирование у учащихся социальных умений с использованием английского языка, изучение культуры сверстников из других стран, знакомство с соответствующим возрасту зарубежным фольклором и детской художественной литературой, расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);
развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении английского языка и расширение познавательных интересов);
воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).
Изучение английского языка в начальной школе носит активный деятельностный характер и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Это означает, что овладение иностранным языком интегрируется с другими видами деятельности ребёнка младшего школьного возраста, включая игры, учебные задания, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов, соревнование и др. Большое значение для успешного овладения английским языком в начальной школе имеет его связь с другими предметами, включёнными в программу начальной школы. Это не только повышает мотивацию к изучению английского языка, но и расширяет познавательные возможности младших школьников.
Задачи:
формировать у младших школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
развивать на доступном уровне системные языковые представления младших школьников об изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексико-грамматических средств;
создавать педагогические условия для приобщения младших школьников к новому для них миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;
воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственно-ценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе;
включать младших школьников в новый для них социально-коммуникативный опыт средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и проектной деятельности;
обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.
Общими принципами отбора содержания Программы является: системность, целостность, научность, доступность, вариативность, занимательность и индивидуальный подход к учащимся.
Особенности организации учебного процесса: Программа курса рассчитана на 34 часов, срок реализации Программы – 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю. Занятия длятся 45 минут для 4 классов.
Основная форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы организации образовательного процесса: игровые занятия, творческие лаборатории, практическая работа с использованием тестов, карточек, занятия с использованием ИКТ, работа с таблицами и дополнительной литературой, практикумы.
Методическое обеспечение Программы включает в себя игры, соревнования, беседы, путешествия.
Основные технологии: игровые технологии, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии, использование элементов развивающего обучения.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа дополнительного образования по английскому «Ступеньки к успеху» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах, доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
А. В сфере коммуникативной компетенции:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Содержание программы.
Формирование коммуникативных умений учащихся составляет основную
содержательную линию реализации Программа дополнительного образования по английскому «Ступеньки к успеху»:
В говорении.
Диалогическая форма.
Уметь вести:
этикетные диалоги в часто встречающихся ситуациях бытового, учебного и межкультурного общения;
вопросно-ответные диалоги (запрос и получение информации);
ситуативно-бытовые диалоги (обсуждение и организация совместных действий).
Монологическая форма.
Уметь пользоваться:
типичными коммуникативными типами высказываний (описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей)).
В аудировании.
Воспринимать и понимать на слух:
речь учителя и одноклассников в учебном общении;
небольшие сообщения, рассказы, сказки в аудиозаписи.
В чтении.
Читать с целью извлечения и понимания языковой и тематической информации:
вслух ограниченные по объёму тексты на ранее изученном языковом материале;
вслух и про себя ограниченные по объёму тексты, дополняющие ранее изученный тематический материал;
про себя ограниченные по объёму тексты, содержащие дополнительный языковой материал и новую информацию.
В письме.
Владеть:
техникой письма (каллиграфией и орфографией);
элементарными письменными речевыми умениями с опорой на образец (поздравление, записка, краткое личное письмо).
Языковые навыки учащихся формируются в создаваемой учебно-коммуникативной
среде и служат целям обучения общению на изучаемом иностранном языке, тем самым является главным содержанием при реализации данной Программы:
Каллиграфия и орфография. Английский алфавит. Звукобуквенные соответствия. Основные буквосочетания. Транскрипция. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов активного словаря.
Фонетическая сторона речи. Чёткое произношение и дифференциация на слух всех фонем и звукосочетаний английской речи. Соблюдение основных норм английского произношения: долгие и краткие гласные, произношение звонких согласных в конце слога и слова без оглушения, произношение согласных без смягчения перед «узкими» гласными. Дифтонги. Связующее “r” (there is/there are и аналогичных случаях). Ударение в слове, фразе. Безударное произношение служебных слов (артикли, союзы, предлоги). Интонационное выделение смысловых групп в предложении. Ритм и интонация в повествовательном, восклицательном и побудительном предложении, общих и специальных вопросах. Интонация перечисления.
Лексическая сторона речи. Примерно 600 единиц продуктивной и рецептивной лексики в соответствии с доступными учащимся начальной школы коммуникативными ситуациями на материале соответствующих их возрасту тем. Наиболее распространенные, простые и устойчивые словосочетания, оценочная лексика, фразы речевого этикета, принятые в культуре англоговорящих стран. Интернациональные слова. Лексические представления о простых способах словообразования в форме суффиксации (-er, -tion, -ly и др.), словосложения (ice cream) и конверсии (drink – to drink).
Грамматическая сторона речи. Утверждение (повествование), побуждение и вопрос как основные коммуникативный типы предложения. Общий и специальный вопросы. Вопросительные местоимения: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в утвердительном и вопросительном предложении. Место отрицания в предложении. Простое предложение. Простое глагольное сказуемое (I need water). Составное именное сказуемое (The cake is sweet). Составное глагольное сказуемое (I want to play). Побудительные предложения в утвердительной (Go home now!) и отрицательной (Don’t come late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is spring). Оборот there is/there are в предложениях. Простые распространенные предложения. Простые предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and и but. Сложноподчиненные предложения с because. Грамматические формы изъявительного наклонения (Present, Future, Past Simple, Present Continuous). Образование прошедшего времени с помощью правильных и неправильных глаголов. Инфинитив. Глагол to be в функции глагола-связки. Глагол to do как вспомогательный глагол. Основные модальные глаголы (can, may). Глагольные конструкции типа: like reading, to be going to. Единственное и множественное число существительных (правила и исключения). Артикль (определённый, неопределённый и нулевой). Существительные в притяжательном падеже. Образование положительной, сравнительной и превосходной степени прилагательных по правилам и исключениям. Личные местоимения в именительном и объектном падежах. Притяжательные, вопросительные, указательные, неопределённые (much, many, little, few, no, some, any) местоимения и их производные (somebody, anybody, something, anything, nobody, nothing) и случаи их употребления. Наречия времени (never, usually, often, sometimes, yesterday, tomorrow), степени (much, very, little), образа действия (well, slowly, quickly). Количественные (до 1000) и порядковые числительные (до 100). Предлоги (in, on, at, with, into, to, from, of).
Предметное содержание Программы устной и письменной речи разрабатывается в
соответствии с учебными, образовательными, воспитательными и развивающими целями учебно-воспитательного процесса для младших школьников, отвечает их возрастным особенностям, познавательным интересам и возможностям, а также требованиям ФГОС начального школьного образования.
Мир моего «я». Знакомство с одноклассниками, учителем, приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Мир моих увлечений. Мой день.
Моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, домашние обязанности, увлечения/хобби.
Мои друзья. Их имена, возраст, внешность, одежда, черты характера, увлечения/хобби, способности.
Мой дом. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера.
Школьные будни. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Расписание. Время. Количественные и порядковые числительные.
Животные. Дикие и домашние животные. Их места обитания, внешний вид, предпочтения в еде, умения. Степени сравнения прилагательных. Мой питомец.
Моя Родина. Мой город. Профессии. Планы на выходной день.
Путешествие в прошлое. Погода. Времена года. Лучший день в году.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол - во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Мир моего «я». | 4 | | |
1.1. | Аудирование. Знакомство. Речевые фразы для знакомства. | 1 | 10.09.2022 | |
1.2. | Чтение. Мир моих увлечений (игрушки, еда, хобби). | 1 | 17.09.2022 | |
1.3. | Лексика и грамматика. Глагол to be. Present Simple. | 1 | 24.09.2022 | |
1.4. | Письмо, устный монолог. Я и мой день (общее, спорт, хобби). | 1 | 01.10.2022 | |
2 | Моя семья. | 4 | | |
2.1. | Аудирование. Внешность и характер членов семьи. | 1 | 08.10.2022 | |
2.2. | Чтение. Домашние обязанности и хобби в семье. | 1 | 15.10.2022 | |
2.3. | Лексика и грамматика. Глагол to have got. Present Simple. | 1 | 22.10.2022 | |
2.4. | Письмо, устный монолог. Моя семья (внешность, характер, хобби) | 1 | 29.10.2022 | |
3. | Мои друзья. | 4 | | |
3.1. | Аудирование. Внешность и одежда моих друзей. | 1 | 12.11.2022 | |
3.2. | Чтение. Способности и увлечения моих друзей. | 1 | 19.11.2022 | |
3.3. | Лексика и грамматика. Модальный глагол can / can’t. | 1 | 26.11.2022 | |
3.4. | Письмо, устный монолог. Мои друзья (внешность, одежда, хобби) | 1 | 03.12.2022 | |
4. | Мой дом. | 4 | | |
4.1. | Аудирование. Комнаты и мебель. Предлоги места. | 1 | 10.12.2022 | |
4.2. | Чтение. Комнаты и мебель. Притяжательный падеж. | 1 | 17.12.2022 | |
4.3. | Лексика и грамматика. Обороты There is / There are. | 1 | 24.12.2022 | |
4.4. | Письмо, устный монолог. Мой дом / квартира / комната. | 1 | 14.01.2023 | |
5. | Школьные будни. | 4 | | |
5.1. | Аудирование. Школьные принадлежности. | 1 | 21.01.2023 | |
5.2. | Чтение. Расписание уроков. Время. Конструкция It is. | 1 | 28.01.2023 | |
5.3. | Лексика и грамматика. Количественные и порядковые числительные. | 1 | 04.02.2023 | |
5.4. | Письмо, устный монолог. Моя школьная жизнь (предметы, расписание). | 1 | 11.02.2023 | |
6. | Животные. | 4 | | |
6.1. | Аудирование. Дикие животные (обитание, вид, умения). | 1 | 18.02.2023 | |
6.2. | Чтение. Домашние животные (вид, еда, умения). | 1 | 25.02.2023 | |
6.3. | Лексика и грамматика. Степени сравнения прилагательных. | 1 | 04.03.2023 | |
6.4. | Письмо, устный монолог. Мой питомец. | 1 | 11.03.2023 | |
7. | Моя Родина. | 4 | | |
7.1. | Аудирование. Мой город. | 1 | 18.03.2023 | |
7.2. | Чтение. Профессии. | 1 | 25.03.2023 | |
7.3. | Лексика и грамматика. Present Simple / Present Continuous. | 1 | 08.04.2023 | |
7.4. | Письмо, устный монолог. Планы на выходной день (I am going to). | 1 | 15.04.2023 | |
8. | Путешествие в прошлое. | 4 | | |
8.1. | Аудирование. Погода. Времена года. | 1 | 22.04.2023 | |
8.2. | Чтение. Путешествие в прошлое. | 1 | 29.04.2023 | |
8.3. | Лексика и грамматика. Past Simple. | 1 | 06.05.2023 | |
8.4. | Письмо, устный монолог. Лучший день в году (места, погода, занятия). | 1 | 13.05.2023 | |
9. | Обобщение и повторение. | 2 | | |
9.1. | Итоговая тренировочная работа. | 1 | 20.05.2023 | |
9.2. | Работа над ошибками. | 1 | 27.05.2023 | |
| Итого: | 34 ч. | | |
5. Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286. http://publication.pravo.gov.ru/
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. http://publication.pravo.gov.ru/
К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. УМК «Звёздный английский» для 4 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021.
К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. Рабочая тетрадь «Звёздный английский» для 4 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021.