Программа дополнительного образования «Ребенок и собака» (6–10 класс)

2
0
Материал опубликован 13 May 2019

Пояснительная записка к презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИРБИС»

КИРОВСКОГО РАЙОНА г. САМАРЫ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ ДОД ЦДТ «Ирбис»

_________________ Сенников П. В.

«__7_»_сентября__________ 2009 г.

Программа принята на основании

решения методического совета

Протокол № 1 от «5» сентября 1998 г

 

Переизданная программа принята на основании решения методического совета ЦДТ «Ирбис»

Протокол № _ от «__» ______ 2018 г

.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РЕБЕНОК И СОБАКА» ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КИНОС»

 

Возраст детей (молодежи) - 12 - 16 лет

Срок образования (обучения) - 4 года

Автор - составитель: Литвиненко О. Л.,

педагог дополнительного образования

 

 

Самара, 2018 г.

Содержание I. Пояснительная записка………………………………………..……………….3

- вид, направленность и актуальность программы;

- цель и задачи программы;

- организация образовательного процесса (возраст детей, участвовавших в реализации программы; сроки реализации программы, формы и режим занятий);

- ожидаемые результаты (знания и умения воспитанников), способы их проверки, механизм оценки полученных результатов, формы подведения итогов реализации программы.

II. Учебно-тематический план и содержание программы по годам обучения………………………………………………………………………..19

II.1 Учебно-тематический план программы 1 года обучения………………………………………………………………………..19

II.2 Содержание программы 1 обучения………………………………........20

II.3 Учебно-тематический план программы 2 года обучения...…….……...23

II.4 Содержание программы 2 обучения……………………….……….…..24

II.5 Учебно-тематический план программы 3 года обучения…………..….26

II.6 Содержание программы 3 обучения…………………………………....27

II.7 Учебно-тематический план программы 4 года обучения……………...29

II.8 Содержание программы 4 обучения…………………………………...30

III. Кадровое и методическое обеспечение программы ……………………32

IV. Обеспечение программы……………………….…………………………40

V. Рекомендуемая литература……………………………………….…….…43

- список литературы для педагогов

- список литературы для воспитанников

 

 

I. Пояснительная записка

Вид, направленность и актуальность программы

Данная программа авторская, естественно-научной направленности.

Программа разработана на основе многолетнего педагогического опыта работы автора по данному направлению, материалов курсов повышения квалификации Российской Кинологической Федерации по специальности «Эксперт-кинолог», с учетом новых нормативных документов по дополнительному образованию детей, специфики образовательного учреждения и условий работы в Самарской области.

Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. О том, как возникла эта дружба, сейчас можно только догадываться. Но бесспорно одно - с самых давних пор собака верно, служит человеку.

В современном мире собаки все чаще служат для удовлетворения психологических и социальных потребностей человека. Тесное слияние с бытом и духовной жизнью человека делает собак интересным объектом наблюдения и изучения. Проблем, связанных с существованием собаки в городе - много. Большая часть из них решается без особого труда, если собаки обучены "правилам хорошего тона" и подчиняются своему хозяину. Но все реже люди, берущие в дом собаку, задумываются о ее воспитании, дрессировке, забывая о тех замечательных возможностях четвероногого друга, которые сделали бы его еще и помощником хозяина.

Занятия с собаками способствуют формированию у детей гуманного отношения к живой природе, развитию интереса к различным представителям животного мира, усвоению определенных знаний эколого-биологического содержания, приобретению навыков наблюдения и исследования, выполнению правил обращения с животными, способствуют воспитанию дисциплины и трудолюбия.

Во всем мире работа с детьми по собаководству ведется по двум направлениям: организуются кружки, как в некоторых земельных клубах Германии, или с детьми занимаются непосредственно на выставках.

У нас в России при ДОСААФ, Станциях юннатов создавались клубы юных собаководов, главная задача которых - подготовка собак для службы в армии, дрессировка домашних служебных собак. Воспитание и обучение декоративных, охотничьих собак (не говоря уже о беспородных собаках) считалось не обязательным, если они не предназначались для службы в армии.

В последние годы ситуация изменилась. В связи с вступлением Российской Кинологической Федерации в Международную кинологическую организацию стали предъявляться требования обязательной дрессировки по курсу послушания ко всем собакам, вне зависимости от роста и породы. По данному направлению не было разработано типовых программ. Поэтому возникла необходимость написания дополнительной общеобразовательной программы по кинологии для детей. Программа в настоящее время актуальна и востребована обществом.

По данной программе дети не только занимаются дрессировкой собак, но получают серьезную теоретическую подготовку и возможность практически работать на выставках, ведут исследовательские работы по кинологии. Обучение, проводимое по данной программе, обеспечивает развитие и реализа­цию способностей учащихся, их социализацию, профессиональное самоопределение. Для этого создаются условия, которые обеспечивают включение детей в реальную социально-значимую деятельность, разумно сочетаются принципы педагогического управления и детского самоуправления. Ожесточившаяся конкуренция на рынке труда приводит к желанию более раннего профессионального самоопределения, освоения уже в процессе учебы в школе практических профессиональных навыков.

Программа имеет большое социальное значение – решает экологические проблемы содержания собак в условиях города посредством обучения юных собаководов и дрессировки собак. Знание условий содержания и кормления животных, основанных на особенностях их обитания в естественной среде, позволит избежать многих трудностей и проблем содержания домашних питомцев.

Оригинальность данной программы – сочетание практических занятий кинологией и освоение полевых практических методик исследования окружающей среды; проектная, исследовательская деятельность учащихся по экологии и волонтерская экологическая работа; создание детско-взрослого сообщества, объединенного одной идеей «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Гибкость и вариативность содержания достигается за счет интеграции теоретических знаний и их практического применения; ориентации на способности, достижения, направленность интересов ребенка; соответствие форм и методов развития деятельности уровню развития отношений детей в детских объединениях. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и уровня развития группы в целом изменяются темпы и сроки освоения разделов программы.

Данная программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, клубах юных собаководов.

 

 

Цель и задачи программы

Цель программы - способствовать разностороннему развитию и воспитанию личности ребенка посредством изучения объектов живой природы, освоения элементов воспитания и дрессировки собак.

Обучающие задачи

Закрепление, расширение и систематизация знаний и умений, полученных на уроках природоведения, естествознания, зоологии.

Обучение теоретическим основам кинологии и практической дрессировки собак.

Знакомство с объектами живой природы и их экологическими взаимосвязями на практике, в естественных условиях.

Формирование умений и навыков наблюдений объектов живой природы и исследовательской деятельности в области естественных наук.

Допрофессиональная подготовка учащихся.

Развивающие задачи

Создание оптимальных условий для индивидуального развития личности ребенка.

Развитие у обучающихся экологического мышления и эстетического восприятия окружающего мира.

Выявление, развитие и реализация способностей обучающихся.

Развитие навыков самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

Содействие в самоопределении и социальной адаптации ребенка.

Развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Воспитательные задачи

Воспитание гуманного отношения к живой природе.

Формирование здорового образа жизни воспитанников.

Воспитание дисциплины и трудолюбия.

Формирование чувства коллективизма.

Формирование активной жизненной позиции посредством участия в природоохранной деятельности.

Принципы обучения

На занятиях соблюдаются дидактические принципы в обучении.

Принцип гуманизациии, который в данном случае, отвечает за развитие ребенка в спортивной, творческой и познавательной сферах деятельности, с учетом индивидуальных личностных качеств. Так же он учитывает возраст учащихся, условия их жизни, особенности национальные, религиозные и т. д.

Принцип научности предполагает изложение учебного материала основанного на научных данных.

Принцип наглядности (схемы, рисунки и таблицы методической последовательности работы; изучение иллюстраций, медиапросмотры, рисунки педагога на доске и т.д.)

Принцип активности и сознательности обучения. Использовать свои знания дети могут только в том случае, если они твердо и основательно овладели ими и применили их на практике.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что новая задача основывается на знаниях и навыках, усвоенных ранее, и идет последовательное расширение и углубление знаний.

Принцип доступности и посильности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого возраста ребенка. Педагогу следует учитывать и индивидуальные способности каждого воспитанника.

Принцип оценки и самооценки туристско-спортивного процесса на занятии (сравнение, анализ, обсуждение и совместное определение критериев оценки работ, проведение соревнований, сдача нормативов и т.д.)

 

Организация образовательного процесса

Набор в объединении «Кинос» происходит по желанию детей заниматься с собаками или другими животными. Группы формируются исходя из оценки первоначальной подготовки вновь поступивших детей и в зависимости от их уровня, теоретических знаний, практических умений в области кинологии. В зависимости от породного и возрастного состава собак, с которыми занимаются дети, в группе могут быть выделены подгруппы.

Уровень содержания программы рассчитан на среднее (полное) общее образование детей. Программа рекомендуется для работы с учащимися 12-16 лет. Группы формируются разновозрастные, в связи с этим образовательный процесс строится в соответствии с психологическими и физиологическими возможностями и особенностями детей. Для обучающихся разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Программа каждого года обучения составляет 324 учебных часа. Расписание строится из расчета 3 занятия в неделю по 3 часа.

Количество детей в группе 1 года обучения -15 человек, второго года – 12 человек, третьего и четвертого года - 8 человек. Такая наполняемость групп обусловлена тем, что при работе на занятиях приходится уделять внимание не только детям, но и их собакам. Кроме того, большое количество собак на занятиях вносит определенные трудности в координацию работы с детьми, снижает внимательность, сосредоточенность ребят.

Программа состоит из трех учебных блоков. В первый блок входит теоретические занятия по кинологии, во второй – занятия по исследовательской деятельности, работа в зооуголке и на природе, в третий – практические занятия по дрессировке. Формы занятий - групповые и индивидуальные.

На занятиях применяются образовательные технологии, которые дают обучающимся навык самообразования и понятие о систематике наук, позволяют применить эти знания в жизни. Используемые методы обучения предоставляют возможность обучающимся самоопределиться в образовательной и профессиональной сфере.

Программа тесно связана с науками – зоология, анатомия и физиология животных, общая биология, география.

В первый год обучения воспитанники получают основы знаний по анатомии, физиологии, зоопсихологии животных; комплекс практических и теоретических знаний по дрессировке; навыки управления собакой; знакомятся с методикой и техникой проведения экспертизы выставок; знакомятся с методиками и техникой проведения исследований, изучают теоретический материал по индивидуальным темам.

Во второй год обучения основное внимание уделяется углублению знаний, приобретенных в прошлом году; овладение основами знаний по генетике, наследственности, изменчивости; практическим занятиям по спецкурсам; индивидуальной работе с учащимися по исследовательским работам, подготовке работ к конференциям, олимпиадам.

На третьем году обучения акцент делается на формирование профессионального подхода к вопросам кинологии и использование полученных знаний и навыков в конкретных жизненных ситуациях, выступлениях на конференциях и слетах по исследовательским работам.

На четвертом году обучения основное внимание уделяется индивидуальной работе с воспитанниками, учебно-исследовательской деятельности, более углубленному изучению вопросов ветеринарии, освоению методов зоотерапии и их использование при работе с детьми-инвалидами.

В основе практической деятельности по кинологии с обучающимися по программе – дрессировка собак и участие в выставках других клубов, организация и проведение своих выставок. Важная роль в программе отводится исследовательской деятельности, экспедиционным и природоохранным проектам. На занятиях дети учатся самостоятельно проводить наблюдения, делать соответствующие выводы, принимать решения в различных ситуациях и нести ответственность за эти решения.

Снижение двигательной активности подростков вызывает резкое ухудшение здоровья, снижение работоспособности и быструю утомляемость ребят. Занятия с собаками могут помочь воспитанникам решить эти проблемы, закалить волю, характер, стать сильнее.

В процессе обучения воспитанники принимают участие во всех культурно-досуговых мероприятиях Центра «Ирбис», в организации и проведении вечеров и праздников с показательными выступлениями собак в других детских учреждениях.

Формирование социального опыта достигается на основе взаимодействия детей и взрослых. В процессе работы проводятся тематические консультации, консультации с преподавателями высших учебных заведений (Самарская Поволжская гуманитарная Академия, Самарский Государственный Университет, Самарская сельскохозяйственная Академия), встречи с представителями кинологических общественных организаций, с любителями-собаководами.

Программой предусмотрена активная работа с родителями. Родители - участники образовательного процесса. Взаимодействие с семьей строится на основе непосредственного активного соучастия педагога и родителей в образовательно-воспитательном процессе.

Даже если ребенок в будущем не будет связан с биологическими науками, обучение по этой программе поможет ему лучше познать самого себя, определить свое место в жизни. Знания, полученные на занятиях, дадут благие предпосылки для самореализации в любой избранной сфере деятельности.

 

Ожидаемые результаты, способы их проверки, механизм оценки полученных результатов, формы подведения итогов реализации программы

Знания и умения По окончании 1-го года обучения воспитанники должны

Знать

Технику безопасности при работе в зооуголке и с собаками на площадке.

Правила поведения в образовательном учреждении.

Историю породообразования собак, классификацию собак.

Современные основы поведения и дрессировки собак.

Анатомические и физиологические особенности собак.

Методики и техники экспертизы собак на выводках молодняка и выставках.

Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению исследовательских работ учащихся.

Уметь

Работать с животными зооуголка.

Управлять собакой, согласно требованиям общего курса послушания и общего курса дрессировки.

Обладать навыками работы с собакой по аджилити – спортивному собаководству.

Выполнять необходимые лабораторные исследования и практические работы по естественно – научному направлению, владеть методиками исследования.

По окончании 2-го года обучения воспитанники должны Знать

Технику безопасности во время участия в выставках.

Экстерьер собак разных пород.

Болезни собак.

Биологические основы разведения.

Теоретические основы для проведения научно- исследовательских работ учащихся.

Уметь

Оказать первую ветеринарную помощь собакам.

Управлять собакой, согласно требованиям общего курса дрессировки и спецкурсам.

Применять знания стандартов пород собак на выставках.

Выполнять требования по содержанию племенных собак и щенков.

Владеть методиками исследований.

 

По окончании 3-го года обучения воспитанники должны Знать

Новые тенденции в спортивном собаководстве.

Технику ухода за шерстью собак.

Основы хендлинга.

Генетику поведения собак и корреляцию проблемных случаев поведения.

Комплексный подход к кормлению собак.

Методики лабораторных и полевых исследований.

Уметь

Воспитать и обучить выставочную собаку.

Правильно ухаживать за шерстью и делать стрижки.

Составлять правильный рацион кормления собак.

Провести анализ исследовательской деятельности, подготовить к защите на Всероссийские конференции свою работу.

По окончании 4-го года обучения воспитанники должны Знать

Нормативно-правовые основы кинологии.

Теоретические основы зоотерапии.

Современные методики лабораторных и полевых исследований.

Современные методы диагностики и лечения животных.

Уметь

Проводить занятия по зоотерапии. Проводить занятия индивидуальные и групповые занятия с младшими школьниками.

Владеть методиками исследовательской деятельности.

Работать на выставках различного уровня.

Педагогическим результатом образовательного процесса при изучении программы «Ребенок и собака» является:

овладение детьми определенных знаний о животном мире;

умение применять различные методики дрессировки собак;

умение осуществлять практическую деятельность по содержанию животных;

владение навыками исследовательской работы;

развитие ребенка, как личности.

 

 

Воспитательный эффект программы

предоставление возможности самостоятельного поиска знаний;

формирование научного, нестандартного экологического мышления учащихся;

развитие способности к рефлексии;

формирование проектной и исследовательской компетенций;

повышение трудовой мотивации молодежи.

Обучение, проводимое по данной программе, обеспечивает развитие и реализа­цию способностей учащихся, их социализацию, профессиональное самоопределение. Для этого создаются условия, которые обеспечивают включение детей в реальную социально-значимую деятельность, разумно сочетаются принципы педагогического управления и детского самоуправления.

Программа имеет большое социальное значение – повышает степень удовлетворенности учащихся своей работой, позволяет им проявить социальную активность, организовать и принять участие в природоохранных мероприятиях, решает экологические проблемы содержания собак в условиях города. Все это способствует повышению заинтересованности, мотивации обучающихся в эколого-биологической деятельности.

Социальные партнеры – Поволжская государственная социально-гуманитарная Академия, Самарский Государственный Университет, Самарское лесничество, администрация Кировского района г.о. Самара, Самарский областной детский эколого-биологический Центр, Самарский областной центр детско-юношеского туризма, городское общество инвалидов-колясочников, Центр «Семья» Кировского района, общественное объединение «Территориальный общественный совет «Проран».

Диагностика знаний, умений и навыков. В течение всего курса теоретические знания учащихся диагностируются посредством практических и игровых занятий, зачетов, участия в выставках и конкурсах, в олимпиадах и конференциях с целью проверки результативности обучения и эффективности усвоения материала. Основными методами оценки знаний по кинологии являются практическая работа воспитанников с собакой, результаты участия в выставках собак. Учащиеся понимают, что без усвоения ими правил и методов дрессировки, условий содержания и ухода, особенностей кормления невозможно успешно тренировать собаку или правильно вырастить щенка. Итоговый (годовой) контроль – участие в региональных, Всероссийских и Международных выставках собак, сдача испытаний по разным курсам дрессировки.

Независимая экспертиза осуществляется впоследствии судьями и экспертами на конкурсах, конференциях учащихся, где они представляют свои исследовательские и проектные работы, на кинологических соревнованиях по спортивному собаководству.

Диагностика учащихся затрагивала в первую очередь предметные интересы и образовательные интересы, профессиональную направленность, тип темперамента, самооценки, уровня тревожности, учебной мотивации.

Изучение уровня самооценки учащихся на всех ступенях обучения.

Так как самооценка связана с волевыми качествами, уверенностью человека в своих силах, ответственностью за принимаемые решения и осуществляемые действия, то это качество влияет на устойчивость профессионального выбора учащихся: анкета «Представление о себе», анкета «Мотивация профессионального выбора», анкета «Представление своей будущей профессии».

Мониторинг динамики образовательных результатов

 

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Потребностно-мотивационный критерий

Число уч-ся занимающихся экологической деятельностью, устойчивый интерес к экологическим проблемам.

Анкетирование, тестирование, учет уч-ся, занимающихся экологической деятельностью

 

Когнитивный критерий

Уч-ся имеет прочные экологические знания, стремится к осознанию и решению экологических проблем

Тесты, опросники, конкурсы, учет уч-ся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью.

Эмоционально-волевой критерий

Способность эмоционально переживать во всех аспектах взаимоотношений с природой, стремиться к достижению цели во взаимодействии с природными объектами.

Эколого-биологические проекты, природоохранные акции, волонтерская работа.

Ценностно-смысловой критерий

Сформированы экологоориентированные ценностные ориентации, экологоориентированное мировоззрение, ответственность, доброта, целеустремленность, гуманизм, принципиальность, нравственность, эстетичность, эмпатия, оптимизм.

Анкетирование, тестирование, участие в проектной и исследовательской работе.

Практически-деятельностный критерий

Способность применять свои экологические знания на практике,

готовность заниматься экологической деятельностью, эффективно решать экологические проблемы.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в эколого-биологическом направлении, выступления на конференциях, форумах, фестивалях.

Коммуникативный критерий

Способность эффективно общаться с окружающими людьми по экологическим проблемам, организовывать различные мероприятия экологической направленности.

Анкетирование.

Кол-во эколого-биологических мероприятий, организованных учащимися наших объединений.

 

В ходе реализации программы проводится мониторинг уровня экологической культуры учащихся по методике Е.В.Асафовой «Воспитание и диагностика развития экологической культуры».

Социальная эффективность реализации программы оценивается по следующим показателям:

- увеличение численности детей, принимающих участие в проектной и исследовательской деятельности учащихся в области экологии;

- появление новых инициативных проектов по экологическим проблемам.

Стабильность социальной эффективности реализации программы обеспечивают социальные связи с нашими партнерами и поддержка Департамента образования Администрации г.о. Самара, Центра развития образования г.о. Самара.

Психолого-педагогическая диагностика учащихся объединения направлена на исследование уровня развития познавательной сферы, сферы интересов и социально – психологическую адаптацию в коллективе. Она осуществляется в периоды с сентября по октябрь (первичная психодиагностика) и с апреля по май (вторичная психодиагностика). Предварительный контроль в виде собеседования проводится в начале учебного года с целью выяснения уровня умений и знаний по кинологии. Для изучения познавательной сферы учащихся применяются следующие методики, адаптированные по возрасту: «Корректурная проба» Бурдона (оценка устойчивости и переключения внимания); «Исключение понятий» (Г.Айзенг) (исследование аналитико-синтетической деятельности мышления). Для исследования сферы интересов и склонностей воспитанников применяется методика «Структура интересов» В. Хеннинга. С целью исследования социально-психологической адаптированности учащихся в коллективе применяется методика «Шкала социально-психологической адаптации» Т.В. Снегиревой, методика социометрии (пособие составитель - Городниченков Д.А , методика Лутошкина А.Н.). Используются диагностики по методикам «Тест умственного развития — АСТУР», «Прогрессивные матрицы Равена», «Групповой интеллектуальный тест», выявления коммуникативных склонностей учащихся. Для определения уровня творческой активности, склонности к занятиям исследовательской деятельности используется методика диагностики уровня творческой активности учащихся. Для изучения социализированности личности воспитанников используется методика по изучению уровня социализации учащегося. Часть перечисленных выше методик педагог использует самостоятельно, а часть - с привлечением педагога-психолога.

II. Учебно-тематические планы и содержание программы

по годам обучения

 

II.1. Учебно-тематический план первого года обучения

 

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятий

 

Организационное, вводное занятие

6

6

0

Беседа

 

Происхождение и история породообразования домашних собак

6

6

0

Лекция

 

Классификация пород собак

18

18

0

Лекция

 

Выращивание и воспитание молодняка

12

6

6

Лекция, тренировка

 

Поведение собак

18

12

6

Беседа, тренировка

 

Современные основы дрессировки собак

42

42

0

Рассказ, лекция

 

Общий курс дрессировки и общий курс послушания. Виды состязаний

12

12

0

Рассказ, лекция

 

Социальная программа «Собака в городе»

9

9

0

Беседа, лекция

 

Анатомия и физиология собаки

15

15

0

Лекция

 

Кормление собак

9

9

0

Рассказ

 

Аджилити - вид спортивного собаководства

9

6

3

Беседа, тренировка

 

Методика и техника экспер-тизы на выводках молодняка

12

6

6

Рассказ, выставки

 

Методика и техника экспертизы на выставках

33

9

24

Рассказ, выставки

 

Сдача испытаний

6

0

6

Тренировки

 

Исследовательская деятельность учащихся

30

0

30

Конкурсы, конференции

 

Практическая дрессировка

70

0

70

Тренировка

 

Досуговая и оздоровительная деятельность

15

0

15

Вечер, поход, экскурсия

18

Итоговое занятие

2

0

2

Зачет, обсуждение

 

Всего

324

156

168

 

 

 

II.2. Содержание программы первого года обучения

 

Организационное, вводное занятие.

Знакомство с Центром и планом работы по программе. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения учащихся в образовательном учреждении. Знакомство с содержанием программы и профессией «Кинолог».

Происхождение и история породообразования домашних собак.

Виды диких животных-предков наших домашних собак. Собака - первое домашнее животное человека. Естественный, и искусственный отбор. Доказательства происхождения собак.

Классификация пород собак.

Специализация домашних собак по мере развития человеческого общества. Использование собак первобытным человеком. Появление караульно-сторожевой и охотничьей функций. Современная производственная классификация собак и ее принципы. Собаки служебных, спортивных, декоративных, охотничьих пород. Знакомство со стандартами пород собак.

Выращивание и воспитание молодняка.

Особенности физиологического развития собак разных пород. Выбор оптимальных методов дрессировки с учетом возраста и особенности собаки. Практические занятия: тренировка по физическому развитию молодняка.

Поведение собак.

Мироощущение собаки. Врожденные типы поведения собаки. Инстинкты. Потребности. Влечения. Гормоны и их влияние на поведение. Особенности поведения собак. Практические занятия: дрессировка.

Современные основы дрессировки собак.

Физиологические основы дрессировки. Нервная система собаки. Учение Павлова о ВНД, безусловных и условных рефлексах. Классификация рефлексов. Понятие о преобладающих реакциях и их значении в дрессировке. Понятие о возбуждении и торможении. Типы ВНД. Чувства собак. Умственные и эмоциональные способности собак: эмоции, интеллект, общение, речь, игры. Новые современные зоопсихологические теории дрессировки. Информационная и биологическая теории эмоций. 12 психологических типов. Психологический практикум. Понятие о методах дрессировке. Их применение.

Общий курс дрессировки и общий курс послушания. Виды состязаний.

Правила соревнований. Базовое обучение. Требования к дрессировщику. Последовательность обучения. Основы техники.

Социальная программа «Собака в городе»

Правила содержания собак в городе, пребывании в общественных местах, перевозке на транспорте. Вакцинация собак. Регистрация собак. Центры регистрации животных. Уход за собакой. Мытье и купание, уход за шерстным покровом. Осмотр собаки. Подготовка собаки к выставке. Искусство хендлера. Практическое занятие по хендлингу.

Анатомия и физиология собаки

Анатомия и физиология собаки. Понятие об анатомии и физиологии собаки. Система органов дыхания и пищеварения. Система органов движения. Система органов кровообращения и органов выделения. Железы внутренней секреции. Нервная система. Органы размножения. Основы разведения собак.

Кормление собак

Кормление собак. Необходимый состав кормов - белки, углеводы, жиры, минеральные соли, витамины. Продукты, скармливаемые собакам и их приготовление. Рациональность использования сухих кормов. Индивидуальный подход. Режим кормления.

Аджилити - вид спортивного собаководства.

Правила соревнований по аджилити. Необходимое оборудование и площадка. Базовое обучение. Требования к дрессировщику. Последовательность обучения. Основы техники.

 

Методика и техника экспертизы на выводках молодняка.

Основные принципы экспертизы щенков по породности, типу конституции, экстерьеру и выращиванию. Инструкции по методике и технике экспертизы и правила выводок щенков. Методика описания щенков от 4 до 6 месяцев. Методика описания щенков от 6 до 10 месяцев. Промеры щенков. Разбор описаний экстерьера щенков. Проведение выводки молодняка

Методика и техника экспертизы на выставках.

Основные принципы экспертизы собак по породности, типу конституции, экстерьеру. Правила проведения выставок. Методика описания экстерьеров собак. Наиболее часто встречаемые ошибки. Разбор описаний экстерьеров собак. Стажировка на выставках. Работа в рингах.

Сдача испытаний.

Сдача испытаний в соответствии с правила спортивного собаководства.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подбор материала. Подготовка исследовательских работ учащихся. Участие в конференциях. Участие в слетах.

Примерные темы учебно-исследовательских работ:

- «Влияние условий выращивания на формирование экстерьера и характера собак».

- «Возрастные этапы формирования и развития собак у разных пород».

- «Современные теории происхождения собак».

- «Отечественные породы собак».

- «Экологические исследования».

Практическая дрессировка.

Практические занятия по разным видам дрессировки. Тренировки по физическому развитию собак.

Досуговая и оздоровительная деятельность.

Календарные праздники. Совместные вечера и чаепития с родителями. Участие в показательных выступлениях на выставках и массовых мероприятиях. Дни здоровья. Экскурсии и походы.

Итоговое занятие

Зачетное занятие по темам программы 1 года обучения. Подведение итогов обучения по программе 1 года. Обсуждение мероприятий летней оздоровительной программы

 

II.3. Учебно-тематический план второго года обучения

 

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятий

 

Организационное собрание

8

8

0

Беседа

 

Общий экстерьер и типы конституции собак

15

15

0

Беседа, лекция

 

Стандарты пород собак

27

18

9

Лекция, рассказ, выставки

 

Специальные курсы дрессировок

21

21

0

Лекция

 

Болезни собак и оказание первой помощи

15

15

0

Лекция, рассказ

 

Биологические основы разведения

21

21

0

Лекции

 

Племенное разведение

15

15

0

Лекции

 

Практическое собаководство

30

30

0

Лекция, рассказ

 

Исследовательская деятельность учащихся

30

0

30

Конференция, слеты, олимпиады

 

Культурно-досуговые и оздоровительные мероприятия

15

0

15

Походы, экскурсии, вечера

 

Организация выставок и выводок собак

15

0

15

Выставки

 

Практическая дрессировка собак

110

0

110

Тренировки на полигоне

13

Итоговое занятие

2

0

2

Зачет обсуждение

 

Всего

324

143

181

 

 

 

II.4. Содержание программы второго года обучения

 

Организационное собрание.

Ознакомление с программой 2 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.

Общий экстерьер и типы конституции собак.

Понятие об экстерьере и интерьере. Значение экстерьера. Стати собак. Схема осмотра и описание собаки по общему экстерьеру. Понятие о конституции животных. Конституционные типы собак.

Практическое занятие: Описание собаки и определение принадлежности к тому или иному типу конституции.

Стандарты пород собак.

Что такое стандарт породы и его значение. Современные классификации пород собак. Стандарты собак служебных пород. Стандарты собак отечественных пород. Стандарты собак охотничьих пород. Стандарты собак декоративных пород. Стандарты собак редких пород.

Специальные курсы дрессировок.

Дрессировка собак для защитно-караульной службы. Дрессировка собак для розыскной службы. Дрессировка собак для сторожевой службы. Дрессировка собак для караульной службы. Дрессировка собак для службы связи, подноса легких грузов. Дрессировка собак - буксировщиков лыжников. Дрессировка собак для ездовой службы. Дрессировка собак - проводников слепых. Дрессировка собак для поисково - спасательной службы. Тренировка служебных собак.

Болезни собак и оказание первой помощи.

Болезни собак и оказание первой помощи. Профилактика болезней собак. Соблюдение личной гигиены. Наиболее распространенные болезни собак. Неинфекционные болезни собак. Инфекционные болезни собак. Необходимая медицинская аптечка.

Биологические основы разведения.

Наследственность и изменчивость. Основы генетики. Наследуемые признаки. Генетика породы (популяции). Окраска собак и основные принципы ее наследования. Инбридинг и аутбридинг. Гетерозис.

Племенное разведение.

Анализ состояния породы. Методы ведения породы. Отбор производителей. Подбор пар производителей. Бонитировка.

Практическое собаководство.

Племенной кобель. Племенная сука. Выращивание щенков.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка исследовательских работ учащихся. Участие в конференциях и олимпиадах. Примерные темы учебно-исследовательских работ:

- «Генетика наследования окрасов по определенной породе».

- «Анализ состояния племенного разведения по определенной породе»

- «Влияние наследственности и изменчивости на внешний облик на примере мелких грызунов».

- «Наследование окраса птиц».

- «Новые методы исследования в ветеринарии».

- «Оказание первой ветеринарной помощи мелким грызунам».

- «Профилактика инфекционных заболеваний собак».

- «Особенности отбора и дрессировки собак для подготовки к определенному виду службы».

- «Экологические исследования».

Культурно-досуговые и оздоровительные мероприятия.

Участие в массовых мероприятиях, показательных выступлениях и выставках, организация вечеров по календарным датам. Совместные вечера и чаепития с родителями. Дни здоровья. Экскурсии и походы.

Организация выставок и выводок собак.

Участие и помощь в организации и проведении выставок собак.

Практическая дрессировка собак.

Дрессировка по спецкурсам. Тренировки по физическому развитию собак.

13.Итоговое занятие

Подведение итогов обучения по программе 2 года. Зачетное занятие по темам программы. Обсуждение мероприятий летней оздоровительной программы.

 

II.5. Учебно-тематический план третьего года обучения

 

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятий

 

Организационное собрание

3

3

0

Беседа

 

Новое в спортивном собаководстве. Титулы, классы. Организация соревнований

18

12

6

Беседа, рассказ, соревнование

 

Искусство хендлинга

24

16

8

Беседа, выставка

 

Грумминг собак. Техника ухода за шерстью и стрижки на конкретных породах

30

12

18

Беседа, грумминг

 

Генетика поведения собак

24

21

3

Лекция, тренировка

 

Коррекция проблемного поведения собак. Этологические и психологические аспекты

18

15

3

Лекции и тренировки

 

Кормление собак. Комплексный подход

15

12

3

Лекция, диспут

 

Сдача испытаний

12

0

12

 

 

Исследовательская деятельность

54

0

54

Конференции, олимпиады

 

Культурно-досуговые мероприятия

15

0

15

Вечера, экскурсии

 

Участие в выставках и показательных соревнованиях

36

0

36

Выставки и мероприятия

 

Практическая дрессировка

75

0

75

Тренировки на полигоне

13

Итоговое занятие

2

0

2

Зачет обсуждение

 

Итого

324

91

233

 

 

 

 

II.6. Содержание программы третьего года обучения

Организационное собрание

Ознакомление с программой 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.

Новое в спортивном собаководстве. Титулы, классы. Организация соревнований.

Аджилити. История возникновения и становления. Организации по аджилити. Классы для начинающих. Картежный класс. Барьерный класс. Снукерский класс. Класс парной или командной эстафеты. Класс ветеранов. Знакомство и детальная разборка снарядов. Оценка способностей собаки к аджилити. Соревнование по аджилити.

Искусство хендлинга.

Выращивание и воспитание выставочной собаки: физическое развитие, закаливание, психическое развитие, первая выставка. Обучение выставочной собаки работе в ринге - требования, предъявляемые к собаке в ринге, порядок обучения собаки работе в ринге, обучение ринговой рыси. Подготовка к выставочному показу взрослой собаки. Психическая и физическая подготовка собаки к выставке. Этика владельца выставочной собаки. Некоторые недостатки выставочной собаки Их причины и способы устранения.

Грумминг собак.

Техника ухода за шерстью и стрижки на конкретных породах.

Шерстный покров. Общие рекомендации по уходу за собаками в зависимости от типа шерстного покрова: короткая шерсть, прямая прилегающая шерсть с густым подшерстком, удлиненная пышная шерсть с мягким, разной плотности подшерстком, пышная прямая шерсть, с густым плотным подшерстком, косматая шерсть, шнуровая шерсть, длинная мягкая ниспадающая шерсть. Практические занятия -- Грумминг.

Генетика поведения собак. Изучение специальных свойств поведения: злобность, пугливость, апортировочная реакция и т.д. Общие свойства нервной системы. Различия в социальном поведении собак разных пород. Корреляция между физическими и поведенческими чертами. Комплексный анализ поведения разных пород с целью выбора наиболее приемлемой породы для определенных целей. Гибриды собак с дикими животными.

Коррекция проблемного поведения собак.

Этологические и психологические аспекты. Причины проблемного поведения собак. Основные методы по коррекции проблемного поведения собак. Теоретические основы методов коррекции и возможности их использования с собаководами любителями. Психологические методы коррекции проблемного поведения собак.

Кормление собак. Комплексный подход.

Многообразие пород собак и сред их обитания. Климатические зоны и особенности питания собак. Сезонность в питании собак. Влияние человека на формирование типа питания собак.

Практические занятия: Диспут: «Нужно ли собакам разнообразное питание?», «Каким должно быть питание собаки?».

Сдача испытаний.

Сдача испытаний в соответствии с правилами спортивного собаководства.

Исследовательская деятельность.

Участие в конференциях, олимпиадах, диспутах.

Примерные темы учебно-исследовательских работ:

- «Влияние типа питания собак на формирование экстерьера».

- «Влияние типа питания собак на здоровье».

- «Социализация собак».

- «Физические тренировки собак».

- «Корректировка поведения собак».

- «Экологические исследования».

Культурно-досуговые и оздоровительные мероприятия.

Участие в массовых мероприятиях, показательных выступлениях и выставках, организация вечеров по календарным датам. Совместные вечера и чаепития с родителями. Дни здоровья. Экскурсии и походы.

Участие в выставках и показательных соревнованиях. Участие и помощь в организации и проведении выставок собак.

Практическая дрессировка.

Дрессировка по спецкурсам. Тренировки по физическому развитию собак.

Итоговое занятие

Подведение итогов обучения по программе 3 года. Обсуждение мероприятий летней оздоровительной программы.

 

II.7. Учебно-тематический план четвертого года обучения

 

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

Форма занятий

1

Организационное собрание

3

3

0

Беседа

2

Нормативно-правовые основы кинологии.

10

10

0

Рассказ и лекция.

3

Зоотерапия, как один из методов комплексной реабилитации детей-инвалидов. Знакомство и овладение методиками работы.

30

15

15

Беседа, лекции и практические занятия.

4

Подготовка юных инструкторов-кинологов для работы с младшими школьниками.

31

11

20

Лекции и практические занятия.

5

Стажировка на выставках.

30

0

30

Практические занятия

6

Зоогигиена с основами ветеринарии.

30

15

15

Лекции и практические занятия

7

Исследовательская работа учащихся.

62

27

35

Лекции и практические занятия.

Конференции, олимпиады

8

Культурно-досуговые мероприятия

15

0

15

Вечера, экскурсии

9

Участие в выставках и показательных соревнованиях

36

0

36

Выставки и мероприятия

10

Практическая дрессировка

75

0

75

Практические занятия

11

Итоговое занятие

2

0

2

Зачет обсуждение

 

 

Итого

324

81

243

 

 

II.8. Содержание программы четвертого года обучения

 

Организационное собрание.

Ознакомление с программой 4 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.

Нормативно-правовые основы кинологии.

Положения Российской Кинологической Федерации. Нормативы испытаний и соревнований. Нормативная и методическая документация по служебному собаководству, по племенному делу.

Зоотерапия, как один из методов комплексной реабилитации детей-инвалидов. Знакомство и овладение методиками работы.

История возникновения зоотерапии. Современное состояние зоотерапии, как науки. Основы методов зоотерапии. Методики работы с детьми-инвалидами различного возраста и разной патологии. Проведение зоотерапивтических занятий.

Подготовка юных инструкторов-кинологов для работы с младшими школьниками.

Основы психологии личности, малых групп. Этика деловых отношений. Организация деловых бесед. Планирование индивидуальной работы. Методы оценки возможностей ребенка при занятиях с собакой. Подбор методов дрессировки. Составление плана занятий. Индивидуальная и групповая работа с младшими школьниками.

Стажировка на выставках.

Техника проведения экспертизы. Необходимая документация для организации и проведения выставок. Анализ полученных результатов и учет их в работе.

Зоогигиена с основами ветеринарии.

Инструменты и аппараты, необходимые для оказания доврачебной помощи животным. Домашняя ветеринарная аптечка. Взаимодействие собак с внешней средой. Учение об иммунитете. Ветеринарно-санитарные требования к содержанию собак. Гигиена и профилактика болезней. Фиксация. Клиническая диагностика болезней собак. Внутренние незаразные болезни. Хирургические болезни. Инфекционные болезни. Инвазионные болезни.

Исследовательская работа учащихся.

Участие в конференциях, олимпиадах, диспутах.

Примерные темы учебно-исследовательских работ:

- «Современные методы исследований животных».

- «Использование массажа при лечении животных».

- «Использование современных методов диагностики заболеваний животных».

- «Экологические исследования».

- «Канистерапия».

- «Методы зоотерапии».

Культурно-досуговые мероприятия.

Календарные праздники. Совместные вечера и чаепития с родителями. Участие в показательных выступлениях на выставках и массовых мероприятиях. Дни здоровья. Экскурсии и походы.

Участие в выставках и показательных соревнованиях.

Участие и помощь в организации и проведении выставок собак.

10. Практическая дрессировка собак.

Д рессировка по спецкурсам. Тренировки по физическому развитию собак.

11.Итоговое занятие

Подведение итогов обучения по программе 4 года. Зачетное занятие по темам программы. Обсуждение мероприятий летней оздоровительной программы.

III. Кадровое и методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

 

Кадровое обеспечение программы

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, владеющих основами кинологии и имеющих педагогическое образование. Руководитель объединения должен иметь опыт участия в кинологических выставках, иметь подготовку организатора эколого-биологических мероприятий с учащимися. Для проведения отдельных занятий в рамках творческого сотрудничества могут приглашаться узкие специалисты.

Методическое обеспечение программы

Для реализации целей программы используются различные формы и методы обучения, направленные на просвещение, расширение кругозора, углубление ЗУН, формирование здорового образа жизни, физическое развитие, обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности творческой и познавательной деятельностью, а так же основные положения современной дидактики. Все они взаимосвязаны.

Методы обучения

При реализации программы используются различные методы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и помощью комбинирования нескольких методов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог дополнительного образования. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников: возрастных и психофизиологических особенностей, возможностей материально-технической базы обучения.

Словесные методы: сказка, рассказ, лекция, объяснение, беседы, дискуссия, диалог (диалог педагог дополнительного образования с учащимися), диалог учащихся друг с другом), разговор.

Метод практической работы: тренировки, дрессировки, игровой метод, упражнения, работа с журналами и справочниками, самостоятельная работа.

Методы наблюдения: экскурсии в детскую картинную галерею, музеи, парки города, оформление дневника наблюдения; фотосъемки, зарисовки.

Наглядные методы: наблюдение за объектами и явлениями социального мира; просмотр видеоматериалов и фотографий, рисунков и плакатов.

Метод побуждении к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Метод коллективного обсуждения (беседы, небольшие сценки).

Метод сотворчества (с педагогом и сверстниками).

Метод опоры на личный опыт ребёнка в образовательном процессе: эмоциональный, зрительный, коммуникативный.

Методики, стимулирующие развитие самодеятельности,

самореализации детей в различных видах деятельности

Проектная и исследовательская технологии

Технология личностно-ориентированного обучения

 Групповые технологии

Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Информационные технологии

Наличие в лагере органа детского самоуправления.

Общественная социально-полезная деятельность учащихся – волонтерские акции по очистке территории берега Волги.

Особая роль в реализации программы принадлежит исследовательской и проектной технологиям.

При реализации разных блоков программы предусмотрено выполнение учащимися проектных и исследовательских работ. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

При этом весь образовательный процесс в объединениях организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода, что позволяет сформировать метапредметные и проектные компетенции.

Для того, чтобы учащиеся были подготовлены к проектной деятельности, в течение учебного года на занятиях их последовательно обучают планированию этого вида деятельности, а также создаются специальные условия для мотивации учащихся на данный вид деятельности («ситуация успеха», возможность практического применения своих знаний, социальная значимость выполняемой работы, признание достижений другими учащимися и в социуме, создание портфолио учащихся и т.д.)

Проектная деятельность в области экологии и кинологии формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту учащихся объединений, расширяет кругозор, как в области экологии, так и в окружающей действительности, даёт ребенку возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

При осуществлении проектной и исследовательской работы происходит формирование экологической компетенции учащихся, которая выступает как интегрированный общекультурный показатель многосторонней воспитательной работы по эколого-биологическому направлению. И здесь мы выделяем отдельные элементы экологической компетенции, такие как решение проблем, критическое мышление, учет политического и экономического окружения, оценка поступков, связанных со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, сотрудничество, выполнение проектов, ответственность.

При использовании проектного и исследовательского методов экологическое образование становится практико-ориентированным, направленным на изучение и поиск путей оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности, на изменение сознания людей, его экологизацию и должно опираться на этнопсихологические особенности учащихся, этноэкологические традиции, достижения этнопедагогики.

 

Используемый дидактический материал

На занятиях используются:

Журналы и справочники, литература естественнонаучного содержания, конспекты занятий, аудиоматериалы, наглядные средства (рисунки, плакаты, фотографии, презентации, видеоматериалы);

Педагогом к занятиям разработаны: список тем исследовательских работ, карточки практических заданий, вопросы зачетов, разработки игр и сценарии мероприятий.

 

Методическая продукция педагога к программе

Для методического обеспечения программы педагогом разработана следующая методическая продукция:

1. Лекционные материал, конспекты занятий (подобраны материалы по темам программы, разработаны конспекты занятий)

2. Методические рекомендации для педагогов: «Организация и проведение исследовательской работы с учащимися», «Организация и проведение летнего профильного лагеря «Кинос», «Система воспитательной работы в объединении», «Система работы с родителями воспитанников объединения», «Участие детей в соревнованиях, конкурсах и выставках собак», «Дрессировка питомцев воспитанников объединения «Кинос».

3. Тематические папки: «Породы собак», «Виды соревнований и конкурсов для собак».

4. Разработки по диагностике: «Игры и конкурсы по кинологии», «Вопросы и задания для зачетных и итоговых занятий по годам обучения», «Дневник личностного роста», анкеты и тесты для психолого-педагогической диагностики воспитанников, «График участия воспитанников объединения в соревнованиях и конкурсных мероприятиях», Электронная база данных «Достижения воспитанников объединения»

5. Календарно-тематические планы по годам обучения (4 года обучения).

Воспитательная работа с учащимися в рамках проекта

 

 Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов культуры у обучающихся – одна из задач работы в системе дополнительного образования. Занимаясь в объединениях эколого-биологической направленности, мы с ребятами не ограничиваем себя рамками «Кинологии» и «Экологии».

Говоря об экологии, отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.

Содержание воспитательной работы в объединении «Кинология» подразумевает вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная, творческая, природоохранительная и общение.

Цель воспитательной работы – создание условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентоспособной личности.

Организационная модель воспитательной работы - клубное сообщество «Экомир», которое позволило учащимся объединиться в совместной творческой деятельности. Девиз членов клуба «Экомир» - «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Клуб имеет свой Устав, эмблему, определенные традиции – участие в творческих группах по Номинациям. Вся клубная символика создавалась на конкурсной основе. Информация о работе клуба «Экомир» представлена на отдельной странице на сайте нашего учреждения.

Управляет и регулирует работу клуба – Совет клуба, в который входят представители творческих групп по Номинациям, которые ежегодно избираются на первом в учебном году общем собрании клуба «Экомир».

Во главе Совета клуба стоит Председатель клуба, избираемый общим собранием членов клуба.

Суть воспитательной работы в клубе сводится к предоставлению возможности учащимся самостоятельно выбрать сферы приложения сил, и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.

Наш клуб «Экомир» является необходимым компонентом профессиональной ориентации учащихся по эколого-биологической направленности, поскольку он является логичным дополнением и условием реализации целей проекта. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности.

 

Работа с родителями учащихся

Данная программа предусматривает активную работу с родителями. Родители - участники образовательного процесса.

Работа с родителями направлена на решение следующих задач:

приобщение родителей к процессу воспитания и решению проблем образования ребенка;

формирование у родителей потребности в познании и понимании собственного ребенка, в анализе результатов семейного воспитания, в организации грамотного общения взрослого и ребенка в семье;

профессиональная ориентация учащихся по эколого-биологическому профилю.

Взаимодействие с семьей строится на основе непосредственного активного соучастия педагога и родителей в образовательном процессе. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Образец листа консультаций родителей дан в приложении 16.

Речь идёт о системной, последовательной работе в области экологического просвещения, о популяризации современных знаний о значимости и актуальности профессии эколого-биологического профиля в среде родителей, что предполагает активное вовлечение их в совместную с детьми экологоориентированную деятельность.

 

Каждое занятие с детьми завершается встречей с родителями, где они могут получить ответы на вопросы, узнать об успешности каждого ребенка в деятельности. В группе нет закрытых занятий, на любом из них родители могут присутствовать.

Так же они могут помогать в организации поездок на выставки и соревнования, оздоровительных мероприятий и экскурсий с детьми; участвовать в подготовке и проведении праздников.

Участие родителей в деятельности объединения позволяет снять многие конфликты, недоразумения, возникающие в семье. Кроме того, возникает позиция взаимопонимания, взаимодоверия, взаимных интересов «отцов и детей» (ведь родители тоже заинтересованы в воспитании и обучении своих четвероногих питомцев). Конечно, не каждый родитель может посещать все занятия со своим ребенком, но в проведении праздников, выставок они принимают самое активное участие и получают от этого огромное удовольствие.

В начале учебного года педагог встречается с детьми и родителями, знакомит родителей с учебной программой, с правилами и требованиями администрации учреждения к воспитанникам. В течение года с родителями проводится не менее трех родительских собраний; по желанию родителей – индивидуальные консультации.

 

IV. Обеспечение

дополнительной образовательной программы

Условия организации образовательного процесса.

Обеспечение организационных условий - создание  творческой группы учащихся по  реализации программы.

Обеспечение информационных условий - сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации программы.

Обеспечение мотивационных условий - действия, призванные сформировать заинтересованность учащихся и их родителей в деятельности объединения «Кинос».

Обеспечение нормативно-правовых условий - подготовка документов регламентирующего характера.

Обеспечение  научно-методических  условий  - создание   различных методических памяток и рекомендаций.

Обеспечение рефлексивного пространства  для педагога и учащихся, принимающих участие в реализации программы - создание сайта, страниц в Интернете, посвященных вопросам кинологии и экологического краеведения.

Информационные ресурсы – информация о возрастных и психологических особенностях подростков, организации деятельности детского коллектива, стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, методиках полевых экологических исследований учащихся, современных формах и методах дрессировки собак.

В рамках программы информационные технологии используются в четырёх направлениях:

-Использование готовых разработок мероприятий, найденных в интернете.

-Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint.

-Создание сайта в интернете.

-Участие в работе педагогических и кинологических форумов.

Методические ресурсы - для реализации целей программы используются различные формы и методы обучения, направленные на просвещение, расширение кругозора, углубление ЗУН, формирование здорового образа жизни, физическое развитие, обогащение творческого воображения, мышления, развитие увлеченности творческой и познавательной деятельностью, а так же основные положения современной дидактики. Разработаны дополнительные методические материалы.

Кадровые ресурсы - педагоги дополнительного образования, владеющие основами кинологии и имеющие педагогическое образование.

Руководитель объединения должен иметь подготовку организатора эколого-биологических мероприятий с учащимися. Для проведения отдельных занятий в рамках творческого сотрудничества могут приглашаться узкие специалисты.

Наличие у педагога педагогических компетенций - владение педагогом технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся. 

Материально-технические ресурсы - теоретическое обучение проводится в кабинете, удобном для занятий, хорошо освещенном. Для его оформления можно использовать стенды с информацией по условиям содержания животных, фотографии с выставок, иллюстрирующие разные породы собак. Для теоретических занятий по анатомии, физиологии используются таблицы, муляжи, влажные препараты.

Для занятий практической дрессировкой необходима оборудованная площадка со специальными снарядами, как стационарными, так и переносными. Перечень снарядов зависит от спецкурсов, по которым занимаются учащиеся (защитно-караульная служба, тренировки служебных собак, различные классы аджилитти). Инвентарь включает в себя разнообразные снаряды: разные виды барьеров, бум, слалом, горка, лестница, жесткий и мягкие туннели, колесо.

Для занятий учащимся необходимо иметь: легкую спортивную форму. Для собак: ошейник, поводок, намордник.

Для организации летнего детского палаточного лагеря «Кинос»: палатки для проживания детей, крематы, тенты для проведения занятий на природе, походные столики и стульчики, оборудование и инвентарь для организации питания детей, лабораторное оборудование и инвентарь для проведения занятий по полевой экологической практике, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, канцелярские принадлежности.

Для проведения исследовательских работ в природных условиях – походная одежда и обувь, дневник наблюдения, планшет и канцтовары, необходимое лабораторное оборудование.

 

V. Список рекомендуемой литературы Список литературы для педагогов

3убко В. Н. «Дрессировка служебных собак» - М., ДОСААФ,.1999.

Бергман «Поведение собак». - М.,2000.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. // М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Вестники Российской Кинологической Федерации, журнал – РКФ, М. 2010-2015 года

Добрецова Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57

Ермаков Д.С., Клычкова А.И. Профессия – эколог // Биология в школе. 2009. №4. (0,5 п.л.).

Ильин «Генетика и разведение собак» - М., изд. С/х академии, 2009.

Каррингтон П. «Млекопитающие» Мир,2008.

Ковриженко И.Н., Козлов Н.И. «Выращивание и дрессировка собак» - Киев, 2007.

Коган А. Б. «Физиология человека и животных» - М., Высшая школа, 1984.

Лукьяновский «Болезни собак» - М.,Росагропромиздат,2008.

Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Смысл, 2008.

Навотны И., Нейтан И. «Атлас пород собак» - Прага, Госиздат, 2005.

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. // М.: Генезис, 2002.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.

Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. Сред. Пед. Заведений / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. // СПб: Речь, 2006.

Профилактика девиантности у детей и подростков. Теория и практика / Сборник методических материалов. // Самара, 2004.

Психологический практикум (проективные методики). Учебно-методическое пособие под. ред. Архипова И.В., Минская Ю.А., Фирсова Т.А. // Самарский государственный педагогический университет, 2002.

Рогожкина Л.Г., Рогожкин А.Г. «Домашние животные». Малая энциклопедия. - С.- П.,Петразоводск,2004.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4

Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО Мир книги, 2001. - 66 с.

Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru

Шевандрин Н. Социальная психология в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.

 

Список литературы для воспитанников

«Друг» / Периодическое издание. - М.: КАРО, 2007-2015.

  1. Акимушкин И.И. «Мир животных. Млекопитающие или звери. « - М.,Мысль,1998. Бочаров В., Орлов А. «Дрессировка служебных собак». - М.,2001. Брюс Ф. «101 вопрос.» - М. АСТ,1995. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Домашние животные» - М., Дет. Лит., 1990. 15.Дрийверова Мартина «У нас дома животное» - М.,Гринт-Ателье,2003.

    Карпышева Н.М. «Выставочная собака: тернистый путь к пьедисталу» - М.: БИННОР, 2007.-72с.

    Лекарев А. «Любимцы в доме» - Изд-во «Клен» ,1994.

    Манфред Кох-Костерзиц «400 советов любителю собак» - М.,Профиздат,1993.

    Псалмов М.Г «Книга собаковода» - М.,Росагропромиздат,1990.

    Ревякина О. «Хочу собаку» - Справочник, Горький, «Пламя»,1989.

    Сборник «Воспитай себе друга» - М.,Детлит,1987.

    Справочник «1000 советов животноводу-любителю» - М.,1993.

    Чеснокова «Монолог о собаке» - М.,2003.

Предварительный просмотр презентации

Городской конкурс авторских программ дополнительного образования детей Номинация: эколого-биологическая г. Самара-2018 г.

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара эколого-биологической программы «Кинос» Литвиненко Оксана Леонидовна

Дополнительная образовательная программа «Кинос»

Кинология это наука о собаках, их происхождении, истории выведения пород собак, дрессировке.

Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. С самых давних пор собака верно служит человеку.

В России созданы Клубы юных собаководов: - подготовка собак для службы в армии, - дрессировка домашних служебных собак

Международная кинологическая организация предъявляет требования обязательной дрессировки ко всем собакам, вне зависимости от роста и породы

Занятия с собаками способствуют формированию у детей гуманного отношения к живой природе, приобретению эколого-биологических знаний и навыков, воспитанию дисциплины и трудолюбия.

Программа «Кинос»: авторская эколого-биологической направленности многолетняя (4 года) возраст обучающихся – 12-18 лет учебных часов в год – 324 часа

Цель программы способствовать разностороннему развитию личности ребенка посредством изучения объектов живой природы, освоения элементов воспитания и дрессировки собак.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

Первый блок программы теоретические занятия по кинологии

Второй блок программы занятия исследовательской деятельностью, работа в зооуголке и на природе

Экспедиционные проекты

Третий блок программы практические занятия по дрессировке

Спортивные виды дрессировки Аджилити Фристайл (танцы с собаками) Фрисби Аджилити Фристайл Фрисби

Связь с другими науками

Методы обучения

Методы наблюдения Наглядные методы

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире

Метод опоры на личный опыт ребенка в образовательном процессе Метод коллективного обсуждения Метод опоры на личный опыт ребенка в образовательном процессе Метод сотворчества Игровой метод

Формы работы по программе:

Канис – терапия лечебная кинология социализация, реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи собак.

Вечера и праздники с показательными выступлениями собак

Летние лагеря и профильные смены

 Экспедиции, исследовательская работа, участие в выставках, конкурсы, соревнования, олимпиады

Большое внимание в программе уделяется формированию экологической культуры обучающихся

Работа с родителями

Педагогическим результатом образовательного процесса является: Овладение детьми определенными знаниями о животном мире Умение применять различные методики дрессировки собак Умение осуществлять практическую деятельность по содержанию животных Владение навыками исследовательской работы Развитие ребенка как личности

Мои выпускники – призеры конференций и конкурсов областного, всероссийского и международного уровней

Гордость нашего объединения Авдеева Наталья – кандидат биологических наук, преподаватель Самарского Государственного Университета Горбунова Мария – кандидат медицинских наук, врач Жагар Елена – специалист департамента благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара, педагог Савельева Маргарита – выпускница Самарской сельскохозяйственной Академии, владелец питомника собак Солдатова Лилия – профессиональный кинолог, владелец питомника собак

Мы в ответе за тех кого приручили!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.