Программа дополнительного образования «3D моделирование» (10 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время ведущая роль модернизации Российского образования связана с обеспечением его нового качества. Последнего можно добиться путем совершенствования методической системы включением актуального содержания и использованием современных средств обучения.
Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения. Применение компьютера в качестве нового динамичного, развивающего средства обучения — главная отличительная особенность компьютерного моделирования.
Роль и место информационных систем в понимании их как автоматизированных систем работы с информацией в современном информационном обществе неуклонно возрастают. Методология и технологии их создания начинают играть роль, близкую к общенаучным подходам в познании и преобразовании окружающего мира. Это обусловливает необходимость формирования более полного представления о них не только средствами школьного курса информатики, но и в системе дополнительного образования.
В силу сложности и объемности информационных систем, учащиеся общеобразовательных школ не могут самостоятельно изучать и создавать их, хотя им вполне по силам создание компьютерных моделей. При этом деятельность по созданию компьютерных моделей не только углубляет представление о них, но и способствует развитию интеллектуальных умений в области моделирования, позволяет развивать творческие способности обучающихся, определиться с выбором будущей профессии.
Создание компьютерных 3D моделей неизбежно сопровождается процессом их проектирования. Таким образом, компьютерное 3D моделирование естественным путем связывается с использованием метода проектов в обучении.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что трехмерное моделирование широко используется в современной жизни и имеет множество областей применения. 3D-моделирование - прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ. Программа Blender, на данный момент популярна среди всех пакетов трехмерной графики тем, что это программа свободно распространяемая и с богатым инструментарием, не уступающим по своим возможностям платным редакторам. Blender возможно применять как для создания и редактирования трехмерных объектов, так и для создания анимации, приложений.
Аспект новизны. Отличительной особенностью данной программы является ее практико-ориентированная направленность, основанная на привлечении обучающихся к выполнению творческих заданий и разработки моделей, готовых к печати на 3D принтере. Кроме того, курс компьютерного 3D моделирования отличается значительной широтой, максимальным использованием межпредметных связей информатики, с одной стороны, и математики, физики, биологии, экономики и других наук, с другой стороны, причем, эти связи базируются на хорошо апробированной методологии математического и инженерного моделирования, делающая предмет целостным. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, стать востребованными специалистами в будущем, обучающиеся должны овладеть основами компьютерного 3D моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.
В рамках обучения по данной программе обучающиеся осваивают аппаратное и программное обеспечение для создания объемной модели, что, во-первых, расширяет знания обучающихся в области информационных технологий и формирует навыки работы с трёхмерными моделями, а во-вторых, способствует определению их будущей профессии.
Данная программа обеспечивает теоретическое и практическое овладение современными информационными технологиями проектирования и конструирования, включает в себя практическое освоение техники создания трехмерной модели, способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Программа способствует расширению и интеграции межпредметных связей в процессе обучения, например, позволяет повысить уровень усвоения материала по таким разделам школьного курса информатики, как технология создания и обработки графической информации, программирование и моделирование, а также будет способствовать развитию пространственного мышления обучающихся, что, в свою очередь, будет служить основой для дальнейшего изучения трёхмерных объектов в курсе геометрии, физики, черчения.
Данная программа позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся в процессе выполнения практических и проектно-исследовательских работ, создаёт условия для дальнейшей профориентации обучающихся.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Направленность (профиль) программы – техническая
Нормативная база
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Уровневая дифференциация программ
Уровень обучения |
Срок освоения программы |
Количество часов в год |
Количество часов в неделю |
Возрастной состав |
Формы организации образовательного процесса |
Стартовый |
1 год |
144 |
4 |
14-16 лет одновозрастной |
индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Режим занятий:
День недели | Время | Группа |
Понедельник | 18.00 – 19.40 | I |
Вторник | 18.00 – 19.40 | II |
Среда | 18.00 – 18.45 | Индивидуально-групповое занятие |
Суббота |
13.00 – 14.40 14.45 – 16.25 |
I II |
Изучение технологии 3D моделирования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных методах геометрического моделирования, их преимуществах и недостатках, областях применения, способах задания и представления геометрической информации на ПК;
овладение умением строить трехмерные модели, визуализировать полученные результаты;
формирование навыков использования систем трехмерного моделирования и их интерфейса, применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи, решаемые программой «Основы 3D моделирования»:
Образовательные:
обучение базовым понятиям и формирование практических навыков в области 3D моделирования и печати;
повышение мотивации к изучению 3D моделирования;
вовлечение детей и подростков в научно-техническое творчество, ранняя профориентация;
приобщение обучающихся к новым технологиям, способным помочь им в реализации собственного творческого потенциала.
Личностные:
способствовать развитию образного и абстрактного мышления, творческого и познавательного потенциала подростка;
способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса подростков;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.
способствовать развитию пространственного мышления, умению анализировать;
создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
развивать способности к самореализации, целеустремлённости.
Метапредметные:
дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в среде Blender;
научить создавать трёхмерные изображения, используя набор инструментов и операций, имеющихся в изучаемом приложении;
способствовать развитию познавательного интереса к информационным технологиям, формирование информационной культуры обучающихся;
профориентация обучающихся.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
0 |
фронтальная |
|
2 |
Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. |
14 |
4 |
10 |
фронтальная индивидуальная групповая |
устный опрос |
3 |
Основы моделирования. |
20 |
4 |
16 |
фронтальная индивидуальная |
|
4 |
Материалы и текстуры объектов. |
14 |
4 |
10 |
фронтальная индивидуальная |
практическая работа |
5 |
Освещение и камеры. |
8 |
2 |
6 |
фронтальная индивидуальная |
|
6 |
Мир и Вселенная. |
8 |
2 |
6 |
фронтальная индивидуальная |
практическая работа |
7 |
Основы анимации. |
8 |
2 |
6 |
фронтальная индивидуальная |
|
8 |
Визуализация. |
8 |
2 |
6 |
фронтальная индивидуальная |
практическая работа |
9 |
Физика в Blender. |
14 |
4 |
10 |
фронтальная индивидуальная |
|
10 |
Редактор последовательности. |
8 |
2 |
6 |
фронтальная индивидуальная |
практическая работа |
11 |
Дополнения к Blender. |
12 |
4 |
8 |
фронтальная индивидуальная |
практическая работа |
12 |
Тема 12. Работа над проектом. |
28 |
4 |
24 |
индивидуальная групповая |
защита проекта |
ИТОГО |
144 |
36 |
108 |
Индивидуально-групповые занятия
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Виртуальность как способ изучения реального мира |
1 |
1 |
- |
индивидуальная групповая |
|
Введение в Blender |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Объекты в Blender |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Экструдирование (выдавливание) |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Subdivide (подразделение) |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Булевы операции в Blender |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Модификаторы в Blender. Mirror – зеркальное отображение |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Сглаживание объектов в Blender. Smooth и модификатор Subsurf |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Добавление материала. Свойства материала |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Текстуры |
2 |
1 |
1 |
индивидуальная групповая |
|
Практическое занятие. Материалы |
2 |
- |
2 |
индивидуальная |
|
Создание объекта по точным размерам |
2 |
- |
2 |
индивидуальная групповая |
|
Лабораторные работы |
8 |
2 |
6 |
индивидуальная |
|
Собственный проект |
5 |
0 |
5 |
индивидуальная |
ИТОГО |
36 |
12 |
24 |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.) Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. 3d принтер. Демонстрация 3d моделей. История Blender. Правила техники безопасности.
Тема 2. Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. (14 ч.) Основные понятия 3-хмерной графики. Элементы интерфейса Blender. Типы окон. Навигация в ЗD-пространстве. Основные функции. Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Булевы операции. Термины: 3D-курсор, примитивы, проекции.
Тема 3. Основы моделирования. (20 ч.) Режим редактирования. Сглаживание. Инструмент пропорционального редактирования. Выдавливание. Вращение. Кручение. Шум и инструмент деформации. Создание фаски. Инструмент децимации. Кривые и поверхности. Текст. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности. Термины: сплайн, булевы объекты, метод вращения, метод лофтинга, модификаторы.
Тема 4. Материалы и текстуры объектов. (14 ч.) Общие сведения о текстурировании в 3-хмерной графике. Диффузия. Зеркальное отражение. Материалы в практике. Рамповые шейдеры, многочисленные материалы. Специальные материалы. Карты окружающей среды. Карты смещения. UV-редактор и выбор граней. Термины: текстура, материал, процедурные карты.
Тема 5. Освещение и камеры. (8 ч.) Типы источников света. Теневой буфер. Объемное освещение. Параметры настройки освещения. Опции и настройки камеры. Термины: источник света, камера.
Тема 6. Мир и Вселенная. (8 ч.) Использование цвета или изображения в качестве фона. Добавление тумана к сцене. Звездное небо. Окружающий свет.
Тема 7. Основы анимации. (8 ч.) Общие сведения о 3-мерной анимации. Модуль IPO. Анимация методом ключевых кадров. Абсолютные и относительные ключи вершин. Решеточная анимация. Арматурный объект. Окно действия. Привязки. Арматура для конечностей и механизмов. Пространственные деформации. Термины: анимация, ключевая анимация.
Тема 8. Визуализация. (8 ч.) Визуализация по частям. Панорамный рендеринг. Рендеринг анимации. Глубина резкости пространства. Подготовка работы для видео. Визуализация и использование Radiosity.
Тема 9. Физика в Blender. (14 ч.) Эффект компоновки. Простые частицы. Интерактивные частицы. Эффект волны. Моделирование с помощью решеток. Мягкие тела. Эффекты объема.
Тема 10. Редактор последовательности. (8 ч.) Редактор последовательности для изображения и звука. Задержка кадров. Плагины редактора последовательности.
Тема 11. Дополнения к Blender. (12 ч.) Yafray как интегрированный внешний рендер. Типы ламп. Визуализация с помощью Yafray. Глобальное освещение. Свойства Yafray. Глубина фильтра. Трассировка лучей. Блики.
Тема 12. Работа над проектом. (28 ч.) Определение темы проекта. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта.
Содержание индивидуально-групповых занятий
Тема 1. “Виртуальность как способ изучения реального мира”. Дается представление о виртуальности, моделировании и его видах, трехмерном пространстве и изменении объектов во времени. (1 час.)
Тема 2. “Введение в Blender”. Знакомство с интерфейсом Blender, способами перемещения, поворота и изменения размеров объектов и др. Элементарные операции управления 3D-пространством и изменение объектов в нем. (2 час.)
Тема 3. “Объекты в Blender”. Мэш-объекты среды трехмерного моделирования, их изменение и объединение. Практические работы: “Молекула воды” и “Капля”. (6 час.)
Тема 4. “Экструдирование (выдавливание)”. Описывается работа с инструментом Extrude (выдавливание). (2 час.)
Тема 5. “Subdivide (подразделение)”. Изменение структуры mesh-объектов. (2 час.)
Тема 6. “Булевы операции в Blender”. Объединение, разность, пересечение. (2 час.)
Тема 7. “Модификаторы в Blender. Mirror – зеркальное отображение". Дается представление о модификаторах вообще и более подробно рассматривается модификатор Mirror, который часто используется в компьютерной графике. (2 час.)
Тема 8. “Сглаживание объектов в Blender”. Smooth и модификатор Subsurf. (2 час.)
Тема 9. “Добавление материала. Свойства материала”. Изменение цвета, настройка прозрачности и др. (2 час.)
Тема 10. “Текстуры”. Добавление и настойка текстур (wood, clouds) (2 час.)
Тема 11. “Практическое занятие. Материалы”. Создание сцены, состоящей из нескольких объектов. (2 час.)
Тема 12. Создание объекта по точным размерам. (2 час.)
Тема 13. Лабораторные работы (8 час.)
Тема 14. Собственный проект (5 час.)
Планируемые результаты
В результате изучения технологии компьютерного трёхмерного моделирования обучающийся должен знать:
возможности применения Blender по созданию трёхмерных компьютерных моделей;
основные принципы работы с 3D объектами;
классификацию, способы создания и описания трёхмерных моделей;
роль и место трёхмерных моделей в процессе автоматизированного приемы использования текстур;
знать и применять технику редактирования 3D объектов;
знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять их на практике;
приемы использования системы частиц;
общие сведения об освещении;
правила расстановки источников света в сцене.
проектирования;
трудовые и технологические приемы и способы действия по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
культуру труда;
основные технологические понятия и характеристики;
назначение и технологические свойства материалов;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
уметь:
использовать изученные алгоритмы при создании и визуализации трёхмерных моделей;
создавать модели и сборки средствами Blender;
использовать модификаторы при создании 3D объектов;
преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
использовать основные методы моделирования;
создавать и применять материалы;
создавать анимацию методом ключевых кадров;
использовать контроллеры анимации.
применять пространственные деформации;
создавать динамику объектов;
правильно использовать источники света в сцене;
визуализировать тени;
создавать видеоэффекты.
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности.
иметь навыки:
работы в системе 3-хмерного моделирования Blender;
умения работать с модулями динамики;
умения создавать собственную 3D сцену при помощи Blender.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и редактирования моделей в Blender;
создания различных компьютерных моделей окружающих предметов;
уважительного отношения к труду и результатам труда;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
оценки затрат, необходимых для создания объекта;
построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности;
получение опыта использования современных технических средств и информационных технологий в профессиональной области;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности;
приобретение опыта использования основных методов организации самостоятельного обучения и самоконтроля;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов, имеющимся организационным и материально-техническим условиям
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по моделированию и созданию технических изделий;
умение применять методы трехмерного моделирования при проведении исследований и решении прикладных задач;
согласование и координация совместной учебно-познавательной деятельности с другими ее участниками;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
умение применять компьютерную технику и информационные технологии в своей деятельности;
аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
умение ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
построение двух-трех вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованию на рынке труда.
Предметные результаты:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка, чертёж;
повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие, уровня развития творческих способностей;
обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение связи и отношений в геометрических объектах;
формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого профиля и изучения их свойств;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование системы автоматизированного проектирования;
моделирование с использованием средств программирования;
выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков и эскизов разрабатываемых объектов;
грамотное пользование графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществление технологические процессов создания материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Достижения планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую аттестацию. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
осуществлять фиксацию изображений в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; осуществлять трехмерное сканирование; учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; выбирать технические средства ИКТ в соответствии с поставленной целью; создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами; создавать виртуальные модели трехмерных объектов; создавать графические объекты проведением произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных; формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов; проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях; проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования; конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью; моделировать с использованием средств программирования; проектировать и организовывать свою индивидуальную деятельность и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ; использовать формальные (математические) модели, понимать разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натуральной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта и его словесным описанием; строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии. |
использовать возможности ИКТ в творческой деятельности; взаимодействовать с партнерами (одноклассниками, ребятами из других ОУ) с использованием возможностей Интернет в рамках программы инженерно-компьютерного 3D моделирования; проводить научные измерения, вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки; самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и/или технический, инженерный проект; использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка, проверка на совместимость с другими известными фактами; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации; организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, на основе поиска и использования новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать варианты рекламы для полученного продукта |
Предполагаемые результаты проектно-исследовательской деятельности:
в результате проектно-исследовательской деятельности, проводимой на протяжении трёх лет освоения данной программы, учащиеся
получат навыки самостоятельной работы с Blender;
научатся самостоятельно подготавливать исследуемый объект к моделированию, проводить различные замеры и использовать полученные значения при создании трёхмерной модели объекта;
получат опыт командной работы над проектом.
Календарный учебный график
неделя обучения |
контроль |
практика |
теория |
Индивидуально-групповые |
промежуточная и итоговая аттестация |
каникулярный период |
занятия, не предусмотренные расписанием |
|
сентябрь |
05.09-11.09. |
2 |
2 |
1 |
||||
12.09-18.09. |
2 |
2 |
1 |
|||||
19.09-25.09. |
4 |
1 |
||||||
26.09-02.10. |
2 |
2 |
1 |
|||||
октябрь |
03.10-09.10. |
4 |
1 |
|||||
10.10-16.10. |
2 |
2 |
1 |
|||||
17.10-23.10. |
4 |
1 |
||||||
24.10-30.10. |
2 |
2 |
1 |
|||||
ноябрь |
31.10-06.11. |
4 |
1 |
|||||
07.11-13.11. |
4 |
1 |
||||||
14.11-20.11. |
4 |
1 |
||||||
21.11-27.11. |
2 |
2 |
1 |
|||||
декабрь |
28.11-04.12. |
2 |
2 |
1 |
||||
05.12-11.12. |
4 |
1 |
||||||
12.12-18.12. |
2 |
2 |
1 |
|||||
19.12-25.12. |
2 |
2 |
1 |
|||||
январь |
4 |
1 |
||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
4 |
1 |
|||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
февраль |
4 |
1 |
||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
4 |
1 |
|||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
март |
4 |
1 |
||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
4 |
1 |
|||||||
апрель |
2 |
2 |
1 |
|||||
2 |
2 |
1 |
9* |
|||||
4 |
1 |
9* |
||||||
4 |
1 |
|||||||
май |
4 |
1 |
||||||
2 |
2 |
1 |
||||||
4 |
1 |
|||||||
4 |
1 |
|||||||
Всего учебных недель |
36 |
36 |
||||||
Всего часов по программе |
108 |
36 |
36 |
* Занятия, не предусмотренные расписанием, отведены на подготовку и участие в конкурсах технической направленности.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах обучающихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — 3d модели.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий;
взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
текущая диагностика и оценка педагогом деятельности школьников;
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося педагогом, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
по количеству творческих элементов в модели;
по степени его оригинальности;
по художественной эстетике модели;
по практической пользе модели и удобству его использования.
Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Оценочные материалы
Критерии оценки проектно-исследовательской работы:
Отметка «5»: работа выполнена полностью, правильно, сдана в установленные календарно-тематическим планированием сроки; сделаны правильные выводы
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя, сдана в установленные календарно-тематическим планированием сроки.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину, или допущена существенная ошибка, или работа сдана позднее установленных календарно-тематическим планированием сроков более чем на одну неделю.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не сдана в течение двух недель после установленных календарно-тематическим планированием сроков.
Требования к оформлению проекта
Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком).
Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
работа представляется в печатном и электронном виде.
справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должен быть выполнен в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год).
проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация шрифтов, единый стиль.)
Каждый проект должен содержать следующие части:
титульный лист (название, дата, авторы и пр.)
оглавление;
основные проектные идеи, обоснование их выбора;
технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты;
визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный дизайн (например, макет с возможностью перемещением объектов) и др.;
заключение;
библиографические сведения (список использованной литературы).
Критерии оценивания степени сформированности умений и навыков
проектной и исследовательской деятельности обучающихся
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование УУД;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
значение полученных результатов.
Критерии оценки выполненного проекта:
Осмысление проблемы проекта
и формулирование цели и задач проекта или исследования
1.1. Проблема
Понимает проблему |
1 балл |
Объясняет выбор проблемы |
2 балла |
Назвал противоречие на основе анализа ситуации |
3 балла |
Назвал причины существования проблемы |
4 балла |
Сформулировал проблему, проанализировал ее причины |
5 баллов |
1.2. Целеполагание
Формулирует и понимает цель |
1 балл |
Задачи соответствуют цели |
2 балла |
Предложил способ убедиться в достижении цели |
3 балла |
Предложил способы решения проблемы |
4 балла |
Предложил стратегию |
5 баллов |
1.3. Планирование
Рассказал о работе над проектом |
1 балл |
Определил последовательность действий |
2 балла |
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы |
3 балла |
Обосновал ресурсы |
4 балла |
Спланировал текущий контроль |
5 баллов |
1.4. Оценка результата
Сравнил конечный продукт с ожидаемым |
1 балл |
Сделал вывод о соответствии продукта замыслу |
2 балла |
Предложил критерии для оценки продукта |
3 балла |
Оценил продукт в соответствии с критериями |
4 балла |
Предложил систему критериев |
5 баллов |
1.5. Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт |
1 балл |
Рассказал, как будет использовать продукт |
2 балла |
Обосновал потребителей и области использования продукта |
3 балла |
Дал рекомендации по использованию продукта |
4 балла |
Спланировал продвижение или указал границы применения продукта |
5 баллов |
Количество баллов___ (максимальное кол-во – 25)
Работа с информацией
(количество новой информации, использованной для выполнения проекта,
степень осмысления использованной информации)
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы |
1 балл |
Называет пробелы в информации по вопросу |
2 балла |
Назвал виды источников, необходимые для работы |
3 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников |
4 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников |
5 баллов |
2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод |
1 балл |
Привел пример, подтверждающий вывод |
2 балла |
Сделал вывод и привел аргументы |
3 балла |
Сделал вывод на основе критического анализа |
4 балла |
Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными |
5 баллов |
Количество баллов____ (максимальное кол-во – 10)
Оформление работы
Не соблюдает нормы |
1 балл |
Неточное соблюдение норм |
2 балла |
Соблюдает нормы, заданные образцом |
3 балла |
Использует вспомогательную графику |
4 балла |
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства |
5 баллов |
Количество баллов___ (максимальное кол-во – 5)
Коммуникация
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме |
1 балл |
Речь соответствует норме, обращается к тексту |
2 балла |
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент |
3 балла |
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы |
4 балла |
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы |
5 баллов |
4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы |
1 балл |
Развернутый ответ |
2 балла |
Привел дополнительную информацию |
3 балла |
Привел объяснения или дополнительную информацию |
4 балла |
Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы |
5 баллов |
-
Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы |
1 балл |
Назвал сильные стороны работы |
2 балла |
Назвал слабые стороны работы |
3 балла |
Указал причины успехов и неудач |
4 балла |
Предложил способ избежать неудачи |
5 баллов |
Количество баллов___ (максимальное кол-во – 15)
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид |
1 балл |
Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения |
2 балла |
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности |
3 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения |
4 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески |
5 баллов |
Количество баллов __ (максимальное кол-во – 5)
Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов___ (максимальное кол-во – 5)
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:
Оценка «5» (отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
Оценка «4» (хорошо) соответствует сумме баллов от 71%до 84%
Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа, содержащая информацию менее 50%, оценивается как неудовлетворительная.
Методические материалы
Технологии и методики, использу емые в ходе изучения курса
Основным дидактическим средством обучения технологии 3D моделирования является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов:
дифференцированное обучение;
практические методы обучения;
проектные технологии;
технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
технология организации самостоятельной работы;
элементы технологии компьютерного урока.
Формы учебной деятельности:
Лекция;
Практическая работа;
Творческий проект;
Учебная игра;
Тематические задания по подгруппам;
Защита творческой работы.
Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Каждая тема программы начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать обучающимся. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Обучающиеся изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза модели и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например, эскиза. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях обучающихся — и формируют их научное мировоззрение.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.
Виды учебной деятельности: образовательная, творческая, исследовательская.
Материал излагается в виде лекций с использованием видеоуроков, инструкций, по некоторым темам могут использоваться электронные учебники и интерактивные уроки для самостоятельного изучения или для повторения.
Методы обучения. Основная методическая установка программы — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию трехмерного объекта.Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи педагога дополнительного образования входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе следующих элементов данных компетенций:
социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать трехмерные объекты);
личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области 3d моделирования);
перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (3d моделирование, 3d принтер, 3d сканер, компьютер, компьютерная программа и др.);
знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
способы деятельности по отношению к данным объектам;
минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции;
индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Содержание практических занятий ориентировано закрепление теоретического материала, формирование навыков работы в 3D пространстве.
Программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление.
Методическое обеспечение программы
Аппаратные средства
Компьютер - 12
Проектор – 1
Принтер – 1
Доступ к Интернет (желателен)
Программные средства
Операционная система – Windows XP
Антивирусная программа
Система трехмерного моделирования Blender
Учебно-методические материалы по программе:
Прахов А.А. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих, - СПб.: 2009;
Хесс Р. Основы Blender. Руководство по 3D-моделированию с открытым кодом. 2008;
Хронистер Дж. Blender. Руководство начинающего пользователя (Blender Basics 2.6)/ 4-е издание;
Хронистер Дж. Основы Blender. Учебное пособие/ 3-е издание.
Ресурсы Internet:
http://programishka.ru
http://younglinux.info/book/export/html/72
http://blender-3d.ru
http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-th_edition
http://infourok.ru/elektivniy-kurs-d-modelirovanie-i-vizualizaciya-755338.html