Программа дополнительного образования «Судомоделизм»

3
0
Материал опубликован 26 August 2021


Сведения об авторе:

ФИО: Дмитриев Геннадий Михайлович

Должность, квалификационная категория: Педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория

Организация: МКУДО «Центр технического творчества детей и молодёжи», г. Саратов


Программа дополнительного образования

«Судомоделизм»

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Данная программа имеет техническую направленность, предметом изучения является судомоделизм.

Судомоделизм – один из видов технического моделирования. Техническое моделирование является хорошим примером разумного развивающего досуга. Судомодельный спорт представляет собой одну из разновидностей судомоделизма как области непрофессионального творчества лиц самого разного возраста и профессиональной принадлежности.

Возраст учащихся – 8 -17 лет;

Срок реализации программы – 3 года.

1.1.2 Актуальность программы

В современных общеобразовательных учреждениях сведены к минимуму возможности для обучения детей знаниям, практическим навыкам и умениям, необходимым для подготовки будущих абитуриентов технических колледжей и вузов, т.к. отсутствует необходимая материально-техническая база (станки, оборудование), учебные программы по курсам «Технология» в большинстве своем не ориентированы на инженерно-техническую деятельность. Занятия в спортивно-технических секциях и учебных объединениях дополнительного образования технической направленности позволяют расширить технический кругозор учащихся школьного возраста и сформировать у них навыки и компетенции технической деятельности, что в настоящее время востребовано обществом. В «Концепции развития дополнительного образования» (Распоряжение правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г.) сказано, что основными механизмами развития дополнительного образования детей (раздел V документа) являются (наряду с другими аспектами) «развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодёжи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства», а «расширение спектра дополнительных образовательных программ предполагает создание необходимых условий для занятий молодёжи техническими и военно-прикладными видами спорта» (раздел VI документа).


1.1.3 Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является учебно-тематический план, рассчитанный на 3 года обучения. Это позволяет за предусмотренное время обучения успешно достичь поставленных целей и задач.

В зависимости от результатов диагностики подготовленности школьников, желающих заниматься в «Судомодельной лаборатории, и их возраста, определяется не только год обучения (1,2-й, к примеру), но и уровень сложности обучения на занятиях по темам программы.

Формирование разновозрастных групп обучающихся позволяет успешно произвести количественное комплектование учебных группы, а также осуществлять принцип индивидуального обучения при груповом посещении занятий.

Отличительной особенностью данной программы является предоставление учащимся широкого выбора изучаемых классов моделей судов в диапазоне от простейших до сложных, экспериментальных. Учебный процесс насыщен различными видами практической деятельности с ярко выраженной ориентацией на спортивные достижения юных судомоделистов. Большое значение в программе придается патриотическому воспитанию учащихся, изучению истории Российского флота.

Модель корабля в миниатюре повторяет все главные параметры настоящего корабля и знакомит ребенка со спецификой его строительства. Ребенок в теории и на практике узнает, что собой представляет закон Архимеда, что такое устойчивость корабля, прочность его конструкций, знакомится с типами двигателей и движителей, осваивает технологию их изготовления. Все это является хорошим внешкольным дополнением таких предметов, как физика, математика и черчение.

В процессе занятий в судомодельном объединении дети приобретают навыки ручного труда, осваивают обработку дерева, металла, пластиков и других материалов с помощью ручных инструментов, знакомятся с основами охраны труда, осваивают управление сложными моделями, принимают участие в соревнованиях различного ранга и выставках технического творчества. В результате у них формируются такие качества характера как трудолюбие, терпение, целеустремленность, настойчивость, способность доводить до конца начатое дело. Для наиболее увлеченных детей, занимающихся в течение нескольких лет подряд, судомоделизм может быть фактором их профессиональной ориентации.

При изготовлении моделей кораблей и судов человек не только решает технические задачи, но и соприкасается с историей, поскольку такие сложные инженерные сооружения, как корабли и суда, на протяжении всего развития общества отражали состояние передовой мысли и технического уровня на определенных этапах, а также определяли политическое положение в мире. Поэтому, опираясь на богатейший исторический материал, занятия судомоделизмом позволяет осуществлять патриотическое воспитание молодежи.


1.1.4 Педагогическая целесообразность программы

Программа предусматривает углубление знаний по школьным курсам физики, математики, черчения и технологии; расширение общего и технического кругозора, способствует более прочному усвоению ранее полученных знаний и сведений. Учебно-тренировочные занятия, предусмотренные Программой, дают возможность раскрыть потенциал ребенка в спортивной области, и способствует его самоутверждению. Как теоретические знания, так и практические навыки передаются каждому учащемуся с учётом их индивидуальности. Принцип индивидуального обучения при групповом посещении занятий является наиболее рациональным для работы в объединении и обусловлен, в основном, разновозрастным составом учащихся. Расчет времени на отдельные операции и даже этапы обучения, а также его последующий учет, носит примерный, усредненный характер, а время полной постройки учащимися моделей может существенно отличаться. В то же время, как правило, каждый учащийся при среднем уровне способностей и регулярном посещении занятий имеет возможность в течение учебного года приобрести знания, умения и навыки, предусмотренные программой и построить модель судна, отвечающую его возрастным возможностям.

1.1.5 Адресат программы

В реализации программы принимают участие дети и подростки 8 – 17 лет.

Возрастные особенности детей 8 -11 лет

Развитие психики детей осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности – учения. Учение выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер.

В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивают знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Привлекает сам процесс учения, младший школьник проявляет большую активность и старательность. Ребёнок не может сидеть в застывшей позе, поэтому процесс познания должен быть деятельным.

Младший школьник испытывает потребность во внешних впечатлениях, его интересует внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности; находится во власти яркого факта – образы очень ярки. Поскольку у ребёнка образное мышление, требуется много наглядных пособий в процессе обучения. Запоминает лучше то, что произвело на него наибольшее впечатление, то, что эмоционально окрашено, интересно, неожиданно и ново.

Младший школьник испытывает также потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять общественную роль. Происходит развитие и укрепление коллективизма, важна роль общественного мнения.

В младшем школьном возрасте закладывается основа таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость. Ребёнок очень доверчив, он безгранично верит учителю, поэтому учитель должен обладать совокупностью качеств, позволяющих стать образцом для подражания.

Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексии.


Возрастные особенности детей 12 – 15 лет

Для ученика среднего школьного возраста основной вид деятельности – учение, но подросток приступает к систематическому изучению наук. Учение становится привычным делом, новые побуждения к учению ещё не появились. Подросток не всегда осознаёт роль теоретических знаний, всегда должен знать, зачем это необходимо. Он склонен к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках.

Подросток увлекается каким–либо занятием: коллекционированием, конструированием. Он проявляет активность и желание участвовать в различных видах деятельности, любит интеллектуальные игры, не всегда умеет распределить время между игрой и учебными занятиями.

Подростка начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, но проникновение в сущность не отличаются глубиной, детали мешают выделить главное.

Образы, представления продолжают играть большое место в мыслительной деятельности. Характерна установка на запоминание материала в большей степени, чем на обдумывание и глубокое осмысление. Стремится к самостоятельной мыслительной деятельности, развивается критичность. Подросток требует доказательности и убедительности в излагаемом учебном материале. Имеет место поиск объекта для подражания.

Отличительная особенность ученика среднего школьного возраста – стремление быть и считаться взрослым, утвердить свою взрослость; хочет признания своей взрослости. Он стремится расширить свои права, претендует на равноправие со взрослыми.

Подросток не может жить вне коллектива, ценит хороших товарищей, болезненно переживает неодобрение коллектива. Место, которое занимает подросток среди товарищей по классу, имеет огромное социально – психологическое значение. У подростка начинают складываться устойчивые моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Поэтому имеет огромное значение то, в каком коллективе учится подросток.

Психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определённость склонностей и профессиональных интересов.


Возрастные особенности детей 15 – 17 лет

Старшеклассников интересуют не только вопросы теории, но и самый ход анализа, способы доказательств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни. В дружбе важно не только общность интересов, но и единство взглядов. Укрепляется выдержка и самообладание, осуществляется контроль за своим поведением (мимика, жесты, осанка, походка).

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная.

Психологические новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.


1.1.6 Срок реализации и объём программы. Режим занятий

Срок реализации программы - 3 года. Учебный год рассчитан на 9 месяцев. На весь период обучения запланировано 504 учебных часа на одну группу.

Организационно занятия в группах 1-го года и 2-го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия в группах 3-го года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа.


1.1.7 Особенности набора школьников в «Судомодельную лабораторию»

Перед зачислением в объединение проводится диагностика уровня подготовленности учащихся во время личной беседы с педагогом.

В зависимости от результатов собеседования и возраста, определяется не только год обучения (1,2-й, к примеру) по учебно-тематическому плану программы, но и уровень сложности обучения на занятиях по темам программы.

В группу 2-го года могут быть зачислены вновь пребывшие учащиеся, подготовка которых соответствует требованиям или имеющие опыт занятий в других объединениях технического профиля.

В группах 3 года обучения занимаются прошедшие обучение по программам 1-го и 2-го года.

В группы «Судомодельной лаборатории» могут быть зачислены дети и подростки с ограниченными возможностями здоровьяслабослышащие, поскольку содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Судомоделизм» позволяет создать условия для успешного освоения программы этой категорией учащихся.

Настоящая программа ориентирована на освоение ребенком спортивного судомоделизма и предусматривает участие в тренировках и соревнованиях как районного, так и областного масштабов. Исходя из этого, формирование групп учащихся производится по принципу спортивной команды. Соревнования у судомоделистов производятся по шести классам моделей для младших школьников (до 14 лет) и по 9 классам среди юношей (до 18 лет), таким образом, в одной группе целесообразно объединять учащихся первого и второго года обучения. Это облегчает формирование спортивной команды, способствует воспитанию коллективизма и взаимопомощи.

Уровень подготовки детей, принимаемых в объединение, не имеет значения, так как на первом году обучения предусматривается подготовка ребенка практически с нуля. Основанием перевода на следующий год служат индивидуальные достижения каждого обучающегося.

Количество обучаемых в объединении регламентируется СанПиН 3.4.4.3172 -14, а также Уставом МКУДО «Центр технического творчества детей и молодёжи» г. Саратова.


1.1.8 Формы обучения и виды занятий

Основной формой обучения являются учебные занятия, в рамках которых проводятся беседы (вводные, эвристические, контрольно-коррекционные, контрольно-диагностические), семинары, мини-лекции с использованием наглядного материала (чертежи, фотографии, готовые модели и т.п.); практическая работа (самостоятельная, экспериментальная, контрольная, итоговая), на которую отводится большая часть учебного времени; тренировочные занятия, участие в соревнованиях по судомодельному спорту, экскурсии.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

- Развитие мотивации личности ребенка к продуктивной, творческой деятельности посредством постройки моделей и макетов судов различной степени сложности;

- Формирование у детей навыков инженерно-конструкторской деятельности;

- Воспитание патриотически-настроенной личности.

Задачи программы:

Обучающие:

- дать знания по истории судостроения и флота в контексте истории России;

- изучить основы судостроения;

- закрепить практические навыки проектно-конструкторской деятельности;

- формировать общий и политехнический кругозор;

- ознакомить со спортивной классификацией моделей судов и правилами проведения соревнований по судомодельному спорту;

- подготовить спортсменов - разрядников по судомодельному спорту;

- создать условия для профессионального самоопределения детей и

подростков.

Развивающие:

- развивать у учащихся практические навыки работы с различными материалами и инструментами, используя многообразную номенклатуру работ в судомоделировании;

- обеспечить необходимые условия для личностного развития и самореализации учащихся;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства через знакомство с историей судостроения и флота неразрывно связанной с историей России;

- создавать условия для воспитания интереса к техническому творчеству;

- воспитывать волевые качества (настойчивость, усидчивость, организованность, ответственность);

- воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности;

- повышать уровень аккуратности в работе, бережливости;

- создавать условия здоровьесберегающей среды для воспитания правильного отношения к здоровью личному и окружающих людей.


1.3 Планируемые результаты освоения программы

Метапредметные:

- формулировать самостоятельно для себя новые задачи в практической деятельности;

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществлять осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности;

- уметь находить смысл в любом теоретическом материале по основам судомоделирования;

- работать индивидуально и в группе, уметь организовать сотрудничество и совместную практическую деятельность с другими учащимися;

- уметь использовать ИКТ для поиска нужного материала.


Личностные:

- осознавать принадлежности к российской культуре;

- тветственно относиться к обучению, осознавать выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений в области судомоделизма;

- иметь опыт участия в коллективных мероприятиях;

- иметь готовность и способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями и достигать в нем взаимопонимания;

- приобретать компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе практической деятельности.


Предметные:

В результате освоения программы первого года обучения учащиеся должны знать:

1. Историю судостроения, историю великих географических открытий;

2. Типы судов и кораблей, особенности их конструкции;

3. Назначение и название различных групп инструментов (чертежные, разметочные, режущие, измерительные и т.д.);

4. Правила безопасной работы с различными группами инструментов;

5. Линии чертежа, чертёж, эскиз, масштаб;

6. Материалы для изготовления моделей судов;

7. Алгоритм и технологию постройки контурных моделей судов, объёмных плавающих моделей, парусных яхт;

8. Настройки и регулировки парусов, снастей, руля.

9. Меры безопасности при запуске моделей судов на открытой акватории;


В результате освоения программы первого года обучения учащиеся должны уметь:

1. Работать с бумагой и картоном (вырезание, подгонка, склеивание)

2. Работать столярными инструментами, обрабатывая фанеру и дерево;

2. Работать с чертежами и шаблонами;

3. Применять в практической работе различные группы инструментов;

4. Выполнять чертежи и делать шаблоны;

5. Строить контурные модели судов, объёмные плавающие модели судов,

модели парусных яхт;

6. Выполнять отделочные работы моделей судов;

7. Запускать и регулировать модели судов на акватории.

8. Соблюдать меры безопасности при запуске моделей судов

на открытой акватории.


В результате освоения программы второго года обучения учащиеся должны знать:

1. Основы черчения;

2. Особенности наборных конструкций судов и их постройки (от разметки до

чистовой отделки);

3. Конструктивные и технологические особенности самоходных моделей судов;

4. Теоретические основы работы электромотора и источников питания

(аккумуляторы, батареи и т.п.);

5. Правила проведения соревнований по судомодельному спорту.


В результате освоения программы второго года обучения учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно выполнять эскизные и рабочие чертежи моделей судов

и шаблоны;

2. Самостоятельно выбирать необходимый для работы инструмент и оснастку;

3. Составлять индивидуальный план изготовления модели судна;

4. Составлять проект постройки модели судна;

5. Строить модели судов с наборным корпусом;

6. Самостоятельно изготавливать винты, рули и другие

двигательно-движительные установки моделей судов;

7. Изготавливать объемные палубные надстройки и дельные вещи

судов и кораблей.

8. Испытывать и тестировать винты, рули и другие двигательно-движительные установки моделей судов;

9. Осуществлять техобслуживание механизмов, источников питания,

ремонт моделей;

10. Подготавливать модели судов к запускам на воде;

11. Испытывать модели на воде, осуществлять балансировку;

12. Запускать модели судов на акватории в соответствии с Правилами

соревнований по судомодельному спорту в конкретных классах моделей.


В результате освоения программы третьего года обучения учащиеся должны знать:

1. Особенности конструкции судов различных типов;

2. Теорию кораблестроения и конструктивных особенностей самоходных моделей;

3. Начальные теоретические знания о системах телеметрии и управление

моделями;

4. Различные технологии постройки корпусов моделей судов;

5. Элементы инженерно-конструкторской деятельности;

6. Принципы работы электромоторов, источников питания и

электроизмерительной техники;

7. Нормативы спортивных разрядов по судомодельному спорту.


В результате освоения программы третьего года обучения учащиеся должны уметь:

1. Строить корпуса моделей судов по различным технологиям;

2. Работать с чертежами различных моделей судов;

3. Работать с аппаратурой радиоуправления;

4. Обслуживать электромоторы, источники питания и электроизмерительную

технику;

5. Изготавливать объёмные надстройки моделей судов;

6. Уметь макетировать;

7. Настраивать и обслуживать радиоуправляемые модели судов;

8. Выполнять нормативы спортивных разрядов по судомодельному спорту.


1.4 Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

П практика


1.

Вводное занятие.

2

2

-


2.

История развития судостроения и судомоделизма. Классификация моделей.

2

2

-

3.

Постройка настольных контурных моделей из бумаги и картона.

6

2

4

4.

Постройка объемных настольных моделей из бумаги и картона, фанеры и дерева.

34

6

28

5.

Постройка модели черноморской шаланды для игр и досуга.

24

4

20

6.

Постройка учебно-тренировочных моделей

по выбору.

66

6

60


7.

Испытания и регулировка моделей на воде. Учебно-тренировочные занятия.

8

2

6

8.

Заключительное занятие.

2

2

-


9.

Итого:

144

26

118


Содержание учебно-тематического плана первого года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с новыми членами объединения. Ознакомление учащихся с правилами поведения в судомодельной лаборатории и требованиями по технике безопасности. Судомоделизм как технический вид спорта. Значение морского и речного флота для России. Ознакомление с порядком работы секции. Демонстрация и запуск судомоделей.

2. История развития судостроения и судомоделизма. Классификация моделей.

История развития человеческого общества и потребность в мореплавании. Основные этапы судостроения. Сохранившиеся свидетельства и модели. Развитие судостроения и его роль в географических открытиях. Развитие судомоделизма. Типы и классы моделей. Судомодельный спорт.

3. Постройка настольных контурных моделей из бумаги и картона.

Приемы работы с картоном и бумагой. Буксир как тип судна. Сторожевой катер как распространенный военный корабль. Особенности архитектуры и конструкции. Постройка контурных моделей.

Практическая работа: Постройка контурных моделей буксира и сторожевого катера из картона.

4. Постройка объемных настольных моделей из бумаги, картона, фанеры и дерева.

Принципы построения моделей. Материалы и инструменты, применяемые в процессе построения. Работа с чертежами и шаблонами. Беседы на темы: «Великие географические открытия», «Экспедиции Х.Колумба». Освоение навыков работы со столярными инструментами.

Практическая работа:

Последовательное построение моделей с поэтапным усложнением конструкции:

- модель двухвесельной шлюпки «Тузик»,

- модель парусника «Ганзейский когг»,

- модель корабля «Санта – Мария»,

- модель каравеллы «Нинья»

5. Постройка модели черноморской шаланды для игр и досуга.

История малотоннажного судостроения. Рыбачьи лодки. Технология изготовления объемных плавающих моделей.

Практическая работа:

- Закрепление навыков работы с картоном, фанерой, деревом.

- Построение действующей модели черноморской шаланды.

- Окраска моделей.

6. Постройка учебно-тренировочных моделей.

Модели яхт и швертботов. Историческая справка. Принципы действия паруса. Способы изготовления и конструктивные особенности постройки корпусов по наборной технологии (килевая рама, шпангоуты, стрингера). Выбор модели по форме и сложности (объему работы).

Практическая работа:

- Изготовление рабочих чертежей и шаблонов.

- Построение моделей «Швертбот», «Яхта Ш-300», «Яхта П-300».

- Изготовление рангоута, парусов и др.

- Окраска моделей и оформление с помощью современных рекламных материалов.

- Изготовление кильблоков.

7.Испытания и регулировка моделей на воде. Учебно-тренировочные занятия.

Учебно-тренировочные занятия по настройке и регулировке моделей. Меры безопасности при запуске моделей.

Практическая работа:

- Настройка, регулировка парусов, снастей, руля.

- Запуск моделей судов на открытой акватории.

8.Заключительное занятие.

Посещение этапов Чемпионата Саратовской области по скоростным радиоуправляемым моделям.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Спортивные модели. Судомодельный спорт. Классификация моделей

4

4

-

3.

Изготовление рабочих чертежей моделей. Выбор модели. Индивидуальное планирование изготовления модели.

18

6

6

4.

Постройка моделей спортивных классов согласно единой спортивной классификации.

144

12

132

5.

Подготовка и обслуживание техники и аккумуляторов для учебно-тренировочных занятий и соревнований.

20

2

18

6.

Испытания и регулировка моделей на воде.

Учебно-тренировочные занятия и соревнования.

26

2

24

7.

Заключительное занятие.

2

2

-


8.

Итого:

216

30

186



Содержание учебно-тематического плана второго года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с новыми членами секции. Ознакомление ребят с правилами поведения в судомодельной лаборатории и требованиями по технике безопасности.

2. Спортивные модели. Судомодельный спорт. Классификация моделей.

Судомоделизм, как технический вид спорта. Единая классификация моделей и Правила проведения соревнований по судомодельному спорту. Типы и особенности моделей. Демонстрация и запуски судомоделей.

3. Изготовление рабочих чертежей моделей. Индивидуальный выбор модели. Индивидуальные планы на модели.

Индивидуальный выбор модели.

Практическая работа:

Составление индивидуальных планов изготовление моделей

Изготовление рабочих чертежей и шаблонов.

4. Постройка моделей спортивных классов согласно единой спортивной классификации.


Знакомство с технологиями изготовления корпусов и надстроек моделей.

Изготовление корпусов моделей по наборной технологии из дерева и пластика. Проектирование двигательной установки винто-рулевого комплекса. Изготовление деталей и сборка ходовой части моделей.

Изучение теории судостроения, принципов остойчивости. Изготовление надстройки из фанеры и полистирола. Освоение навыков и приемов работы со столярными и слесарными инструментами, способами обработки пластмасс.

Подготовка поверхностей корпусов и надстроек к покраске. Изготовление деталировки и дельных вещей моделей кораблей и судов. Изготовление кильблоков и транспортных приспособлений. Изучение теории морского дела, истории Российского флота и военно-морских традиций ВМФ.

Постройка, сборка моделей, оформление, составление документации согласно правилам соревнований.

Практическая работа:

- Изготовление деталей наборного корпуса;

- Сборка корпуса на стапеле;

- Обшивка корпуса различными материалами;

- Изготовление и установка бобышек на оконечности;

- Разметка и установка палубного настила;

- Изготовление деталей надстроек;

- Сборка надстроек;

- Подготовка поверхностей корпусов и надстроек к покраске;

- Проектирование двигательной установки винто-рулевого комплекса.

- Изготовление деталей и сборка ходовой части моделей.

- Изготовление деталировки и дельных вещей моделей кораблей и судов;

- Изготовление кильблоков и транспортных приспособлений;

- Окончательная отделка и оформление модели.


5. Подготовка и обслуживание техники и аккумуляторов для учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Изучение принципов работы современных автономных источников тока. Подготовка аккумуляторных батарей для судомоделей. Подготовка электродвигателей и двигательных установок к запускам моделей. Техническое обслуживание моделей; изготовление и замена деталей и узлов. Ремонт моделей.

Практическая работа:

- Подготовка электродвигателей и двигательных установок к запускам моделей;

- Техническое обслуживание моделей;

- Изготовление и замена деталей и узлов;

- Ремонт моделей.

6. Учебно-тренировочные занятия и соревнования.

Испытание моделей на воде, балластировка. Пробные запуски. Учебно-тренировочные занятия по программе соревнований.

Практическая работа:

- Испытание моделей на воде, балластировка;

- Запуск моделей в соответствии с Правилами соревнований по судомодельному спорту.

7.Заключительные занятия.

Участие в городских и областных соревнованиях по судомодельному спорту.

Итоговое занятие:

Запуск моделей в соответствии с Правилами соревнований по судомодельному спорту в конкретных классах моделей.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

3

3

-

2.

Подготовка моделей, техники и оборудования для учебно-тренировочных занятий и проведения показательных

выступлений.

12

-

12

3.

Выбор модели.

Индивидуальное планирование изготовления модели.

3

-

3


4.

Проектирование моделей судов. Изготовление рабочих чертежей.

15

6

9

5.

Постройка моделей спортивных классов согласно единой спортивной классификации и Положению о соревнованиях по судомодельному спорту

120

9

111

6.

Опытно-экспериментальные работы по изготовлению деталей и узлов спортивных моделей

18

3

15

7.

Подготовка и обслуживание техники и источников питания для учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Ремонт моделей.

18

3

15

8.

Испытания и регулировка моделей на воде.

Учебно-тренировочные занятия и соревнования.

24

3

21

9.

Заключительное занятие. Итоговое работа.

3

3

-


Итого:

216

30

186


Содержание учебно-тематического плана третьего года обучения

1.Вводное занятие

Организационный сбор коллектива. Знакомство с целями и задачами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в лаборатории и при проведении учебно-тренировочных занятий.

2.Подготовка моделей, техники и оборудования для учебно-тренировочных занятий и проведения показательных выступлений.

Расконсервация и ремонт моделей. Изготовление стартового оборудования. Подготовка выставки работ к проведению Дня открытых дверей. Учебно-тренировочные занятия и участие в показательных выступлениях. Участия в соревнованиях закрытия сезона.

Практическая работа:

- Подготовка выставки работ

- Подготовка моделей к запускам;

- Изготовление стартового оборудования;

- Запуск моделей.

- Участие в соревнованиях.

3.Выбор моделей; планирование.

Составление индивидуальных планов на изготовление моделей и учебно-тренировочный процесс. Ознакомление с проектами Положений о соревнованиях на сезон.

Практическая работа:

- Составление индивидуальных планов изготовления моделей.

4.Проектирование. Изготовление рабочих чертежей

Изучение особенностей типа моделей и характеристик необходимой техники и систем управления моделями. Составление проекта постройки; изготовление эскизных и рабочих чертежей.

Практическая работа:

- Составление проекта постройки;

- Изготовление эскизных и рабочих чертеже

5.Постройка моделей спортивных классов согласно Единой спортивной классификации и Положениям о соревнованиях

Строительство моделей по индивидуальным планам.

Практическая работа:

- Изготовление деталей наборного корпуса;

- Сборка корпуса на стапеле;

- Обшивка корпуса различными материалами;

- Изготовление и установка бобышек на оконечности;

- Разметка и установка палубного настила;

- Изготовление деталей надстроек;

- Сборка надстроек;

- Подготовка поверхностей корпусов и надстроек к покраске;

- Проектирование двигательной установки винто-рулевого комплекса.

- Изготовление деталей и сборка ходовой части моделей.

- Изготовление деталировки и дельных вещей моделей кораблей и судов;

- Изготовление кильблоков и транспортных приспособлений;

- Окончательная отделка и оформление модели.

6.Опытно-экспериментальные работы по изготовлению деталей и узлов спортивных моделей

Самостоятельное изготовление, испытание и тестирование винтов, рулей и других узлов двигательно-движительных установок моделей. Работа на станочном оборудовании. Теория.

Практическая работа:

- Самостоятельное изготовление винтов, рулей и других узлов двигательно-движительных установок моделей;

- Испытание и тестирование винтов, рулей и других узлов двигательно-движительных установок моделей.

7. Подготовка и обслуживание техники и источников питания для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Ремонт моделей

Проведение циклов техобслуживания механизмов и источников питания для подготовки к участию в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Плановый и экстренный ремонт моделей.

Практическая работа:

- Техобслуживания механизмов;

- Техобслуживания источников питания;

- Ремонт моделей.

8.Учебно-тренировочные занятия и соревнования

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий на закрытых и открытых акваториях, доступных по сезону; проведение тренировок на тренажёрах с использованием автомоделей и компьютерной техники. Проведение полных циклов подготовки к соревнованиям и участие в них согласно Плану массовых мероприятий.

Практическая работа:

- Подготовка моделей к запускам;

- Испытание моделей на воде, балластировка;

- Запуск моделей в соответствии с Правилами соревнований по судомодельному спорту.

9.Заключительные занятия.

Подведение итогов учебного года и награждение учащихся. Показательные выступления.

Итоговая работа:

- Запуск моделей на акватории.

1.5 Формы и периодичность аттестации

- Итоговое занятие

- Конкурс

- Выставка

- Соревнования

Учебно-тренировочные занятия, спортивные сборы и соревнования – формы занятий, не только позволяющие подвести итоги подготовки каждого обучающегося, но и предоставляющие много возможностей для решения воспитательных задач: от неформального общения педагога и его воспитанников до сплочения коллектива в борьбе за командное первенство.

Текущий контроль предусмотрен после окончания каждой темы учебного плана. Промежуточная аттестация запланирована в декабре, итоговая аттестация предусмотрена по завершению учебного года в мае, согласно календарному учебному графику.


Формы подведения итогов реализации программы

Первый год обучения

п\п

Наименование темы

Формы

занятий

Приемы и методы

организации учебно-воспитательного процесса

Формы

подведения

итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Информационный,

Планирование

Опрос


2

История развития судостроения и судомоделизма. Классификация моделей

Лекция,

семинар

Информационный,

планирование

Собеседование, опрос

3

Постройка настольных

контурных моделей из бумаги и картона

Беседа.

практическое

занятие

Словесный, наглядный, практический

Практическая работа,

конкурс

4

Постройка объемных настольных моделей из бумаги, картона, фанеры и дерева

Лекция,

семинар, практическое

занятие

Словесный, наглядный, практический


Практическая работа,

конкурс

5

Постройка модели черноморской шаланды для игр и досуга

Лекция,

семинар, практическое занятие, игра

Словесный, наглядный, практический


Практическая работа,

конкурс

6

Постройка

учебно-тренировочных моделей по выбору

Лекция,

семинар

практическое занятие,

лабораторная работа

Словесный, наглядный,

практический


Практическая работа,

конкурс,

выставка

7

Испытание и регулировка моделей на воде. Учебно-тренировочные занятия

Практическое занятие, учебно-тренировочное занятие

Словесный, наглядный, практический


Соревнования, мастер-класс

8

Заключительное занятие

Беседа, экскурсия

Рефлексия, обмен

мнениями

Собеседование, опрос


Второй год обучения


п\п

Наименование

темы

Формы

занятий

Приемы и методы

организации учебно-воспитательного процесса

Формы

подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Информационный,

Планирование

Опрос

2

Спортивные модели. Судомодельный спорт. Классификация моделей.

Лекция,

семинар

Информационный,

планирование

Собеседование, опрос

3

Изготовление рабочих чертежей моделей. Индивидуальный выбор модели. Индивидуальные планы на модели.

Беседа. Практическое занятие

Словесный, наглядный, практический

Практическая работа, конкурс

4

Постройка моделей спортивных классов согласно единой спортивной классификации и Положению о соревнованиях ЦТТУ МО РФ

Беседа,

семинар, практическое занятие,

лабораторная

работа

Словесный, наглядный, практический


Практическая работа, конкурс

5

Подготовка техники и аккумуляторов для учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Беседа,

практическое занятие,

лабораторная работа

Словесный,

наглядный,

практический


Практическая

работа, отчёт

6

Учебно-тренировочные занятия и соревнования

Практическое занятие, учебно-тренировочное занятие

Словесный,

наглядный,

практический


Соревнования, мастер-класс

,




Заключительное занятие

Экскурсия, участие в

соревнованиях

Словесный,

наглядный,

практический


Соревнования, опрос


Третий год обучения

п\п

Наименование темы

Формы

занятий

Приемы и методы

организации учебно-воспитательного процесса

Формы

подведения

итогов

1

.Вводное занятие

Беседа

Информационный,

Планирование

Опрос

2

Подготовка моделей, техники и оборудования для учебно- тренировочных занятий и проведения показательных выступлений.

Беседа,

практическое занятие,

лабораторная работа

Словесный,

наглядный,

практический


Практическая

работа, отчёт

3

Выбор моделей; планирование

Беседа. Практическое занятие

Словесный, наглядный, практический

Практическая работа, конкурс

4

Проектирование. Изготовление рабочих чертежей.

Беседа. Практическое занятие

Словесный, наглядный, практический

Практическая работа, конкурс

5

Постройка моделей спортивных классов согласно Единой спортивной классификации и Положениям о соревнованиях

Беседа,

семинар, практическое занятие,

лабораторная работа

Словесный, наглядный, практический


Практическая работа, конкурс

6

Опытно-экспериментальные работы по изготовлению деталей и узлов

спортивных моделей


Беседа,

семинар, практическое занятие,

лабораторная работа

Словесный, наглядный, практический


Практическая работа, конкурс

7

Подготовка и обслуживание техники и источников питания для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Ремонт моделей

Беседа,

практическое занятие,

лабораторная работа

Словесный,

наглядный,

практический


Практическая

работа, отчёт

8

Учебно-тренировочные занятия и соревнования


Практическое занятие, учебно-тренировочное занятие

Словесный,

наглядный,

практический


Соревнования, мастер-класс

9

Заключительное занятие.

Итоговая аттестация

Экскурсия, участие

в соревнованиях

Словесный,

наглядный,

практический


Соревнования, опрос


2. Комплекс организационно — педагогических условий

2.1 Методическое обеспечение

Методику обучения в техническом творчестве, в особенности, спортивно- -техническом моделировании односложно представить вряд ли возможно из-за самой специфики этого вида творчества, широкого спектра решаемых задач и вариативности видов деятельности, встречающихся в процессе занятий.

Если начать с первого года обучения – основной формой обучения являются занятия, в течение которых проводятся и беседы, и лекции с использованием наглядного материала (чертежи, фотографии, готовые модели и т.п.) и практические занятия. Во время практических занятий наряду с выполнением работ по постройке конкретных моделей в соответствии с тематическим планом должна происходить адаптация к совершенно новым для большинства обучающихся видам деятельности; созданию условий для приобретения необходимых навыков и знаний, а также уверенности в своих силах по их использованию. Поэтому используются все возможности от предложений выполнить простейшие тестовые работы перед началом очередной темы до организации мастер-классов с участием уже подготовленных учащихся и спортсменов- разрядников.

На этапах первого уровня обучения главной задачей для педагога является поддержка заинтересованных учащихся в правильности своего выбора и продолжения занятий. Индивидуальные занятия при групповом посещении не только направлены на максимальное освоение материала и на приобретение навыков, но и на создание ситуации успеха, комфортных условий для творчества и смены вида деятельности после уроков в общеобразовательных учреждениях. Также при первой возможности предлагается постройка моделей на выбор.

Важным является и индивидуальный подход к полноте, качеству и срокам выполнения запланированных тематическим планом построенных моделей.

Методика передачи знаний и умений, конкретных навыков варьируется от организации фронтального объяснения материала или проведения опроса до изготовления педагогом отдельных образцов, узлов, деталей с необходимыми комментариями для отдельных членов учебного объединения или его части, занимающихся постройкой сходных моделей.

По мере роста возможностей, знаний и умений учащихся индивидуальный подход выражается в организации занятий для каждого по индивидуальным планам. Должны использоваться все возможности для перехода от обучения по готовым чертежам и подготовленному дидактическому материалу к творческому процессу с элементами инженерно-конструкторской деятельности и совместному (между педагогом и учащимся; учащимися одного уровня подготовки; учащимися разных уровней обучения) проектированию и постройке моделей, т.е. коллективной творческой деятельности.

В работе объединения «Судомодельная лаборатория» используются такие образовательные технологии, как:

- Гуманизация образования и воспитания

- Технология личностно-ориентированного развивающего обучения,

- Технология индивидуализации обучения (адаптивная).

- Групповые технологии

- Технология коллективного способа обучения (КСО).

- Технология педагогической поддержки

Гуманизация образования и воспитания, как ценностно-ориентированное направление в педагогике предполагает наличие двух условий:

Первое условие – наличие творчески работающего педагога, владеющего на высоком уровне воспитательными ценностями;

Второе условие – создание доброжелательной, открытой творческой атмосферы в работе детского объединения дополнительного образования.

В основе взаимоотношения педагога «Судомодельной лаборатории» и обучающихся лежит понимание, принятие и призвание.

В детском объединении дополнительного образования отсутствует жесткая регламентация деятельности, между участниками образовательного процесса налажены гуманистические взаимоотношения, созданы комфортные условия для творческого и индивидуального развития детей, осуществляется адаптация их интересов к сфере человеческой жизни, что и создаёт условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику образовательной деятельности.

Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка, на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приёмы технологии направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого обучающегося и помощь становлению личности путём организации познавательной деятельности, методическую основу которой составляет дифференциация и индивидуализация обучения. В данном детском объединении применяются такие варианты дифференциации, как комплектование групп однородного состава и внутригрупповая дифференциация (для разделения по уровням познавательного интереса). Подготовка учебного материала предусматривает учёт индивидуальных способностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития обучающегося».

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) предусматривает приоритет индивидуального подхода и индивидуальной формы обучения. В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей могут применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. В детском объединении «Судомодельная лаборатория» комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения осуществляется на основе собеседования. В процессе обучения педагог адаптирует содержание, методы, формы, темпы обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следит за его продвижением в обучении, что позволяет корректировать процесс обучения каждого по мере необходимости.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

В детском объединении «Судомодельная лаборатория» групповые технологии используются при проведения тренировок по судомодельному спорту, для подготовки и участия в спортивных соревнованиях по судомодельному спорту различного уровня. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач. Состав группы может меняться в зависимости от цели.

Рассматривая работу объединения «Судомодельная лаборатория», можно считать, что используется также такая образовательная технология, как Дальтон-технология.

Цели Дальтон - технологии: обеспечить индивидуализированное развитие учащегося; обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно- познавательной деятельности.

Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – - принципом гуманизма.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора воспитанником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: учащийся осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает педагог по каждому свободно выполненному заданию. Каждый подросток индивидуально отчитывается перед педагогом. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учащимся уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно- познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Учащийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к товарищам, педагогу. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

К признакам использования на занятии Дальтон - технологии относятся: наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.; длительный промежуток времени, в течение которого кабинет работает, чтобы учащийся мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов. Во время занятия подросток работает индивидуально (в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятии в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия учащийся может консультироваться с педагогом по поводу возникающих вопросов. Роль педагога заключается в том, что он консультирует подростков, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе работы нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Педагог здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Результатом использования данной технологии является социализация учащихся путём формирования определённых личностных и поведенческих образований, в частности, таких как социальная адаптированность, автономность, социальная активность, гуманистические нормы личности.

В работе объединения «Судомодельная лаборатория» используется технология коллективного способа обучения (КСО). В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне ближайшего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируются общеучебные умения и навыки учащихся, а также позитивные личностные качества.

Достоинствами технологии являются: - активность каждого учащегося в постижении и передаче знаний в процессе обучения;

- сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

- демократический стиль общения: педагог-учащийся, учащийся-учащийся, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

- принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. На занятиях воспитанники общаются друг с другом, передают свои знания, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

- принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Воспитанник совершенствуется с каждым занятием, стремится больше знать, искать ответ в других учебниках, пособиях. Он формируется как личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

- принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Результатом использования данной технологии является изменение вектора направленности личности в сторону направленности на дело за счёт овладения необходимыми социальными навыками ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

На занятиях в объединении «Судомодельная лаборатория» используется также технология педагогической поддержки.

Суть данной технологии заключается в индивидуально-личностной поддержке и нравственном воспитании учащихся. Внедрение в практику данной технологии позволяет сделать вывод о том, что использование технологии педагогической поддержки в качестве основного средства нравственного воспитания позволяет воспитателю:

дифференцированно подходить к воспитанию учащихся, учитывая их индивидуальные психологические особенности и индивидуальный нравственный опыт;

любую проблемную или конфликтную ситуацию переводить в нравственную плоскость и искать нравственные пути разрешения конфликта;

развивать у подростков способность к самоанализу как важнейшему условию их самоопределения и самореализации.

воспитывать в каждом учащемся нравственную свободную личность, способную к самореализации и к самоопределению.

Для того чтобы проанализировать эффективность использования технологии педагогической поддержки проводилась диагностика учащихся по опроснику «Личностный рост». Интерпретация результатов опросника позволила сделать следующие выводы: у детей, обучающихся в объединении «Судомодельная лаборатория», в целом позитивное отношение к общечеловеческим понятиям и ценностям, что может свидетельствовать о сформированности определённых положительных личностных качеств обучающихся, а также об эффективности воспитательной работы в объединении. Так, по критериям «Отношение к Земле; труду, своему здоровью, культуре, знаниям, миру» у воспитанников устойчиво – позитивная позиция, а по критериям «Отношение к Отечеству; другим людям; иным людям; внутреннему миру» - ситуативно – позитивная.


Методические материалы


Наименование

Форма


1.

Литература по профилю объединения

бумажный (см. список литературы)


22.

Памятки по технике безопасности

Бумажный



3.

Демонстрационные материалы:

фильмы, презентации, книги, журналы.

бумажный, электронный.



4.

Наглядные, дидактические материалы

комплекты чертежей;

шаблоны основных деталей набора корпусов и надстроек;

комплекты специализированных справочников;

комплекты специального инструмента.

Физический (макеты, образцы работ, шаблоны)

5.

Вопросник по истории судостроения.

Контрольные задания и спортивные нормативы для итоговой аттестации

бумажный


2.2. Условия реализации программы


Для проведения занятий «Судомодельной лаборатории» используется учебный класс с подсобным помещением, соответствующий требованиям

СанПиН 3.4.4.3172 – 14.

В процессе обучения используется комплекс приборного оборудования специализированной мастерской:

столярные верстаки;

слесарные верстаки;

электролобзики;

вытяжной шкаф и компрессор для покраски аэорографом;

блоки питания; измерительные электрические приборы;

радиоаппаратура;

электродрели, бормашина и т.п;

наждак; а также станки (сверлильный, токарный и универсальный деревообрабатывающий станки; полировальный станок), находящиеся в подсобном помещении, на которых руководитель «Судомодельной лаборатории» делает шаблоны основных деталей набора корпусов и надстроек моделей судов, предназначенные для использования на занятиях с учащимися.

С целью создания условий для посещения занятий «Судомодельной лаборатории» детьми и подростками с с ограниченными возможностями здоровьяслабослышащими, предусмотрено наличие ноутбука для общения в письменном виде. Также подготовлены карточки - задания по темам учебных планов на бумажном носителе для слобослышащих учащихся.


2.3 Календарный учебный график

Первый год обучения

п/п

Месяц

Наименование раздела

Количество часов

Формы занятия

1

сентябрь

Вводное занятие


2

Беседа



2

сентябрь

История развития судостроения и судомоделизма. Классификация моделей

2

Лекция, семинар

3

сентябрь

Постройка объемной настольной модели средневековой каракки из бумаги и картона, фанеры и дерева

12

Беседа. Практическое занятие

4

октябрь-ноябрь

Постройка модели черноморской шаланды для игр и досуга

30

Беседа, семинар, практическое занятие, лабораторная работа

5

ноябрь -

апрель

Постройка учебно- тренировочных моделей

по выбору

80

Беседа,

практическое занятие,

лабораторная работа

6

апрель -

май

Испытания и регулировка моделей на воде. Учебно- тренировочные занятия

8

Практическое занятие, учебно-тренировочное занятие

7

май

Заключительное занятие


2

Экскурсия,

соревнование


Второй год обучения

п\п

Месяц

Наименование раздела

Количество часов

Формы занятия

1

сентябрь

Вводное занятие

2

Беседа


2

сентябрь

Спортивные модели. Судомодельный спорт. Классификация моделей

2

Лекция, семинар

3

снтябрь

Изготовление рабочих чертежей моделей. Выбор модели

8

Беседа. Практическое занятие

4

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Постройка моделей спортивных классов согласно единой спортивной классификации и Положению о соревнованиях по судомодельному спорту среди учащихся ЦТТУ МО РФ

110

Беседа, семинар, практическое занятие, лабораторная работа

5

апрель-

май

Испытания и регулировка моделей на воде. Учебно-тренировочные занятия и соревнования

10

Практическое занятие, учебно-тренировочное занятие

6

май

Заключительное занятие

2

Экскурсия,

соревнование

Третий год обучения


п\п

Месяц

Наименование раздела

Количество часов

Формы занятия



1

сентябрь

Вводное занятие

2

Беседа



2

сентябрь

Выбор моделей; планирование

4

Беседа

Практическое занятие

3

сентябрь

октябрь


Проектирование. Изготовление рабочих чертежей

18

Беседа.

Практическое занятие

4

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Постройка моделей спортивных классов согласно Единой            спортивной классификации и Положениям о соревнованиях

124

Беседа,

семинар, практическое занятие,

лабораторная работа,

соревнование


март

Опытно-экспериментальные работы по изготовлению деталей и узлов спортивных моделей

18

Беседа,

семинар, практическое занятие,

лабораторная работа

6

март

апрель 

Подготовка и обслуживание техники и источников питания для учебно-тренировочных занятий и соревнований. Ремонт моделей

18

Беседа,

практическое занятие,

лабораторная работа

7

апрель -

май


Учебно-тренировочные занятия и соревнования

22

Сбор, учебно-                       тренировочное занятие                                            соревнование

8


Заключительное занятие

2

Экскурсия,          

 соревнование


Оценочные материалы

Результативность освоения программы определяется опросом, диагностикой обученности, результатами ходовых испытаний моделей, а также результативностью на соревнованиях и выставках – конкурсах различных уровней.

Первый год обучения

Контролируемые темы

Система оценки уровней знаний, умений и навыков

Промежуточная аттестация

1

Основные термины, используемые в судомоделизме.


1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

2

Великие мореплаватели и их географические открытия.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

3

Типы и классы моделей в судомодельном спорте (перечисления и краткая характеристика).

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

4

Разметка на картоне по шаблонам и вырезание ножницами фигур, включающих многоугольники и сложные кривые.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

5

Разметка на фанере по шаблонам и выпиливание по контуру многоугольника.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

6

Сборка объёмных фигур (моделей) из картонных и фанерных деталей.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

Итоговая аттестация

1

Основные термины, используемые в судомоделизме.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

2

Великие мореплаватели и их географические открытия.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

3

Типы и классы моделей в судомодельном спорте (перечисления и краткая характеристика).

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

4

Разметка на картоне по шаблонам и вырезание ножницами фигур, включающих многоугольники и сложные кривые.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

5

Разметка на фанере по шаблонам и выпиливание по контуру многоугольника.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

6

Сборка объёмных фигур (моделей) из картонных и фанерных деталей.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

7

Изготовление законченной учебно-тренировочной модели определённой сложности в соответствии с правилами судомодельного спорта.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

8

Настройка и регулировка моделей класса ЕХ-600 на закрытой акватории и контрольные запуски с выполнением нормативов .

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

Уровни освоения программы по набранным баллам


Вид аттестации

низкий

средний

высокий

Промежуточная аттестация

до 8

от 9 до 14

от 15 до 18

Итоговая аттестация

до 10

от 11 до 19

от 20 до 24


Второй год обучения

Контролируемые темы

Система оценки уровней знаний, умений и навыков

Промежуточная аттестация

1

Классификация моделей и основные положения Правил судомодельного спорта в классах самоходных и радиоуправляемых моделей.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

2

Вычерчивание с масштабированием по эскизу деталей моделей и надстроек.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

3

Изготовление шаблонов по чертежам.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

4

Перечисление и краткая характеристика элементов конструкции судов и моделей, построенных по классической наборной технологии.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

Итоговая аттестация

1

Классификация моделей и основные положения Правил судомодельного спорта в классах самоходных и радиоуправляемых моделей.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

2

Вычерчивание с масштабированием по эскизу деталей моделей и надстроек.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

3

Изготовление шаблонов по чертежам.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

4

Перечисление и краткая характеристика элементов конструкции судов и моделей, построенных по классической наборной технологии.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

5

Изготовление законченной модели спортивных классов «Е» и «F2» в соответствии с уровнем (Оценка соответствия правилам судомодельного спорта).

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

6

Проверка навыков по настройке моделей прямого курса классов «Е» с выполнением нормативов 3,4,5 разрядов на соревнованиях различного уровня и зачётных учебно-тренировочных занятиях.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

7

Проверка знаний правил соревнований по судомодельному спорту:

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

8

Проверка знаний и навыков работы с источниками питания, используемых в моделях. Практикум по подключению электромоторов и аккумуляторов.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.


Уровни освоения программы по набранным баллам


Вид аттестации

низкий

средний

высокий

Промежуточная аттестация

до 5

от 6 до 9

от 10 до 12

Итоговая аттестация

до 10

от 11 до 19

от 20 до 24


Третий год обучения

Контролируемые темы

Система оценки уровней знаний и навыков

Промежуточная аттестация

1

Знания основных классов и требований Правил соревнований к самоходным и радиоуправляемым моделям.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

2

Перечисление и краткая характеристика элементов конструкции судов различных типов.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

3

Краткое описание и характеристика конструктивных особенностей самоходных и радиоуправляемых спортивных моделей.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

4

Проверка знаний и навыков по работе с чертежами: вычерчивание элементов конструкции моделей с масштабированием (комплекс заданий).

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

Итоговая аттестация

1

Знания основных классов и требований Правил соревнований к самоходным и радиоуправляемым моделям.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

2

Перечисление и краткая характеристика элементов конструкции судов различных типов.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

3

Краткое описание и характеристика конструктивных особенностей самоходных и радиоуправляемых спортивных моделей.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

4

Проверка знаний и навыков по работе с чертежами: вычерчивание элементов конструкции моделей с масштабированием (комплекс заданий).

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

5

Постройка в течение учебного года законченной спортивной модели (с использованием современных технологий и материалов) по выбору (Оценка соответствия правилам судомодельного спорта).

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

6

Проверка знаний и навыков по электротехнике, по обслуживанию источников питания и использованию измерительной аппаратуры на готовых моделях.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

7

Проверка навыков по настройке и обслуживанию радиоуправляемых моделей на контрольных учебно-тренировочных занятиях.

1 балл – удовлетворительно,

2 балла – хорошо,

3 балла – отлично.

8

Выполнением нормативов 1,2,3,4 разрядов на соревнованиях различного уровня.

В соответствии с требованиями разрядной классификации:

4 разряд — 1 балл,

3 разряд — 2 балл,

2, 1 разряды – 3 балла.


Уровни освоения программы по набранным баллам


Вид аттестации

низкий

средний

высокий

Промежуточная аттестация

до 5

от 6 до 9

от 10 до 12

Итоговая аттестация

до 10

от 11 до 19

от 20 до 24


   2.5 Список литературы и источников

Список используемой и рекомендуемой литературы,

электронных ресурсов для педагога

1.Бибикин И.А., Лясников В.В. Организация проведения соревнований судомоделистов - М.; Просвещение, 2001.

2.Горский В.А. Техническое конструирование - М.; Просвещение, 2003.

3.Дрегалин А.М. Азбука судомоделизма - СПб.; ООО «Издательство Полигон», 2003.

4.Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. Патриот, 1990.

5.Катцер С. Флот на ладони. Судостроение, 1980.

6.Клуб юных мореходов под редакцией Троспольского Изд. СГУ, 1976.

7.Колесо А.И. Корабли и суда военно-морского флота - М.;ВИМО РФ, 2001.

8.Колотиков В.В. Техническое моделирование и конструирование - М.; Просвещение, 2003.

9.Курти О. Постройка моделей судов. - Л.; Судостроение, 2000.

10.Моделист-конструктор. 1965-2006.

11.Морская коллекция – приложение к журналу М-К 1985-2006.

12.Муравьев Б.П. Справочник боцмана - М.; Воениздат, 2001.

13.Тульянц Э.К. Учите детей мастерить. Просвещение, 1984.

14.Щетанов Б.В. Судомодельный кружок. Просвещение, 1983.

15. Обшивка корпуса судомодели. Пособие для начинающих и мастеров.

[Режим доступа: https://www.shipmodeling.ru/tooling/tooling_primer_on_planking]

16. Международный образовательный журнал «Педагог».

[Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru]

17. Всероссийский образовательный «Портал педагога».

[Режим доступа: https://portalpedagoga.ru]

18. Всероссийское издание «Педразвитие»

[Режим доступа: http://pedrazvitie.ru]

19. Федерация судомодельного спорта России.

[Режим доступа: https://fsmr.ru]


Список используемой и рекомендуемой литературы,

электронных ресурсов для учащихся и родителей​​​​​​​

1.Быховский И.А. Петровские корабли. Судостроение, 1982.

2.Военно-морской словарь для юношества М. ДОСААФ 1988.

3.Гроденский Г.А. А разве голубые дороги бывают? Детская литература, 1982.

4.Дремлюга А.И. Юному судомоделисту Киев, 1983.

5.Дыгало В. История корабля. Изобразительное искусство, 1991.

6.Заворотов В.А. От идеи до модели. Просвещение, 1988.

7.Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России. Просвещение, 1990.

8.Житков Б. Морские истории. Прив. Изд., 1988.

9. Миль Г. Электрические приводы для моделей – М.: ДОСААФ, 1986.

10.Леонтьев Е. Ветер наполняет паруса. Физкультура и спорт, 1978.

11.Павлов А.П. Твоя первая модель. – М.: ДОСААФ, 1979.

12.Чижевский Б. Моряками становятся в море. Детская литература, 1982.

13.Шапиро Л.С. Самые быстрые корабли. Судостроение, 1981.

14.Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. Просвещение, 1990.

15. Обшивка корпуса судомодели. Пособие для начинающих и мастеров.

[Режим доступа: https://www.shipmodeling.ru/tooling/tooling_primer_on_planking]

16. Основы постройки модели корабля.

[Режим доступа: https://workshop.modelsworld.ru/section12_article19/]

17. «Азбука судомоделизма» А.Н. Дрегалин

[Режим доступа: http://modelik.ru/index.php/knigi-zhurnaly/10166-azbuka-sudomodelizma-a-n-dregalin?limitstart=&showall=1]

18. Изготовление моделей парусников из подручных материалов.

[Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCXNcrLnoY5MEZI9Tdlsrw7g]

19. Постройка модели ракетного катера наборным способом в домашних условиях.

[Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLGL_lVjhxY8eKivkT19brQz_dBuW9ueWr]








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.