Программа дополнительного образования «Волшебный пластилин» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
(МБОУ «ПСОШ№1»)
«Рассмотрено» на заседании МО эстетического цикла Руководитель МО ____________/_Черных Т.А_./ Протокол № ____ от «__»__г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «ПСОШ№1» ____________/Шепелина Л.А_/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Программа дополнительного образования
«Волшебный пластилин»
для младших школьников
(1-4 класс)
Составитель: Цехановская Ольга Борисовна,
учитель технологии, высшей категории ,
МБОУ «ПСОШ №1»
2016 год
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О. И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программа составлена на три года обучения. На каждый год отводится 68 часа, т.е. два часа в неделю.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
В процессе обучения учащиеся осваивают приемы: скатывания, раскатывания, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание. На каждом занятии создаётся изделие в освоенной технике. В конце года проводится выставка работ.
Программа второго года обучения составлена на основе знаний и приёмов работы с пластилином полученных на первом году обучения. В начале повторяются ранее изученные приемы лепки и осваиваются новые .Лепка из целого куска. Работа с расписным пластилином. Знакомство с техникой рельеф ,барельеф, горельеф .Создаются миниатюры, панно, картины.
Программа третьего года обучения составлена с учётом знаний учащихся второго года обучения. Учащиеся в начале курса закрепляют изученные приёмы техники работы с пластилином. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с новыми технологиями . лепки :сграффито, контррельеф ,изготовление картин из пластилина на стекле. Вместе с тем известно, что такие занятия способны расширить познавательный кругозор, развить наглядно-образное мышление.
Отличие настоящей программы от уже существующих в данной области программ заключается в том, что основным видом деятельности курса является новый вид изобразительной деятельности – «Рисование пластилином на стекле». Именно этот вид работы позволяет оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества и искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет создавать настоящие шедевры.
Цель программы:
- организация досуговой деятельности детей.
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения приемами лепки из пластилина.
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- обучение эстетическому оформлению работы.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий применяя разные техники;
- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
- овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание усидчивости аккуратности, трудолюбия;
- формирование умения работать в коллективе;
- создание условий для самостоятельного творчества;
- развитие мелкой моторики рук, глазомера;
- совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, аккуратности, бережного и экономного использования материала, содержание в порядке рабочего места.
Цель кружка: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Особенностью данного кружка является разнообразная тематика выполняемых работ. В ходе реализации данной программы происходит привитие нравственных, духовных и культурных ценностей.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
привитие любви к природе, декоративному, народному творчеству
овладение разными приёмами и техниками
развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;
обучение навыкам и приемам в работе;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Формы и режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с учащимися, рассказы учащихся, показ учителем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при работе с пластилином
.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения программы «Волшебный пластилин» является формирование следующих умений:
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих духовно-нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
знать
виды материалов (пластилин, глина, масса для лепки), их свойства и названия;
приёмы работы ( скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание пластилина , смешивание цветов, получение оттенков;
названия и назначение ручных инструментов стеки– правила работы с ними;
технологическую последовательность изготовления несложных работ;
способы разметки рисунка на основе;
рельеф, барельеф, пластилинография;
способы оформления работ: панно, картина;
уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно эстетически оформлять готовые работы.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Учебно – тематический план
Первый год обучения.
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Форма про- ведения |
Образовательный продукт |
1 |
Знакомство с пластилином. Рабочее место, инструменты |
1 |
Рассказ с показом |
Работы |
2 |
Основные приёмы: скатывание, раскатывание |
2 |
Беседа, показ |
Шарик, жгутик,бусы. |
3 |
Основные приёмы:сплющивание, вдавливание |
2 |
Беседа, показ |
Изготовление ягодки |
4 |
Основные приёмы: прищипывание, оттягивание .Изготовление цветов |
2 |
Беседа, показ |
цветы |
5 |
Прием раскатывания. Изготовление корзинки |
2 |
Практическая работа |
корзинка |
6 |
Изготовление удавчика |
2 |
Практическая работа |
Разноцветная змейка |
7 |
Изготовление улитки |
2 |
Практическая работа |
Улитка |
8 |
Изготовление грибов |
2 |
Практическая работа |
Белый гриб. мухомор |
9 |
Изготовление деревьев |
2 |
Практическая работа |
Ёлочка. |
10 |
Изготовление дерева |
2 |
Практическая работа |
Яблонька |
11 |
Изготовление домашних животных |
2 |
Практическая работа |
кошка |
12 |
Изготовление домашних животных |
2 |
Практическая работа |
собака |
13 |
Изготовление черепахи |
2 |
Практическая работа |
черепаха |
14 |
Изготовление букашки |
2 |
Практическая работа |
букашка |
15 |
Изготовление гусеницы |
2 |
Практическая работа |
гусеница |
16 |
Герои сказки |
4 |
Практич. р |
колобок, лиса, заяц, волк |
17 |
Магазин игрушек |
3 |
Рассказ,прак. р |
Неваляшка, пирамидка |
18 |
Расписной пластилин, смешанный |
2 |
Рассказ Прак. работа |
Изготовление курочки узоры |
19 |
Дымковская игрушка |
2 |
Практич. работа |
Изготовление птички |
20 |
Композиция из пластилиновых лент |
2 |
Практическая работа |
Розы из пластилиновых лент |
21 |
Дизайн посуды |
2 |
Практическая работа |
Изготовление чашки |
22 |
Пластилин вместо карандашей и красок. Технология размазывания. |
6 |
Рассказ , показ техники рисунка |
рисунок |
23 |
Пейзаж |
4 |
Практическая работа |
Пейзаж , картина |
24 |
Праздничная открытка |
2 |
Практическая работа |
открытки |
25 |
Натюрморт |
4 |
Практическая работа |
картина |
26 |
Мир детства. Свободная тема. |
6 |
Практическая работа |
картины |
27 |
Итоговое занятие итого |
1 68 |
Выставка работ |
Панно, миниатюры. картины |
Содержание программы:
1.Знакомство с пластилином. Рабочее место, инструменты (1ч.)
Введение. Историческая справка о пластилине. Знакомство с разными видами пластилина, его свойствами, цветами. Инструменты и приспо-собления применяемые при работе. Соблюдение правил по технике безопасности. Подготовка рабочего места к работе и его уборка по окончании работы. Знакомство с основными исходными формами: шар, конус, цилиндр, жгут.
2. Основные приёмы : скатывание, раскатывание (2ч.)
Знакомство с приёмами скатывания и раскатывания пластилина. Исходная форма-шар Использование этих приёмов при изготовлении шарика, колечка, бус.
3. Основные приёмы: сплющивание, вдавливание (2ч.)
Знакомство с приёмами сплющивание, вдавливание. Использование этих приёмов при изготовлении ягодки.
4. Основные приёмы: прищипывание, оттягивание (2ч.)
Изготовление цветов
Знакомство с приёмами прищипывания, оттягивания. Технология изготовления цветов
5. Изготовление корзинки( 2ч.)
. Использование приёма раскатывания при изготовлении корзинки.
6. Изготовление удавчика (2ч.)
Технология изготовления удавчика, пёстрой змейки .Приёмы раскатывания.
7.Изготовление улитки (2ч.)
Технология изготовления улитки.
8. Изготовление грибов (2ч.)
Технология поэтапного изготовления грибов: белого и мухомора. Исходная форма цилиндр, конус.
9. Изготовление деревьев (2ч.)
Приём раскатывания и расплющивания. Технология поэтапного изготовления ёлочки. Исходная форма-конус.
10. Изготовление дерева (2ч.)
Исходная форма-цилиндр .Технология поэтапного изготовления яблоньки.
11. Изготовление животных (2ч.)
Технология изготовления домашних животных: кошка. Исходные формы: шар, конус
12. Изготовление животных (2ч.)
Технология изготовления домашних животных: собака
13. Изготовление черепахи (2ч.)
Использование изученных приёмов при изготовлении черепахи.
14.Изготовление букашки (2ч.)
Технология изготовления божьей коровки, жука
15. Изготовление гусеницы (2ч.)
Использование изученных приёмов при изготовлении гусеницы
16. Герои сказки (4ч.)
Основные приёмы и технология изготовления героев сказки «Колобок» Оформление и проигрывание сказки в виде спектакля.
17. Магазин игрушек.(3ч)
Исходная форма-шар, пирамида. Изготовление неваляшки, пирамидки,
18. Расписной пластилин, смешанный (2ч.)
Расписной пластилин полученный способом резания. Выполнение узоров. Изготовление курочки.
19. Дымковская игрушка (2ч.)
Историческая справка, технология изготовления. Изготовление птички.
.
20. Композиция из пластилиновых лент (1ч.)
Технология изготовления цветных лент путём раскатывания пластилина в пласт и нарезание его на полосы стекой . Изготовление роз из этих полос.
21. Дизайн посуды (2ч.)
Характеристика посуды, основные приёмы и методы изготовления чашки.
Декоративное оформление.
22. Пластилин вместо карандашей и красок.(6ч)
Основное понятие и техника « рисования» пластилином. Поэтапное изго-
товление картины.
23. Пейзаж (4ч.)
Основные понятие, изготовление картин. Техника размазывания.
24. Праздничная открытка (1ч.)
Основное понятие и технология изготовления открытки.
25. Натюрморт (4ч.)
Знакомство с натюрмортом, основные понятия. Технология изготовления
натюрморта .
26. Мир детства (6ч)
Свободная тема. Изготовление картин.
27. Итоговое занятие. Выставка работ.(1ч.)
Учебно – тематический план.
Второй год обучения
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
1 |
Введение. Знакомство с пластилином. Т.б. |
1 |
Беседа, рассказ с показом |
работы |
2 |
Основные приёмы: раскатывание, сплющивание, вытягивание |
1 |
Беседа, рассказ с показом. Практ.работа. |
Изготовление лимона, апельсина, банана, блюда |
3 |
Тема «Урожай» Изготовление вазы и фруктов. Техника барельеф |
2 |
Беседа, рассказ с показом. Практ. р-та |
Ваза, яблоки, груши, вишня, виноград, слива. |
4 |
Тема «Дары леса». Изготовление корзины с грибами. |
2 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Корзина. Белый гриб, лисички, волнушки. |
5 |
тема «Осенний листопад» Пейзаж ,Осенний лес.Техника рельев |
4 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Осенний пейзаж |
6 |
Тема «Кто на листике живёт» Изготовление бабочки,стрекозы,гусеницы |
3 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
бабочки,стрекозы,гусеницы |
7 |
Тема «Озеро» Техника горельеф Изготовление уточки, лебедя, гуся |
3 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Изготовление уточки, лебедя, гуся |
8 |
Тема «На морском дне» Рисуем морскую звезду, рыбок, ракушки |
3 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
морская звезда, рыбки, ракушки |
9 |
Тема «Праздник» Изготовление торта |
2 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
торт |
10 |
Тема «Посуда» Приглашение к чаю. Изготовление чайного сервиза (чайник, чашки, блюда) |
2 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Чайный сервиз Чайник, чашки с блюдцами |
11 |
Тема «Птичий двор» Изготовление панно . |
3 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Панно с петухом, с курицей и цыплятами. |
12 |
Тема «Новый год» Изготовление Снеговика, Деда мороза. |
4 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Рисунки деда мороза и снеговика |
13 |
Тема « Портрет» Рисуем портрет мамы |
2 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Портрет мамы |
14 |
Тема «Весна. Птицы прилетели» |
4 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Рисуем птиц. Панно |
15 |
Тема «Подарок маме». Изготовление цветов. Рисуем розы, ромашки, тюльпаны |
6 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Натюрморт. Букет из цветов. |
16 |
Тема «Джунгли» Рисуем жирафа, тигра, зебру |
6 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
Жираф тигр, зебра |
17 |
Фантастический мир. Космос. Техника сграффито |
6 |
Беседа, рассказ с показом. Практическ. р-та |
космос |
18 |
Тема «Мультики» Рисуем героев мультфильмов. |
6 |
Беседа, рассказ Практическ. р-та |
Мульти-пульти |
19 |
Тема : «Здравствуй лето» |
6 |
Практическая работа |
Свободная тема |
20 |
Выставка работ |
1 |
||
|
||||
итог |
68 |
Содержание программы:
1. Введение.
Знакомство с пластилином. Техника безопасности. Организация рабочего места.
2. Основные приёмы.
раскатывание, сплющивание, вытягивание
3. Тема «Урожай»
Изготовление вазы и фруктов. Техника барельеф
4. Тема «Дары леса».
Изготовление корзины с грибами
5. Тема «Осенний листопад» Техника рельев
Пейзаж ,Осенний лес.
6. Тема «Кто на листике живёт»
Изготовление бабочки, стрекозы, гусеницы
7.Тема «Озеро» Техника горельеф
Изготовление уточки, лебедя, гуся
8 Тема «На морском дне»
Рисуем морскую звезду, рыбок, ракушки
9. Тема «Праздник»
Изготовление торта. Использование приёма жгутик. Скатывание. Раскатывание.
10. Тема «Посуда»
Изготовление посуды в объёме и рисуем натюрморты.
11. тема «Птичий двор»
Изготовление панно , использование разных видов техник.
12. тема «Новый год»
Изготовление деда Мороза, снегурочки, снеговика.
13. Тема «Портрет»
Рисуем портрет мамы, прием рельеф
14. Тема «Весна . Птицы прилетели»
Изготовление панно , птицы нашего края. Весенняя капель.
15. Тема « Подарок маме»
Рисуем пластилином розы, ромашки, тюльпаны.
16. тема « Джунгли»
Жираф, тигр, зебра рисование с натуры. Создание композиции
17. Тема « Фантастический мир.»
Использование техники сграффито. Космическая тематика, фэнтэзи.
18. Тема «Мультики»
Герои мультфильмов , скатывание. Раскатывание и смешивание пластилина.
19. Тема «Здравствуй лето»
Рисуем пластилином, смешанная техника.
Учебно -тематический план
третий год обучения
№ |
Наименование темы |
Кол.часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
1 |
Введение. Знакомство с пластилином. Рабочее место , техника безопасности. |
1 |
беседа |
Подготовка материала, инструментов |
2 |
Основные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание. |
2 |
Беседа. Показ. Практическая работа |
Изготовление фигур животных |
3 |
Основные приёмы :прищипывание. оттягивание |
2 |
Практическая работа |
Изготовление фигур людей |
4 |
Изготовление декораций .Постановка сказки.(использовании пластилиновых героев. |
4 |
Практическая работа, беседа |
сказка |
5. |
Из истории барельефа. |
2 |
беседа |
показ |
6 |
Лепка рельефов растительного мира |
6 |
Беседа. Практическая работа |
Изготовление миниатюр на блюде |
7 |
Знакомство с техникой горельефа Лепка по выбору. |
6 |
Практическая работа |
панно |
8 |
Техника обратной аппликации |
6 |
Беседа. Практическая работа |
Работа на прозрачных крышках |
9 |
Техника рисования жгутиками, лентами |
2 |
Практическая работа |
цветы |
10 |
Техника шариковый пластилин |
4 |
Беседа. Практическая работа |
Животный мир, подводный мир |
11 |
Техника «Пластика на стекле» |
2 |
Беседа. Практическая работа |
Показ презентации |
12 |
Знакомство с техникой. Подготовка материала. |
4 |
Практическая работа |
насекомые |
13 |
Подбор рисунка. Перенос рисунка на стекло. |
4 |
Практическая работа. Беседа |
натюрморт |
14 |
Подбор цветовой гаммы |
6 |
Практическая работа |
натюрморт |
15 |
Нанесение пластилина на стекло |
14 |
Практическая работа |
пейзаж |
16 |
Оформление работы |
2 |
Подготовка к выставке |
Свободная тема |
17 |
Выставка работ |
1 |
Все работы |
|
итого |
68 |
|||
Содержание программы:
-
Введение . Знакомство с пластилином. (1 ч.)
Рабочее место, техника безопасности. Разновидности пластилина. Инструменты используемые в работе.
2. Основные приёмы. (2ч.)
Приёмы скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание. Выполнение практической работы: изготовление фигур животных. Жираф
3. Основные приёмы (2ч.)
Приёмы :прищипывание, оттягивание. Практическая работа: изготовление фигур животных. Слон
4. Изготовление декораций.(4ч.)
Постановка сказки с пластилиновыми героями. Изготовление декораций.
5. Из истории рельефа.(2ч.)
Понятие что такое рельеф, технологическая операция выполнения.
6. Лепка рельефов растительного мира(6ч.)
Технология изготовления рельефной работы. Изготовление миниатюры на блюде.
7. Лепка рельефов по выбору(6ч.)
Соблюдение техники безопасности. Практическая работа. Изготовление панно.
8. Техника обратной аппликации. (6ч.)
Основные приёмы обратной аппликации. Практическая работа на прозрачных крышках.
9. Техника рисования жгутиками, пластилиновыми лентами (2ч.)
Основные приёмы изготовления жгутов и лент из пластилина. Изготовление панно «Цветочная поляна».
10. Техника шариковый пластилин.(4ч.)
Основные приёмы изготовления шарикового пластилина. Работа на стекле. Прак -тическая работа; «подводный мир»
11. Техника «Пластика на стекле «(2ч.)
Основные правила работы на стекле. Подготовка материала, рисунка, пластилина. Соблюдение техники безопасности. Технология нанесения рисунка.
12. Техника «Пластика на стекле» (4ч.)
Технологический процесс работы на стекле. Практическая работа: насекомые.
13. Перенос рисунка на стекло.(4ч.)
Подбор рисунка с усложнением работы. Практическая работа: натюрморт фрукты.
14. Подбор цветовой гаммы. (6 ч.)
Смешивание цветов, получение оттенков. Соблюдение техники безопасности. Практическая работа : натюрморт ( копии с картин)
15. Нанесение пластилина на стекло.(14ч.)
Основные приёмы работы на стекле. Практическая работа : пейзаж.
16. Оформление работы (2ч.)
Основные правила эстетического оформления работ. Подбор рамочек. Закрепление работы.
17.Выставка работ.(1ч.)
Подведение итогов за год.
Некоторые техники и приемы рисования пластилином
1 способ.
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.
Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.
2 способ.
Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!
3 способ.
На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.
4 способ.
Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.
5 способ.
На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.
Для объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.
Для раскатывания пластилина удобна скалка.
Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ.
Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чеснокадавилка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.
Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.
Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.
Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.
Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.
Литература
1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина»
3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»
4. "Лепим из пластилина" от из-ва "Русич"
5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»
6.Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
7.Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
8.Первое сентября" "Начальная школа" с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
9.Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
10.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
11.Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.
Понакшина Валентина Ивановна
Цехановская Ольга Борисовна