Программа дополнительного образования «Юный волонтер»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Управление образованием администрации муниципального района «Сретенский район»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Сретенский Дом детского творчества»
Утверждаю директор МУДО «Сретенский ДДТ» ________ Почекунин А Г. Приказ №____ от _________ | Согласовано Методист МУДО «Сретенский ДДТ» ________ Хайдарова Е.Э. от _____________________ | Принято на заседании МО, ПС МУДО «Сретенский ДДТ» Протокол №____ от _________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
«Юный волонтер»
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1год.
Направленность: социально-гуманитарная
Модифицированная программа.
Автор-составитель:
Пикалкина Н.Б
г. Сретенск, 2021г.
Структура программы:
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка……………………………………. ...3
Цели и задачи программы ………………………………………………..8
Содержание программы
Учебный план…………………………………………………….11
Содержание учебного плана…………………….………………16
Планируемые результаты……………………………………..18
2.Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график……………………………….
Условия реализации программы……………………………..20
Формы аттестации…………………………………………....21
Оценочные материалы……………………………………….22
Методические материалы……………………………………22
Дидактические материалы…………………………………..25
Календарный учебный график программы ………………...25
Список литературы …………………………….…………………..26
План воспитательной работы…………………………..…………
Приложения ………………………………………………………..28
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Будущее страны зависит от того, какова нравственная основа молодого поколения. Необходимо, чтобы граждане активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, обеспечивая защиту государственных интересов и поступательное развитие социума. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями являются гражданственность и патриотизм. Сегодня практически каждое цивилизованное государство огромное внимание уделяет вопросам развития социальной активности граждан своей страны, формированию их правовой, политической, экономической культуры, высокого уровня гражданственности и сознательности. Дети – социально – активная часть общества, участвующая в меру сил и возможностей в общественной жизни. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, насколько они готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества.
Актуальность программы. Ныне традиции волонтерского движения в России возрождаются. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение, и не только в таких крупных городах как Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Школьники-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение предполагает участие учащихся в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Специальные психологические курсы готовят школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Отличительной особенностью данной программы является сотрудничество детей и взрослых, тесное взаимодействие участников объединения и общественности, через совместное проведение мероприятий, поддержку инициативности подростков и молодежи для решения социально значимых проблем. Эта программа предусматривает развитие инициативы и самостоятельности волонтеров, включение их в разнообразную творческую деятельность. В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.
Программа «Юный волонтер» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. На втором году обучения внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
Состав учащихся – смешанная группа.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная форма.
Форма обучения– очная. Уровень сложности – стартовый, базовый.
Программа «Юный волонтер» относится к социально-гуманитарной направленности. По виду - общеразвивающая, по цели – познавательная. Основу программы составляют комбинированные, практические и теоретические часы.
Содержательными формами проведения занятий могут быть: тренинги, беседа, участие в акциях, праздниках, изготовление подарков и др.Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Сроки реализации программы: 1 год. Режим занятий: три раза в неделю по два академических часа (45 минут) с 10 минутным перерывом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 10-15 лет ( средний школьный возраст). Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей учащихся 10-15 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Подростковый возраст – это период важнейших событий в жизни человека, период социальных и профессиональных ориентиров, формирование мировоззрения и начало трудовой деятельности. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. В настоящее время необходимо скоординировать усилие школы, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода, нестабильности и социальных конфликтов во
многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны описываться с детства.
Цели и задачи программы
Цель программы –социальное становление личности через включение учащихся в социально-значимую деятельность, формирование их лидерской позиции, развитие инициативы и общественной активности, приобретение жизненного опыта.
Задачи:
Личностные:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
Образовательные (предметные):
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя и других;
- обучение способности быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявлению самостоятельности, инициативности, способности быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение.
- знакомство и обучение технологии организации и проведения социальных дел, акций;
Программа включает в себя 5 блоков
1 блок «Школа волонтёра»
Вводные занятия ( знакомства, оформление стенгазеты, итд)
2 блок «Добрые сердца»
Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания, любви к ближнему.
Направление:
Помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ;
Детским сад;
Помощь детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
Помощь одиноким пенсионером;
Участие в социальных акциях.
3 блок « Здоровый образ жизни»
Цель: Пропаганда, реклама ЗОЖ, занятий спортом. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
Направление:
Участие в спортивных соревнованиях;
Организация спортивных праздников и мероприятий;
Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки;
Организация конкурсов рисунков, плакатов;
Участие на классных часах, посвященных ЗОЖ, акциях.
Распространение брошюр, листовок по данной теме.
4 блок «Творческий блок»
Цель: Формирование социально – активной позиции в жизни детей и подростков, развитие творческих и альтернативных способностей.
Направления:
Организация и проведение вечеров, праздников;
Подготовка и показ мероприятия по профилактике курения, алкоголизма;
Участие в художественной самодеятельности;
5 блок «Экология»
Цель: Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Направление:
Помощь в благоустройстве территорий, клумб, парков;
Охрана и уход за цветами в учреждении;
Уборка мусора на территории города;
Участие в экологических акциях;
5. Выпуск газет, оформление стендов по данной тематике;
5 блок «Моя безопасность»
Цель: Воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни окружающих.
Направление:
Интернет- безопасность;
Пожарная безопасность;
Дорожная безопасность;
Личная безопасность;
Выпуск газет, буклетов, памяток, статей.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- Активность участия.
- Умение планировать работу.
Всероссийские акции:
«Георгиевская ленточка» (9 мая)
«Весенняя неделя добра» (апрель)
«День неизвестного солдата» (3 декабря)
«День донора» («Мы с тобой одной крови») (14 июня)
«Сохрани жизнь! - Сбавь скорость» (май)
«Добровольцы детям» (май-сентябрь)
«Мы граждане России» (июнь)
«Международный день мира» (21 сентября)
«Всемирный день борьбы с терроризмом» (3 сентября)
10. «Всемирный день без табака» (19 ноября)
11. «Всемирный день воды» (22 марта)
12.«Всемирный день волонтера» (5 декабря)
13. «День толерантности» (16 ноября)
14. День памяти жертв ДТП (20 ноября)
15.День российского флага (22 августа)
Содержание программы
Учебный план
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | | | 5 | - | |
2 | «Организационное заседание «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения. | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа. |
3 | Эмблема название, листовки с информацией для детей о волонтерах | 0,3 | 0,7 | 1 | Опрос |
4 | Тренинг : «Я и команда». | 0,3 | 0,7 | 1 | Коллективная рефлексия |
5 | Беседа «Граница между добром и злом». | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
6 | Творческая игра «Послание человечеству». | 0,3 | 0,7 | 1 | Игра Наблюдение |
2 блок «Добрые сердца» | | | 21 | | |
7 | Акция к дню пожилого человека «Доброта в детской ладошке» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
8 | «Что я знаю о донорстве» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
9 | «Рождественский подарок ребенку- инвалиду» | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
10 | Акция «Новогодняя игрушка» | 1 | 2 | 3 | Творческая работа |
11 | Организация акции «Белая ленточка» (декада инвалидов). | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
12 | Акция «Подари улыбку детям» (распространение смайликов» | 0.3 | 0.7 | 1 | Акция |
13 | Акция «Поздравь ветерана» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
14 | Тематическое исследование «Семья главное в твоей жизни?» | 0.3 | 0.7 | 1 | Исследование |
15 | Акция «Неизвестный солдат» (возложение венка к мемориалу) | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
16 | Календарь Победы, подготовка к 9 Мая | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
17 | Акция «Дарим добро» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
18 | Календарь Победы акция «Георгиевская ленточка» | 1 | 2 | 3 | Беседа Творческая работа |
19 | Участие в акции «Бессмертный полк | 0.3 | 0.7 | 1 | Творческая работа Акция |
20 | Посещение реабилитационного центра «Березка» ( подарки) | 1 | 1 | 2 | Беседа |
21 | Буклет в защиту бездомных животных | 1 | 1 | 2 | Творческая работа |
3 блок «Здоровый образ жизни» | | | 22 | | |
19 | Спортивный праздник «100 затей для 100 друзей» | 0,3 | 0.7 | 1 | |
20 | Дискотека «Быть здоровым – это модно» | 0,3 | 0,7 | 1 | Коллективная рефлексия |
21 | Беседа с элементами тренинга «Говори здоровью, да!» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
22 | Акция «Международный день борьбы со СПИДом» | 1 | 1 | 2 | Беседа Акция |
23 | Флешмоб «Молодежь выбирает жизнь!» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
24 | Акция «Мы за чистое слово» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
25 | Конкурс «Снежные фигуры» | 1 | 1 | 2 | |
26 | «Веселые старты на свежем воздухе» | 0,3 | 0,7 | 1 | Спортивное соревнование |
26 | «Поход –пикник» | 0,3 | 0,7 | 1 | Самоанализ |
27 | Конкурс плакатов «Мы и наше здоровье» | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
28 | Дискотека «Движение – это жизнь» | 0,3 | 0,7 | 1 | Коллективная рефлексия |
29 | Антинаркотическая акция «Скажем наркотикам нет!» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
30 | Конкурс рисунков «Мои увлечения» | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
31 | Изготовление и распространение брошюр, листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ | 1 | 2 | 3 | Творческая работа |
32 | «Белая смерть» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
33 | социологического опроса «Вопросы - ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам). | 0,3 | 0,7 | 1 | Опрос |
34 | Акция «Мы -за здоровый образ жизни!» (15 ноября) | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
35 | фитнес – зарядка «Делай как мы, делай лучше нас!», цель данной акции: приобщение подростков к здоровому образу жизни. | 0,3 | 0,7 | 1 | Соревнование |
4 блок «Творческий блок» | | | 14 | | |
36 | Помощь в организации и проведении мероприятий: Масленица | 1 | 1 | 2 | Творческая работа |
37 | Помощь и организация праздников, посвященных 8 марта | 1 | 1 | 2 | Творческая работа |
38 | Показ сказки по ПДД в начальных классах | 0,3 | 0,7 | 1 | Спектакль |
39 | Помощь в организации концерта ко Дню Матери | 1 | 2 | 3 | Творческая работа |
40 | Помощь в организации и оформлении зала к Новому году | 1 | 1 | 2 | Творческая работа |
41 | Акция «Игрушка для детского сада своими руками» | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
42 | Флешмоб «Мы разные, но мы вместе» | 0,3 | 0,7 | 1 | |
43 | Помощь в организации и оформлении зала к 23 февраля | 1 | 1 | 2 | Творческая работа |
| | | 20 | ||
44 | Виртуальные экологические экскурсии «Путешествие по родному краю» | 0,3 | 0,7 | 1 | Игра - викторина |
45 | Благоустройство территорий «Зеленое будущее планеты» | 0,3 | 0,7 | 1 | Творческая работа |
46 | Акция «Добрые соседи» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
47 | Тематическое исследование «Экологические проблемы моего города и района» | 1 | 1 | 2 | Презентация творческих работ |
48 | Акция «Чистый берег» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
49 | Акция «Генеральная уборка» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
50 | «Ждем в гости друзей» | 0,3 | 0,7 | 1 | Праздник |
51 | Акция «Скажем пожарам –нет!» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
52 | «Красная книга Забайкалья» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
53 | Викторина «По лесным тропинкам» | 0.3 | 0.7 | 1 | Викторина |
54 | Акция «Нашим лесам – чистоту и порядок!» | 1 | 1 | 2 | Акция |
55 | Акция «Майский букет» (создание цветочных композиций к Дню Победы) | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
56 | «Вырасти свое дерево» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
57 | Конкурс детского экологического творчества (конкурс поделок из ТБО: лампочек, пакетов, полиэтиленовых и стеклянных бутылок, открыток, упаковочных материалов; конкурс живого детского рисунка «Сказки природы») | 1 | 1 | 2 | Творческая работа |
58 | Викторина «Экологическая кругосветка» | 0,3 | 0,7 | 1 | Викторина |
59 | Фотовыставка «Чистый Сретенск» | 0,3 | 0,7 | 1 | Выставка |
60 | «Спортивные достижения наших земляков» | 0,3 | 0,7 | 1 | Соревнование |
| | 16 | | ||
61 | Акция «Мы против» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
62 | «Интернет. Добро и зло» | 0.3 | 0.7 | 1 | Беседа |
63 | Тренинг- семинар «Мы знаем как себя защитить» | 0,3 | 0,7 | 1 | анкетирование |
64 | «Бояться не надо, надо знать!» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
65 | «Дорожная азбука» | 0.3 | 0.7 | 1 | Беседа |
66 | Анкетирование «Что я знаю о наркотиках» | 0,3 | 0,7 | 1 | Анкетирование |
67 | Тематическое исследование «Что для вас значит интернет?» | 0.3 | 0.7 | 1 | Исследование |
68 | «Что такое терроризм» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
69 | Акция «Письмо водителю» | 0,3 | 0,7 | 1 | Акция |
70 | «Опасности вокруг нас» | 0.3 | 0.7 | 1 | Беседа |
71 | «Мой дом – моя крепость?» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа - игра |
72 | «Мы в ответе за свои поступки» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
73 | «Правонарушения как результат вредных привычек» | 0,3 | 0,7 | 1 | Беседа |
74 | Социальный видеоролик про профилактике ДТП «Берегите нас!» | 1 | 2 | 3 | Просмотр фильма |
76 | Воспитательная работа на каникулах | 1 | 7 | 8 | |
77 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | |
| Всего: | | | 108 | |
«Школа волонтеров»(5часов)
Теория
Введение в программу. Организационное заседание « Мы– волонтёры ». Значение волонтёрского движения. «Кто такие волонтеры?» Возникновение и развитие волонтёрского движения. Мифы о волонтёрстве. Кодекс волонтёров. Составление плана работы. Распределение поручений. Международное добровольчество. Деятельность основных международных волонтёрских программ. Правила поведения на занятиях. Тестирование.ТБ. Материала и принадлежности, дополнительный материал.
Практика
Практика: Анкетирование, оформление стенгазеты.
Темы: « Я – волонтер», « Встреча с волонтерами города», « Эмблема название, оформление стенгазеты»
1 блок «Добрые сердца»( 21 час)
Теория
Обсуждение актуальных социальных проблем современного общества. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании — это дети с ограниченными возможностями, пожилые люди. Знакомство с разными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.
Практика
Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Участие в благотворительных акциях, тренингах, круглых столах, играх, беседах.
Выполнение открыток, стенгазет, буклетов.
Темы: Акция к дню пожилого человека «Доброта в детской ладошке», « Что я знаю о донорстве», « Рождественский подарок ребенку – инвалиду», организация акции « Белая Ленточка» ( декада инвалидов), « Новогодняя игрушка», « Подари улыбку детям», « Поздравь ветерана», «Дарим добро», « Неизвестный солдат», « Георгиевская ленточка», « Бессмертный полк». Буклет в защиту бездомных животных.
3 блок «Здоровый образ жизни»(22 часа)
Теория
Пропаганда, реклама ЗОЖ, занятий спортом. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
Практика
Анкетирование, беседы, выпуск информационных буклетов, листовок, участия в соревнованиях.
Темы:
Спортивный праздник «100 затей для 100 друзей», дискотека «Быть здоровым – это модно»,беседа «Говори здоровью, да!»,Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей.(выпуск листовок) Акции « Мы за чистое слово», « Международный день борьбы со СПИДом», « Скажем наркотиком нет!», конкурс рисунков « Мои увлечения» итд.
4 блок «Творческий блок»(14 часов)
Теория Формирование социально – активной позиции в жизни детей и подростков, развитие творческих и альтернативных способностей.
Практика
Организация и проведение вечеров, праздников;
Подготовка и показ мероприятия по профилактике курения, алкоголизма;
Участие в художественной самодеятельности;
Участие в акциях, флешмобах.
Темы: Помощь в организации и проведении мероприятий: « День Матери», « Новый год», «Масленица»,» «8 марта»
5 блок «Экология»(20 часов)
Теория: Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Практика Помощь в благоустройстве территорий, клумб, парков; Охрана и уход за цветами в учреждении; Уборка мусора на территории города; Участие в экологических акциях;
Темы: Акции «Чистый берег», «Добрые соседи», «Генеральная уборка», викторины, фотовыставки.
6 блок «Моя безопасность»(16 часа)
Теория Воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни окружающих.
Практика Интернет - безопасность; Пожарная безопасность; Дорожная безопасность; Личная безопасность; Выпуск газет, буклетов, памяток, статей.
Темы: Акции «Мы против», «Письмо водителю», анкетирование «Что я знаю о наркотиках», и т д.
Планируемые результаты 1-го года обучения
Личностные:
- Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования;
- Приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- Рост интереса детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления;
- Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься профилактической работой.
Метапредметные:
- Овладение знаниями о составлении разных типов планов, структурировании материалов;
- Овладение знаниями о работе со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировании волонтёрской деятельности;
- Развитие организаторских способностей и навыков общения, владеть навыками планирования и самоанализа;
- способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников;
- Формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Образовательные (предметные):
- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
- обучение способности быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявлению самостоятельности, инициативности, способности быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- знакомство понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучение основам работы с различными видами информации.
- организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
- устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
- владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Количество учебных недель - 36 недель
Продолжительность каникул:
осенние каникулы- 01.11-07.11
зимние каникулы – 31.12 – 09.01
весенние каникулы – 27.03 – 3.04
Начало учебных занятий для первого года обучения – с 15.09.2021
Конец учебного года – 31 мая 2022 г.
Полный календарный учебный график программы (Приложение №1)
1.2. Условия реализации программы
Материально - техническое оснащение кабинета:
- учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН . Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным.
В кабинете имеется: мебель по количеству и росту детей; учебная доска, мел.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Краски, карандаши.
3. Ноутбук, мультимедиа.
Информационное обеспечение:
http://pandia.ru/text/79/005/23191.php
http://s107s.ru/doc/Programmi/1_klass/2016/programma_2016-17_ja_volonter.doc
https://урок.рф/library/kruzhok__volonterskoe_dvizhenie_200751.html
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/11/27/programma-volonterskogo-dvizheniya
https://infourok.ru/programma-volonterskogo-dvizheniya-vita-483412.html
Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
1.3. Формы аттестации
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:Портфолио учащихся;
Открытое занятие;
Творческий отчет;
Защита творческих проектов;
Рейтинг активности участия в акциях, исследованиях и др.
Участие в конкурсах, детского творчества различных уровней (учрежденческих, районных, краевых), праздниках, выставках;
Результаты диагностики;
Готовые рисунки, поделки учащихся;
Брошюры, листовки, памятки, выполненные учащимися;
Соревнование.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится три раза: начальный контроль (сентябрь), промежуточный (январь), итоговый (май). Кроме этого проводится в течении года текущий контроль. Начальный контроль проводиться при записи ребенка в детское объединение или на первых занятиях (вводных). Детям дается свободная тема, чтобы выразить свои способности в рисовании. Так определяется исходное положение умений и знаний на начало учебного года. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной схеме. Для проведения промежуточного и итогового мониторинга используются: контрольные задания и тесты, журнал учета, отметки, шкалы оценивания результатов и др.
Формы подведения итогов реализации программы:
анализ продуктивной деятельности (диагностические карты результатов освоения программы, результаты участия в акциях, выставках, конкурсах и других мероприятиях);
итоговые занятия;
участие в творческом отчете.
Формы работы:
Беседы
Исследовательская деятельность;
Спортивные соревнования;
Экскурсионная работа;
Информационно - лекционная работа;
Развлекательно - познавательная деятельность;
Акции;
Диспуты, дискуссии, круглые столы, семинары, ролевые игры;
Презентации;
Конкурсы, праздники;
Изготовление листовок, плакатов, буклетов.
1.4. Оценочные материалы ( смотреть в приложении №2)
1.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очное обучение.
Методы обучения:
- словесные – беседа, рассказ, диалог.
- наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, открыток, изделий народного творчества, глиняных игрушек.
- индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающегося.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной (познавательные и развивающие игры, экскурсии, коллективные обсуждения).
Методы воспитания: беседы, метод примера, поощрение, наблюдение, анализ результатов.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельности (работа со схемами, планами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов, поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игровые приемы, которые позволяют создать непринужденную атмосферу, способствуют развитию воображения.
Творческая деятельность позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Основным методом проведение занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Формы организации занятий: групповая и индивидуальная, работа по подгруппам.
Формы проведения занятий.
Занятие-игра;
Занятие- акция:
Занятие -флешмоб;
Занятие- соревнование;
Занятие-экскурсия;
Занятие-фотовыставка
Занятие- коллективная рефлексия
Занятие-праздник и.др.
Так же при освоении программы используются такие формы проведения занятий как: выставка, творческая мастерская, творческий отчет, мастер-класс и др.,
Основные принципы творческой деятельности:
- Принцип творчества;
- Принцип научности;
- Принцип доступности;
- Принцип поэтапности;
- Принцип динамичности;
- Принцип сравнений ;
- Принцип выбора ;
- Принцип сотрудничества;
Данная программа основывается на принципах культур сообразности и коллективности. Принцип культур сообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях. Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Актуальность содержания данной программы состоит в ее социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Одним из условий реализации программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Развивающая среда в объединении, построенная в соответствии с принципами, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Кроме того, занятия в объединении позволяют учащимся развивать практические изобразительные навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
Педагогические технологии:
- групповые технологии - при подготовке к итоговой или тематической выставке;
- здоровье сберегающие технологии - динамические паузы, использование каналов восприятия;
- ИКТ - технологии - мультимедийное сопровождение занятия.
1.6. Дидактические материалы
1.Плакаты.
2.Иллюстрации.
3.Репродукции картин.
4.Технологические карты.
Инструктирующие материалы
Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности и др.
Правила поведения в образовательном учреждении.
Памятки
Прикладные методические материалы
сценарии;
тематическая подборка материалов;
картотека;
дидактические пособия;
задачник, сборник упражнений.
3.Список литературы
Нормативно-правовая литература
Нормативно-правовая литература
I. Международный уровень:
1.Всеобщая декларация прав человека (Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г.).
2.Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)
II. Федеральный уровень:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 04.07.2020 г.).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (серия «Стандарты нового поколения». Данилюк Александр Яковлевич и др. - Москва.: «Просвещение», 2009)
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015.. Министерство образования и науки РФ.
6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) с изменениями.
III. Региональный уровень:
1.Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования" (Принят Законодательным Собранием Забайкальского края 3 июля 2013 года.; с изменениями от 6 апреля 2020г.).
Литература для педагога:
1. Берис Р “ Развитие Я - концепция и воспитание” М.2009 г.
2.Альтушер В.Б Наркомания: дорога в бездну: книга для учителей и родителей/В.Б Альтушер А.В. Надеждин. - М.: Просвещение, 2000 - 46сю
3. Хомутовская, В. Радость добрых дел/ В Хомутовская // Студенчество: Диалоги о воспитании - 2015. №: (84) - 24 –25.
4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М. Н. Конышева - 2000г.
5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
6. Скорникова , ЕП. Волонтерство — это образ жизни/ Е.П. Скорникова, Д.В Воронков, О Подмосковна // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2009 - №2 (44) - с 8 – 10.
7. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
8.Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферыю - Киев: Сфера 2002.
9.Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие/ Г.Л. Лях. -К: КУ им. Бориса гринченко,2010.
10.КозловаН.П. Развитие волонтерского движения в России //Экономические системы. - 2017. - Т.10, № 1 (36) - С. 46 - 48
Литература для учащихся:
1.Гордиенко: Правило дорожного движения для детей Издательство: Феникс - Премьер, 2013г
2.Аниконова Т.Г. Народные игры:учебное пособие /Т.Г Аниконова ,- Белгород: ИПЦ ”Политерра”, 2004 - 76с.
3.” 100 поделок из бумаги” А.Ю. Долбишева. 2004
4.Ворочева, И Волонтеры спешат на помощь / И. Ворочева // Библиотека. - 2008 № 7
5.Гайдар А.П., Тимур и его команда. Рассказы, Ростов - на - Дону; И.Д. “ Проф - Пресс”, 2017 - 128с
6.Островок безопасности. / Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич, Минск, 2010.
7.Школа без наркотиков. / Под ред.Л.М. Шипициной, Е.И. Казановой, СПб, 2001г
8.Майорова Н.П.Обучение жизненноважным навыкам. СПб., 2006.
Интернет-ресурсы:
http://www.scienceforum.ru/2016/1892/24691
Волонтерское движение: прошлое и настоящее: учебное пособие / сост. И. А. Потапова, Г. Р. Джумагалиева. – Астрахань , 2012, с.12.
http://pandia.ru/text/79/071/5100.php
http://открытыйурок.рф/статьи/553465/
Всеобщая Декларация Добровольчества. www.udc-v.narod.ru/dokymentu-2.html.
Приложение № 1
Календарный учебный план
1 года обучения
Объединение «Юный волонтер»»
№ | Месяц Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контро-ля | ||||||
1 | 15.09 | 11.10 | беседа | 1 | Комплектование группы. «Организационное заседание «Мы волонтёры». Значение волонтёрского движения. | МОУ «Сретенская ООШ № 2» | Опрос | ||||||
2 | 22.09 | 11.10 | беседа | 1 | Вводное занятие « Я-волонтер». Эмблема название, листовки с информацией для детей о волонтерах. | | Опрос | ||||||
3 | 28.09 | 11.10 | Концерт. | 1 | «Что такое толерантность» | | Опрос | ||||||
4 | 29.09 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Помощь в оформлении класса ко Дню матери. | | Готовое изделие | ||||||
5 | 06.10 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Помощь в оформлении класса ко Дню матери | | Готовое изделие | ||||||
6 | 13.10 | 13.20 | Творческая мастерская | 1 | Акция «Спасибо, мама, что ты есть» | | Готовое изделие | ||||||
7 | 20.10 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Организация акции «Белая ленточка» (декада инвалидов) | | Готовое изделие | ||||||
8 | 27.10 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Организация акции «Белая ленточка» Изготовление поделки. | | Готовое изделие | ||||||
9 | 3.11 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Организация акции «Белая ленточка» отчетное мероприятие . | | Готовое изделие | ||||||
10 | 10.11 | 13.20 | беседа | 1 | «День неизвестного солдата» | Музей | Опрос | ||||||
11 | 17.11 | 11.10 | Комбинированное | 1 | Акция «Белая ленточка» | | Готовое изделие | ||||||
12 | 24.11 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Конкурс «Новогоднее чудо» | | Готовое изделие | ||||||
13 | 1.12 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Конкурс «Новогоднее чудо» | | Готовое изделие | ||||||
14 | 5.12 | 13.20 | Комбинированное | 1 | «Что такое терроризм» | | Опрос | ||||||
15 | 8.12 | 13.20 | Игра | 2 | Игры на сплочение объединения | | Игра | ||||||
16 | 15.12 | 11.10 | Комбинированное | 1 | «Ваше отношение к курению». | | Анкетирование | ||||||
17 | 17.12 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Оформление к новому году | | | ||||||
18 | 22.11 24.11 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Экологическая акция «Покормите птиц зимой»( изготовление кормушек) | | Готовое изделие | ||||||
19 | 26.11 29.11 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Экологическая акция «Покормите птиц зимой»( изготовление кормушек) | | Готовое изделие | ||||||
20 | 26.12 | 11.10 | Комбинированное | 2 | Традиции «Ждем в гости друзей» | | | ||||||
21 | 28.12 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Рождественский подарок ребенку – инвалиду. | декабрь | Готовое изделие | ||||||
22 | Воспитательная работа на каникулах
| ||||||||||||
23 | 6.01 | 11.10 | Беседа Просмотр Фильма. | 1 | «Красная книга Забайкалья» | | Опрос наблюдения | ||||||
24 | 10.01 | 13.20 | Творческая мастерская. | 2 | Конкурс рисунков «Мои увлечения» | | Готовое изделие | ||||||
25 | 12.01 | 11.10 | Беседа | 1 | «Граница между добром и злом». | | Опрос | ||||||
26 | 14.01 | 11.10 | ” Оказание шефской помощи престарелым, ветеранам | 2 | Операция “Забота ” | | Шефская помощь | ||||||
27 | 17.01 | 13.20 | Творческая работа | 2 | Буклет в защиту бездомных животных | | Готовое изделие | ||||||
28 | 19.01 | 11.10 | Беседа с элементами тренинга | 2 | «Говори здоровью, да!» | | Опрос | ||||||
29 | 21.01 | 13.20 | Беседа Просмотр д/ф | 2 | Мероприятия посвященные 75 - летию Великой Победы Блокада Ленинграда» | январь | Опрос | ||||||
30 | 24.01 | 11.10 | Тематическое исследование | 2 | «Семья главное в твоей жизни?» | | Исследование | ||||||
31 | 26.01 | 13.20 | Игра - экскурсия | 2 | Виртуальные экологические экскурсии «Путешествие по родному краю» | | Наблюдения Опрос | ||||||
32 | 28.01 | 11.10 | Просмотр д/ ф. Беседа | 2 | Памятные даты к 75 летию Победы « Сталинградская битва» | | Просмотр Документального фильма Опрос | ||||||
33 | 1.02 | 13.20 | Беседа | 1 | «Что я знаю о донорстве» | | Опрос | ||||||
34 | 3.02 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Изготовление и распространение брошюр, листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ | | |||||||
35 | 5.02 | 13.20 | Игра | 2 | Творческая игра «Послание человечеству». | | Наблюдение | ||||||
36 | 7.02 | 11.10 | Беседа | 1 | «Белая смерть» | | Опрос | ||||||
37 | 3.12 6.12 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Конкурс детского экологического творчества | | Готовое изделие | ||||||
38 | 11.02 | 11.10 | Просмотр видиоролика | 2 | Социальый видеоролик про профилактике ДТП «Берегите нас!» | | Опрос | ||||||
39 | 14.02 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Помощь в организации и оформлении зала к 23 февраля | | Готовое изделие | ||||||
40 | 16.02 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Помощь в организации и оформлении зала к 23 февраля | | Готовое изделие | ||||||
41 | 18.02 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Помощь в организации и проведении мероприятий: Масленица | | | ||||||
42 | 21.02 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Помощь в организации и проведении мероприятий: Масленица | | | ||||||
43 | 23.02 | 13.20 | Оказание шефской помощи престарелым, ветеренам | 2 | Операция “Забота ” | | Шефская помощь | ||||||
44 | 25.02 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Помощь и организация праздников, посвященных 8 марта | | Готовое изделие | ||||||
45 | 1.03 | 13.20 | Творческая мастерская | 2 | Помощь и организация праздников, посвященных 8 марта | | Готовое изделие | ||||||
46 | 03.03 | 11.10 | Беседа игра | 1 | «Мой дом – моя крепость?» | | Опрос Наблюдения | ||||||
47 | 05.03 | 13.20 | Творческая мастерская | 1 | Изготовление и распространение брошюр, листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ | | Готовое изделие | ||||||
48 | 7.03 | 11.10 | Беседа | 1 | «Интернет. Добро и зло» | | Опрос | ||||||
49 | 9.03 | 13.20 | Творческая работа | 2 | Буклет в защиту бездомных животных | | Готовое изделие | ||||||
50 | 11.03 | 11.10 | Беседа | 1 | Мероприятия посвященные 75 - летию Великой Победы | | Опрос | ||||||
51 | | Воспитательная работа на каникулах | |||||||||||
52 | 14.03 | 13.20 | Викторина | 2 | «Экологическая кругосветка» | | Опрос | ||||||
53 | 16.03 | 11.10 | Творческая мастерская | 2 | Изготовление и распространение брошюр, листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ | | Готовое изделие | ||||||
54 | 18.03 | 13.20 | Акция | 2 | Акция «Письмо водителю» | | | ||||||
55 | 21.03 | 11.10 | Викторина | 1 | «По лесн ым тропинкам» | | Наблюдения | ||||||
56 | 25.03 | 13.20 | ” Оказание шефской помощи престарелым, ветеренам | 1 | Операция “Забота ” Оказание шефской по | | Шефская помощь | ||||||
57 | 28.03 | 11.10 | Акция | 1 | «Нашим лесам – чистоту и порядок!» | | Акция | ||||||
58 | 31.03 | 13.20 | Соревнования | 2 | «Делай как мы, делай лучше нас!» | | | ||||||
59 | 05.04 | 11.10 | Беседа | 1 | «Дорожная азбука» | | Опрос | ||||||
60 | 07.04 | 11.10 | Творческая мастерская Акция | 1 | «Майский букет» (создание цветочных композиций к Дню Победы) | | Готовое изделие | ||||||
61 | 11.04 | 11.10 | Беседа | 1 | «Бояться не надо, надо знать!» | | Опрос | ||||||
62 | 13.04 | 11.10 | Творческая мастерская | 1 | Календарь Победы акция «Георгиевская ленточка» | | Готовое изделие | ||||||
63 | 18.04 | 13.20 | Творческая мастерская | 1 | Календарь Победы акция «Георгиевская ленточка» | | Готовое изделие | ||||||
64 | 22.04 | 13.20 | Творческая мастерская | 1 | Календарь Победы акция «Георгиевская ленточка» | | Готовое изделие | ||||||
65 | 26.04 | 11.10 | Акция | 1 | «Чистый берег» | | | ||||||
66 | 4.05 | 11.10 | Беседа | 1 | «Опасности вокруг нас» | | Опрос | ||||||
67 | 6.05 | 13.20 | Акция | 1 | «Скажем пожарам –нет!» | | Готовое изделие | ||||||
68 | 10.05 | 13.20 | Акция | 1 | «Подари улыбку детям» (распространение смайликов) | | Акция | ||||||
69 | 13.05 | 13.20 | Фотовыставка | 1 | «Чистый Сретенск» | | Готовое изделие | ||||||
70 | 17.05 | 11.10 | Беседа | 1 | «Правонарушения как результат вредных привычек» | | Опрос | ||||||
71 | 20.05 | 11.10 | Творческая мастеркая | 1 | Изготовление и распространение брошюр, листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ | | Готовое изделие | ||||||
72 | 23.05 | 13.20 | Флешмоб | 1 | «Мы разные, но мы вместе» | | | ||||||
73 | 26.05 | 13.20 | Просмотр видиоролика | 1 | Социальный видеоролик про профилактике ДТП «Берегите нас!» | | Опрос | ||||||
| | | |
Приложение № 2
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Промежуточная аттестация будет осуществляться через: · анкетирование всех участников программы (волонтеров); · выпуск отчетных буклетов; · количественный анализ результатов проведенных мероприятий с покакзателем охвата участников; · мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.
1.Анкетирование.
- Кто такие волонтеры?
- Этапы развития волонтерского движения в России?
- Характеристика социально – значимыхпроблем. Приведите примеры.
- Перечислите практические навыки необходимые волонтерам.
- Предложите акцию, направленную на пропаганду ЗОЖ.
2.Темы для издания буклетов:
- профилактика ЗОЖ;
- экологическое направление;
- социальные проблемы.
3. Мониторинг личного участия в конкурсах, мероприятиях, акциях.
Ответы на вопросы анкеты
1. Волонтер (доброволец) – это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций.
2. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.
3. Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Оценка ответов на вопросы:
5 баллов – ответы содержательные, логически выстроенные.
4 балла – ответы содержательные, но отсутствует логика изложения.
3 балла – не раскрыта тема полностью, но ответ дан верно.
2 балла – ответ узкий, не содержательный.
баллов – ответ не дан
Методические материалы
Приложение 3
Кодекс волонтеров:
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо – самим причинять себе вред!
Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется!
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше!
Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле!
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
РАБОТА ВОЛОНТЕРОВ
осуществляется по шести НАПРАВЛЕНИЯМ:
«Мы в ответе за нашу планету» - организация субботников, экологических десантов;
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района.
Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды.
«Нам жить и помнить!» - помощь ветеранам, вдовам труженикам тыла Великой Отечественной войны ;
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Актуальность:
Молодое поколение стало забывать о значении победы в Великой Отечественной Войны, сама победа стала историй, сухими фактами из учебника.
Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим корням - ветеранам войн и труженикам тыла века великих потрясений.
Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.
Задачи:
Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
Воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны.
Проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
«Спорт и здоровый образ жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.
Актуальность:
Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.
Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
Воспитать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни.
Формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды.
Способствование преодолению вредных привычек учащихся путем привлечения их к физкультуре и спорту.
«Семейное счастье» - воспитание уважительного отношения к семье, духовным корням, популяризация многодетных семей.
«В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью. »
Царица Александра Федоровна.
Цель: познакомить учащихся с основными этапами развития семьи и путями преодоления кризисов, способствовать формированию у старшеклассников установки на необходимость взращивания любви в семье.
«За новые горизонты!» - создание социальных проектов, обучение волонтеров.
Актуальность. В настоящее время проектная деятельность является одним из основных способов решения уставных задач детских и молодежных объединений.
Цель: научить основам проектно-организационной деятельности.
Основные задачи:
- научить основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания проекта, его осуществления;
- создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирования всех желающих по написанию проекта.
Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы!
Социальный проект необходим для того, чтобы решать пусть небольшие, но конкретные проблемы, чтобы видеть и анализировать результаты работы, чтобы систематизировать работу но следующим направлениям:
- изучению проблем,
- пошаговому решению проблем,
- привлечению добровольцев,
- поиску и привлечению партнеров,
- привлечению спонсоров.
«Наша олимпиада» - культурное развитие личности подростка на примере знаменитых деятелей культуры и спорта.
Заповеди волонтерского клуба:
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Обещаешь – сделай!
5. Не умеешь – научись!
6. Будь настойчив в достижении целей!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред!
4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, )
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( участие в соревнованиях )
6. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
7. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Кодекс волонтера
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным! 2. Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! 3. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! 4. Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” 5. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! Соблазнов
опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда.
Мы хотим вам привести 10 причин, почему полезно стать волонтером.
Ты – в центре внимания!
Волонтёрство открывает перед тобой возможность участвовать в различных мероприятиях, планировать и предлагать интересные занятия для молодого поколения. Ты будешь в курсе всех намечающихся событий и принимать в них участие на добровольной основе!
Ты повышаешь свою самооценку.
Участвуя в социальных проектах, ты помогаешь людям. Ты привносишь в наш мир свою частичку добра и становишься лучше. Мир хоть немного, но меняется в лучшую сторону. Ты растешь в глазах окружающих тебя друзей и близких людей. Делая добро, ты увидишь, как мир меняется вокруг…
Ты растешь.
Начав с маленьких акций в родной станице, ты постепенно можешь участвовать в международных форумах, посещать слеты, активно участвовать в жизни всей страны.
Ты создаешь основу для своей будущей профессии.
Резюме – это первое, что просят при приеме на работу. Опыт работы и образование – это очень важные моменты. Однако тебя могут спросить, чем ты занимался в жизни? Наверное, работодателя не совсем устроит ответ: «Читаю книги, бегаю по утрам и пою в душе». И здесь волонтёрство является важным плюсом! Ты не только демонстрируешь свои личностные качества: доброту, отзывчивость, общительность, организованность, ответственность, но и показываешь себя разносторонним и развитым человеком. В большинстве серьезных компаний, работающих по международным стандартам, опыт волонтёра – важное качество при приеме на работу.
Ты общаешься и находишь новых друзей.
Участвуя в общественной работе, ты можешь найти новых друзей и даже больше! А самое главное – твои друзья обладают похожими
интересами, и они представляют самую активную и веселую часть молодежи. Общение и коммуникабельность – одни из важнейших качеств для настоящего волонтёра.
Ты делаешь полезную работу.
Принимая участие в акциях, посвященных защите окружающей среды, ты помогаешь сохранить чистой нашу планету.
Ты раскрываешь свои таланты.
Участвуя в различных мероприятиях, ты можешь себя проявить как с творческой стороны, так и организаторской. Волонтёрские проекты – это огромное поле для творчества. Чем бы ты ни увлекался, в волонтёрском движении для тебя всегда найдется ниша, в которой ты сможешь реализовать свои способности.
Ты – активный человек.
Самые активные волонтеры ездят в различные экскурсии, отдыхают в лучших летних лагерях, присутствуют на самых актуальных мастер-классах.
Ты просто становишься человеком.
Самый главный принцип волонтёрства – привнести в мир свое добро и помочь людям.
Ничто нам не стоит так дёшево,
Но ценится мерой большой,
Как сделать хоть малость хорошего
Для радости чьей - то чужой.
И щедро себя отдавая,
Ты будешь согрет и любим.
Цена – это память чужая
Делам и поступкам твоим.
42