Программа дополнительного образования «Прикладное творчество» (1–5 классы)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ», «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.03.
Прикладное творчество
Беловский район 2017
Содержание:
Пояснительная записка 3
характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; 3
срок реализации учебного предмета 3
объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 3
сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации 4
форма проведения учебных аудиторных занятий 5
цели и задачи учебного предмета 5
обоснование структуры программы учебного предмета 5
методы обучения 6
описание материально-технических условий реализации учебного предмета 6
Содержание учебного предмета 8
учебно-тематический план 8
годовые требования. Содержание разделов и тем 12
3.Требования к уровню подготовки обучающихся 20
4.Формы и методы контроля, система оценок 20
аттестация: цели, форма, содержание 20
критерии оценки 21
5. Методическое обеспечение учебного процесса 21
6. Список литературы и средств обучения 22
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя четыре раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, выполнение коллективных работ. По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты прикладного творчества.
Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 5 лет обучения, с 1 по 5 класс. Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Прикладное творчество» при 5-летнем сроке обучения составляет 363 часа.
Объём учебного времени,
предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Индекс, наименование учебного предмета |
Трудоёмкость в часах |
Распределение по годам обучения |
|||||
1-й кл. |
2-й кл. |
3-й кл. |
4-й кл. |
5-й кл. |
|||
Количество недель аудиторных занятий |
|||||||
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
|||
Недельная нагрузка в часах |
|||||||
ПО.01.УП.03 |
Аудиторные занятия (в часах) |
330 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Самостоятельная работа (в часах) |
170 |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|
Максимальная учебная нагрузка по предмету (без учёта консультаций) |
510 |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
|
Консультации (часов в год) |
40 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации |
Всего часов |
|||||||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|||||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Аудиторные занятия |
32 |
34 |
32 |
34 |
32 |
34 |
32 |
34 |
32 |
34 |
330 |
Самостоятельная работа |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
16 |
18 |
170 |
Максимальная учебная нагрузка |
50 |
52 |
50 |
52 |
50 |
52 |
50 |
52 |
50 |
52 |
510 |
Вид промежуточной аттестации |
|
просмотр |
|
просмотр |
|
просмотр |
|
просмотр |
|
просмотр |
|
Форма проведения учебных занятий
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы - от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
формирование понимания художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и основами художественного мастерства;
научить практическим навыкам создания объектов в разных видах декоративно-прикладного творчества;
научить приемам составления и использования композиции в различных материалах и техниках;
научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
Освоение приемов работы в материале.
Выполнение учебного задания.
Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремесел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами, ознакомление с традиционными народными
ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества, также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью, наглядными пособиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития их пространственного мышления; включает теоретическую и
практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть
основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом
процессе. За годы освоения программы дети получают знания о
многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в
различных техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции и бумажной пластики.
Раздел 2: Работа с природным материалом. Флористика.
Раздел 3: Народные промыслы. Мезенская роспись.
Раздел 4: Вышивка. Вязание.
Раздел 5: Батик.
Раздел 6: Ткачество.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название раздела, темы |
Вид Учебного занятия |
Общий объем времени в часах |
||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||||
96 |
32 |
66 |
|||||
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции и бумажной пластики |
|||||||
1.1 |
Введение. Декоративно-прикладное искусство. Виды |
Урок |
|
|
2 |
||
1.2 |
Аппликация |
Урок |
|
|
2 |
||
1.3 |
Декоративные приёмы в аппликации |
Урок |
|
|
2 |
||
1.4 |
Декоративная аппликация |
Урок |
|
|
2 |
||
1.5 |
Сюжетная аппликация |
Урок |
|
|
8 |
||
1.6 |
Мозаика |
Урок |
|
|
2 |
||
1.7 |
Мозаика из бумаги |
Урок |
|
|
6 |
||
1.8 |
Творческая композиция |
Урок |
|
|
10 |
||
1.9 |
Бумажная пластика |
Урок |
|
|
2 |
||
1.10 |
Приёмы и способы работы с бумагой |
Урок |
|
|
2 |
||
1.11 |
Конструирование животных |
Урок |
|
|
8 |
||
1.11 |
Цветы из бумаги |
Урок |
|
|
10 |
||
1.12 |
Творческая композиция |
Урок |
|
|
10 |
||
|
|
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название раздела, темы |
Вид учеб- ного занятия |
Общий объем времени в часах |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
99 |
33 |
66 |
|||
Раздел 2: Работа с природным материалом. Флористика |
|||||
2.1 |
Флористика |
Урок |
|
|
2 |
2.2 |
Технология выполнения работы. Материалы, инструменты |
Урок |
|
|
6 |
2.3 |
Колорит в композиции |
Урок |
|
|
2 |
2.4 |
Орнамент |
Урок |
|
|
6 |
2.5 |
Сюжетная композиция |
Урок |
|
|
16 |
Раздел 3: Народные промыслы. Мезенская роспись |
|||||
3.1 |
Народные художественные промыслы |
Урок |
|
|
2 |
3.2 |
Мезенская роспись |
Урок |
|
|
2 |
3.3 |
Основные элементы мезенской росписи |
Урок |
|
|
4 |
3.4 |
Ленточный орнамент |
Урок |
|
|
4 |
3.5 |
«Мезенские» растения и животные |
Урок |
|
|
6 |
3.6 |
Роспись изделия |
Урок |
|
|
16 |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название раздела, |
Вид |
Общий объем времени в часах |
||
|
темы |
учебного занятия |
Максимальня учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|
|
|
99 |
33 |
66 |
Раздел 4: Текстиль. Вышивка. Вязание |
|||||
4.1 |
Вышивка |
|
|
|
2 |
4.2 |
Вышивка крестом |
|
|
|
8 |
4.3 |
Изонить |
Урок |
|
|
6 |
4.4 |
Творческая работа |
Урок |
|
|
18 |
4.5 |
Вышивка лентами |
Урок |
|
|
8 |
4.6 |
Вязание |
Урок |
|
|
1 |
4.7 |
Основные приёмы вязания крючком |
Урок |
|
|
5 |
4.7 |
Творческая работа |
Урок |
|
|
18 |
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название раздела, |
Вид |
Общий объем времени в часах |
||
|
темы |
учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|
|
|
99 |
33 |
66 |
Раздел 5: Батик |
|||||
5.1 |
Знакомство с королевством тканей |
Урок |
|
|
2 |
5.2 |
Семицветик |
Урок |
|
|
2 |
5.3 |
Зебра |
Урок |
|
|
2 |
5.4 |
Абстрактная композиция |
Урок |
|
|
4 |
5.5 |
Парео |
Урок |
|
|
4 |
5.6 |
Подводное царство |
Урок |
|
|
12 |
5.7 |
Лес |
Урок |
|
|
12 |
5.8 |
Творческая работа «Я создаю батик» |
Урок |
|
|
28 |
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название раздела, |
Вид |
Общий объем времени в часах |
||
|
темы |
учебного занятия |
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|
|
|
99 |
33 |
66 |
Раздел 6: Ткачество |
|||||
6.1 |
Народное творчество. Ткачество |
Урок |
|
|
2 |
6.2 |
Узорное ткачество |
Урок |
|
|
6 |
6.3 |
«Мелкий городок» |
Урок |
|
|
14 |
6.4 |
Бранное ткачество |
Урок |
|
|
10 |
6.5 |
Искусство ковроплетения |
Урок |
|
|
2 |
6.6 |
Шпалеры. Искусство современного гобелена |
Урок |
|
|
2 |
6.7 |
Гобеленовое ткачество |
Урок |
|
|
30 |
Годовые требования. Содержание разделов и тем
1 год обучения
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции и бумажной пластики
Тема 1. Введение. Декоративно-прикладное искусство. Виды – 2 ч.
Теория
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, его видами.
Тема 2. Аппликация – 2 ч.
Теория
Аппликация, как вид декоративно-прикладного искусства. История аппликации. Виды аппликации (предметная, орнаментальная, шрифтовая, плоская, объёмная).
Тема 3. Декоративные приёмы в аппликации – 2 ч.
Теория
Способы вырезания узоров, орнаментов. Образцы бумажных узоров.
Практическая работа
Выполнение образцов бумажных узоров.
Тема 4. Декоративная аппликация – 2 ч.
Теория
Геометрические и растительные формы. Орнамент геометрический, растительный. Просмотр дидактического материала, образцов. Выбор варианта орнамента для аппликации.
Практическая работа
Аппликация геометрического узора. Закладка для книги с использованием геометрического или растительного орнамента по выбору.
Тема 5. Сюжетная аппликация – 8 ч.
Теория
Животные. Птички. Просмотр иллюстраций, образцов, дидактического материала. Дополнительные правила в аппликации при выполнении сложных форм. Просмотр иллюстраций, подбор рисунка.
Практическая работа
Сюжетная аппликация.
Тема 6. Мозаика – 2 ч.
Теория
История возникновения и развития мозаики. Виды мозаики. Способы изготовления. Многообразие материалов, особенности работы с ними. Инструменты.
Тема 7. Мозаика из бумаги – 6 ч.
Теория
Бумага, её виды и свойства. Технология и последовательность изготовления мозаики из бумаги. Виды мозаики из бумаги. Композиция.
Практическая работа
Разработка эскизов. Выполнение мозаики.
Тема 8. Творческая композиция – 10 ч.
Практическая работа
Работа над творческой композицией
Тема 9. Бумажная пластика – 2 ч.
Теория
Основы бумажной пластики. Свойства бумаги.
Тема 10. Приёмы и способы работы с бумагой – 2 ч.
Теория
Приёмы обработки и соединения бумаги.
Практическая работа
Выполнение упражнений
Тема 11. Конструирование животных – 8 ч.
Теория
Прямолинейное и криволинейное складывание.
Практическая работа
Конструирование животных.
Тема 12. Цветы из бумаги – 10 ч.
Теория
Приёмы конструирования цветов. Различные виды и свойства бумаги.
Практическая работа
Изготовление цветочной композиции.
Тема 13. Творческая композиция – 10 ч.
Практическая работа
Работа над творческой композицией.
2 год обучения
Раздел 2: Работа с природным материалом. Флористика
Тема 1. Флористика – 2 ч.
Теория
Возникновение и развитие флористики. Виды и жанры композиций.
Тема 2. Технология выполнения работы. Материалы, инструменты – 6 ч.
Теория
Материалы и инструменты. Подготовка и использование различных материалов и инструментов. Особенности подготовки растений.
Практическая работа
Подготовка растений. Сбор, засушивание и хранение растений.
Тема 3. Колорит в композиции – 2 ч.
Теория
Основы композиции. Виды композиции из листьев, цветов и другого растительного материала. Сочетание и подбор флористического материала для картины.
Практическая работа
Выполнение эскизов.
Тема 4. Орнамент – 6 ч.
Теория
Орнамент в квадрате, круге. Последовательность выполнения работы.
Практическая работа
Составление орнамента.
Тема 5. Сюжетная композиция – 16 ч
Теория
Натюрморт. Правила и последовательность выполнения работы. Подбор листьев для передачи различной фактуры предметов.
Пейзаж. Последовательность работы над пейзажем. Подбор листьев для передачи различных поверхностей (небо, вода, земля, горы, снег, деревья).
Практическая работа
Разработки эскизов. Подбор материала. Выполнение композиции.
Раздел 3: Народные промыслы. Мезенская роспись
Тема 1. Народные художественные промыслы – 2 ч.
Теория
Народное декоративное искусство. Разнообразие народных промыслов, их виды. Ценность произведений народного декоративного искусства.
Тема 2. Мезенская роспись – 2 ч.
Теория
Декоративные росписи, виды. Мезенская роспись, его история возникновения и развития. Цветовая гамма. Мотивы росписи.
Тема 3. Основные элементы мезенской росписи – 4 ч.
Теория
Знакомство с мезенской росписью и освоение простых элементов росписи – прямых, волнистых линий, спиралек и зигзагов.
Практическая работа
Выполнение упражнений на повтор и копирование представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.
Тема 4. Ленточный орнамент – 4 ч.
Теория
Орнамент. Освоение традиционных мезенских орнаментов.
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения.
Рассмотреть с учащимися построение орнамента в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
Ленточный орнамент – ритмическое чередование элементов. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению размера, даёт широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Практическая работа
Учащиеся копируют предложенные узоры в квадратах. Выполнение ленточного орнамента.
Тема 5. «Мезенские» растения и животные – 6 ч.
Теория
Декоративное изображение деревьев, цветов, птиц и животных в мезенской росписи.
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трёх деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером.
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, - широко распространён в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива – «птица на дереве»,так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
К числу самых распространённых образов следует отнести изображения коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения в других росписях отличаются от реального изображения. Большинство из них имело красно-коричневую окраску, несвойственную лошадям. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующим друг за другом, противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы всадники.
Практическая работа
Копирование предложенных вариантов изображения цветов, деревьев. Рисование наиболее распространённых изображений уточек и лебедей, соблюдая последовательность выполнения изображения. Изображение фигур лошадей и оленей по образцам.
Тема 6. Роспись изделия – 16 ч.
Теория
Роспись доски по мотивам мезенской росписи.
Практическая работа
Учащиеся выполняют эскиз росписи. Выбрав наиболее удачный вариант, приступают к росписи изделия. Расписанное изделие после высыхания покрывается лаком.
3 год обучения
Раздел 4: Текстиль. Вышивка. Вязание
Тема 1. Вышивка – 2 ч.
Теория
История рукоделия. Виды швов по технике выполнения (счетные и свободные). Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Подготовка к вышивке.
Тема 2. Вышивка крестом – 8 ч.
Теория
Основные правила вышивания крестом. Вышивание крестиков по вертикали, по горизонтали, расположение через один. Схематическое изображение узора. Общие сведения о сочетании цветов. Закрепление вышивки на картоне при помощи клея.
Практическая работа
Вышивание рисунка по схеме.
Тема 3. Изонить – 6 ч.
Теория
Изонить, история возникновения и развития техники вышивания. Материалы и инструменты. Технология выполнения работы. Основы композиции и цветоведения в изонити. Подбор фона и ниток.
Приёмы заполнения угла и круга. Узоры и изображения на основе угла и круга. Последовательность составления эскизов и выполнения композиции.
Практическая работа
Выполнение элементов вышивки. Вышивка по схемам.
Тема 4. Творческая работа – 18 ч.
Практическая работа
Разработка эскизов и выполнение творческой работы.
Тема 5. Вышивка лентами – 8 ч.
Теория
Лента в вышивке (исторический очерк). Необходимые инструменты, приспособления и материалы (иглы, пяльцы, ленты, ткани). Как перевести рисунок на ткань. . Швы, используемые в вышивке лентами. С чего начинать и как закреплять шов. Шов «вытянутый стежок». Шов «перекрученный вытянутый стежок», шов «вытянутый стежок с прикрепками».
Практическая работа
Выполнение образцов.
Тема 6. Вязание – 1 ч.
Теория
Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.
Тема 7. Вязание крючком – 5 ч.
Теория
Правила и приемы вязания крючком. Начало вязания цепочки воздушными петлями (в. п.).
Вязание столбиков (ст.) без накида (б/н) и с накидом (с/н). Схематическое изображение узора. Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета.
Вязание ст. б/н по кругу. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание фрагментов (листьев, цветов). Прикрепление вязаных фрагментов на тканевую основу.
Ажурное вязание по кругу по схеме.
Практическая работа
Вязание образцов.
Тема 8. Творческая работа – 18 ч.
Практическая работа
Выполнение творческой работы
4 год обучения
Раздел 5: Батик
Тема 1. Знакомство с королевством тканей – 2 ч.
Урок-игра. Виды тканей. Виды росписи тканей. Применение тканей. Дизайн интерьера. Дизайн одежды и аксессуаров.
Тема 2. Семицветик – 2 ч.
Изобразительные возможности батика. Приготовление красителей. Смешение красителей. Составление колера. Отработка приема заливок на ткани.
Тема 3. Зебра – 2ч.
Знакомство с резервом. Отработка приема проведения непрерывных линий резервом по заранее нанесенному контуру.
Тема 4. Абстрактная композиция – 4ч.
Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру.
Роспись ткани в соответствии с эскизом.
Тема 5. Парео – 4ч.
Свободная роспись ткани. Техника «а ля прима». Вливание красок.
Тема 6. Подводный мир – 12ч.
«Рыбка»
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Простой карандаш.
Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.
Роспись по ткани. Платок.
«Ракушки»
Эскиз. Графика. Виды линий. Выразительные возможности графики. Гелевая ручка.
Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель.
Роспись по ткани. Салфетка.
«Подводное царство»
Выполнение эскиза занавеси. Роль произведения ДПИ в интерьере.
Выполнение росписи занавеси. Работа колерами. Нюансы и контрасты.
Тема 7. Лес -12ч.
«Ежата»
Эскиз. Графика. Графические средства создания выразительного образа. Фактура. Гелевая ручка.
Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Ограниченная палитра. Гуашь.
Роспись по ткани. Открытка.
«Бабочка»
Эскиз. Графика. Зеркальная симметрия. Простой карандаш.
Эскиз в цвете. Цветовые контрасты. Акварель.
Роспись по ткани. Платок.
«На лесной опушке»
Выполнение эскиза панно. Поэтапность воплощения художественного замысла.
Выполнение росписи панно.
Тема 8. Творческая работа «Я создаю батик» - 28ч.
Поиск темы. Поисковые наброски. Выбор опорных объектов. Композиционный замысел.
Эскиз. Графика. Эскиз в цвете. Сочетание графических и живописных средств. Акварель. Гуашь.
Роспись по ткани.
5 год обучения
Раздел 6: Ткачество
Тема 1. Народное творчество. Ткачество – 2 ч.
Теория
Народное декоративное искусство, его виды: вышивка, кружево, узорное ткачество, ковроделие. История возникновения и развития ручного ткачества. Современное ткачество.
Тема 2. Узорное ткачество – 6 ч.
Теория
Виды узорного ткачества. Знакомство с образцами. Паласное, бранное, ажурное ткачество.
Материалы, используемые для ткачества. Свойства материалов. Оборудование. Станок вертикальный и горизонтальный. Устройство и действие. Заправка станка. Инструмент.
Практическая работа
Подготовка станка, натяжка нитей основы. Уравнительная косичка.
Тема 3. «Мелкий городок» – 14 ч.
Теория
Техника выполнения полотна с узором «мелкий городок».
Практическая работа
Исполнение изделия.
Тема 4. Бранное ткачество – 10 ч.
Теория
Техника выполнения бранного ткачества.
Практическая работа
Выполнение образца
Тема 5. Искусство ковроделия – 2 ч.
Теория
Исторические сведения о ручном ковроделии. Виды ковроделия. Современное ковроделие. Ворсовой и махровый ковёр. Техника выработки ворсового и махрового ковра.
Тема 6. Шпалеры. Искусство современного гобелена – 2 ч.
Теория
История гобеленового ткачества. Шпалеры. Возрождение гобеленового ткачества. Современный гобелен.
Тема 7. Гобеленовое ткачество – 30 ч.
Теория
Техника гобеленового ткачества. Оборудование. Материалы.
Практическая работа
Выполнение изделия.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного искусства и художественных промыслов.
2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
Умение решать художественно - творческие задачи, пользуясь эскизом.
Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
Умение работать с различными материалами.
Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
Навыки заполнения объемной формы узором.
Навыки ритмического заполнения поверхности.
Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной
из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
2. Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
"5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
"4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
"3" (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при
объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях села и
образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список методической литературы
Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993 Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010 Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками. Белый город, 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975 Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный паломник, - 2008
Браницкий Г. А. Картины из цветных ниток и гвоздей. / Мн.: Полымя, 1995
Белецкая Л. Б. Флористика. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003
Василенко В. М. Русское прикладное творчество. – М.: Искусство, 1977
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005 Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984
Волдаева Н., Гончарук М. Ковёр – картина / журнал «Сделай сам», № 5, 1994
Газарян С. С. Прекрасное – своими руками / М.: 1980
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988 Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007
Кирьянова О. Н. Бумажные фантазии. – М.: Профиздат, 2006
Михайлов А. Цвет в природе и живописи. Юный художник, 1990, № 12
Негневицкая О., Кантер Е. На чём строится цветовой эффект старинных шпалер/ журнал «Декоративное искусство» , № 11, 1986
Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. Теличко А. А., Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
Потекаева Е. Методическая разработка. Гобелен / Кемерово, 1996
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006
Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2007
Чечёта Е. Не всякая шпалера – гобелен / журнал «Лена. Рукоделие», №2, 2001
Щеблыкин И. К. Аппликационные работы. – М.: Просвещение, 1990