Программа экологического образования и воспитания учащихся (5–7 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Ванино
Афанасьевского района
Кировской области
Рассмотрено на заседании педагогического
совета школы_________________________ |
Утверждаю: Директор образовательного учреждения _____________________ Порубова Е.Б. Приказ № _____________ от _________ |
«Программа
экологического образования и воспитания учащихся»
Программу разработал
Головина А.А.
Учитель биологии
МКОУ ООШ д. Ванино
Ванино
2017 год
Содержание программы.
Пояснительная записка…………………………………………… |
2 |
Актуальность программы ………………………………………... |
2 |
Цель программы ………………………………………………….. |
3 |
Принципы организации экологического воспитания и образования ………………………………………………………. |
3 |
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования ………………………………………. |
4 |
Ожидаемые конечные результаты ……………………………… |
7 |
Мероприятия по реализации программы ………………………. |
7 |
Индивидуальная образовательная программа по экологии …… |
10 |
План индивидуальной работы с одарёнными детьми …………. |
13 |
Литература ………………………………………………………... |
14 |
Пояснительная записка
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы. История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Актуальность программы:
Ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Вырубки лесов, обмеление и заиливание малых рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – все это происходит без контроля общественности. И уж, наверное, всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные подъезды и заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту. Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть школа, учащиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей материально-технической базы.
II. Цель программы:
формировать систему экологического образования и воспитания в школе с учетом индивидуальных качеств личности учащихся в урочной и внеурочной деятельности путем внешней и внутренней дифференциации на разных этапах обучения и воспитания
Задачи программы.
Обучающие:
дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научить применять на практике полученные знания;
помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия тех или иных действий человека в природе, прогнозировать вероятные нарушения биологических связей в природе, определять, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут природе полезны.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России;
воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.
Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы).
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;
внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления.
Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:
компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Сроки реализации – 5 лет (период с 2017 по 2022 годы).
Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей два этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-IV) классы и основной (V-IX классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
начальная школа (I-IV классы):
У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родная деревня, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.
основная школа (V- IX классы):
Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.
Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы).
Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.
Во внеклассной работе принимают участие учащиеся с 1 по 9 класс.
При организации работы учитывается интерес и способности школьников.
Ежегодно планируем экологическую работу, которая имеет общественную значимость, ориентацию на местные природные условия.
Для реализации запланированной деятельности используются различные формы работ:
массовые: Участие в международных экологических акциях: «День птиц», «День Земли», «Марш парков», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды», выставки урожая;
групповые: экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные изменения в жизни живых организмов» и др;
классные часы: «Как сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор», «В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека на службе человека» и многие другие;
игровые: устные журналы «Наши природные лекари», «Экологический бумеранг», КВН «Птичий калейдоскоп», ролевые игры «Вода - удивительное вещество», «Значение зелёных растений», «Курение и здоровье», «Суд над сигаретой», «Три ступени, ведущие вниз», праздник «День Земли» и др.;
практическая деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Остановим мусорное нашествие », посадка деревьев, кустарников на пришкольной территории, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров школы (проект «Наш школьный двор»)
пропаганда и разъяснение идей охраны природы: выпуск листовок «Будущее нашей деревни», оформление экологического уголка о правилах поведения в природе, выпуск школьных экологических газет: «Экологические проблемы нашей деревни», «Курильщик - сам себе могильщик», «Экологический календарь» и др., конкурсы плакатов, рисунков на природоохранную тему.
огромную помощь в формировании и развитии навыков личности учащихся оказывает учебно-опытный участок. Опытническая работа на учебно-опытном пришкольном участке повышает качество знаний по естественнонаучным дисциплинам, развивает у школьников познавательный интерес, способствует совершенствованию практических умений и навыков. В экологическом отделе закладываем и проводим опыты различной тематики, которые реализуют образовательные программы школьного курса биологии:
- влияние удобрений на сроки созревания и урожайность томатов;
- влияние способов внесения нитрофоски под картофель на урожайность данной культуры;
- влияние глубины заделывания семян на урожай;
- влияние густоты посева на урожай.
Экологическое образование и воспитание учащихся не заканчивается с окончанием учебного года, а продолжается и в летние месяцы. Вот уже много лет в школе организуется работа лагеря с дневным пребыванием детей, где идет активная экологическая работа (беседы, конкурсы, рисунки). Более 10 лет в школе ведутся фенологические наблюдения. Сотрудничество с НИИ г. Кирова. Учащиеся школы приобрели теоретические и практические навыки по агротехнике выращивания цветов, осуществили проект по дизайну клумб, заложили и провели опыты. Территория школы всё лето ухоженная, чистая, особенно красивые клумбы.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Другой, наиболее активно применяемой, формой работы является проектирование. Ориентированность школы на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях.
Также используются творческие задания, знакомство с литературой экологического содержания, слушание музыкальных произведений, знакомство с работами художников (в работе библиотекаря).
В школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов рисунков.
В апреле - мае проходят экологические недели, когда организованно благоустраивается школьная территория.
Осенью в школе проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.
Весной (март) традиционно участвуют школьники в празднике "День Птиц".
Мы активно принимаем участие в районных и областных экологических мероприятиях.
Ожидаемые конечные результаты
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в деревне.
Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.
Мероприятия по реализации программы:
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственный |
Укрепление материально-технической базы школы |
|||
|
Обустройство территории школы |
Ежегодно |
Администрация школы, учитель биологии |
|
Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними |
Ежегодно |
Заведующий пришкольным участком |
|
Проведение агротехнических мероприятий на пришкольном участке |
Ежегодно |
Заведующий пришкольным участком |
|
Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов |
Ежегодно |
Рабочая группа |
Укрепление учебно-методической и законодательной базы |
|||
|
Опубликование материалов по экологии на школьном сайте |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
|
Разработка программы летнего оздоровительного лагеря |
Ежегодно |
Администрация школы, начальник лагеря |
|
Трудоустройство 14- летних подростков в летний период |
Ежегодно |
Администрация школы |
Мероприятия в рамках учебного процесса |
|||
|
Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. |
Ежегодно |
Зам. директора по УР |
|
Работа учебной экологической тропы |
Ежегодно |
учитель биологии |
|
Участие в районной экологической конференции школьников |
Ежегодно |
Учителя-предметники |
|
Лекторий «Правила поведения в обществе» |
Ежегодно |
Классные руководители |
|
Проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Капелька», «Животные в моей семье» |
Ежегодно |
Учителя начальных классов |
|
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). |
Ежегодно |
Учителя начальных классов |
|
Сочинение « Природа родного края» (1-9 классы) |
Ежегодно |
Уч. начальных классов, учителя литературы |
|
Экологические уроки: «Я знаю родной край» (урок – игра 1-5 кл.) «Красная книга» - 6 кл. «Охрана животных» - 7 кл. «Человек и окружающая среда» 2- 8 кл. «Экология жилища» (урок-исследование 9 кл.) «Антропогенное воздействие на биосферу» 5-9 кл. |
Ежегодно |
учитель биологии, уч. начальных классов |
Внеклассные мероприятия |
|||
|
Осенний карнавал «Золотая осень » |
Ежегодно |
Кл. руководители, педагог-организатор |
|
Выставка творческих работ «Подарки щедрой осени» |
Ежегодно |
Кл. руководители, педагог-организатор |
|
Выпуск экологических сказок |
Апрель |
Кл. руководители, учителя литературы |
|
Оформление фотовыставки «Природа Родины моей» |
Апрель |
Учитель ИЗО |
|
Оформление школьного экологического стенда по календарю экологических дат |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР, учитель биологии |
|
Акции: 1 апреля – День птиц (КВН - «Птичьи разговоры»; постройка и развешивание скворечников - «Помоги птицам», постройка кормушек и кормление птиц - «Птичья столовая») 7 апреля – День здоровья, 22 апреля – День Земли 4 октября – День защиты животных, 22 марта – Всемирный день воды (инфо-урок «Вода – удивительное вещество!») |
Ежегодно |
учитель биологии, зам.директора по ВР |
|
Дни здоровья. |
Осень, весна |
Учителя физкультуры |
|
Организация дежурства в классе и в школе. |
Еженедельно |
Кл. руководители |
|
Лекторий «Загрязнение воздуха в помещениях» |
Ежегодно |
Кл. руководители |
|
Трудовые десанты, экологические субботники «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» |
Ежегодно |
Администрация школы, учителя |
|
Летняя трудовая четверть |
Ежегодно |
Администрация школы |
|
Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере |
Ежегодно |
Начальник лагеря |
|
Проведение предметных недель по экологии |
Ежегодно |
Учителя-предметники, учитель биологии |
|
Конкурс чтецов |
Ежегодно |
Учителя литературы, кл. руководители |
|
Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам «Экологический колокол», «Чистый воздух», «Сохраним нашу планету» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
|
Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво» |
Ежегодно |
учитель биологии, географии, технологии |
|
Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Чистая планета» |
Ежегодно |
Учителя технологии |
|
Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» |
Ежегодно |
Руководитель пришкольного участка, классные руководители |
|
Участие в различных конкурсах (районных, областных и всероссийских) |
Ежегодно |
Кл. руководители |
|
Проведение мероприятий в рамках операции «Наш дом – Земля» |
Кл. руководители, учителя предметники |
|
Научно-методическая работа |
|||
|
Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
|
Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» |
По мере необходимости |
Зам. директора по ВР |
Работа с родителями |
|||
|
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители |
|
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители |
|
Экологические акции: «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, учитель биологии, кл. руководители |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ
Разработка программы вызвана необходимостью эффективности работы педагогического коллектива МКОУ ООШ д. Ванино по выявлению и развитию одаренности учащихся, что предусмотрено законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Талантливая молодежь - интеллектуальное богатство нации, ее творческий потенциал. Поэтому работу о развитии одаренности детей необходимо рассматривать как заботу о будущем нашего государства.
Программа является частью единого образовательного пространства школы, создает условия для развития интеллектуальных и творческих способностей и склонностей учащихся, координирует деятельность педагогического коллектива для адресного сопровождения одаренных детей.
Работа по выявлению и развитию одаренности личности тогда станет успешной, когда она будет иметь системный характер, объединять усилия образовательных институтов, семьи, научных и производственных коллективов, общественных организаций. Для осуществления программы в школе создан Совет школы, куда включены представители всех заинтересованных сторон, совет учащихся. Данный раздел программы имеет концептуальный характер. На его основе разрабатываются конкретные действия и планы работы всех служб школы по выявлению и развитию одаренности школьников.
Принципы работы с одаренными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цель программы:
- Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей
Задачи:
- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии, биологии, экологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.
Методы работы:
-анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- занятие на кружке
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции
Содержание программы:
Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.
Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.
– задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
- задания на составление проектов.
- задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (кружок) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
- наличие учебной аудитории;
- библиотечный фонд – наличие литературы
- ИКТ
Критерий эффективности:
1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2 Отсутствие неуспевающих по предмету;
3 Увеличение количества обучающихся выбирающих географию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;
4 Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня;
5 Результаты реализации программ.
Карта одарённого учащегося:
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Жилищно–бытовые условия: свой дом, печное отопление. Имеется своя комната.
Взаимоотношения в семье: доброжелательные, основанные на доверии. Наличие отклонений от нормы поведения не наблюдались.
Культурный уровень семьи: мама имеет высшее образование.
Воспитательный потенциал семьи: уделяют достаточное внимание обучению, развитию ребёнка как в школе, так и дома.
Характер ребёнка: девочка добрая, отзывчивая, готова прийти на помощь.
Положение ребёнка в коллективе: взаимоотношения с одноклассниками доброжелательные.
Учебная деятельность: хорошист (учится на 4 и 5). Без уважительной причины уроки не пропускает. Познавательный интерес средний.
Трудовая деятельность: предпочитает виды физического труда, активно участвует в трудовых делах.
Карта одарённого учащегося:
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Жилищно – бытовые условия: свой дом, печное отопление. Имеется своя комната.
Взаимоотношения в семье: доброжелательные, основанные на доверии. Наличие отклонений от нормы поведения не наблюдались.
Культурный уровень семьи: мама имеет среднее специальное образование.
Воспитательный потенциал семьи: уделяют достаточное внимание обучению, развитию ребёнка как в школе, так и дома.
Характер ребёнка: девочка добрая, отзывчивая, готова прийти на помощь.
Положение ребёнка в коллективе: взаимоотношения с одноклассниками доброжелательные.
Учебная деятельность: отличница. Без уважительной причины уроки не пропускает. Познавательный интерес высокий.
Трудовая деятельность: предпочитает виды физического труда, активно участвует в трудовых делах.
План индивидуальной работы с одарённым ребёнком:
1. Индивидуальная работа
Формы мероприятий |
Темы |
Сроки проведения |
Результаты |
|
Участие |
Призовое место |
|||
Урочные и внеурочные мероприятия |
||||
Занятия в кружке (временной группе) «Юный исследователь» |
|
1 раз в неделю |
||
Участие в муниципальных предметных олимпиадах |
олимпиада по географии, биологии, экологии |
1 раз в год Ноябрь, декабрь |
|
|
Участие в конкурсе «ЧИП». |
По географии, биологии, экологии |
1 раз в год апрель |
|
|
Участие в школьных предметных олимпиадах |
олимпиада по географии, биологии, экологии |
1 раз в год сентябрь |
||
Участие в международном конкурсе «Гелиантус» |
|
1 раз в год ноябрь |
||
Участие в районной экологической конференции» |
По экологии |
1 раз в год декабрь |
||
Участие в научно-практических конференциях школьного уровня. |
По предметам география, биология, экология |
|||
Конкурсы школьного уровня: поделки из природного материала, цветочных осенних композиций… |
В течение года |
|||
Участие в районном слёте экологов |
1 раз в год июнь |
|||
Участие в операции «Наш дом – Земля» |
В течение года |
2.Работа с родителями.
Оказывается консультационная помощь.
1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд. «АРКТИ» 2008
3. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
4. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989
5. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: изд. «Учитель» 2007
6. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». - Томск: 2005
7. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
8. Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
9. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
10. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003
11. Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991
12. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2007
13. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. - Томск: изд. «Агрос» 2005
14. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990
15. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. - Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004
16. Криволап Н.С. Планета здоровья. - Минск: «Красико-Принт» 2005
17. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004
18. Кашинская Е.А. Всё обо всём. - М: 1999
19. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000
10. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007
20. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. - Ярославль: «Академия развития» 1998
21. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Лесная промышленность» 2003
22. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004
Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
24. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998
25. Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996
26. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
27. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994
Энциклопедия большая советская. - М: 1978г. Том № 29
Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988
15