Программа элективного курса по химии для 10 класса «Использование химической продукции в сельском хозяйстве края, района, села»
«Использование химической продукции
в сельском хозяйстве края, района, села»
34 часа
|
Учитель биологии и химии: Дорохова С.А. |
с.Михайловка
2016 год
Программа элективного курса по химии «Использование химической продукции в сельском хозяйстве края, района, села.
Программа рассчитана на учащихся 10 класса, 34 часа.
Пояснительная записка
Курс знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии: питание растений из почвы, методами анализа почв, удобрений, растений, с применением химических препаратов в растениеводстве и животноводстве. При изучении курса осуществляется тесная, многостороння связь с практикой химизации сельского хозяйства как в целом по стране, так и в Красноярском крае, Ужурском районе, в ФГУП «Михайловское».
Проводится ориентация учащихся на сельскохозяйственные профессии более целенаправленно и планомерно, чем на уроках.
Цели и задачи:
Закрепить и систематизировать теоретические знания по химии.
Рассмотреть роль химии для растениеводства.
Рассмотреть роль химии для животноводства.
Дать представление о веществах, применяемых для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков, их значений в ФГУП «Михайловское».
Теоретические знания закреплять при выполнении практических работ, экскурсий, краеведческой работы.
Учебно-тематический план
|
№ зан. |
Форма |
Тема |
кол-во часов |
|
I. Питание растений |
4 час. |
||
|
1 |
Основные направления химизации сельского хозяйства. |
||
|
2 |
Растения и почва |
||
|
3 |
Питательные минеральные смеси для растений. |
||
|
4 |
л/р |
Простейшие химические методы определения потребности растений в элементах питания. |
|
|
II. Удобрения |
|||
|
5 |
Классификация удобрений. |
10 час. |
|
|
6 |
Органические удобрения. |
||
|
7 |
Минеральные удобрения. |
||
|
8 |
Микроудобрения. |
||
|
9 |
Проблемы выращивания экологически чистой продукции. |
||
|
10 |
л/р |
Влияние удобрений на рост и развитие растений |
|
|
11 |
л/р |
Сравнение действия различных удобрений на содержание нитратов и нитритов в плодах и овощах. |
|
|
12 |
пр./р |
Определение кислотности почвы и расчет норм внесения извести. |
|
|
13- 14 |
пр./р |
Определение содержания азота, калия или фосфора в почве и расчет внесения удобрений |
|
|
III. Химические средства защиты растений |
7 часов |
||
|
15 |
Пестициды, классификация, важнейшие представители. |
||
|
16 |
Меры предосторожности при использовании пестицидов. |
||
|
17 |
Стимуляция роста и плодоношения растений. |
||
|
18 |
Биологический способ борьбы с сельскохозяйственными вредителями. |
||
|
19 |
Экскурсия в лабораторию |
Ознакомление с образцами различных удобрений и пестицидов. |
|
|
20 – 21 |
Экскурсия на поля |
Ознакомление с результатами применения различных удобрений и пестицидов на полях ФГУП «Михайловское», а также на опытных участках. |
|
|
22 |
IV. Химизация животноводства. |
4 часа |
|
|
Производство химических консервантов и стабилизаторов кормов. Производство кормовых дрожжей и микробиологического белка и их влияние на продуктивность животных. |
|||
|
23 |
Использование мочевины и других кормовых добавок в животноводстве, применение стимуляторов роста. |
||
|
24-25 |
Экскурсия |
Ознакомление с использованием химии в животноводстве ФГУП «Михайловское» (экскурсии на коровник, беседы со специалистами). |
|
|
П/р |
Практический расчет экономической выгоды от применения химии в сельском хозяйстве. |
||
|
V. Химическая мелиорация почв. |
2 часа |
||
|
26 |
Химическая мелиорация почв. |
||
|
27 |
Известкование. Гипсование. |
||
|
VI. Основные профессии в системе подготовки кадров в области химизации сельского хозяйства. |
3 часа |
||
|
28 |
Ознакомление с содержанием труда работников агрохимлаборатории и сельскохозяйственных предприятий |
||
|
29 |
Потребность в кадрах в ФГУП «Михайловское». Система подготовки кадров в области химизации сельского хозяйства. |
||
|
30 |
Экскурсия |
Экскурсия по сельскохозяйственным предприятиям и в фермерские хозяйства. |
|
|
VII. Защита окружающей среды |
4 часа |
||
|
31 |
«Биологическое земледелие». |
||
|
32 |
Влияние пестицидов на природу, последственность человека, биоаккумуляция и биотрансформация. |
||
|
33 |
Л/р. |
Влияние избытка удобрений на водную экосистему (имитационный опыт с аквариумом). |
|
|
Экскурсия |
Экскурсия на склад минеральных удобрений |
||
|
34 |
Изучение опыта работы ФГУП «Михайловское» по утилизации отходов животноводческих комплексов. |
Форма организации учебного процесса:
Групповые, индивидуальные, практические, эксперименты, семинары, экскурсии.
Литература:
Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу.
Химия и современность – М.: Просвещение, 1985.
Сударкина А.А. и др. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение.1986
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. – Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.