12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акимова Елена Владимировна1428
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Учителя химии»
4

Программа элективного курса по химии «Химический эксперимент»

Рассмотрена и одобрена на Утверждена

заседании методического объединения директором МБОУ КСОШ № 3

учителей математического и Чамзинского муниципального

естественнонаучного цикла района Республики Мордовия

Протокол № 1 от 31 августа 2016 г. __________ /А.Ю.Ерошкин

Руководитель МО: 31 августа 2016 г

_______________/А.М.Шилова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Химический эксперимент»

в 8Б классе

Составитель:

учитель химии

Акимова Е.В.

п. Комсомольский, 2016г

Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
, утвержденный приказом Минобразования РФ N~ 1312 от 09. ОЗ. 2004;

- Учебный план МБОУ «КСОШ 3 » п. Комсомольский.

Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде.

Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Программа позволяет раскрыть ведущую идею: «Знания не ради знаний, а ради грамотного использования их в практической деятельности».

Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков. Для решения этой проблемы и был разработан элективный курс «Химический эксперимент», в программу курса были включены простые в выполнении, но в тоже время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией опыты.

Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 класса является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.

Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике.

Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия – наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.

Цель курса: углубление знаний по предмету химии

 
 
 

Задачи курса:

Расширить и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения;

Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;

Раскрыть особенности протекания химических реакций;

Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами;

Формировать интерес к миру веществ и химических реакций;

Развивать учебно-коммуникативные умения.

Формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, работа в парах, дифференцированное обучение, практическая работа, ИКТ, демонстрация, лекция.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны:

знать:

правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;

правила сборки и работы лабораторных приборов;

физические и химические свойства веществ;

способы разделения смесей;

методы очистки веществ;

понятие растворов, сущность процесса растворения, способы выражения состава растворов;

практическое применение изучаемых веществ.

уметь:

осуществлять с соблюдением техники безопасности химический эксперимент, необходимый для решения поставленных задач (научный поиск);

объяснять химические процессы, происходящие в результате опытов;

оформлять отчеты о проделанной работе с соответствующей наглядностью: уравнениями, рисунками, выводами;

характеризовать свойства вещества на основе теоретических представлений;

использовать полученные теоретические сведения при изучении химических реакций;

устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими явлениями, необходимыми для целостного представления о мире;

видеть возможность применения наблюдаемых явлений в практической деятельности.

Формы текущего контроля: практическая работа, творческий отчет.

Итоговый контроль: защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Тема 1 Техника лабораторных работ (2 часа)

Тема 2 Исследование свойств веществ (2 часа)

Тема 3 Физические явления. Химические реакции (2 часа)

Тема 4 Очистка веществ (3 часа)

Тема 5 Вещества-невидимки (6 часов)

Тема 6 Огонь – явление химическое (3 часа)

Тема 7 Вода. Растворы. (6 часов)

Тема 8 Кристаллогидраты (2 часа)

Тема 9 Классификация неорганических веществ (8 часов)

Содержание курса.

Всего – 34 часа (1 час в неделю), теория -13 часов, практика – 21 час.

Тема 1. (2часа). Техника лабораторных работ.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Химическая посуда. Правила обращения со стеклянной посудой. Нагревательные приборы и их использование. Нагревание и прокаливание. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Весы и взвешивание.

Практическая работа №1. Химическая посуда и правила обращения с ней.

Практическая работа №2. Выполнение типовых химических операций.

Тема 2. (2 часа). Исследования свойств веществ.

Физические свойства известных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, плотность и др.) Изучение поведения вещества при нагревании. Характеристика известного учащимся вещества, самостоятельное перечисление свойств и их обнаружение. Исследование (распознавание) жидкостей (таких как вода, нашатырный спирт, уксусная кислота и др.) с определением их запаха, плотности (с помощью ареометра) и др. свойств. Исследование твердых веществ (таких как поваренная соль, сахар, мел и т.д.).

Практическая работа №3. Изучение физических свойств веществ

Практическая работа №4. Распознавание веществ по их физическим свойствам.

Тема 3. (2 часа) Физические явления. Химические реакции.
Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций.

Практическая работа №5. Знакомство с физическими и химическими явлениями.

Практическая работа №6. Изучение признаков химических реакций.

Тема 4. (3 часа) Очистка веществ.

Понятие чистого вещества и смеси. Чистые вещества, их характеристика. Приготовление смеси этих веществ, характеристика приготовленных смесей. Способы разделения смесей (очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, перегонка, возгонка, перекристаллизация и др. Способы очистки веществ: разделение смеси твердых веществ; выделение твердого вещества из жидкости; разделение нерастворимых друг в друге жидкостей; выделение из жидкости растворенного в ней твердого вещества.

Демонстрации. Возгонка йода и бензойной кислоты

Практическая работа №7. Приготовление смесей и очистка веществ.

Практическая работа №8. Очистка поваренной соли.

Тема 5. (6 часов) Вещества-невидимки.

Истории открытия газов. Воздух как смесь газов. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. «Огненный воздух». «Горючий воздух». «Безжизненный воздух». Инертные газы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Охрана воздушной среды. Исследуем газы: получение, собирание в сосуд, хранение, обнаружение, изучение свойств и применение газов на примерах (кислород, водород, углекислый газ).

Практическая работа №9. Получение кислорода и водорода.

Практическая работа №10. Количественное определение кислорода в воздухе.

Практическая работа №11. Получение углекислого газа и его свойства

Практическая работа №12. Определение относительной молекулярной массы углекислого газа.

Тема 6. (3 часа) Огонь – явление химическое.

Огонь в жизни природы и человека. Обожествление огня. Исследования процесса горения. Роль воздуха и кислорода в процессе горения. Роль температуры (на примере нагревания и охлаждения скипидара), самовоспламенение веществ, «блуждающие огни», воспламенение веществ при взаимодействие между собой. Горение веществ без пламени и с пламенем, светимость пламени, цвет пламени, состав и строение пламени. Первобытные способы получения огня трением и высеканием. Регулирование пламени. Гашение огня.

Демонстрация. Серия занимательных опытов, связанных с огнём.

Практическая работа №13. Изучение процесса горения свечи.

Тема 7. (6 часов) Вода. Растворы.

Вода в природе. Подземные реки и моря. Круговорот воды в природе. Минеральные воды. Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. Вода – катализатор. Вода – универсальный растворитель. Очистка воды. Перегонка воды. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Мониторинг природных вод. Водоочистительная станция. Растворы. Растворы в жизни человека и природы. Использование различных растворителей человеком. Растворимость веществ. Исследование растворимости веществ в воде: твердых (с использованием таблицы растворимости), жидкостей и газов (получение «цветных фонтанов»). Приготовление газированной воды. Растворы насыщенные и перенасыщенные. Растворение – физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов. Способы повышения и понижения концентрации растворов.

Лабораторный опыт. Изменение температуры при растворении веществ.

Практическая работа №14. Определение растворимости веществ при комнатной температуре.

Практическая работа №15. Приготовление растворов солей определенной концентрации.

Экскурсия №1. Водоочистительная станция п. Комсомольский.

Тема 8. (2 часа) Кристаллогидраты

Понятие о кристаллогидратах. Кристаллизация веществ: явление кристаллизации, моментальная кристаллизация. Кристаллы в природе и производстве. «Симпатические чернила». Очистка веществ перекристаллизацией. Выращивание кристаллов.

Лабораторный опыт. Свойства кристаллогидратов.

Практическая работа №16. Установление формулы кристаллогидрата по данным анализа.

Домашняя практическая работа. Выращивание кристаллов.

Тема 9. (8 часов) Классификация неорганических веществ.

Краткая характеристика основных классов неорганических соединений и их наиболее типичных представителей. Основные и амфотерные оксиды – родители гидроксидов. Кислотные оксиды источники кислот. Оксиды в нашей жизни. Значение и применение кислот в природе и жизни человека. Основания, их роль в нашей жизни. Классификация солей. Удивительные свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Получение веществ различных классов.

Практическая работа №17. Получение оксидов, изучение их химических свойств.

Практическая работа №18. Свойства кислот.

Практическая работа №19. Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию.

Практическая работа №20. Получение солей различными способами.

Практическая работа №21. Решение экспериментальных задач

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

Тема 1. Техника лабораторных работ (2ч)

1/1

ТБ и правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Химическая посуда.

   

2/2

Выполнение типовых химических операций

   

Тема 2. Исследования свойств веществ (2 ч)

3/1

Изучение физических свойств веществ

   

4/2

Распознавание веществ по их физическим свойствам

   

Тема 3. Физические явления. Химические реакции (2 ч)

5/1

Физические и химические явления

   

6/2

Изучение признаков химических реакций

   

Тема 4. Очистка веществ ()

7/1

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

   

8/2

Приготовление смесей и очистка веществ

   

9/3

Очистка поваренной соли

   

Тема 5. Вещества-невидимки(6ч)

10/1

Газы. Истории открытия газов.

   

11/2

Состав воздуха. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Охрана воздушной среды.

   

12/3

Получение кислорода и водорода.

   

13/4

Количественное определение кислорода в воздухе

   

14/5

Получение углекислого газа и изучение его свойств

   

15/6

Определение относительной молекулярной массы углекислого газа.

   

Тема 6. Огонь – явление химическое (3ч)

16/1

Огонь в жизни природы и человека.

   

17/2

Роль воздуха и кислорода в процессе горения

   

18/3

Изучение процесса горения свечи

   

Тема 7. Вода. Растворы (6ч)

19/1

Вода в природе. Источники загрязнения воды.

   

20/2

Вода – универсальный растворитель. Растворы.

   

21/3

Определение растворимости веществ при комнатной температуре

   

22/4

Приготовление растворов солей определенной концентрация

   

23/5

Тепловые явления при растворении

   

24/6

Экскурсия №1. Водоочистительная станция

п. Комсомольский

   

Тема 8. Кристаллогидраты (2ч)

25/1

Кристаллогидраты. Кристаллизация веществ

   

п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

26/2

Установление формулы кристаллогидрата по данным анализа

   

Тема 9. Классификация неорганических веществ (8 ч)

27/1

Химические свойства оксидов

   

28/2

Свойства кислот

   

29/3

Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований

   

30/4

Получение солей

   

31/5

Решение экспериментальных задач

   

32-34/6-8

Итоговое занятие

   

Тематика сообщений и рефератов

Растворы в жизни человека и природы.

Вода в природе

Разгаданный воздух

Кислоты вокруг нас

Способы разделения смесей

«Химия – польза или вред?» (сообщение по результатам социального опроса)

Загадочное царство оснований

Соли: химический хоровод

Соли в быту, науке, живописи и медицине

Хромотография

Кристаллогидраты

Инертные газы

История спички: миф о нахождении небесного огня человеком.

«Вечный огонь» в природе

Вода «живая» и «мертвая»

Эликсир жизни - вода

 

Темы творческих работ и исследований

Воздух как химическое сырье

Воздух, которым мы дышим

Огонь на службе человека

Различия между дистиллированной и водопроводной водой

Что происходит, когда мыло встречается с водой (мини-проект)

Способы очистки питьевой воды

Прохладительные напитки. Вред или польза?

Охрана водных ресурсов п. Комсомольский

Очистные сооружения п.Комсомольский (по материалам экскурсии)

Воду, которую мы пьем (исследование проб вод в различных источниках п.Комсомольский)

 

Литература:

1. Хомченко Г.П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. – М.: Просвещение, 1978 г.

2. Сафронов С.В., Суровцева Р.П., Кокуева Г.Н. Техника и методика проведения химического практикума. Методические рекомендации. М., 1992.

3. Ходаков Ю.В. Неоганическая химия. – М.: Просвещение, 1972 г.

4. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.,1989.

5. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М.: Просвещение,1995.

6. Лыгин С.А., Мангарова З.В., Лыгина Р.И. Использование средств наглядности при изучении воды и растворов.-№8, 2002.-с.80-81.

7. Астафуров В.И. Основы химического анализа. М..1982.

8. Дорофеев А.И.,Федотова М.И. Практикум по неорганической химии. Л.,1990.

9. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.,1989.

10. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. – М.: Просвещение, 1989.

11. Верховский В.Н. Добывание огня: Книга для чтения по химии/ К. Я. Парменов, Л.М. Сморгонский. – Ч.1. – М.: Учпедгиз,1995.

12. Мар Е.П. Воздух, которым мы дышим. – М.: Детская литература, 1972 г.

13. Риманенко Е.Н. Книга для начинающего исследователя химика. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987 г.

14. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992 г.

15. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г.

16. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М.,1987 г.

17. Книги из серии «Я познаю мир» (химия) – М.: ТКО «АСТ», 1996 г.

18. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. – М.: Просвещение, 1984 г.

19. Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995 г.

20. Леенсон И.А. Занимательная химия, ч.1 и 2. – М.: Дрофа, 1996 г.

21. Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г.

22. Алексинский В.Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980 г.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.