Рассмотрена и одобрена на Утверждена
заседании методического объединения директором МБОУ КСОШ № 3
учителей математического и Чамзинского муниципального
естественнонаучного цикла района Республики Мордовия
Протокол № 1 от 31 августа 2016 г. __________ /А.Ю.Ерошкин
Руководитель МО: 31 августа 2016 г
_______________/А.М.Шилова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Химический эксперимент»
в 8Б классе
Составитель:
учитель химии
Акимова Е.В.
п. Комсомольский, 2016г
Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ N~ 1312 от 09. ОЗ. 2004;
- Учебный план МБОУ «КСОШ № 3 » п. Комсомольский.
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Программа позволяет раскрыть ведущую идею: «Знания не ради знаний, а ради грамотного использования их в практической деятельности».
Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков. Для решения этой проблемы и был разработан элективный курс «Химический эксперимент», в программу курса были включены простые в выполнении, но в тоже время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией опыты.
Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 класса является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.
Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике.
Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия – наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.
Цель курса: углубление знаний по предмету химии
Задачи курса:
Расширить и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения;
Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры;
Раскрыть особенности протекания химических реакций;
Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами;
Формировать интерес к миру веществ и химических реакций;
Развивать учебно-коммуникативные умения.
Формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, работа в парах, дифференцированное обучение, практическая работа, ИКТ, демонстрация, лекция.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны:
знать:
правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
правила сборки и работы лабораторных приборов;
физические и химические свойства веществ;
способы разделения смесей;
методы очистки веществ;
понятие растворов, сущность процесса растворения, способы выражения состава растворов;
практическое применение изучаемых веществ.
уметь:
осуществлять с соблюдением техники безопасности химический эксперимент, необходимый для решения поставленных задач (научный поиск);
объяснять химические процессы, происходящие в результате опытов;
оформлять отчеты о проделанной работе с соответствующей наглядностью: уравнениями, рисунками, выводами;
характеризовать свойства вещества на основе теоретических представлений;
использовать полученные теоретические сведения при изучении химических реакций;
устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими явлениями, необходимыми для целостного представления о мире;
видеть возможность применения наблюдаемых явлений в практической деятельности.
Формы текущего контроля: практическая работа, творческий отчет.
Итоговый контроль: защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема 1 Техника лабораторных работ (2 часа)
Тема 2 Исследование свойств веществ (2 часа)
Тема 3 Физические явления. Химические реакции (2 часа)
Тема 4 Очистка веществ (3 часа)
Тема 5 Вещества-невидимки (6 часов)
Тема 6 Огонь – явление химическое (3 часа)
Тема 7 Вода. Растворы. (6 часов)
Тема 8 Кристаллогидраты (2 часа)
Тема 9 Классификация неорганических веществ (8 часов)
Содержание курса.
Всего – 34 часа (1 час в неделю), теория -13 часов, практика – 21 час.
Тема 1. (2часа). Техника лабораторных работ.
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Химическая посуда. Правила обращения со стеклянной посудой. Нагревательные приборы и их использование. Нагревание и прокаливание. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Весы и взвешивание.
Практическая работа №1. Химическая посуда и правила обращения с ней.
Практическая работа №2. Выполнение типовых химических операций.
Тема 2. (2 часа). Исследования свойств веществ.
Физические свойства известных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, плотность и др.) Изучение поведения вещества при нагревании. Характеристика известного учащимся вещества, самостоятельное перечисление свойств и их обнаружение. Исследование (распознавание) жидкостей (таких как вода, нашатырный спирт, уксусная кислота и др.) с определением их запаха, плотности (с помощью ареометра) и др. свойств. Исследование твердых веществ (таких как поваренная соль, сахар, мел и т.д.).
Практическая работа №3. Изучение физических свойств веществ
Практическая работа №4. Распознавание веществ по их физическим свойствам.
Тема 3. (2 часа) Физические явления. Химические реакции.
Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций.
Практическая работа №5. Знакомство с физическими и химическими явлениями.
Практическая работа №6. Изучение признаков химических реакций.
Тема 4. (3 часа) Очистка веществ.
Понятие чистого вещества и смеси. Чистые вещества, их характеристика. Приготовление смеси этих веществ, характеристика приготовленных смесей. Способы разделения смесей (очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, перегонка, возгонка, перекристаллизация и др. Способы очистки веществ: разделение смеси твердых веществ; выделение твердого вещества из жидкости; разделение нерастворимых друг в друге жидкостей; выделение из жидкости растворенного в ней твердого вещества.
Демонстрации. Возгонка йода и бензойной кислоты
Практическая работа №7. Приготовление смесей и очистка веществ.
Практическая работа №8. Очистка поваренной соли.
Тема 5. (6 часов) Вещества-невидимки.
Истории открытия газов. Воздух как смесь газов. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. «Огненный воздух». «Горючий воздух». «Безжизненный воздух». Инертные газы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Охрана воздушной среды. Исследуем газы: получение, собирание в сосуд, хранение, обнаружение, изучение свойств и применение газов на примерах (кислород, водород, углекислый газ).
Практическая работа №9. Получение кислорода и водорода.
Практическая работа №10. Количественное определение кислорода в воздухе.
Практическая работа №11. Получение углекислого газа и его свойства
Практическая работа №12. Определение относительной молекулярной массы углекислого газа.
Тема 6. (3 часа) Огонь – явление химическое.
Огонь в жизни природы и человека. Обожествление огня. Исследования процесса горения. Роль воздуха и кислорода в процессе горения. Роль температуры (на примере нагревания и охлаждения скипидара), самовоспламенение веществ, «блуждающие огни», воспламенение веществ при взаимодействие между собой. Горение веществ без пламени и с пламенем, светимость пламени, цвет пламени, состав и строение пламени. Первобытные способы получения огня трением и высеканием. Регулирование пламени. Гашение огня.
Демонстрация. Серия занимательных опытов, связанных с огнём.
Практическая работа №13. Изучение процесса горения свечи.
Тема 7. (6 часов) Вода. Растворы.
Вода в природе. Подземные реки и моря. Круговорот воды в природе. Минеральные воды. Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. Вода – катализатор. Вода – универсальный растворитель. Очистка воды. Перегонка воды. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Мониторинг природных вод. Водоочистительная станция. Растворы. Растворы в жизни человека и природы. Использование различных растворителей человеком. Растворимость веществ. Исследование растворимости веществ в воде: твердых (с использованием таблицы растворимости), жидкостей и газов (получение «цветных фонтанов»). Приготовление газированной воды. Растворы насыщенные и перенасыщенные. Растворение – физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов. Способы повышения и понижения концентрации растворов.
Лабораторный опыт. Изменение температуры при растворении веществ.
Практическая работа №14. Определение растворимости веществ при комнатной температуре.
Практическая работа №15. Приготовление растворов солей определенной концентрации.
Экскурсия №1. Водоочистительная станция п. Комсомольский.
Тема 8. (2 часа) Кристаллогидраты
Понятие о кристаллогидратах. Кристаллизация веществ: явление кристаллизации, моментальная кристаллизация. Кристаллы в природе и производстве. «Симпатические чернила». Очистка веществ перекристаллизацией. Выращивание кристаллов.
Лабораторный опыт. Свойства кристаллогидратов.
Практическая работа №16. Установление формулы кристаллогидрата по данным анализа.
Домашняя практическая работа. Выращивание кристаллов.
Тема 9. (8 часов) Классификация неорганических веществ.
Краткая характеристика основных классов неорганических соединений и их наиболее типичных представителей. Основные и амфотерные оксиды – родители гидроксидов. Кислотные оксиды источники кислот. Оксиды в нашей жизни. Значение и применение кислот в природе и жизни человека. Основания, их роль в нашей жизни. Классификация солей. Удивительные свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Получение веществ различных классов.
Практическая работа №17. Получение оксидов, изучение их химических свойств.
Практическая работа №18. Свойства кислот.
Практическая работа №19. Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию.
Практическая работа №20. Получение солей различными способами.
Практическая работа №21. Решение экспериментальных задач
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
|||
план |
факт |
||||
Тема 1. Техника лабораторных работ (2ч) |
|||||
1/1 |
ТБ и правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Химическая посуда. |
||||
2/2 |
Выполнение типовых химических операций |
||||
Тема 2. Исследования свойств веществ (2 ч) |
|||||
3/1 |
Изучение физических свойств веществ |
||||
4/2 |
Распознавание веществ по их физическим свойствам |
||||
Тема 3. Физические явления. Химические реакции (2 ч) |
|||||
5/1 |
Физические и химические явления |
||||
6/2 |
Изучение признаков химических реакций |
||||
Тема 4. Очистка веществ (3ч) |
|||||
7/1 |
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. |
||||
8/2 |
Приготовление смесей и очистка веществ |
||||
9/3 |
Очистка поваренной соли |
||||
Тема 5. Вещества-невидимки(6ч) |
|||||
10/1 |
Газы. Истории открытия газов. |
||||
11/2 |
Состав воздуха. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Охрана воздушной среды. |
||||
12/3 |
Получение кислорода и водорода. |
||||
13/4 |
Количественное определение кислорода в воздухе |
||||
14/5 |
Получение углекислого газа и изучение его свойств |
||||
15/6 |
Определение относительной молекулярной массы углекислого газа. |
||||
Тема 6. Огонь – явление химическое (3ч) |
|||||
16/1 |
Огонь в жизни природы и человека. |
||||
17/2 |
Роль воздуха и кислорода в процессе горения |
||||
18/3 |
Изучение процесса горения свечи |
||||
Тема 7. Вода. Растворы (6ч) |
|||||
19/1 |
Вода в природе. Источники загрязнения воды. |
||||
20/2 |
Вода – универсальный растворитель. Растворы. |
||||
21/3 |
Определение растворимости веществ при комнатной температуре |
||||
22/4 |
Приготовление растворов солей определенной концентрация |
||||
23/5 |
Тепловые явления при растворении |
||||
24/6 |
Экскурсия №1. Водоочистительная станция п. Комсомольский |
||||
Тема 8. Кристаллогидраты (2ч) |
|||||
25/1 |
Кристаллогидраты. Кристаллизация веществ |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
|||
план |
факт |
||||
26/2 |
Установление формулы кристаллогидрата по данным анализа |
||||
Тема 9. Классификация неорганических веществ (8 ч) |
|||||
27/1 |
Химические свойства оксидов |
||||
28/2 |
Свойства кислот |
||||
29/3 |
Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований |
||||
30/4 |
Получение солей |
||||
31/5 |
Решение экспериментальных задач |
||||
32-34/6-8 |
Итоговое занятие |
Тематика сообщений и рефератов
Растворы в жизни человека и природы.
Вода в природе
Разгаданный воздух
Кислоты вокруг нас
Способы разделения смесей
«Химия – польза или вред?» (сообщение по результатам социального опроса)
Загадочное царство оснований
Соли: химический хоровод
Соли в быту, науке, живописи и медицине
Хромотография
Кристаллогидраты
Инертные газы
История спички: миф о нахождении небесного огня человеком.
«Вечный огонь» в природе
Вода «живая» и «мертвая»
Эликсир жизни - вода
Темы творческих работ и исследований
Воздух как химическое сырье
Воздух, которым мы дышим
Огонь на службе человека
Различия между дистиллированной и водопроводной водой
Что происходит, когда мыло встречается с водой (мини-проект)
Способы очистки питьевой воды
Прохладительные напитки. Вред или польза?
Охрана водных ресурсов п. Комсомольский
Очистные сооружения п.Комсомольский (по материалам экскурсии)
Воду, которую мы пьем (исследование проб вод в различных источниках п.Комсомольский)
Литература:
1. Хомченко Г.П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. – М.: Просвещение, 1978 г.
2. Сафронов С.В., Суровцева Р.П., Кокуева Г.Н. Техника и методика проведения химического практикума. Методические рекомендации. М., 1992.
3. Ходаков Ю.В. Неоганическая химия. – М.: Просвещение, 1972 г.
4. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.,1989.
5. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М.: Просвещение,1995.
6. Лыгин С.А., Мангарова З.В., Лыгина Р.И. Использование средств наглядности при изучении воды и растворов.-№8, 2002.-с.80-81.
7. Астафуров В.И. Основы химического анализа. М..1982.
8. Дорофеев А.И.,Федотова М.И. Практикум по неорганической химии. Л.,1990.
9. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.,1989.
10. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. – М.: Просвещение, 1989.
11. Верховский В.Н. Добывание огня: Книга для чтения по химии/ К. Я. Парменов, Л.М. Сморгонский. – Ч.1. – М.: Учпедгиз,1995.
12. Мар Е.П. Воздух, которым мы дышим. – М.: Детская литература, 1972 г.
13. Риманенко Е.Н. Книга для начинающего исследователя химика. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987 г.
14. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992 г.
15. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г.
16. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М.,1987 г.
17. Книги из серии «Я познаю мир» (химия) – М.: ТКО «АСТ», 1996 г.
18. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. – М.: Просвещение, 1984 г.
19. Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995 г.
20. Леенсон И.А. Занимательная химия, ч.1 и 2. – М.: Дрофа, 1996 г.
21. Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г.
22. Алексинский В.Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980 г.