Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы «Графики функций»
ТО ИУУ
Программа элективного курса
для учащихся 9 класса основной школы
Тема: Графики функций.
Составила:
Туревич М.Ю.
учитель математики
Сандовской СШ
Тверь 2005 г.
ВВЕДЕНИЕ.
С 2005 – 2006 учебного года планируется введение предпрофильного обучения в 9-х классах основной школы. Для осуществления перехода на профильное обучение необходимы элективные курсы, которые помогут учащимся определить своё профессиональное направление.
Цель: разработка и внедрение в практику программы элективного курса, ориентированного на выбор профильного образования и подготовку к нему.
Задачи:
изучить концепцию профильного образования;
изучить и проанализировать практику ведения внеклассной работы по математике, ориентированную на профильное образование;
составить программу элективного курса для 9-х классов в русле концепции профильного образования.
Ожидаемые результаты:
помочь учащимся самоопределиться в выборе профиля образования и дальнейшей профильной подготовки;
повысить качество математического образования;
развить творческие способности учащихся;
возможность применять полученные на курсах знания при сдаче выпускных и вступительных экзаменов.
обеспечить углублённое изучение отдельных предметов;
создать условия для дифференциации обучения старшеклассников;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию каждой категории обучаемых в соответствии со способностями;
обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием.
Как определиться ребёнку к 10 классу с выбором профиля? Факультативные школьные курсы рассчитаны на год или два. Если обучаемый будет посещать курс, то только один. А где гарантия того, что он сможет и захочет заниматься именно в этой области? Поэтому нужны краткосрочные курсы по предметам. Обучаемый должен понять, что он хочет и может, в какой области, должен определиться с профилем.
Проблема – у нас таких программ нет. Поэтому наша цель: составить программу и учебно – методический комплекс к этим программам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В основной школе построению графиков функций уделяется определённое внимание в рамках функциональной линии. Учащиеся изучают алгоритмы построения простейших графиков линейной, квадратичной, степенной функции, функции у = k/х. Недостаток времени и отсутствие соответствующего материала в учебнике не позволяет расширить и углубить знания учащихся по этой теме. В частности, в учебнике нет достаточного материала по построению графиком методом сдвига, отражения, сжатия и растяжения.
Изучение этой темы позволит учащимся использовать полученные знания и при построении графиков других функций, развивает у учащихся умение видеть рациональный подход к выполнению не только задач на построение графиков, но и других задач математики, имеющих несколько способов решения, способствует формированию эстетического вкуса учащихся.
Рассмотрение этого вопроса необходимо для более успешного обучения учащегося в средней школе, для подготовки и сдачи выпускных и вступительных экзаменов.
Цели:
Обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся по построению графиков, знакомство с новыми методами построения графиков.
Задачи:
-
повторение понятия функции, видов функций, алгоритмов построения графиков изученных функций;
знакомство с методом переноса, отображения, сжатия и растяжения построения графиков;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание эстетической культуры учащихся;
предоставление учащимся возможности оценить свои способности к математике.
Формы и методы работы:
исключение методов принуждения в учёбе;
использование приёмов, активизирующих работу школьников;
использование дифференцированных заданий;
использование работы в группах;
контроль: промежуточные самостоятельные работы и итоговое тестирование.
Планируемые результаты:
более свободное владение изученными методами построения графиков;
получение учащимися более глубоких знаний, дающее им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.
Программа содержит четыре блока, связанных общей идеей.
Первый блок систематизирует знания о свойствах и графиках известных функций.
Во втором блоке рассматривается построение графиков функций, получаемых из графиков функции у = | х | и у = | kх |.
Третий блок посвящён построению графиков функций, получаемых из графиков функции у = k/х и у = k/(рх).
В четвёртом блоке рассматривается построение вышеупомянутым методом графиков квадратичной функции.
На изучение всех блоков отводится 10 часов, из них 2 часа – на обобщение и итоговый контроль.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Функции у = кх + b, y = | x |, y = ax2 + bx + c, y = k/x (повторение). |
1 ч |
2 |
Построение графиков вида: y = | x + b |, y = | kx |, y = | x | + b, y = | kx + b |, y = | kx | + b. |
2 ч |
3 |
Построение графиков вида: у = х2 + b; y = (x + b)2; y = (kx + b)2. |
3 ч |
4 |
Построение графиков вида: y = k/(x + b); y = k/x + b; y = k/(px + b); y = k/(px +b) + c. |
2 ч |
5 |
Обобщающее занятие. Проверка усвоения знаний. |
2 ч |