Программа элективного курса для учащихся 9 классов «Новый взгляд на функции»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №3
г. Юрьев-Польский
Владимирской области
Программа метапредметного элективного курса
для учащихся 9 классов:
«Новый взгляд на функции»
Составитель: учитель математики
высшей квалификационной категории
Овчинникова Оксана Николаевна
2017-2018 учебный год.
«Так много в математике физики, как много в физике математики,
и я уже перестаю находить разницу между этими науками»
А. Эйнштейн
Пояснительная записка
В основу программы элективного курса «Новый взгляд на функции» положены требования Федерального государственного стандарта.
Нормативно – правовая база:
- Федеральный закон РФ № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, 2011г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Актуальность.
Тема выбрана для того, чтобы показать учащимся связь математики с физикой. Ведь как в математике, так и в физике встречаются задачи, требующие построения графиков. Графики нужны для наглядного решения поставленной задачи. В данном материале рассматривается использование графиков в курсе физики и математики.
Курс поможет выпускникам 9 классов разобраться с задачами по математике с использованием физики, а так же задач по физике с использованием знаний математики.
Программа рассчитана на 9 часов (1 час в неделю, продолжительностью 40 мин).
Цели и задачи реализации программы.
Цели:
Формирование умения переносить знания, полученные на одном предмете на другой.
Формирование умения строить математическую модель некоторой физической ситуации.
Расширение круга задач, решаемых с помощью алгебраических методов.
Развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой.
Воспитание самостоятельности при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
проверка умений учащихся решать задачи по математике с физическим содержанием и задачи по физике с математическим содержанием
применение полученных знаний на практике.
Развивающие:
развивать умения оценивать выполненную работу;
развитие логического мышления, умения делать сравнение, анализ и выводы.
Воспитательные:
стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных вопросов и заданий;
воспитание умения работать в группе.
Формы и методы работы.
Формы: лекционно-семинарская, индивидуальная и групповая.
Методы: деятельностный, частично-поисковый, проблемный.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
освоить основные приемы построения графиков;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач по физике;
повысить уровень своей физико-математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
усвоить графический метод решения физических задач.
С целью контроля и проверки усвоения учебного материала в конце курса проводится урок-семинар.
Где класс разбивается на 2 группы: группа физиков и группа математиков. Каждая группа получает задание разобрать и решить определённую группу физических задач, группа математиков – с точки зрения математики, группа физиков – с точки зрения физики.
Структура курса.
№ п/п |
Основные разделы /темы курса |
Всего часов |
УУД |
1 |
Введение |
1 |
Регулятивные УУД - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - составлять план решения проблемы; - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Познавательные УУД - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; - выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - обозначать символом и знаком предмет и/или явление; - строить модель/схему/график на основе условий задачи и/или способа ее решения; - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; - формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; - соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; - договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, - использовать информацию с учетом этических и правовых норм. |
2 |
Сведения о функциях Основные элементарные функции и их графики. 2. Использование понятия функции в физических процессах. |
2 1 1 |
|
3 |
Построение графических образов. Линейная функция
Квадратичная функция |
2 1 1 |
|
4 |
Решение задач. Решение задач по математике с использованием знаний по физике
Решение задач по физике с использованием графических образов. |
3 1 2 |
|
5 |
Урок-семинар. |
1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия |
Темы занятий |
Всего часов |
Дата |
Содержание |
1 |
Введение. |
1 |
1.09 |
Презентация учителя «Новый взгляд на функции» Знакомство с содержанием элективного курса, формами и методами работы. Инструктаж по ТБ Составлять план достижения результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. Рефлексия. Подведение итогов занятия |
2 |
Основные элементарные функции и их графики. |
1 |
8.09 |
Организационный момент. Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Функции». а) фронтальный опрос по теории; Деятельность учащихся: а) описание основных свойств некоторых элементарных функций (заполнение таблицы); б) применение знаний и умений в нестандартной ситуации (работа в парах) в) работа с тестами. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки. Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
3 |
Использование понятия функции в физических процессах |
1 |
15.0 |
1. Организационный момент. 2. Фронтальный опрос 3. Демонстрация фильма о физических явлениях Деятельность учащихся (работа в группах по 4-5 человека): а) каждая группа проверяет, какой функцией можно описать физические зависимости (заполнение таблицы); б) лидеры групп делают «презентацию» своей зависимости у доски ( строится график зависимостей). 5. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки. 6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
4 |
Линейная функция |
1 |
22.09 |
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний по алгебре и по физике. “Повторение понятия и свойств линейной функции”. “Расположение графиков линейной функции в зависимости от её коэффициентов”. Деятельность учащихся: Решение задач:
4. Аналогия коэффициентов линейной функции и физических постоянных и переменных величин в уравнениях движения. 5. Решение задачи на движение физическим и математическим способами. 6. Самостоятельная работа по теме “Решение задачи на движение физическим и математическим способами”. 7.Самоконтроль. Рефлексия. Заполнение листа самооценки. |
5 |
Квадратичная функция |
1 |
29.09 |
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний по алгебре и по физике. Блиц-опрос (повторение теоретического материала) 3. Решение задач (работа в группах). 4. Презентация «Что показывает точка пересечения графиков 1?» 5. Самоконтроль. Рефлексия. Заполнение листа самооценки. |
6 |
Решение задач по математике с использованием знаний по физике |
1 |
6.10 |
1. Организационный момент. 2. Фронтальный опрос 3. Разбор заданий из сборника по подготовке к ОГЭ .Задания на сравнения, в том числе с использованием рисунков и диаграмм. 4. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки. 5. Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
7 |
Решение задач по физике с использованием графических образов. |
2 |
13.10 20.10 |
Организационный момент. Фронтальный опрос Обучающий практикум «Построение графического образа» 3 .Разбор заданий по теме: «Решение графических и иллюстративных задач по физики». 4. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки. 5.Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
8 |
Урок-семинар. |
1 |
27.10 |
Целеполагание Вступительное слово учителя Решение задач по математике из сборника ОГЭ (решают самостоятельно, проводят сравнение и анализ задач) Решение задач по физике (решают самостоятельно, проводят сравнение и анализ задач) Самоконтроль. Заполнение листа самооценки Итог работы. Анализ своей деятельности. Рефлексия. |
Информационно-методическое обеспечение.
Дополнительная литература:
- Г.А. Бутырский, «Классификация графических задач по физике и проблемы обучения их решению» статья
- Л.Ф. Пичурин, За страницами учебника алгебры.-М., Просвещение, 1990
- Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
- Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
- М.С.Атаманская, Технология графических образов: Методический сборник.- Ротсов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.- 48 с.
- Л.И. Резников, Графические упражнения и задачи по физике, 1948.
- Математика в школе, №5-2005.Графическое моделирование в задачах на движение.(стр.78)
- Школьные учебники 7-9 по алгебре и физике.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://ru.calameo.com/books/00119830343757ec5dd1e
https://урок.рф/library/metodika_resheniya_fizicheskih_zadach_093920.html
Предполагаемая результативность курса:
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
Иметь представление:
-об элементарных функциях и их графиках;
- о графическом образе;
- о понятии функции в физических процессах;
-о графических приемах решения задач по физике.
Знать:
-методы исследования элементарных функций
-приёмы решения задач по физике с помощью графического образа.
Уметь:
- применять основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и др.;
- формировать графический образ;
- получать информацию с помощью графического образа;
- применять графический образ при решении задач по физике.