Программа элективного курса для учащихся 9 классов «Новый взгляд на функции»

2
0
Материал опубликован 20 March 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №3

г. Юрьев-Польский

Владимирской области

Программа метапредметного элективного курса

для учащихся 9 классов:

«Новый взгляд на функции»

 

Составитель: учитель математики

высшей квалификационной категории

Овчинникова Оксана Николаевна

 

 

2017-2018 учебный год.

«Так много в математике физики, как много в физике математики,

и я уже перестаю находить разницу между этими науками»

А. Эйнштейн

Пояснительная записка

В основу программы элективного курса «Новый взгляд на функции» положены требования Федерального государственного стандарта.

Нормативно – правовая база:

- Федеральный закон РФ № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации».

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, 2011г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Актуальность.

Тема выбрана для того, чтобы показать учащимся связь математики с физикой. Ведь как в математике, так и в физике встречаются задачи, требующие построения графиков. Графики нужны для наглядного решения поставленной задачи. В данном материале рассматривается использование графиков в курсе физики и математики.

Курс поможет выпускникам 9 классов разобраться с задачами по математике с использованием физики, а так же задач по физике с использованием знаний математики.

Программа рассчитана на 9 часов (1 час в неделю, продолжительностью 40 мин).

Цели и задачи реализации программы.

Цели:

Формирование умения переносить знания, полученные на одном предмете на другой.

Формирование умения строить математическую модель некоторой физической ситуации.

Расширение круга задач, решаемых с помощью алгебраических методов.

Развитие познавательного интереса учащихся, умение работать с дополнительной литературой.

Воспитание самостоятельности при решении задач.

Задачи:

Образовательные:

проверка умений учащихся решать задачи по математике с физическим содержанием и задачи по физике с математическим содержанием

применение полученных знаний на практике.

Развивающие:

развивать умения оценивать выполненную работу;

развитие логического мышления, умения делать сравнение, анализ и выводы.

Воспитательные:

стимулирование познавательной деятельности постановкой проблемных   вопросов и заданий;

воспитание умения работать в группе.

 Формы и методы работы.

Формы: лекционно-семинарская, индивидуальная и групповая.

Методы: деятельностный, частично-поисковый, проблемный.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

освоить основные приемы построения графиков;

познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач по физике;

повысить уровень своей физико-математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;

усвоить графический метод решения физических задач.

С целью контроля и проверки усвоения учебного материала в конце курса проводится урок-семинар.

Где класс разбивается на 2 группы: группа физиков и группа математиков. Каждая группа получает задание разобрать и решить определённую группу физических задач, группа математиков – с точки зрения математики, группа физиков – с точки зрения физики.

Структура курса.

п/п

Основные разделы /темы курса

Всего часов

УУД

1

Введение

1

Регулятивные УУД

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- составлять план решения проблемы;

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Познавательные УУД

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- строить модель/схему/график на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач,

- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

2

Сведения о функциях

Основные элементарные

функции и их графики.

2. Использование понятия

функции в физических

процессах.

2

1

1

3

Построение графических образов.

Линейная функция


 

Квадратичная функция

2

1

1

4

Решение задач.

Решение задач по математике с использованием знаний по физике


 

Решение задач по физике с использованием графических образов.

3

1

2

5

Урок-семинар.

1

Календарно-тематическое планирование.

занятия

Темы занятий

Всего

часов

Дата

Содержание

1

Введение.

1

1.09

Презентация учителя «Новый взгляд на функции»

Знакомство с содержанием элективного курса, формами и методами работы. 

Инструктаж по ТБ

Составлять план достижения результатов и критерии оценки своей учебной деятельности.

Рефлексия. Подведение итогов занятия 

2

Основные элементарные

функции и их графики.

1

8.09

Организационный момент.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме «Функции».

а) фронтальный опрос по теории;

Деятельность учащихся:

а) описание основных свойств некоторых элементарных функций (заполнение таблицы);

б) применение знаний и умений в нестандартной ситуации (работа в парах)

в) работа с тестами.

Самоконтроль. Заполнение листа самооценки.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.
 

3

Использование понятия функции в физических процессах

1

15.0

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос

3. Демонстрация фильма о физических явлениях

Деятельность учащихся (работа в группах по 4-5 человека):

а) каждая группа проверяет, какой функцией можно описать физические зависимости (заполнение таблицы);

б) лидеры групп делают «презентацию» своей зависимости у доски ( строится график зависимостей).

5. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

4

Линейная функция

1

22.09

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний по алгебре и по физике.

Повторение понятия и свойств линейной функции”.

Расположение графиков линейной функции в зависимости от её коэффициентов”.

Деятельность учащихся:

Решение задач:

  1. Математический метод решения задачи “Про Колобка” с помощью графика линейной функции.

    Решение задачи на движение “Про Колобка” физическим способом.

4. Аналогия коэффициентов линейной функции и физических постоянных и переменных величин в уравнениях движения.

5. Решение задачи на движение физическим и математическим способами.

6. Самостоятельная работа по теме “Решение задачи на движение физическим и математическим способами”.

7.Самоконтроль. Рефлексия. Заполнение листа самооценки.

5

Квадратичная функция

1

29.09

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний по алгебре и по физике. Блиц-опрос (повторение теоретического материала)

3. Решение задач (работа в группах).

4. Презентация «Что показывает точка пересечения графиков 1?»

5. Самоконтроль. Рефлексия. Заполнение листа самооценки.

6

Решение задач по математике с использованием знаний по физике

1

6.10

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос

3. Разбор заданий из сборника по подготовке к ОГЭ .Задания на сравнения, в том числе с использованием рисунков и диаграмм.

4. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки.

5. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

7

Решение задач по физике с использованием графических образов.

2

13.10

20.10

Организационный момент.

Фронтальный опрос

Обучающий практикум «Построение графического образа»

3 .Разбор заданий по теме: «Решение графических и иллюстративных задач по физики».

4. Самоконтроль. Заполнение листа самооценки.

5.Рефлексия. Подведение итогов занятия.

8

Урок-семинар.

1

27.10

Целеполагание

Вступительное слово учителя

Решение задач по математике из сборника ОГЭ

(решают самостоятельно, проводят сравнение и анализ задач)

Решение задач по физике

(решают самостоятельно, проводят сравнение и анализ задач)

Самоконтроль. Заполнение листа самооценки

Итог работы. Анализ своей деятельности.

Рефлексия.

Информационно-методическое обеспечение.

Дополнительная литература:

- Г.А. Бутырский, «Классификация графических задач по физике и проблемы обучения их решению» статья

- Л.Ф. Пичурин, За страницами учебника алгебры.-М., Просвещение, 1990

- Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

- Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.

- М.С.Атаманская, Технология графических образов: Методический сборник.- Ротсов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.- 48 с.

- Л.И. Резников, Графические упражнения и задачи по физике, 1948.

- Математика в школе, №5-2005.Графическое моделирование в задачах на движение.(стр.78)

- Школьные учебники 7-9 по алгебре и физике.

Цифровые образовательные ресурсы:

www.mathege.ru

http://www.school.edu.ru/

http://www.edu.ru/

http://uztest.ru/

http://ru.calameo.com/books/00119830343757ec5dd1e

https://oge.sdamgia.ru/

http://www.fipi.ru/

https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-graficheskih-zadach-po-fizike-i-problemy-obucheniya-ih-resheniyu

https://урок.рф/library/metodika_resheniya_fizicheskih_zadach_093920.html

http://obrnadzor.gov.ru/

 

Предполагаемая результативность курса:

В результате изучения данного курса обучающиеся должны:

Иметь представление:

-об элементарных функциях и их графиках;

- о графическом образе;

- о понятии функции в физических процессах;

-о графических приемах решения задач по физике.

Знать:

-методы исследования элементарных функций

-приёмы решения задач по физике с помощью графического образа.

Уметь:

- применять основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и др.;

- формировать графический образ;

- получать информацию с помощью графического образа;

- применять графический образ при решении задач по физике.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации