Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы «Правильные многоугольники»
Программа элективного курса
для учащихся 9 класса основной школы
Тема: Правильные многоугольники.
Составила:
Туревич М.Ю., учитель
I квалификационной категории
Тверь 2005 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Концепция модернизации Российского образования до 2010 года
предполагает введение профильного обучения с 2006 – 2007 учебного года. Переход к профильному обучению преследует следующие цели:
обеспечить углублённое изучение отдельных предметов;
создать условия для дифференциации обучения старшеклассников;
способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию каждой категории обучаемых в соответствии со способностями;
обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием.
Как определиться ребёнку к 10 классу с выбором профиля? Факультативные школьные курсы рассчитаны на год или два. Если обучаемый будет посещать курс, то только один. А где гарантия того, что он сможет и захочет заниматься именно в этой области? Поэтому нужны краткосрочные курсы по предметам. Обучаемый должен понять, что он хочет и может, в какой области, должен определиться с профилем.
Проблема – у нас таких программ нет. Поэтому наша цель: составить программу и учебно–методический комплекс к этим программам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Практика показывает, что в средней школе (старшее звено) учащиеся испытывают затруднения при решении геометрических задач, где надо использовать определение и свойства правильных многоугольников. Это связано с тем, что в 9 классе этой теме уделяется недостаточно внимания, тем более, что эта тема изучается в конце курса геометрии 9 класса и не находит в дальнейшем практического применения в курсе основной школы.
В средней школе при решении стереометрических задач очень часто встречаются задачи на применение свойств правильных многоугольников. Но навык использования этих свойств у учащихся недостаточно отработан. Поэтому для успешного изучения стереометрии в старших классах и подготовки учащихся к экзаменам выбран этот элективный курс.
Кроме того, рассмотрение этого элективного курса повысит эстетическую культуру учащихся, позволит применять более рациональные способы решения задач.
Цели:
Обобщить и систематизировать имеющиеся знания по данной теме.
Создать целостное представление о теме и расширить спектр задач, посильных для учащихся, включая задачи с пространственными фигурами.
Познакомить учащихся с исторической справкой по данной теме.
Задачи:
-
повторить определение правильного многоугольника, формулы, выражающие стороны через радиус описанной окружности, радиус вписанной окружности через радиус описанной окружности и обратную задачу;
рассмотреть построение правильных многоугольников в рамках исторического экскурса по теме;
решение задач планиметрических и стереометрических.
Формы и методы работы:
исключение методов принуждения в учёбе;
использование приёмов, активизирующих работу школьников;
использование дифференцированных заданий;
использование работы в группах;
контроль: промежуточные самостоятельные работы и итоговое тестирование.
Планируемые результаты:
более свободное владение изученным материалом;
получение учащимися более глубоких знаний, дающее им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.
Программа содержит три блока, связанных общей идеей.
В первом блоке рассматривается построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
Во втором повторяются основные формулы, решаются задачи на их применение.
Третий блок посвящён решению стереометрических задач на применение свойств правильных многоугольников.
На изучение всех блоков отводится 12 часов, из них 2 часа – на обобщение и итоговый контроль.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Историческая справка. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Практикум по построению (оформление паркета). |
2 ч |
2 |
Повторение формул: an = 2R sin (180/n), rn = R cos (180/n); Sn = ½ Pn rn для правильного треугольника, четырёхугольника и шестиугольника. Решение задач на применение формул. |
4 ч |
3 |
Решение стереометрических задач на применение свойств правильных многоугольников. |
4 ч |
4 |
Обобщающее занятие. Проверка усвоения знаний (зачёт). |
2 ч |
Литература:
«Факультативный курс геометрии» 7 – 9 класс
Пичурин «За страницами учебника геометрии»
К.С. Барыбин, И.Н. Добрынин «Сборник задач по геометрии», М., Просвещение, 1972 г.
В.А. Жаров, П.С. Марголите, З.А. Скопец «Вопросы и задачи по геометрии», М., Просвещение, 1965 г.
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский «Задачи по геометрии для 7 – 11 классов», М., Просвещение, 1991 г.
Г.И. Глейзер «История математики в школе», М., Просвещение, 1983 г.
Знаменская Е.В., Шуранова О.Б., Ананьева Н.В. «Задачи по планиметрии на многогранниках», Тверь, 2004 г.