Рабочая программа элективного курса «Школа бережливого мышления» в 9 классе

2
0
Материал опубликован 28 September 2016 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __ «Школа бережливого мышления»__________________

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) 9 класс

_________ основное общее образование _______________________________

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов __34___ Уровень ____ предпрофильный____________ (базовый, профильный)

Учитель ___Румбешт Роза Фидаиловна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 (ФКГОС-2004),

Основными целями курса является:

Формирование представления об особенностях кайдзен-технологияхх и инструментах бережливого производства;

Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам нашей страны.

Курс «Школа бережливого мышления» курс составлен для знакомства с методологией кайдзен, зарубежным и российским опытом ее применения.

Учащиеся познакомятся с международным и российским опытом в этой области, узнают о различиях в японском и западном подходе к инновациям, об эффективной адаптации производственных предприятий к насыщенному рынку.

Материал курса делает акцент на практическую часть. Учащиеся освоят метод «Наблюдение», научатся разрабатывать контрольный листок, проводить тайминг, разрабатывать полезные устройства и приспособления, использовать стандарт выполнения операции. На тренингах учащиеся научатся оценивать степень выполнения поставленной цели и степень удовлетворения ожиданий участников.

Таблица тематического распределения количества часов в 8 классе

п/п

Разделы, темы

Количество часов

теория

практика

1

Введение. История и философия кайдзен.

1

-

 

Раздел 1 Основы бережливого мышления. Методы кайдзен.

4

3

2

Раздел 2. Семь инструментов Кайдзен.

Характеристики инструментов Лин: система 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан.

КОНЦЕПЦИЯ 5 S.

5

3

3

Раздел 3. Основы агробизнеса.

4

2

4

Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования.

4

2

5

Раздел 5. Потери. Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА.

4

2

 

Итого:

22

12

 

2. Общая характеристика учебного курса.

Обучение бережливому мышлению сегодня играет большую роль. Оно нужно не только для того, чтобы учащиеся овладели новыми приемами, методами, но и для пропаганды идей, воспитания нового стиля мышления, для улучшения взаимодействия в кайдзен-команде.

Элективный курс «Школа бережливого мышления» разработан для учащихся 9 классов с использованием материалов программы «Кайдзен-технологии» и дополнен материалами: «Словарь Кайдзен», «Система 5S», «. Он позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания.

В рамках курса учащиеся ознакомятся с методами кайдзен в следующих сферах:

  • выявление и устранение скрытых потерь,
  • повышение эффективности использования оборудования, 
  • повышение качества,
  • создание мотивирующей среды,
  • создание системы непрерывного совершенствования.

На занятиях курса учащиеся познакомятся с философией кайдзен, узнают новое о потерях на производстве и в офисе, научатся видеть потери, научатся устранять потери из каждой операции и каждого процесса, начнут применять методы бережливого производства в быту, в школе, во внеурочной деятельности.

Учащиеся ознакомятся с использованием инструментария кайдзен применительно к реальным задачам своего образовательного учреждения (в реальной зоне вмешательства: например, на выбранном участке). При работе курса учащиеся получат теоретические знания, достаточные для выполнения практических действий, освоят конкретные инструменты и приемы, будут работать над реальной задачей/задачами, научатся вырабатывать реальные предложения по улучшению.

В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На уроках учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

По базисному плану курс «Школа бережливого мышления» в основной школе изучается в 9 классе. На изучение географии в 9 классах отводится 34часа (1 час в неделю).

В соответствии с базисным учебным планом курсу на ступени основного общего образования предшествует курс «Обществознание» и «История», включающий определенные экономические и политические знания сведения.

В свою очередь, содержание курса «Школа бережливого мышления» в основной школе является базой для изучения общих географических, исторических понятий , теорий, закономерностей, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой звено в системе профессиональной подготовки и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

Введение. История и философия кайдзен. 1 час.

Раздел 1. Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. 8 часов.

Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. Ориентация на потребителя. TQC(всеобщий контроль качества). Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений. Работа малых групп и кружки качества. Система «Точно вовремя» и «Канбан». Автоматизация и роботизация. Дисциплина на рабочем месте. Повышение качества, постоянные улучшения. Отношения сотрудничества между менеджерами и работниками. Повышение производительности  и Ноль дефектов. Развертывание политики.

Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.

Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе.

Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен..

 

Раздел 2. Семь инструментов Кайдзен. 8 часов.

Семь инструментов Кайдзен:

1. Диаграммы Спагетти.

2. Диаграммы причин и результатов.

3. Гистограммы.

4. Контрольные карты.

5. Диаграммы разброса.

6. Графики.

7. Контрольные листки.

Характеристики инструментов Лин: система 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан.

КОНЦЕПЦИЯ 5 S: SEIRI – СЕЙРИ – (Сортировка); SEITON – СЕЙТОН – (Упрощение); SEISO – СЕЙСО – (Уборка); SEIKETSU –СЕЙКЕТСУ – (Стандартизация); SHITSUKE – СИТСУКЕ – (Поддержание и улучшение).

Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек.

Практикум 5. Тренинг. Составление плана достижения целей.

Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало».

 

 

 

Раздел 3. Основы агробизнеса. 6 часов.

Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска. Отношение к кадрам на производстве при традиционной системе управления и при кайдзен. Бережливые технологии в организации технологических процессов при традиционной системе работы и при кайдзен. Сравнение системы управления при традиционной системе работы и при использовании методов кайдзен.

Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве.

Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивациию

 

Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. 6 часов.

Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. Технологические процессы в агробизнесе. Структура предприятия. Составление карты процесса. Доска достижений с фото и видеоматериалами.

Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами.

Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ.

 

Раздел 5. Потери. Виды потерь. 6 часов.

Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА:

1. контрольный листок;

2. диаграмма Исикавы;

3. диаграмма Парето;

4. гистограмма;

5. диаграмма разброса;

6. стратификация;

7. контрольные карты. 

Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества.

Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам.

 

4. Практические работы

1

Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен..

2

Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе.

3

Практикум 3. Повышение производительности на рабочем месте. Организация рабочего места (в быту, в классе, в школе).

4

Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек.

5

Практикум 5. Тренинг. Составление плана достижения целей.

6

Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало».

7

Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве.

8

Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивациию

9

Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами.

10

Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ.

11

Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества.

12

Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам.

 

5. Тематическое планирование

№п/п

Разделы программы

Темы, входящие в данный раздел

Содержание по темам.

 

Введение. История и философия кайдзен. 1 час

   

1

 

Введение

Введение. История и философия кайдзен.

 

Раздел 1 Основы бережливого мышления. Методы кайдзен.(4т+3пр)

   

2

 

Основы бережливого мышления.

Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. Ориентация на потребителя. TQC(всеобщий контроль качества). Дисциплина на рабочем месте.

3

 

Система «Точно вовремя» и «Канбан».

Работа малых групп и кружки качества. Система «Точно вовремя» и «Канбан». Автоматизация и роботизация.

4

 

Основы бережливого мышления.

Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен..

5

 

Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений

Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений Повышение качества, постоянные улучшения. Отношения сотрудничества между менеджерами и работниками.

6

 

Работа в малой группе над решением командной задачи.

Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе.

7

 

Повышение производительности  и Ноль дефектов.

Повышение производительности  и Ноль дефектов. Развертывание политики повышения производительности.

8

 

Повышение производительности на рабочем месте

Практикум 3. Повышение производительности на рабочем месте. Организация рабочего места (в быту, в классе, в школе).

 

Раздел 2. Инструменты Кайдзен КОНЦЕПЦИЯ 5S. (5т+3пр)

   

9

 

Семь инструментов Кайдзен:

Семь инструментов Кайдзен:

1. Диаграммы Спагетти.

2. Диаграммы причин и результатов.

3. Гистограммы.

4. Контрольные карты.

5. Диаграммы разброса.

6. Графики.

7. Контрольные листки.

10

 

Составление контрольных карт и листков

Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек.

11

 

Характеристики инструментов 5S

Характеристики инструментов 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан.

12

 

КОНЦЕПЦИЯ 5 S

КОНЦЕПЦИЯ 5 S. SEIRI – СЕЙРИ – (Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка);

13

 

Метод «Как было, как стало».

Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало».

14

 

Разработка ключевых показателей(Упрощение). .

КОНЦЕПЦИЯ 5 S:; SEITON – СЕЙТОН – (Упрощение). Разработка ключевых показателей.

15

 

Стандартизаци); Тренинг «Свинья стандартов».

SEIKETSU –СЕЙКЕТСУ – (Стандартизация); Тренинг «Свинья стандартов».

 

Раздел 3. Основы агробизнеса.(4т+2пр)

   

16

 

Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска

Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска. Отношение к кадрам на производстве при традиционной системе управления и при кайдзен.

17

 

Бережливые технологии в организации технологических процессов

Бережливые технологии в организации технологических процессов при традиционной системе работы и при кайдзен

18

 

Практическое применения кайдзен технологий в производстве

Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве.

19

 

Сравнение системы управления

Сравнение системы управления при традиционной системе работы и при использовании методов кайдзен.

20

 

Система мотивации

Система мотивации для повышения производительности технологического процесса.

21

 

Разработка системы мотивации

Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивации

 

Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. (4т+2пр)

   

22

 

Кайдзен в агробизнесе.

Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования.

23

 

Создание мотивирующей среды.

Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования.

24

 

Карта потоков создания ценностей.

Система мотивации и совершенствования. Карта потоков создания ценностей.

25

 

Доска достижений

Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами.

26

 

Структура предприятия.

Технологические процессы в агробизнесе. Структура предприятия.

27

 

Разработка иерархической структуры работ.

Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ.

 

Раздел 5. Потери. Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА.(4т+2пр)

   

28

 

Виды потерь.

Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь.

29

 

Инструменты качества

СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА:

1. контрольный листок;

2. диаграмма Исикавы;

3. диаграмма Парето;

4. гистограмма;

5. диаграмма разброса;

6. стратификация;

7. контрольные карты

30

 

Нахождение потерь

Виды потерь. Определение потерь при просмотре видеороликов.

31

 

Диаграммы Исикавы

Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества.

32

 

Определение потерь

Виды потерь. Определение потерь при просмотре видеороликов.

33

 

Диаграммы Парето

Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам.

34

 

Определение наиболее эффективных форм развития учащихся.

Определение наиболее эффективных форм развития учащихся.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Печатные пособия

- рабочей программы «География России», 8-9 классы( авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, издательство «Дрофа».

- учебник «География России» - 8 класс, автор В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.

- учебник «География России» - 9 класс, автор В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.

Экранно-звуковые пособия

Презентации для проведения уроков:

3. Технические средства обучения

- мультимедийная установка

- компьютер

4. цифровые и электронные образовательные ресурсы

http://www.leaninfo.ru/2011/12/08/kaizen-lean-alphabet/

http://www.lean6sigma.org.ua/2011/08/0806/

http://www.lean6sigma.org.ua/tag/5s/

http://www.lean6sigma.org.ua/2015/06/kaizen_for_life/

http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/

http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/

http://spb-progressor.ru/kaizen-obuchenie.htm

http://xn--h1aahjbg5b.xn--p1ai/index/kajdzen/0-48

http://iso-management.com/eto-interesno/kajdzen/

http://mysagni.ru/203-instrumenty-berezhlivogo-proizvodstva-kaydzen.html

http://www.regcons.ru/metod-best.htm

http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/sistema-kajdzen-i-ee-primenenie-v-biznese.html

http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/sistema-kajdzen-i-ee-primenenie-v-biznese.html

http://www.chamber.uz/upload/file/kaidzen_071014_prew_3.pdf

http://troshinen.narod.ru/olderfiles/1/0_Kaizen_uch_mat.pdf

http://marks-com.ru/?page_id=1066

http://www.deming.ru/Books/Kaizen_Key.htm

http://lifehacker.ru/2013/01/27/kaizen/

http://megamozg.ru/post/1842/ как сделать канбан-доску

http://www.studfiles.ru/preview/3305861 , http://yandex.ru/video/search?filmId=sORcMmwVUXI&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9 карта потока создания ценностей

Ссылки на ролики :

http://www.leaninfo.ru/2011/12/08/kaizen-lean-alphabet/

http://www.lean6sigma.org.ua/2011/08/0806/

http://www.lean6sigma.org.ua/tag/5s/

http://www.lean6sigma.org.ua/2015/06/kaizen_for_life/

http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/

http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/

http://spb-progressor.ru/kaizen-obuchenie.htm

http://xn--h1aahjbg5b.xn--p1ai/index/kajdzen/0-48

http://yandex.ru/video/search?filmId=emmnM___UXI&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9 Вебинар карта создания ценностей

5. демонстрационные пособия.

- Виды потерь

- Инструмент 5S

- Стандартизация

- Инструмент Пока-йэкэ

- «Семь простых» статистических инструментов

Комментарии
Комментариев пока нет.