Рабочая программа элективного курса «Школа бережливого мышления» в 9 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __ «Школа бережливого мышления»__________________
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) 9 класс
_________ основное общее образование _______________________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __34___ Уровень ____ предпрофильный____________ (базовый, профильный)
Учитель ___Румбешт Роза Фидаиловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 (ФКГОС-2004),
Основными целями курса является:
Формирование представления об особенностях кайдзен-технологияхх и инструментах бережливого производства;
Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам нашей страны.
Курс «Школа бережливого мышления» курс составлен для знакомства с методологией кайдзен, зарубежным и российским опытом ее применения.
Учащиеся познакомятся с международным и российским опытом в этой области, узнают о различиях в японском и западном подходе к инновациям, об эффективной адаптации производственных предприятий к насыщенному рынку.
Материал курса делает акцент на практическую часть. Учащиеся освоят метод «Наблюдение», научатся разрабатывать контрольный листок, проводить тайминг, разрабатывать полезные устройства и приспособления, использовать стандарт выполнения операции. На тренингах учащиеся научатся оценивать степень выполнения поставленной цели и степень удовлетворения ожиданий участников.
Таблица тематического распределения количества часов в 8 классе
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Введение. История и философия кайдзен. |
1 |
- |
Раздел 1 Основы бережливого мышления. Методы кайдзен. |
4 |
3 |
|
2 |
Раздел 2. Семь инструментов Кайдзен. Характеристики инструментов Лин: система 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан. КОНЦЕПЦИЯ 5 S. |
5 |
3 |
3 |
Раздел 3. Основы агробизнеса. |
4 |
2 |
4 |
Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. |
4 |
2 |
5 |
Раздел 5. Потери. Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА. |
4 |
2 |
Итого: |
22 |
12 |
2. Общая характеристика учебного курса.
Обучение бережливому мышлению сегодня играет большую роль. Оно нужно не только для того, чтобы учащиеся овладели новыми приемами, методами, но и для пропаганды идей, воспитания нового стиля мышления, для улучшения взаимодействия в кайдзен-команде.
Элективный курс «Школа бережливого мышления» разработан для учащихся 9 классов с использованием материалов программы «Кайдзен-технологии» и дополнен материалами: «Словарь Кайдзен», «Система 5S», «. Он позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные знания.
В рамках курса учащиеся ознакомятся с методами кайдзен в следующих сферах:
- выявление и устранение скрытых потерь,
- повышение эффективности использования оборудования,
- повышение качества,
- создание мотивирующей среды,
- создание системы непрерывного совершенствования.
На занятиях курса учащиеся познакомятся с философией кайдзен, узнают новое о потерях на производстве и в офисе, научатся видеть потери, научатся устранять потери из каждой операции и каждого процесса, начнут применять методы бережливого производства в быту, в школе, во внеурочной деятельности.
Учащиеся ознакомятся с использованием инструментария кайдзен применительно к реальным задачам своего образовательного учреждения (в реальной зоне вмешательства: например, на выбранном участке). При работе курса учащиеся получат теоретические знания, достаточные для выполнения практических действий, освоят конкретные инструменты и приемы, будут работать над реальной задачей/задачами, научатся вырабатывать реальные предложения по улучшению.
В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На уроках учащиеся будут учиться анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах; делать выводы из полученных данных.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
По базисному плану курс «Школа бережливого мышления» в основной школе изучается в 9 классе. На изучение географии в 9 классах отводится 34часа (1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу на ступени основного общего образования предшествует курс «Обществознание» и «История», включающий определенные экономические и политические знания сведения.
В свою очередь, содержание курса «Школа бережливого мышления» в основной школе является базой для изучения общих географических, исторических понятий , теорий, закономерностей, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой звено в системе профессиональной подготовки и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Введение. История и философия кайдзен. 1 час.
Раздел 1. Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. 8 часов.
Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. Ориентация на потребителя. TQC(всеобщий контроль качества). Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений. Работа малых групп и кружки качества. Система «Точно вовремя» и «Канбан». Автоматизация и роботизация. Дисциплина на рабочем месте. Повышение качества, постоянные улучшения. Отношения сотрудничества между менеджерами и работниками. Повышение производительности и Ноль дефектов. Развертывание политики.
Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.
Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе.
Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен..
Раздел 2. Семь инструментов Кайдзен. 8 часов.
Семь инструментов Кайдзен:
1. Диаграммы Спагетти.
2. Диаграммы причин и результатов.
3. Гистограммы.
4. Контрольные карты.
5. Диаграммы разброса.
6. Графики.
7. Контрольные листки.
Характеристики инструментов Лин: система 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан.
КОНЦЕПЦИЯ 5 S: SEIRI – СЕЙРИ – (Сортировка); SEITON – СЕЙТОН – (Упрощение); SEISO – СЕЙСО – (Уборка); SEIKETSU –СЕЙКЕТСУ – (Стандартизация); SHITSUKE – СИТСУКЕ – (Поддержание и улучшение).
Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек.
Практикум 5. Тренинг. Составление плана достижения целей.
Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало».
Раздел 3. Основы агробизнеса. 6 часов.
Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска. Отношение к кадрам на производстве при традиционной системе управления и при кайдзен. Бережливые технологии в организации технологических процессов при традиционной системе работы и при кайдзен. Сравнение системы управления при традиционной системе работы и при использовании методов кайдзен.
Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве.
Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивациию
Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. 6 часов.
Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. Технологические процессы в агробизнесе. Структура предприятия. Составление карты процесса. Доска достижений с фото и видеоматериалами.
Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами.
Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ.
Раздел 5. Потери. Виды потерь. 6 часов.
Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА:
1. контрольный листок;
2. диаграмма Исикавы;
3. диаграмма Парето;
4. гистограмма;
5. диаграмма разброса;
6. стратификация;
7. контрольные карты.
Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества.
Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам.
4. Практические работы
1 |
Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.. |
2 |
Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе. |
3 |
Практикум 3. Повышение производительности на рабочем месте. Организация рабочего места (в быту, в классе, в школе). |
4 |
Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек. |
5 |
Практикум 5. Тренинг. Составление плана достижения целей. |
6 |
Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало». |
7 |
Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве. |
8 |
Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивациию |
9 |
Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами. |
10 |
Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ. |
11 |
Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества. |
12 |
Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам. |
5. Тематическое планирование
№п/п |
Разделы программы |
Темы, входящие в данный раздел |
Содержание по темам. |
Введение. История и философия кайдзен. 1 час |
|||
1 |
Введение |
Введение. История и философия кайдзен. |
|
Раздел 1 Основы бережливого мышления. Методы кайдзен.(4т+3пр) |
|||
2 |
Основы бережливого мышления. |
Основы бережливого мышления. Методы Кайдзен. Ориентация на потребителя. TQC(всеобщий контроль качества). Дисциплина на рабочем месте. |
|
3 |
Система «Точно вовремя» и «Канбан». |
Работа малых групп и кружки качества. Система «Точно вовремя» и «Канбан». Автоматизация и роботизация. |
|
4 |
Основы бережливого мышления. |
Практикум 1 Основы бережливого мышления. Составления подробной инструкции дежурного по классу с учетом философии кайдзен.. |
|
5 |
Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений |
Всеобщий уход за оборудованием. Система предложений Повышение качества, постоянные улучшения. Отношения сотрудничества между менеджерами и работниками. |
|
6 |
Работа в малой группе над решением командной задачи. |
Практикум 2. Работа в малой группе над решением командной задачи. Распределение обязанностей в группе. |
|
7 |
Повышение производительности и Ноль дефектов. |
Повышение производительности и Ноль дефектов. Развертывание политики повышения производительности. |
|
8 |
Повышение производительности на рабочем месте |
Практикум 3. Повышение производительности на рабочем месте. Организация рабочего места (в быту, в классе, в школе). |
|
Раздел 2. Инструменты Кайдзен КОНЦЕПЦИЯ 5S. (5т+3пр) |
|||
9 |
Семь инструментов Кайдзен: |
Семь инструментов Кайдзен: 1. Диаграммы Спагетти. 2. Диаграммы причин и результатов. 3. Гистограммы. 4. Контрольные карты. 5. Диаграммы разброса. 6. Графики. 7. Контрольные листки. |
|
10 |
Составление контрольных карт и листков |
Практикум 4. Составление контрольных карт и листков по решению учебной задачи. Установка контрольных точек. |
|
11 |
Характеристики инструментов 5S |
Характеристики инструментов 5S, система общего производительного обслуживания оборудования, система Канбан. |
|
12 |
КОНЦЕПЦИЯ 5 S |
КОНЦЕПЦИЯ 5 S. SEIRI – СЕЙРИ – (Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка); |
|
13 |
Метод «Как было, как стало». |
Практикум 6. Сортировка SEISO – СЕЙСО – (Уборка). Метод «Как было, как стало». |
|
14 |
Разработка ключевых показателей(Упрощение). . |
КОНЦЕПЦИЯ 5 S:; SEITON – СЕЙТОН – (Упрощение). Разработка ключевых показателей. |
|
15 |
Стандартизаци); Тренинг «Свинья стандартов». |
SEIKETSU –СЕЙКЕТСУ – (Стандартизация); Тренинг «Свинья стандартов». |
|
Раздел 3. Основы агробизнеса.(4т+2пр) |
|||
16 |
Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска |
Использование бережливых технологий на предприятиях Усть-Лабинска. Отношение к кадрам на производстве при традиционной системе управления и при кайдзен. |
|
17 |
Бережливые технологии в организации технологических процессов |
Бережливые технологии в организации технологических процессов при традиционной системе работы и при кайдзен |
|
18 |
Практическое применения кайдзен технологий в производстве |
Практикум 7. Посещение пекарни Агролдинга «Кубань». Практическое применения кайдзен технологий в производстве. |
|
19 |
Сравнение системы управления |
Сравнение системы управления при традиционной системе работы и при использовании методов кайдзен. |
|
20 |
Система мотивации |
Система мотивации для повышения производительности технологического процесса. |
|
21 |
Разработка системы мотивации |
Практикум 8. Деловая игра. Разработка системы мотивации |
|
Раздел 4. Кайдзен в агробизнесе. (4т+2пр) |
|||
22 |
Кайдзен в агробизнесе. |
Кайдзен в агробизнесе. Повышение эффективности использования оборудования. |
|
23 |
Создание мотивирующей среды. |
Создание мотивирующей среды. Система непрерывного совершенствования. |
|
24 |
Карта потоков создания ценностей. |
Система мотивации и совершенствования. Карта потоков создания ценностей. |
|
25 |
Доска достижений |
Практикум 9. Доска достижений с фото и видеоматериалами. |
|
26 |
Структура предприятия. |
Технологические процессы в агробизнесе. Структура предприятия. |
|
27 |
Разработка иерархической структуры работ. |
Практикум 10. Составление карты процесса. Разработка иерархической структуры работ. |
|
Раздел 5. Потери. Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА.(4т+2пр) |
|||
28 |
Виды потерь. |
Виды потерь. Методы выявления и устранения скрытых потерь. |
|
29 |
Инструменты качества |
СЕМЬ «ПРОСТЫХ» ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА: 1. контрольный листок; 2. диаграмма Исикавы; 3. диаграмма Парето; 4. гистограмма; 5. диаграмма разброса; 6. стратификация; 7. контрольные карты |
|
30 |
Нахождение потерь |
Виды потерь. Определение потерь при просмотре видеороликов. |
|
31 |
Диаграммы Исикавы |
Практикум 11. Составление диаграммы Исикавы школьного процесса с учетом инструментов качества. |
|
32 |
Определение потерь |
Виды потерь. Определение потерь при просмотре видеороликов. |
|
33 |
Диаграммы Парето |
Практикум 12. Использование диаграммы Парето и контрольных карт в образовательном процессе при подготовке к экзаменам. |
|
34 |
Определение наиболее эффективных форм развития учащихся. |
Определение наиболее эффективных форм развития учащихся. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Печатные пособия
- рабочей программы «География России», 8-9 классы( авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, издательство «Дрофа».
- учебник «География России» - 8 класс, автор В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.
- учебник «География России» - 9 класс, автор В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе.
Экранно-звуковые пособия
Презентации для проведения уроков:
3. Технические средства обучения
- мультимедийная установка
- компьютер
4. цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://www.leaninfo.ru/2011/12/08/kaizen-lean-alphabet/
http://www.lean6sigma.org.ua/2011/08/0806/
http://www.lean6sigma.org.ua/tag/5s/
http://www.lean6sigma.org.ua/2015/06/kaizen_for_life/
http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/
http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/
http://spb-progressor.ru/kaizen-obuchenie.htm
http://xn--h1aahjbg5b.xn--p1ai/index/kajdzen/0-48
http://iso-management.com/eto-interesno/kajdzen/
http://mysagni.ru/203-instrumenty-berezhlivogo-proizvodstva-kaydzen.html
http://www.regcons.ru/metod-best.htm
http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/sistema-kajdzen-i-ee-primenenie-v-biznese.html
http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/sistema-kajdzen-i-ee-primenenie-v-biznese.html
http://www.chamber.uz/upload/file/kaidzen_071014_prew_3.pdf
http://troshinen.narod.ru/olderfiles/1/0_Kaizen_uch_mat.pdf
http://marks-com.ru/?page_id=1066
http://www.deming.ru/Books/Kaizen_Key.htm
http://lifehacker.ru/2013/01/27/kaizen/
http://megamozg.ru/post/1842/ как сделать канбан-доску
http://www.studfiles.ru/preview/3305861 , http://yandex.ru/video/search?filmId=sORcMmwVUXI&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9 карта потока создания ценностей
Ссылки на ролики :
http://www.leaninfo.ru/2011/12/08/kaizen-lean-alphabet/
http://www.lean6sigma.org.ua/2011/08/0806/
http://www.lean6sigma.org.ua/tag/5s/
http://www.lean6sigma.org.ua/2015/06/kaizen_for_life/
http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/
http://www.lean6sigma.org.ua/2015/05/marshmallow_test/
http://spb-progressor.ru/kaizen-obuchenie.htm
http://xn--h1aahjbg5b.xn--p1ai/index/kajdzen/0-48
http://yandex.ru/video/search?filmId=emmnM___UXI&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9 Вебинар карта создания ценностей
5. демонстрационные пособия.
- Виды потерь
- Инструмент 5S
- Стандартизация
- Инструмент Пока-йэкэ
- «Семь простых» статистических инструментов