Программа элективного курса «Основы правовых знаний» (9 класс)
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Программа элективного курса
«Основы правовых знаний»
9 класс
Разработала:
Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
г. Магнитогорск
Пояснительная записка
Преподавание курса «Основы правовых знаний» в 2016-2017 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
1.«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. № 1089). Федеральный компонент государственных стандартов и примерные учебные программы были опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart
2. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных организациях Челябинской области
в 2015–2016 учебном году (Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области )
Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Основы правовой культуры формируются уже в период пребывания детей в школе. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в школе правового образования.
Предлагаемая программа воплощает содержание курса «Основы правовых знаний», предназначенного для учащихся 9-х классов.
Цель курса — помочь учащимся разобраться во всем многообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом, научиться уважать законы и бороться за свои права.
Данный курс дает выпускнику основной школы тот объем правовых знаний, который позволит ему в дальнейшем реализовать себя как полноправного и законопослушного гражданина правового государства.
В курсе содержится информация обо всех основных отраслях права, хотя преимущественное внимание уделяется нормам, которые регулируют имущественные, хозяйственные отношения в стране. Курс содержит актуальные сведения о законах, регулирующих отношения между покупателем и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, знакомит учащихся с правовыми способами разрешения споров и конфликтов.
Школьники узнают также о разновидностях профессии юриста, что поможет им в профессиональной ориентации.
Рабочая программа разработана на основе Володина С.И. Основы правовых знаний: Учебное пособие : 8-9 кл. : в 2-х ч. / С. И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. – М. : Академкнига/учебник, 2015
На изучение курса «Основы правовых знаний» отведено 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса: классно-урочная, практические занятия (деловые игры, работа с документами)
Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
Содержание программы
Тема 1. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Взаимоотношения граждан и органов государственного управления. Административная ответственность. Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Тема 2. СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ
Понятие брака. Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак: суд, органы ЗАГС.
Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья.
Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.
Тема 4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Что такое собственность. Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.
Тема 9. Договор
Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, двусторонние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагательные и отменительные).
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные, реальные и консенсуальные, одностороннеобязывающие и взаимные). Особые виды договоров (публичный, предварительный, присоединения, в пользу третьего лица).
Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).
Тема 5. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Наследование. Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди. Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.
Страхование. Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик, страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное).
Отношения с банками. Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.
Права акционеров. Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага. Обыкновенные и привилегированные акции.
Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей).
Тема 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового договора).
Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Всеобщая декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение индивидуальных жалоб в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам человека, в Европейском Суде по правам человека.
Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Тема 8. РАЗДЕЛ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Банковская система РФ, банковские операции. Споры по договорам на оказание банковских услуг. Современные платежные средства.
Земельные правоотношения. Особенности права собственности на землю. Категории земель по целевому использованию. Виды (формы) собственности на землю. Государственное управление земельным фондом.
Экологическое законодательство. Экологическое право. Экологические права и обязанности граждан. Государственные гарантии прав граждан в области экологии. Ответственность за нарушение норм экологического законодательства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Учебная тема | Материалы учебника |
| | Тема 1. Гражданин и государство | |
1 | | Взаимоотношения граждан и органов государственного управления | §30 |
2 | | Административная ответственность | §31 |
3 | | Уголовная ответственность | §32 |
4 | | Уголовная ответственность несовершеннолетних | §33 |
5 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин и государство» | Повторить §30-33 |
| | Тема 2. Семья. Родители. Дети | |
6 | | Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака | §34 |
7 | | Права и обязанности супругов | §35 |
8 | | Права и обязанности родителей и детей | §36 |
| | Тема 3. Общая характеристика гражданских правоотношений | |
9 | | Какие правоотношения называют гражданскими | §37 |
10 | | Субъекты гражданского права | §38 |
11 | | Осуществление и защита гражданских прав | §39 |
12 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданские правоотношения» | Повторить §37-39 |
| | Тема 4. Право собственности | |
13 | | Что такое собственность | §40 |
14 | | Кто может быть собственником | §41 |
15 | | Защита прав собственности | §42 |
| | Тема 5. Договор | |
16 | | Что такое сделка | §43 |
17 | | Виды гражданско-правовых договоров | §44 |
18 | | Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору | §45 |
| | Тема 6. Отдельные виды гражданских правоотношений | |
19 | | Жилищные правоотношения | §46 |
20 | | Права потребителей | §47 |
21 | | Тестирование | повторить §46-47 |
| | Тема 5. Правовое регулирование трудовых отношений | |
22 | | Какие правоотношения называют трудовыми | §48 |
23 | | Трудовой договор | §49 |
24 | | Как устраиваются на работу | §50 |
25 | | Тестирование | повторить §48-50 |
| | Тема 8. Международная защита прав человека | |
26 | | Международная защита прав человека | §51 |
27 | | Международное гуманитарное право | §52 |
| | Тема 9. Раздел для любознательных | |
28 | | Отношения с банками | §53 |
29 | | Земельные правоотношения | §54 |
30 | | Экологическое законодательство | §55 |
31 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Отношения с банками, земельное и экологическое законодательство» | |
32-34 | | Итоговое тестирование | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен
знать
порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;
различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
1.Володина С.И. Основы правовых знаний: Учебное пособие : 8-9 кл. : в 2-х ч. / С. И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. – М. : Академкнига/учебник, 2015
2.Программа курса «Основы правовых знаний». М.: Издательство - «Вита-пресс»
Дополнительная литература
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)
Семейный кодекс (СК РФ) (изм. 10.01.2016)
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Интернет-ресурсы
allpravo.ru - сайт "Право России"
law.pp.ru - "Юридический факультет".
tarasei.narod.ru - "Все о праве".
oprave.ru Юридический портал "Правопорядок"
http://dogovor-urist.ru/кодексы/
Поурочное планирование. 9 класс
№ | Примерный срок проведения (месяц, неделя) | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Учебно-методическое обеспечение, ИКТ-ресурсы | Домашнее задание |
| | Тема 1. Гражданин и государство | 5 | | | |
1 | | Взаимоотношения граждан и органов государственного управления | 1 | Рассказывают об общественных отношениях, регулирующихся нормами административного права и объясняют их особенность. Называют субъектов административного права. Объясняют, какие права имеют граждане в сфере государственного управления, и какие на них возложены обязанности. Самостоятельно осуществляют поиск определение термина «жалоба» в электронном приложении. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи | Учебник, тетрадь, ЦОР | §30 |
2 | | Административная ответственность | 1 | Дают характеристику административным правонарушениям, выделяя их признаки. Объясняют, что такое административное наказание, и называет виды административных наказаний. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи | Учебник, тетрадь, ЦОР | §31 |
3 | | Уголовная ответственность | 1 | Объясняют понятие «уголовная ответственность», называют основания привлечения к уголовной ответственности. Характеризуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Объясняют понятие «презумпция невиновности». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи, работают с текс том Уголовного кодекса (ст.62) в электронном приложении | Учебник, тетрадь, ЦОР | §32 |
4 | | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | Характеризуют особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и меры воспитательного воздействия. Решают практические задачи, знакомятся со ст.392 УПК РФ в электронном приложении. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §33 |
5 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданин и государство» | 1 | Объясняют содержание следующих понятий: государственное управление, исполнительная власть общества, административное право, административное правонарушение и ответственность, уголовная ответственность. Выполняют тестовые задания | Учебник, презентация, тесты | Повторить §30-33 |
| | Тема17. Семья. Родители. Дети | 3 | | | |
6 | | Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака | 1 | Рассказывают о нормах, регулирующих отношения в семье. Называют участников семейных правоотношений, обязательные условия и препятствия к заключения брака. Объясняют причины распада браков. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи | Учебник, тетрадь, ЦОР | §34 |
7 | | Права и обязанности супругов | 1 | Характеризуют права и обязанности супругов, классифицирую их на имущественные и личные неимущественные права. Объясняют понятие «режим супружеской собственности» и условия его возникновения. Объясняют понятие «брачный договор». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи | Учебник, тетрадь, ЦОР | §35 |
8 | | Права и обязанности родителей и детей | 1 | Называют права и обязанности родителей и детей. Объясняют условия лишения родителей родительских прав, основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей. Рассказывают о действиях органов, помогающих детям, оставшихся без попечения родителей. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Знакомятся с текстом ч.2 и 3 ст. 35 ГК РФ в электронном приложении. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §36 |
| | Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений | 4 | | Учебник, тетрадь, ЦОР | |
9 | | Какие правоотношения называют гражданскими | 1 | Объясняют понятие «гражданские правоотношения» и называет их основные элементы. Характеризуют субъекта и объект гражданских правоотношений. Сравнивают имущественные и неимущественные отношения. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Используя электронное приложение, знакомятся со ст.2 Гражданского кодекса РФ и составляют схему отношений, регулируемых гражданским законодательством. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §37 |
10 | | Субъекты гражданского права | 1 | Объясняют понятия «гражданская правоспособность» и «дееспособность», выявляя их различия. Называет признаки, по которым организация считается юридическим лицом. Называет виды юридических лиц. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Знакомится со ст. 22, 29 и 30 Гражданского кодекса РФ в электронном приложении. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §38 |
11 | | Осуществление и защита гражданских прав | 1 | Характеризуют условия, ограничения свободы распоряжения своими правами и существующие формы защиты нарушенных гражданских прав. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Самостоятельно находят в электронном приложении нормативные правовые акты, в которых упоминается «срок исковой давности». | Учебник, тетрадь, ЦОР | §39 |
12 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданские правоотношения» | 1 | Объясняют понятия: гражданское правоотношение, субъекты и объекты гражданских правоотношений, содержание гражданских правоотношений, правоспособность и дееспособность. Выполняют тестовые задания. | Учебник, тетрадь, ЦОР | Повторить §37-39 |
| | Тема 9. Право собственности | 3 | | | |
13 | | Что такое собственность | 1 | Характеризуют понятие «право собственности», называет правомочия, принадлежащие собственнику, основания возникновения права собственности. Объясняют понятия «общая собственность», «долевая собственность», «совместная собственность». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении определение термина «реквизиция». | Учебник, тестовые материалы | §40 |
14 | | Кто может быть собственником | 1 | Характеризуют субъектов права собственности, виды (формы) собственности. Называют ограничения по отношению к частной собственности, установленные законом. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении ст.130 Гражданского кодекса и составляют список вещей, отнесенных законодательством к недвижимым вещам. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §41 |
15 | | Защита прав собственности | 1 | Характеризуют понятие «исковое заявление» и его содержание. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Самостоятельно пишет исковое заявление по заданной ситуации. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §42 |
| | Тема 10. Договор | 3 | | | |
16 | | Что такое сделка | 1 | Характеризуют понятие «сделка» и условия правомерности совершения сделок. Перечисляет критерии по которым классифицируются сделки. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении определение термина «нотариальная сделка». | Учебник, тетрадь, ЦОР | §43 |
17 | | Виды гражданско-правовых договоров | 1 | Характеризуют понятие «гражданско-правовой договор» и объясняет принцип свободы договора. Рассказывают, как происходит заключение договора. Называют виды договоров. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §44 |
18 | | Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору | 1 | Называют способы обеспечения обязательств, случаи изменения и расторжения договоров. Объясняют понятия «реальный ущерб» и «упущенная выгода». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §45 |
| | Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений | 3 | | | |
19 | | Жилищные правоотношения | 1 | Перечисляют обязанности государства в жилищной сфере. Характеризуют основные формы реализации прав граждан в жилищной сфере. Характеризуют понятия «ипотечное кредитование» и «договор социального найма». Называют права и обязанности собственника и нанимателя жилого помещения. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §46 |
20 | | Права потребителей | 1 | Рассказывают историю возникновения потребительского законодательства. Называют права потребителя. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §47 |
21 | | Тестирование | 1 | Выполняют тестовые задания по теме «Отдельные виды гражданских правоотношений» | | повторить §46-47 |
| | Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений | 4 | | | |
22 | | Какие правоотношения называют трудовыми | 1 | Характеризуют источники трудового права и особенности трудовых правоотношений. Объясняют понятия «социальное партнерство», «коллективное соглашение». Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §48 |
23 | | Трудовой договор | 1 | Называют участников трудовых правоотношений, объясняют понятие «трудовой договор» и характеризуют его содержание. Рассказывают о порядке заключения и расторжения трудового договора. Характеризуют особенности регулирования труда несовершеннолетних. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §49 |
24 | | Как устраиваются на работу | 1 | Характеризуют такие категории лиц, как занятые и безработные. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §50 |
25 | | Тестирование | 1 | Выполняют тестовые задания, решают практические задачи по теме «Правовое регулирование трудовых отношений» | | повторить §48-50 |
| | Тема 13. Международная защита прав человека | 2 | | | |
26 | | Международная защита прав человека | 1 | Называет международные организации, защищающие права человека, рассказывает о порядке обращения и рассмотрения исковых заявлений граждан в них. Сравнивают решения, принятые Комитетом по правам человека, и решениями, принятыми Европейским Судом по правам человека. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §51 |
27 | | Международное гуманитарное право | 1 | Характеризуют международное гуманитарное право, называю его источники и принципы. Объясняют ответственность, предусмотренную за нарушение норм международного гуманитарного права. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. Осуществляют самостоятельный поиск в электронном приложении информации о российских правовых актах, регулирующих вопросы предоставления гуманитарной помощи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §52 |
| | Тема 14. Раздел для любознательных | 4 | | | |
28 | | Отношения с банками | 1 | Характеризуют функции Центрального банка РФ, называют виды банков. рассказывают о видах соглашений, которые может заключить гражданин с банком. Объясняют особенности договоров банковского кредита, счета, вклада. Объясняет понятия «дорожный чек», «пластиковая карточка». Рассказывают о порядке покупки иностранной валюты. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §53 |
29 | | Земельные правоотношения | 1 | Характеризуют земельное право и правоотношения им регулируемые. Называют нормативные акты, в которых заключаются нормы земельного права. Объясняют особенности права собственности на землю. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §54 |
30 | | Экологическое законодательство | 1 | Характеризуют экологическое право и его источники. Называет права и обязанности граждан в области экологии, видя ответственности, предусмотренные за нарушение норм экологического законодательства. Выполняют тестовые задания, решают практические задачи. | Учебник, тетрадь, ЦОР | §55 |
31 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Отношения с банками, земельное и экологическое законодательство» | 1 | Объясняют понятия: банковская система, дорожные чеки и пластиковые карточки, земельное право и земельные правоотношения, экологическое право | Учебник, тетрадь, ЦОР | |
32-34 | | Итоговое тестирование | 3 | Выровняют тестовые задания | | |
| | ИТОГО | 34 | | | |