12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Петрова Марина1331 Россия, Карелия респ., Сортавала Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Элективный курс «Основы правовых знаний»
МКОУ Сортавальского МР РК
Рускеальская ООШ
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию "Основы правовых знаний"9 класс
срок реализации – 1 год
Петрова М.Б.
учитель истории и обществознания
МКОУ Сортавальского МР РК Рускеальская ООШ
Элективный курс по обществознанию в 9-м классе "Основы правовых знаний"
Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для учащихся 9 класса.
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.
Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.
Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права. Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.
Цели курса:
1. Иметь представление:
1.1. О правонарушениях и преступлениях;
1.2. О причинах правонарушений и преступлений;
1.3. О юридической ответственности за совершение правонарушения;
1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения;
1.5. О понятии правопорядка.
2. Знать:
2.1. Виды преступлений;
2.2. Что такое вина и ответственность;
2.3. О работе правоохранительных органов;
2.4. Как работает суд.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях;
4. Приобрести опыт:
4.1.Работы со специальной справочной литературой;
4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3.Коллективной работы в группах.
Содержание курса и учебная деятельность
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в курс. Понятие об отрасли права. Знакомство с уголовным правом. | 1 | 1 | Беседа с учителем, конспектирование. | |
2 | Правонарушение и преступление. Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. | 1 | 1 | Участвуют в дискуссии, | |
3 | Вина и ответственность. | 1 | 1 | Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. | |
4 | Классификация преступлений. | 1 | 1 | заполняют таблицу «Виды преступлений» | |
5 | Ответственность за преступления против собственности. | 1 | 1 | Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. | |
6 | Ответственность за преступления против личности. | 1 | 1 | Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни». | |
7 | Групповые правонарушения несовершеннолетних. | 1 | 1 | Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. | |
8-9 | Как не стать жертвой преступления. | 1 | 1 | Конспектирование, обогащение словаря. | |
10-11 | Правопорядок и милиция. | 2 | 1 | 1 | Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. |
12-13 | Если тебя задержала милиция. | 1 | 1 | 1 | Конспектирование, обогащение словаря, работа в группах |
14-15 | Судебное заседание. | 1 | 1 | 1 | Участие в ролевой игре. |
16-17 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | Презентация работ учащихся. | |
Всего часов: | 17 | 9 | 8 |
Ожидаемые результаты.
По завершению элективного курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:
1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений;
1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
2.3. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
4.1. Работы со специальной справочной литературой;
4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3. Коллективной работы в группах.
Содержание программы курса:
Тема 1: Введение.
Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.
Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и итоговых работ, которые предстоит выполнить учащимся за данное время.
Тема 2: Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.
Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.
Тема 3: Вина и ответственность.
Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.
Тема4: Классификация преступлений
Тема 5: Ответственность за правонарушения против собственности.
Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.
Тема 6: Ответственность за правонарушения против личности.
Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.
Тема 7: Групповые правонарушения несовершеннолетних.
Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.
Тема 8-9: Как не стать жертвой преступления?
Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.
Тема 10-11: Правопорядок и милиция.
Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.
Тема 12-13: Если тебя задержала милиция.
Цель: Показать учащимся способы защиты своих прав.
Уголовный кодекс. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 14-15: «Судебное заседание»
Цель: Предупреждение асоциального поведения, формиро¬вание целостного представления о личной ответственности челове¬ка за антиобщественные деяния. Ролевая игра.
Тема 16-17: Итоговое занятие
Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация работ. Подведение итогов.