Элективный курс «Основы правовых знаний»
МКОУ Сортавальского МР РК
Рускеальская ООШ
Рабочая программа
элективного курса по обществознанию "Основы правовых знаний"9 класс
срок реализации – 1 год
Петрова М.Б.
учитель истории и обществознания
МКОУ Сортавальского МР РК Рускеальская ООШ
Элективный курс по обществознанию в 9-м классе "Основы правовых знаний"
Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для учащихся 9 класса.
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.
Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.
Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права. Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.
Цели курса:
1. Иметь представление:
1.1. О правонарушениях и преступлениях;
1.2. О причинах правонарушений и преступлений;
1.3. О юридической ответственности за совершение правонарушения;
1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения;
1.5. О понятии правопорядка.
2. Знать:
2.1. Виды преступлений;
2.2. Что такое вина и ответственность;
2.3. О работе правоохранительных органов;
2.4. Как работает суд.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях;
4. Приобрести опыт:
4.1.Работы со специальной справочной литературой;
4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3.Коллективной работы в группах.
Содержание курса и учебная деятельность
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Введение в курс. Понятие об отрасли права. Знакомство с уголовным правом. |
1 |
1 |
Беседа с учителем, конспектирование. |
|
2 |
Правонарушение и преступление. Причины правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. |
1 |
1 |
Участвуют в дискуссии, |
|
3 |
Вина и ответственность. |
1 |
1 |
Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. |
|
4 |
Классификация преступлений. |
1 |
1 |
заполняют таблицу «Виды преступлений» |
|
5 |
Ответственность за преступления против собственности. |
1 |
1 |
Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. |
|
6 |
Ответственность за преступления против личности. |
1 |
1 |
Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни». |
|
7 |
Групповые правонарушения несовершеннолетних. |
1 |
1 |
Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. |
|
8-9 |
Как не стать жертвой преступления. |
1 |
1 |
Конспектирование, обогащение словаря. |
|
10-11 |
Правопорядок и милиция. |
2 |
1 |
1 |
Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. |
12-13 |
Если тебя задержала милиция. |
1 |
1 |
1 |
Конспектирование, обогащение словаря, работа в группах |
14-15 |
Судебное заседание. |
1 |
1 |
1 |
Участие в ролевой игре. |
16-17 |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
Презентация работ учащихся. |
|
Всего часов: |
17 |
9 |
8 |
Ожидаемые результаты.
По завершению элективного курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:
1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений;
1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
2.3. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
4.1. Работы со специальной справочной литературой;
4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3. Коллективной работы в группах.
Содержание программы курса:
Тема 1: Введение.
Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.
Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и итоговых работ, которые предстоит выполнить учащимся за данное время.
Тема 2: Правонарушение и преступление. Причины правонарушений.
Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.
Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.
Тема 3: Вина и ответственность.
Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.
Тема4: Классификация преступлений
Тема 5: Ответственность за правонарушения против собственности.
Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.
Тема 6: Ответственность за правонарушения против личности.
Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.
Тема 7: Групповые правонарушения несовершеннолетних.
Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.
Тема 8-9: Как не стать жертвой преступления?
Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.
Тема 10-11: Правопорядок и милиция.
Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.
Тема 12-13: Если тебя задержала милиция.
Цель: Показать учащимся способы защиты своих прав.
Уголовный кодекс. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.
Тема 14-15: «Судебное заседание»
Цель: Предупреждение асоциального поведения, формиро¬вание целостного представления о личной ответственности челове¬ка за антиобщественные деяния. Ролевая игра.
Тема 16-17: Итоговое занятие
Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация работ. Подведение итогов.