Программа элективного курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом»

3
0
Материал опубликован 6 January 2021 в группе

Программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом»


Пояснительная записка

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о его кризисе. Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Всё это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

  • снижение интереса к чтению;
  • ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
  • низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.

Цель программы:  воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего образования:

 1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Актуальность программы определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

-не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

-не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

-не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

-не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

-не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

-не могут учесть точку зрения или знания адресата;

-не могут определить замысел и цели автора текста.

    Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.


Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • преобразование и интерпретация информации;
  • оценка информации.

Как часть образовательной программы  развития УУД   тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений:

-овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

-овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

-овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

-определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

-восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

-приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы:

  • демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;    
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • составлять тексты в устной и письменной формах.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.  Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут готовы и способны к выбору направления профильного образования.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится

-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;

-находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им

Выпускники получат возможность научиться:

-самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.


  На ступени основного общего образования выпускники школы приобретут в процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения, представления информации  в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

-структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.


Выпускник получит возможность научиться:

-выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).


Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

-откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

-откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

-использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

-критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.



            Программа курса   рассчитана на 18часов в 8 классе.

Содержание учебного курса

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение  текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.  Представление информации  в наглядно-символической форме.  Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста.  Выбор  из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста.  Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста.  Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых  компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.   Объяснение  назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы.  Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте.  Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста  Определение  назначения разных видов текстов.  Постановка цели  чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации.  Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности  изложения идей текста. Сопоставление  разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме.  Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей.  Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.

Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации  и ее осмысление.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания.  Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.  Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах).  Переход от одного представления данных к другому.  Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной  в тексте информации  разного характера.   Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка  выводов  из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.

Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников.  Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире.   Нахождение доводов в защиту своей точки зрения.  Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.  Нахождение недостоверности получаемой информации.  Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов.  В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.  Использование  полученного  опыта  восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта.  Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Критическое отношение  к рекламной информации.  Нахождение способов проверки противоречивой информации.  Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.



Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

6

Самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера,сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д..

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация

6

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

3

Работа с текстом: оценка информации

6

Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.



18


Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного



1

Текст. Тема текста. Основная мысль . Идея текста.



2

Роль заглавия в текстах и его связь  с темой и главной мыслью.Ключевые слова и их назначение.



3

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)



4

Как читать несплошной текст.Поиск информации и обработка информации в несплошных текстах.



5

Смысловые связи в тексте. Средства связи предложений в тексте.



6

Изобразительно-выразительные средства.




Работа с текстом: преобразование и интерпретация



7

Строение текстов разных типов.   Текст-рассуждение. Выделение тезиса и аргументов  в тексте учебно-научного стиля



8

Смысловые части текста. Микротема. Виды  и формы плана.



9

Перекодировка  информации: пометки, выписки, цитаты.



10

Использование в тексте графических средств, их назначение.Преобразование текста в таблицы и схемы.



11

Составление вопросов по тексту. Аннотация. Отзыв.Рецензия



12

Подробный и сжатый пересказ. Приемы сжатия текста.




Работа с текстом: оценка информации



13

Вычленение из текста  информации, заданной в явном и неявном видах. Выявление достоверной (противоречивой)информации.Критическое отношение к информации.



14

Интерпретация текста. Построение оценочных суждений на основе прочитанного.



15

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста.



16

Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.



17

Составление на основании исходного текста монологического высказывания в соответствии с заданным типом и стилем речи.



18

Комплексный анализ текста




Учебно- методическое обеспечение.

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

3. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

4. О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов и др. Русский язык. 8класс. - М.: Экзамен, 2016;

5. Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс.- М.: Просвещение, 2015.




Комментарии
Комментариев пока нет.