12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецов Сергей Николаевич109
Россия, Ростовская обл., х.Исаев

Программа

элективного курса

по физической культуре

«Волейбол»

Для учащихся 9 класса.

Составитель:

Кузнецов С.Н.

учитель физической

культуры.

х.Исаев

2016г.

 

Пояснительная записка.

Цель изучения курса – формирование у учащихся знаний, умений и навыков при игре в волейбол.

Задачи:

Освоение учащимися знаний для игры в волейбол.

Овладение умениями и навыками волейбола.

Развитие силы, ловкости, координацию движений, быстроту реакции.

Воспитывать интерес к игре, волю, трудолюбие, коллективизм.

При обучении волейболу в школе у учителя возникает масса проблем. Это и дефицит урочного времени, отводимого на волейбол, и разрыв между прохождением материалов в разных классах, и недостаточное количество инвентаря.

Для достижения высокого методического уровня организации учебного процесса необходимо опираться на знание психологии каждого ученика, достижение индивидуальной осознанной активности у занимающихся. Важна последовательность освоения элементов техники, иначе планируемый результат обучения достигается с трудом.

Успешность овладения данной технологией достигается за счет научной организации труда и активной исполнительской роли самих занимающихся.

Программа курса рассчитана на 70 часов.

Учебно – тематический план.

/№

Название темы

Кол-во

Часов.

В т.ч.

Теория.

В т.ч.

Практика.

1

Основы знаний.

Перемещение и стойки волейболиста.

1

10

1

---

---

10

2

Передача мяча сверху

двумя руками:

- во встречных колоннах;

- у сетки и через сетку;

- передачи мяча через сетку в прыжке;

- передачи мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передач;

- передачи мяча сверху двумя руками в зонах 5-3-4, 6-2-3, 1-3-2 стоя лицом к цели;

- в зонах 6-3-2, 6-3-4 стоя спиной к цели;

- передачи мяча через сетку в прыжке на заднюю линию.

4

4

1

1

1

1

1

---

---

---

---

---

---

---

4

4

1

1

1

1

1

3

Прием мяча снизу двумя руками:

- прием мяча, отраженного сеткой;

- многократный прием снизу;

- прием мяча снизу одной рукой с последующим падением и перекатом на бедро и спину.

4

4

1

---

---

---

4

4

1

4

Подача мяча:

- нижняя прямая подача;

- верхняя прямая подача;

- подача на точность.

3

3

3

---

---

---

3

3

3

5

Атакующий удар:

- прямой нападающий удар из

зон 4, 2.

3

---

3

6

Блокирование.

2

---

2

7

Тактические действия:

- в нападении – со второй передачи через игрока передней линии;

- в защите – уступом вперед.

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

8

Учебная игра с заданиями.

10

1

9

9

Контрольные задания:

- упражнения из разделов программы.

9

3

6

 

Итого.

70

6

64

Содержание курса.

Тема 1. Основы знаний. Из истории волейбола. Перемещения: приставными шагами

правым, левым боком вперед. Передача: после подбрасывания над собой с

набрасывания партнера. Прием: снизу двумя руками, мяч набрасывает партнер.

Игра: «Пионербол».

Тема 2. Перемещения: приставные шаги правым, левым боком вперед, лицом

вперед, спиной вперед. Передача: то же, что в 1 занятии. Прием: то же, что в 1

занятии. Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 3. Перемещения: сочетание приставных шагов боком, лицом и спиной вперед.

Передача: с набрасывания партнера. Прием: снизу двумя руками, мяч

набрасывает партнер, посылает передачей. Игра: «Пионербол», «Мяч в воздухе».

Тема 4. Перемещения: чередование способов. Передача: с набрасывания партнером

через сетку, многократные передачи в стену. Прием: снизу мяча, наброшенного

партнером. То же, мяч набрасывается через сетку. Игра: «Передал - садись».

Тема 5. Перемещения: чередование способов ускорения при передвижении

определенным способом. Передача: передачи в стену, передачи в парах в зонах

6-3, 4-3, 2-3. Прием: то же, что в 4 занятии. Игра: «Передал - садись».

Тема 6. Перемещения: то же, что в 5 занятии. Передача: то же, что в 5 занятии.

Прием: то же, что в 5 занятии. Игра: «Передал - садись».

Тема 7. То же, что в 6 занятии. Игра: «Мяч в воздухе», «Передал - садись».

Тема 8. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 9. То же, что в 6 занятии. Игра: «Пионербол».

Тема 10. Перемещения: во время ходьбы и бега по сигналу присесть, подпрыгнуть.

Передача: передачи в парах через сетку, передача в треугольнике

(расстояние до 2м.) Прием: снизу у стены (с ударом о стенку), после

перемещения и остановки. Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 11. Перемещения: смена способа перемещения по сигналу, имитация

передачи и приема мяча. Передача: то же, что в 10 занятии.

Прием: у сетки, мяч набрасывают через сетку.

Подача: бросок набивного мяча (1 кг.), снизу одной рукой в стенку,

в парах. (Расстояние 5-6м., затем увеличивается до 8-9м.)

Игра: «Пионербол», «Мяч в воздухе».

Тема 12. Перемещения: то же, что в 11 занятии.

Передача: передачи в треугольнике (в одну и другую сторону), в

зонах 6, 3, 4, из зоны и мяч направляется через сетку.

Прием: то же, что в 11 занятии. Подача: то же, что в 11 занятии.

Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 13. Перемещения: то же, что в 12 занятии.

Передача и прием: учащиеся в зонах 6, 3, 4, по обе стороны сетки,

передачи как в 12 занятии, но на другой стороне мяч принимают в

зоне 6 сверху или снизу, направляют его в зону 3.

Подача: нижняя прямая подача. Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 14. Перемещения: ускорения и другие задания во время передвижения

различными способами. Передача и прием: то же, что в 13 занятии.

Подача: через сетку, расстояние 3-4м. Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 15. Перемещения: из предыдущих занятиях. Подача: нижняя прямая через сетку

(расстояние 5-6м.); прием подачи (снизу двумя руками) и первая передача в зону

3, из зоны 3 в зону 4 и оттуда через сетку.

Тема 16. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 17. Перемещения: во время передвижения изменение способа

перемещения, во время передвижения – ускорения в пределах

границ площадки. Передача: упражнения для кистей рук, броски и ловля

набивного мяча (1 кг.), передачи в парах. Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 18. Перемещения: бег, приставные, скрестные шаги с остановкой и

движением в обратном направлении («челнок»). Передача: то же, что в 17

занятии. Подача: броски набивного мяча (1 кг.) снизу одной рукой в стенку,

нижняя прямая подача в стену (чередование).

Игра: «В три касания»: располагаются учащиеся в зонах 5, 3, 4

передача из зоны 5 в зону 3, из зоны 3 в зону 4, в зоне 4 передача над

собой и после поворота лицом к зоне 5 передача туда.

Тема 19. Перемещения: передвижения различными способами:

а)«челноком»; б) в сочетании с движениями рук.

Передача: броски набивного мяча, передача мяча в стенку. (Колонка,

по 2-3 передачи и смена). Прием: исходное положение для приема подачи,

«прием» мяча в ловушку, мяч набрасывает партнер. Игра «в три касания» из

занятия 18, но из зоны 4 мяч посылать через сетку.

Тема 20. Перемещения: передвижения различными способами в сочетании с

движением рук. Передача: броски ловля набивного мяча во встречных колоннах;

то же, передача волейбольного мяча. Прием: мяча в ловушку, мяч посылают

подачей с расстоянием 4-8м. Игра: «В три касания» из занятия 19.

Тема 21. Перемещения: то же, что и в занятии 20, смена способа

передвижения в определенных границах. Передача: а) водящий против колонны;

б) во встречных колоннах. Подача: нижняя прямая через сетку из-за лицевой

линии, чередование подачи и бросков набивного мяча (1 кг.) в стену (расстояние

2-4м.) Прием: подачи на щит в руках. Игра: «В три касания» , но мяч в зоне 5 (6)

принимают от нижней прямой подачи.

Тема 22. Перемещения: сочетание способов передвижения, ускорения,

эстафеты (бег с изменением направления, переноски набивных

мячей). Передача: упражнения для рук, кистей рук, с набивным мячом у

стены, передача в стену («эстафета у стены»). Подача: соревнование, кто меньше

сделает ошибок из пяти попыток. Прием: то же, что в занятии 21; прием подачи,

выполненной с расстояния 4-6м. от сетки.

Учебная игра в волейбол, мяч вводится в игру передачей из зоны 4 (2).

Тема 23. Перемещения: то же, что в 22 занятии.

Передача: встречная передача мяча без перехода и с переходом из

колонны в колонну. (Предварительно выполняются броски и ловля

набивного мяча). Отбивание мяча кулаком подбрасывание набивного мяча и

ловля в прыжке, отбивание волейбольного мяча, подброшенного партнером.

Учебная игра в волейбол, мяч вводится в игру передачей из зоны 6.

Тема 24. Перемещения: то же, что в 20 занятии. Передача: то же, что в 20 занятии.

Отбивание мяча кулаком в прыжке через сетку. Мяч набрасывает

учитель. Прием: прием подачи и первая передача в зону 3, вторая передача (из

зоны 3) в зону 4, из зоны 4 через сетку. При приеме подачи 6 учащихся стоят «в

расстановке при приеме подачи».

Тема 25. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 26. Перемещения: то же, что в занятии 17. Передача: то же, что в занятии 23.

Отбивание мяча кулаком через сетку в прыжке, мяч набрасывает партнер.

Подача: в правую и левую половину площадки, в стену – подача и

бросок набивного мяча (чередование). Прием: то же, что в занятии 25.

Учебная игра, мяч вводится в игру передачей.

Тема 27. Перемещения: смена способа передвижения, изменение

направления, ускорения. Передача: броски и ловля набивного мяча в парах, у

стены, во встречных колоннах, передача у стены, стоя в колонну по одному. (2-

3 передачи и уход в конец колонны). «Эстафета у стены».

Подача: в правую и левую часть площадки. Прием: то же, что в занятии 24.

Учебная игра, мяч вводится в игру подачей с 4-6м. от сетки.

Тема 28. Перемещения: то же, что в занятии 27. Передача: то же, что в занятии 23.

Подача: соревнование, кто меньше сделает ошибок из пяти попыток.

Прием: подачи «в расстановке» (шесть учащихся), подачи в

различные точки площадки.

Тема 29. Перемещения: сочетания перемещений с движением рук, эстафета с

включением различных способов передвижения. Отбивание мяча кулаком через

сетку в прыжке. Подачи: то же, что в занятии 27. Прием: то же, что в занятии 28.

Учебная игра в волейбол, подача из-за лицевой линии.

Тема 30. Перемещения: то же, что в занятии 29.

Передача: во встречных колоннах с переходом в противоположную

колонну после передачи. Прием: то же, что в занятии 29.

Учебная игра в волейбол с подачей, задание – играть в три касания.

Тема 31. Перемещения: то же, что в занятии 16. Передача: то же, что в занятии 30.

(Предварительно с набивным мячом). Учебная игра в волейбол, задание из 30

занятия.

Тема 32. Перемещения: с изменением способа и направления передвижения.

Передачи: в парах. Учебная игра в волейбол, играть в три касания.

Тема 33. Разминка на основе упражнений из предыдущих уроков.

Учебная игра, определение степени освоения учащимися

программного материала.

Тема 34. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 35. Перемещения: различными способами в сочетании с круговыми

движениями рук, бег скрестным шагом в парах с бросками и ловлей

набивного мяча. Передача: броски и ловля набивного мяча, передача

в расположении водящий – колонка, встречные колонны.

Подача: нижняя прямая в правую и левую часть площадки.

Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 36. Перемещения: в сочетании с бросками и ловлей набивного мяча.

Передача: из занятия 35. Прием мяча, отправленного сеткой

(расстояние 1-2м. от сетки, мяч в сетку набрасывает партнер).

Подача: в дальнюю часть площадки. Игра: «Мяч в воздухе».

Тема 37. Перемещения: из занятия 35. Броски и ловля набивного мяча

над собой и во встречную колонну у сетки (зоны 2-4).

Передачи в парах. Прием мяча, отраженного сеткой.

Подача: в ближнюю часть площадки.

Игра: «Мяч в воздухе». (На водящих в середине круга).

Тема 38. Перемещения: по 10-15м. по сигналу из различных исходных положений, бег

скрестным шагом в парах с бросками и ловлей набивного мяча. Передачи: из 37

занятия. Прием мяча от сетки. Прием снизу мяча, наброшенного партнером. То

же, но первым касанием мяч послать вверх перед собой, вторым направить

партнеру.

Тема 39. Перемещения: из занятия 35. Броски и ловля набивного мяча

во встречных колоннах у сетки. Броски набивного мяча стоя спиной к партнеру

(учащийся располагается между встречными колонками или в тройках на одной

линии). Передачи в парах. Учебная игра в волейбол, играть в три касания.

Тема 40. Бег с изменением направления (обегание стоек, набивных мячей,

эстафета с бегом, с «челночным» участком). Встречная передача мяча у сетки:

одна передача над собой, вторым касанием мяч послать в встречную колонну.

Броски набивного мяча в прыжке, у стены в парах. Передача мяча стоя спиной к

партнеру (с собственного подбрасывания).

Тема 41. Из различных исходных положений бег 10-15м. («стартовый рывок»), во время

передвижения в парах броски и ловля набивного мяча. Передачи во встречных

колоннах. (Соревнование: кто дольше «продержит» мяч в воздухе). Передача

мяча в прыжке, наброшенного партнером. Прием снизу в стену (сериями 3-4

приема). Учебная игра, играть в три касания.

Тема 42. Бег, приставные шаги 20-30м. «челночно», отрезки 5 и 10м. Броски и ловля

набивного мяча во встречных колоннах, затем передача. Передача в парах через

сетку. Передача в прыжке через сетку, мяч набрасывает партнер (посылает

передачей). Прием от сетки. Многократный прием снизу у стены (на месте и

перемещаясь приставными шагами).

Тема 43. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 44. Перемещения с ловлей и бросками набивного мяча, эстафета.

Передачи в зонах 6-3-4, откуда через сетку в прыжке. Передача

мяча стоя спиной к партнеру (с собственного подбрасывания,

предварительно упражнение выполняется с набивным мячом).

Отбивание мяча снизу руками над собой (сериями по 3-4 приема).

Учебная игра, мяч через сетку посылать в прыжке.

Тема 45. Перемещения из занятия 41. Передача мяча в прыжке через сетку

(мяч передачей с собственного подбрасывания посылает партнер из

зоны 3). Подача в дальнюю и ближнюю часть площадки. Тактика

игры в нападении через игрока зоны 3 (причем мяча в глубине

площадки и первая передача в зону 3, из зоны 3 в зону 4 через сетку

в прыжке). Мяч принимает 6 учащихся в «расстановке».

Тема 46. Бег с изменением направления и «челночными» участками.

Передача во встречных колоннах через сетку. Передача из зоны 4 в

зону 3, из зоны 3 в зону 2 стоя спиной к ней, из зоны 2 в зону 4 и т.д.

Подача и прием подачи «в расстановке» (см. занятие 45).

Тема 47. Перемещения из занятия 40. Передача во встречных колоннах через

сетку. Передача мяча в зоны 6-3-2, из зоны 2 в прыжке через сетку.

Учащиеся располагаются «в защите» уступом вперед. На

противоположной стороне учащиеся с передачи из зоны 3

выполняют передачи в прыжке из зоны 4 и 2.

Тема 48. Перемещения из занятия 44. Встречная передача мяча через сетку

(соревнования). Передача стоя спиной к цели из занятия 39.

Тактические действия в защите (уступом вперед) из занятия 47. Учебная игра.

Тема 49. Перемещения из занятия 46. Передачи через сетку во встречных колоннах.

Передачи в прыжке из занятия 47. Подача и прием в парах

(в зонах 1-5) на обеих сторонах площадки. Тактические действия в

нападении и защите. Учебная игра, применять командные

тактические действия в нападении и защите.

Тема 50. Разминка на основе изученных упражнений. Учебная игра с заданиями.

Определение степени овладения учащимися программным материалом.

Тема 51. То же, что в задании 50.

Тема 52. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 53. Чередование способов перемещения, по сигналу «ускорения»,

изменение способа передвижения. Броски набивного мяча (1 кг.)

снизу одной рукой, двумя руками из-за головы в прыжке, прыжки с

места, после двух-трех шагов разбега с доставанием подвешенного

набивного мяча (подготовительные упражнения к подаче,

нападающему удару и блокированию). Передачи в зонах 6-3-4 через

сетку, на другой стороне площадки то же самое. То же, но в зонах

5-3-2, в зоне 3 мяч посылают в зону 2, стоя спиной к ней. Учебная

игра в волейбол, играть в три касания.

Тема 54. Челночный бег 4х9м. (соревнования по 4-6 человек), ускорения в

определенных границах площадки. Упражнения с набивным мячом

из занятия 53. Передачи из 53 занятия. Прием снизу в расположении

«водящий – колонна». Учебная игра, первая передача в зону 3 (2).

Тема 55. Перемещения различными способами, имитация приемов игры.

Упражнения с набивными мячами из 53 занятия. Передача из зоны

2 и 4, стоя спиной к цели, передачи в зонах 6-2-3, из зоны 3 в прыжке

через сетку. Упражнения начинаются приемом снизу (в зоне 6).

Имитация приема мяча снизу одной рукой с последующим падением

и перекатом в сторону на бедро и спину. Учебная игра, первой

передачей мяч посылать в зоны 3 и 2, играть в три касания.

Тема 56. Перемещения из занятия 53. Передача в прыжке в положении

«водящий – колонна», «водящий в круге». Прием снизу, мяч направляет партнер

передачей, ударом одной рукой с собственного подбрасывания. Имитация

приема снизу одной рукой с последующим падением. Удары кистью «пол –

стена», нападающий удар по мячу в амортизаторах. Учебная игра, занятие ввести

игру в три касания, через сетку мяч посылать в прыжке.

Тема 57. Перемещения из занятия 54. Передача в прыжке во встречных

колоннах (с одной стороны), соревнования. Прием мяча из занятия

56. Имитация приема одной рукой снизу с падением. Удары кистью

«пол - стена», нападающий удар по мячу в амортизаторах.

Тема 58. Перемещения из занятия 55. Передачи и прием из занятия 56.

Прием снизу одной рукой с падением наброшенного партнером мяча.

Нападающий удар по мячу в держателе, подброшенному партнером

у сетки. Учебная игра, вторую передачу выполнять стоя спиной к партнеру.

Тема 59. Во время перемещения различными способами ускорения, остановки и

повороты на 180 градусов, челночный бег 6 х 6м. (по 4-6 человек, соревнования).

Передачи в прыжке во встречных колоннах (с одной стороны). Соревнования на

большее число передач без падения на площадку. Прием подачи, расстояние 10-

12м. (в парах). Нападающий удар из занятия 58. Блокирование стоя на подставке

(руки над сеткой), мячи бросают в прыжке нападающие.

Тема 60. Перемещения из занятия 59. Передачи из занятия 59. Прием наброшенного

партнером мяча снизу одной рукой с падением. Верхняя прямая подача мяча на

резиновых амортизаторах и в держателе. Блокирование из занятия 59. Учебная

игра.

Тема 61. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Тема 62. Перемещения из занятия 54. Передача стоя спиной к цели из занятия 53.

Передачи в тройках в виде игры «Мяч в воздухе». Подача из занятия 60.

Нападающий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3.

Тема 63. Перемещения из занятия 55. Прием и передачи в зонах 6-3-4 (2) –

через сетку, в зоне 6 прием снизу от подачи, передачи в прыжке.

Прием снизу одной рукой с падением. Подача верхняя прямая

через сетку, расстояние 6м. Блокирование в прыжке с места

атакующего удара по мячу в держателе.

Тема 64. Перемещения различными способами с изменением направления,

ускорениями. Эстафеты, способы перемещения различные,

включение «челночных» участков. Передачи из зоны 3 в зону 2 (4)

стоя спиной к цели, передачи в зонах 6-2-3, в зоне 6 прием снизу, из

зоны 3 передача через сетку в прыжке. Подача мяча из-за лицевой

линии (для некоторых с 6м.). Нападающий удар из зоны 4,

блокирование стоя на подставке.

Тема 65. Перемещения из занятия 64. Передачи из занятия 62. Нападающий

удар и блокирование из занятия 64.

Тема 66. Перемещения из занятия 59. Передачи из занятия 64. Подача

верхняя прямая, расстояние 6м и прием подачи (в парах, вне сетки).

Учебная игра, командные действия в нападении (первой передачей

направлять мяч в зоны 3, 2, второй передачей в зоны 4 и 2, в защите

играть углом вперед).

Тема 67. Разминка на основе предыдущих уроков (перемещения, передачи и прием,

нападающие удары). Учебная игра, применение в ней изученных приемов.

Тема 68. То же, что в задании 67.

Тема 69. То же, что в задании 67 и 68. Определение степени освоения учащимися

программного материала.

Тема 70. Контрольное занятие. Упражнения из всех разделов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

Правила игры в волейбол.

Уметь выполнить задание во время перемещения в ответ на сигнал.

5 передач над собой.

Принять мяч от верхней прямой подачи с 6м. через сетку.

Нападающий удар по мячу в держателе.

Блокирование удара по мячу в держателе.

Четыре попадания нижней подачей (2 в правую, 2 в левую половину площадки) из 7 попыток.

Приобрести навыки.

Виды испытаний.

Мальчики

Девочки

Бег 9.2м (к 6 точкам)

29.0с

30.0с

Бег 6x,c

11.0с

11.8с

Прыжок толчком двух ног, см с места.

55см

43см

Прыжок толчком двух ног, см с разбега.

60см

48см

Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы.

Волейбол/ Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина – М., 2000г.

Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» - М., ФиС., 1970г.

Железняк Ю.Д. «Юный волейболист» - М.. 1988г.

Иванов А.А. «Поурочное планирование раздела волейбола для учащихся 5-11 классов». – Екатеринбург, 1995г.

Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9 классов, общеобразовательных учреждений – М., 2001г.

Список литературы.

Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе» - М., 1978г.

Железняк Ю.Д. «Волейбол в школе» - М., 1989г.

Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол - М., 1991г.

Спортивные игры: Техника, тактика обучения/ Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексанов – М., Академия, 2001г.

Иванов А.А. «Поурочное планирование раздела волейбола для учащихся 5-11 классов.». – Екатеринбург, 1995г.

Оборудование и инвентарь.

Мячи резиновые 10-15шт.

Мячи волейбольные 10-15шт.

Мячи набивные 10-15шт.

Сетка волейбольная 2шт.

Амортизатор 2шт.

Мат гимнастический 4шт.

Скамейки 4шт.

 

Аннотация.

Элективный курс по физической культуре «Волейбол» рассчитан на учащихся 9 класса.

Цель изучения курса – формирование у учащихся знаний, умений и навыков при игре в волейбол.

Задачи:

Освоение учащимися знаний для игры в волейбол.

Овладение умениями и навыками волейбола.

Развитие силы, ловкости, координацию движений, быстроту реакции.

Воспитывать интерес к игре, волю, трудолюбие, коллективизм.

Курс рассчитан на 70 часов.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.