Программа элективного курса «Литературное краеведение»
«Программа элективного курса «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Ф. И.О. АВТОРА Гришина Валентина Иосифовна
ДОЛЖНОСТЬ учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла…
Сергей Есенин.
Любовь к Отчизне начинается с любви к «малой родине» - краю, городу, в котором родился и вырос.
Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.
В общем объеме человеческой культуры пусть незначительную, но важную часть занимает культура того региона, где живет и трудится человек. Особенность региональной культуры Кольского Севера состоит в том, что в малом географическом пространстве сосуществует несколько культур: самая древняя саамская; берущая свое начало в ХII-ХIII веках поморская; культура и литература Мурманской области, которая в каждой стадии своего развития находится в сфере влияния, образуемого единством экономической и политической жизни страны. Культура края должна стать для школьников данного региона составляющей их образованности. Образованность есть результат как школьного обучения, так и личностного саморазвития, самообразования.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».
Глубоким знанием природы, быта, литературы, культуры мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле. Любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью. Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле.
Цели элективного курса «Литературное краеведение» сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями:
воспитание духовно развитой личности, ее ценностных ориентаций, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры на основе чтения и изучения лучших произведений о крае, любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни края;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории и теории литературы, навыками исследовательской работы и собственно художественного творчества; выявления в произведениях конкретно-исторического, регионального и общечеловеческого содержания.
Предлагаемая программа от первого знакомства с произведениями, отражающими родную природу, историю края, его сегодняшний день, до завершающе-обобщающих занятий по курсу «Литературное краеведение» направлена на сотворчество учителя и ученика, что обеспечит знания и сформирует необходимые умения.
Учащиеся должны знать:
- содержание изученных произведений;
- основные факты жизни и творчества известных писателей, поэтов Мурманской области, тематику их произведений;
- культурное пространство Кольского Севера;
- периоды историко-литературного процесса, знаковые произведения каждого периода;
уметь:
- раскрывать общечеловеческое, общенациональное, конкретно-историческое и региональное содержание изученных литературных произведений,
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой края;
- характеризовать культурное пространство Кольского Севера;
- видеть различные особенности писателей и поэтов Мурманской области, проявляющиеся в их художественном стиле;
- формулировать свое отношение к авторской позиции, героям;
- пользоваться источниками информации о литературно-художественном процессе в нашем крае, владеть необходимыми библиографическими навыками;
- давать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение о родном крае.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры родного края и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки региональных литературных произведений;
- определения своего круга чтения по региональной литературе, формирования культуры межнациональных отношений.
Краеведение воспитывает в людях патриотизм, гордость за свой край и людей, которые жили и живут в нём. Краеведение – это тончайшая связующая нить между прошлым, настоящим и будущим родной земли. Краеведение помогает понять духовную сущность современного человека, воспитанного на богатейшей истории и культуре Кольского края.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы контроля в ходе занятий элективного могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть и другие.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, конференция, презентация, защита творческого проекта и другие.
Возраст детей: 9 класс.
Срок реализации: 1 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
Форма контроля |
|
Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. |
1 |
Лекция, беседа |
Тезисы лекции. |
|
Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие. |
1 |
Лекция, беседа |
Тезисы лекции, таблица |
|
Мифы, предания Кольского полуострова. |
2 |
Литературная обработка сказания, легенды. Сравнение сказаний о Гирвасе и Мяндаше. Работа с подстрочником. |
Придумать сюжет сказки по предложенному началу. Викторина по саамским сказкам, легендам |
|
Фольклор Терского берега Белого моря. |
4 |
Прослушивание музыки Я. Сибелиуса "Дочь Севера" Обращение к циклу картин В. Васнецова, навеянного знакомством с фольклором Поморья: "Ковер-самолет", "Богатырский скок". Сравнение поморских и общерусских сказок. Прослушивание лирических песен в исполнении варзужского хора. Просмотр фильма "Варзуга". Ролевая игра. Посиделки. |
Создание книжек-малышек, Сочинение "О чем рассказала береза" (валуны, осенняя сопка). Конкурсное рассказывание сказок. Сочинение сказок. Сообщения обучающихся |
|
Культура саами |
3 |
Лекция, заочная экскурсия, выразительное чтение произведений. |
Сочинение-миниатюра либо пейзажный рисунок «Какой представляешь Лапландию по сказкам?» Игра «Что? Где? Когда?» (обобщение по фольклору и Кольской старине) |
|
Кольский край в очерковой литературе. |
4 |
Проблемная беседа, сочетание лекции учителя с элементами семинара. Сопоставление разножанровых произведений (очерки С. Максимова и стихотворный цикл К. Случевского) |
Сообщения обучающихся. Чтение фрагментов произведений, |
16-19 |
На Мурманском направлении. |
4 |
Просмотр документального фильма о К. Симонове. Читательская конференция. |
Устный журнал – литературный портрет. Сочинение: «Земля, взрастившая героев…», «Время ставит, ставит обелиски…», «О чем поет стела? « |
20-23 |
Поэзия Кольской земли |
4 |
Обзор с анализом нескольких стихотворений в тематическом блоке (по выбору). |
Конкурс чтецов. Литературные игры (составь стихотворение, найди рифмы); викторина, составление сборника «Избранная лирика», оформление сборника. |
24-26 |
Проза мурманских писателей |
3 |
Лекция с элементами беседы, заочная экскурсия |
Составление плана, тезисов, конспекта занятия (по выбору). Размышление (эссе) "Без родины – нет в человеке главного", "… и в мире мы не гости, и не безродны, если память есть!". |
27-30 |
Литературный Мурман сегодня. |
4 |
Дискуссия "Город формирует сознание ничуть не меньше, чем опытный педагог" (Б. Блинов). Чтение фрагментов произведений. Читательская конференция на основе самостоятельного исследования литературы Кольского края. |
Сочинение "Мой город". Викторина. |
31 |
Литература и искусство в жизни Мурманской области. |
1 |
Ознакомительное чтение, обзор. Художественные выставки и встречи с художниками. Встречи с писателями и поэтами. |
Экскурсия в библиотеку-музей имени Л.А.Гладиной |
32 |
Дни славянской письменности и Дни Баренцева моря в области. |
1 |
Лекция, беседа, презентация праздника в Апатитах |
Участие в праздниках и региональных конкурсах " Берег России" и " Храмы России". |
34 |
Рубцовские и Масловские чтения |
1 |
Литературная гостиная. Встречи с поэтами и писателями Заполярья. |
Участие в Рубцовской неделе и муниципальном конкурсе " Россия, Русь! Храни себя, храни! " |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин.
Тема 2. Литература Кольского Севера: пути развития, своеобразие. Общее понятие об истории литературы Кольского Севера, являющейся частью общерусского литературного процесса. Культурное пространство региона. Основные этапы развития литературы и культуры Мурманской области.
Тема 3. Мифы, предания Кольского полуострова: саамская кровь; Остров Кильдин, Кит-камень на Имандре, Сага об озере Сейдъявр. "Олень златорогий" Ловт "О начале человека", "Саам-богатырь", "Ляйне", "Каменный человек", легенды о Гирвасе и Мяндаше, сага о старом Няле и его сыновьях (по выбору)
Легенды, сказания, мифы - живая летопись минувших событий; соединение исторического факта с волшебным вымыслом как средство борьбы за добро и справедливость. Талантливость саамского народа. Выражение любви к родной земле. Олицетворения и их роль в поэзии саамов.
Тема 4. Фольклор Терского берега Белого моря. Фольклорные произведения малых форм: байки, считалки, загадки, песни - потешки... Собиратели поморского фольклора: Д. Балашов, И. Меркурьев.
Отражение народного педагогического опыта. Поэтика местного фольклора.
Волшебные и бытовые сказки: "Как в триста три травы рассыпался", "Морской царь", "Пульница - слинница"; "Соль", "Степка-рыбак" и др. (по выбору). Особенности сказочного повествования. Местный колорит. Отражение в сказках нравственного и эстетического опыта поморов. Традиция говорения сказок.
Северная свадьба, ее элементы. Обрядовые и лирические песни. Отражение в обрядовой поэзии нравственных идеалов народа. Семья в Поморье, ее традиции: место человека в семейных отношениях. Высокая поэтичность обрядовых и лирических песен.
Тема 5. Культура саами. Саамские сказки: "Сказка о солнце", "Волшебный котел", "Олень-дикарь" ("Мяндаш"), "Чахкли"... Литературная сказка Б. Шергин. «Поморские сказки», «Ворон»
Исследователи саамского фольклора В. Чарнолуский, Г. Керт. Творчество саамских поэтов. О. Воронова. "Над весенней тундрой", "Рисунки на камне", "Вирма..." А. Бажанов. "Солнце над тундрой", "В саамском нашем поселенье", "Лыжня". Г. Васильева. "Растет на болоте морошка"...
Поэтизация картин природы. Единство реального и фантастического. Олицетворение окружающего мира.
Особенности выразительно-изобразительных средств.
Тема 6. Кольский край в очерковой литературе.
Концепция русского национального характера в очерках С. В. Максимова "Год на Севере" ("Кола", "Мурман", "Терский берег Белого моря").
Внимание русских писателей к северной окраине России. Изображение картин народной жизни в очерковой литературе.
К. К. Случевский. Стихотворный цикл "Мурманские отголоски". Очерки «По северо-западу России»
Север - мир древний, холодный, неприступный. Противостояние человека и природы. Драматизм повседневной жизни северян. Философские обобщения поэта. (По выбору).
М. Пришвин "За волшебным колобком". Легенды и правда о жизни лопарей.
М. Горький. "На краю земли". Увиденное в строящемся городе и "воспоминания о будущем".
Философские раздумья о быстротечности жизни, о природной стихии и разумной воле человека. Новые традиции в изображении Крайнего Севера.
Очерковая литература 60-90 гг. В. Сорокожердьев "Не вернулись из боя", "Тайну хранило море", М. Орешета - новый этап изображения войны на Севере. Морально-этический аспект в изображении героического характера. В.Смирнов "Поворотная вода" социально-нравственный аспект взаимоотношений человека и природы. Б.Блинов "Мой Мурманск. Памятные страницы в жизни города".
Тема 7. На Мурманском направлении. А. Бескоровайный "Герои рядом", Н. Букин "Рыбачий", Ю. Герман "Далеко на Севере", К. Симонов "Мурманское направление", В. Тихомиров "Подвиг "Тумана", М. Орешета "О чем молчат скалы". (По выбору). Картины всенародного сопротивления, подвиг и его бессмертие в очерковой литературе.
Лирика о войне В. Смирнова, В. Семенова, В. Тимофеева, А. Миланова.
Мурманские поэты о войне: А. Подстаницкий, О. Воронова, Человек и время. В. Каверин "Два капитана". Ю. Герман "Дорогой мой человек" (по выбору). Современный взгляд на события Великой Отечественной войны.
Осмысление подвига и трагедии народа в лирике.
Тема 8. Поэзия Кольской земли. Творчество современных мурманских поэтов: А. Миланов (сб. «Посадочные костры); В. Семенов (сб. «Вместо сладкого созвучия»); В. Смирнов (сб. «Поветерие»); В. Тимофеев (Сб. «Ночной вагон»); Т. Агапова (сб. «Облаков купель»); П. Беспрозванная (сб. «Смальта»); И. Козлов (сб. "С нежностью к уходящим") и др.
Традиции русской классики в лирике Н. Колычева.
Художественное время и пространство в лирике Н. Колычева.
Отражение драматизма эпохи. Темы природы, родины, назначения поэзии. Идея личной ответственности каждого за происходящее на земле. Философские раздумья о времени и о себе. Стихотворения как самохарактеристика поэтов.
Тема 9. Проза мурманских писателей. В. Маслов. "Крутая Дресва" (сборник повестей и рассказов), "Круговая порука", "Внутренний рынок", "Проклятой памяти" (Одно-два произведения на выбор).
Смелость в постановке социальных и нравственных проблем. Проявление проблем нашего времени и всего комплекса сложных человеческих отношений в деревне. Поиск героями путей возрождения деревни, нравственной жизни. Человек и природа.
Тема 9. Литературный Мурман сегодня. Успехи мурманских писателей-прозаиков. Б. Блинов. "Мой город" (очерк), "Личное дело", "Эти теплые дни", "Порт" (сборник рассказов), "Последний бич". Выбрать одно-два произведения для анализа.
Исследование человеческого характера в момент жизненной катастрофы; сопротивление судьбе; право человека на выбор; стремление найти себя и отдать долг людям.
Тема 11. Литература и искусство в жизни Мурманской области.
Литературный альманах "Мурманский берег"; литературно-художественный и общественно-политический альманах "Площадь Первоучителей".
Тема 12. Дни славянской письменности и Дни Баренцева моря в области. Праздник славянской письменности в Апатитах.
Тема 13. Рубцовские и Масловские чтения. Праздник поэзии в городе Апатиты.
Количество часов - 34 (1 час в неделю)
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
I. 1. Их имена на карте нашей области.
2. Твой город в творчестве писателей и поэтов.
3. Их имена носят улицы города (имена писателей, поэтов, героев, воспетых в литературе).
4. Тайна волшебных камней Кольского полуострова (культ сеидов и его отражение в литературе).
II. 1. Карта бытования поморского фольклора, ее научный комментарий.
2. По маршруту М. Пришвина. Встреча прошлого и современности.
3. Космологические сказки народа саами: смысл, образность, символика.
4. Поморский фольклор, его функциональное значение и художественная речь в произведении С. Максимова "Год на Севере".
III. 1. Родной край в творчестве О. Вороновой, В. Смирнова и других поэтов, писателей - наших земляков.
2. Два взгляда на мир поморов: сравнительный анализ произведений С. Максимова и К. Случевского.
3. Художественное пространство и время в лирике Н. Колычева.
4. Слово и образ в поэзии Т. Агаповой.
5. Тема моря в творчестве поэтов... (Поэты и произведения по выбору).
6. Время и судьбы героев В. Маслова. (Герои и произведения по выбору).
7. Народно-поэтическая традиция в повествовании В. Маслова.
8. Мотив сопротивления судьбе в повести Б. Блинова "Последний бич".
IV. 1. Песни на стихи В. Тимофеева.
2. Творческий портрет. (По выбору).
3. Северные мотивы в лирике и живописи.
4. Пьеса ... и ее сценарное воплощение.
ЛИТЕРАТУРА
- Аникин В. П. Русская народная сказка. М.: Худ. лит., 1984.
- Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.: Сов. Россия, 1985.
- Базпров Э., Бицадзе Н. Культура русских поморов: опыт системного исследования.- М.,2004.
- Балашов Д. М. Терский берег. Очерки народной культуры Русского Севера // Молодая гвардия. 1989. № 8, 9.
- Балашов Д. М. Как собирать фольклор. Л.: Знание, 1999.
- Большакова Н. Подарок чайки. Сказки о Лапландии. Кола: Русский Север, 1994.
- Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Из истории древних лапландцев. Мурманск, 1992.
- Керт Н.М. Там, где ночует солнце // Север. 1991. № 11.
- Киселев А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск, 1987.
- Красовская Ю. Е., Балашов Д. М. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. Л.: Музыка, 1989.
- Кольский край в литературе / Сост. В. Н. Шейнкер. Мурманск, 1992.
- Меркурьев И. С. Живая речь Кольских поморов. Мурманск, 1979.
- Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л.: Наука, 1978. Мурман - край Российский / Сост. Сорокажердьев. М.: Современник, 1985.
- Мурманский берег. Литературный альманах. Мурманск, 1998, № 4.
- Пантелеева Л. Т. Ради жизни на Земле. Мурманск: Кн. изд-во, 1985.
- Пантелеева Л. Т. С любовью к родному краю. Мурманск, 1998.
- Пантелеева Л.Т. Урок литературы – дело творческое: Национально-региональный компонент: Литература Кольской земли в школьном изучении: Методическое пособие для учителей. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.
- Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. Мурманск, 1994.
- Площадь первоучителей. Литературно-художественный и общественно-полит, альманах . Мурманск, 2001-2013гг.
- Саамские сказки / Под ред. Г. М. Керта. Мурманск, 1980.
- Сказки Терского берега Белого моря / Сост. Д. М. Балашов. Л.: Наука, 1990.
- Сказки поморов Мурманской области / Сост. И. С. Меркурьев. СПб, 1997.
- Сорокажердьев В. Сорок стихотворений: Сб. стихов.- Мурманск: Кн. изд-во, 2002
- Симонов К. Мурманское направление. Мурманск: Кн. изд-во, 1992.
- Халдей Е. От Мурманска до Берлина. Мурманск, 1984.
- Этих дней не смолкнет слава / Сост. В. В. Дранишников. Мурманск, 1995.
- Чарнолуский В.В. В краю летучего камня. Записки этнографа. – М., 1992.