12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сайфулина Говхэр Юнусовна23

Авторская программа элективного курса

по физической культуре

для учащихся 9 классов

 

«Тропа здоровья»

 

Автор разработки:

Сайфулина Говхэр Юнусовна

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ «Старочурилинская СОШ»

Арского муниципального района РТ

2020 год

 

Пояснительная записка

 

количество учебных часов – 17

образовательная область – физическая культура

направленность: познавательно - развивающая

возрастная группа – 15-16 лет

 

Программа элективного курса «Тропа здоровья» предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья.

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.

Программа позволит учащимся изучить основы оздоровительной физической культуры, познакомиться большим арсеналом оздоровительных систем с тем, чтобы учащиеся смогли определиться в выборе тех или иных средств, соответствующих их индивидуальным потребностям, особенностям и условиям реализации при дальнейших самостоятельных занятиях. После изучения данного курса учащиеся приобретут знания в области оценивания функционального состояния различных органов и систем, что позволит им формировать личностную траекторию улучшения здоровья, осуществлять контроль над собственным здоровьем, выявить в своем организме слабые звенья и скорректировать свой образ жизни.

 

Данный курс будет интересен учащимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта.

В процессе изучения данного курса учащиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и предусматривает прохождение курса на одно полугодие, возрастная группа – учащиеся 15-16 лет. Теоретические сведения учащиеся получают одновременно во время прохождения практических занятий или же можно выделить час занятий.

Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают практические занятия по изучению функциональных возможностей организма.

Для реализации программы требуется наличие следующего оборудования: ростомер, весы, тонометр, секундомер.

Цель курса:

Формирование физической культуры личности учащихся, ознакомление многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов оздоровительной физической культуры, формирование устойчивых мотиваций, потребностей и навыков здорового образа жизни.

Задачи курса:

1.Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья. 2. Ознакомление с комплексными системами оздоровления. 3.Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.

4.Формирование потребности в занятиях физической культурой, здоровом образе жизни для реализации жизненных планов и способностей.

5.Воспитание нравственных и волевых качеств.

6. Обучение элементарным навыкам самоконтроля и диагностики функционального состояния организма.

Формы контроля:

Анкетирование

Тестирование

 

Итоговым результатом прохождения данного курса предполагается заполнение каждым учащимся «Паспорта здоровья», в котором отражается комплексная оценка состояния здоровья.

Ожидаемые результаты:

формирование потребностей заботиться о своем здоровье;

освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, о критериях оценки уровня своего здоровья;

овладение умениями проводить простые функциональные пробы, выполнять расчеты , соотносить полученный результат с нормой;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения функциональных возможностей своего организма, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни;

воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;

формирование способности и готовности к использованию валеологических знаний и умений в повседневной жизни, потребности в повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения элективного курса «Тропа здоровья» учащиеся должны:

Знать/понимать

основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь;

показатели пульса, частоты дыхания и артериального давления у здорового человека;

о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека;

методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья;

уметь

выполнять измерения антропометрических показателей, ЧСС, артериального давления у себя и своих одноклассников

оценивать состояние своего здоровья;

осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;

осуществления самоконтроля за состоянием организма;

проведения самостоятельных занятий физической культурой;

поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья;

использования валеологических знаний в общении с окружающими;

 

Личностные результаты:

осознание личной ответственности за состояние своего здоровья и здоровья окружающих;

освоение знаний и практических умений в оценивании функциональных возможностей организма;

осмысление накопленного опыта в области медицины и здоровья, планирование личной траектории укрепления здоровья.

Метапредметные результаты:

способность рационально планировать свою деятельность, поддерживать оптимальный уровень работоспособности;

способность вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных занятий спортом;

понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности.

Предметные результаты:

освоение знаний о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья.

 

Содержание элективного курса

 

«Тропа здоровья»

 

Структурно программа состоит из 5 разделов.

 

Раздел 1: Основы здорового образа жизни.

Раздел.2: Физкультурные - оздоровительные занятия

Раздел 3: Нетрадиционные методы оздоровления

Раздел 4: Массаж и самомассаж

Раздел 5: Самоконтроль

 

Содержание элективного курса

 

I раздел. Основы здорового образа жизни (2ч)

 

Анкетирование.

Тема. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

Теория. Проблема состояния здоровья человека на современном этапе, новое отношение к своей жизни, понятие сущности «Здоровье»

 

Тема. Роль закаливания в укреплении здоровья

Теория. Влияние закаливания на системы организма. Принципы закаливания; систематичность, последовательность, постепенность разнообразия средств и форм.

 

II раздел .Физкультурные - оздоровительные занятия (8ч)

 

Тема. Пешие прогулки.

Теория. Понятие о физических упражнениях , оздоровительной ходьбе и их роль в жизни человека.

Практика. Ходьба с увеличением частоты шагов (скорость ходьбы)

 

Тема. Оздоровительный бег.

Теория. Понятие о физических упражнениях , оздоровительном беге и их роль в жизни человека.

Практика. Оздоровительный бег (30 мин)

 

Тема. Формирование осанки.

Теория. Что такое осанка? Причины, вызывающие нарушение осанки. Формирование правильной осанки.

 

Тест 1. Встаньте у стены, касаясь ее пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Понятно, что стена должна быть без плинтуса. Ваше тело должно при этом отходить от стены в двух местах - области шейного отдела (шейный лордоз) и поясницы (поясничный лордоз) не более чем на 3 сантиметра. Если это так, то ваша осанка правильная.

 

Тест 2. Возьмите портновский метр и измерьте расстояние от седьмого позвонка (самый выступающий на шее) до нижнего угла левой лопатки. Это же расстояние до угла правой лопатки должно быть совершенно таким же.

 

Тест 3. С помощью того же метра узнайте значение ширины плеч со стороны груди. Теперь приложите его к спине - вы узнаете длину плечевой дуги. Этот показатель принимаем за 100%. Если ширина плеч со стороны грудной клетки составляет не менее 90% от плечевой дуги, значит, ваш плечевой индекс в норме.

Если вы успешно прошли все три теста, значит у вас правильная осанка.

В противном случае нужно обратиться за советом к врачу или предпринять некоторые меры самостоятельно.

 

Практика. Комплекс упражнений

1. И. п. – лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. – то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. – то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. – лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5.И. п. – то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

6.И. п. – лежа на правом боку, правую руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно подминать прямые ноги вверх.

8. И. п. – лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины, головы.

9. И. п. – то же. Поочередно поднимание прямых ног, не открывая таз от пола. Темп медленный.

10. И. п. – лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги

11. И. п. – лежа на спине. «Велосипед».

12. И. п. – лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3-4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И.п. – тоже на левом боку.

14. И. п. – сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и предложить их на другое место.

15. И. п. – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

 

Тема. Профилактика плоскостопия

Теория. Характеристика стопы. Нормальная стопа. Что означает плоскостопие?

Тест. Проверка на плоскостопие

Достаньте чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела распределилась равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток вашей стопы: прямой след от наружного края и полукруглая вырезка от углубления продольного свода.

t1590348811aa.png

Рис. 10. Отпечаток стопы: а – норма; б – плоскостопие

Возьмите карандаш и проведите прямую, соединив края подошвенного углубления (продольный свод). Затем на этой прямой проведите перпендикуляр, пересекающий продольный свод в самом широком месте.

Если углубление свода стопы составляет не менее двух третей этой линии – стопа нормальная. Если около половины этой линии – у вас плоскостопие.

Практика. Комплекс упражнений

1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.

2. Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног захватить какой-нибудь предмет ( кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т.д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернутся пальцами внутрь.

3. Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на край бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы- в пол. Медленно подниматься на носки и также медленно опускаться в исходное положение(и.п.).

4. Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше).

5. Походить 1-2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.

6. Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.

7. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть ими гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение.

8. Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6-8 раз).

9. Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30-60с).

10. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и.п .(10-15 раз).

11. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и.п.(10 раз).

12. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и.п.(6-8 раз).

13. Стоя, правая(левая) нога впереди носка левой(правой)(след в след). Подняться на носки(8-10 раз).

14. Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь(8-10 раз).

15. Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и.п.(8-10 раз).

 

Тема. Как подрасти?

Теория. Прогноз роста. Факторы, влияющие на рост человека. Рекомендации тем, кто хочет подрасти.

 

Рост мальчиков от 13 до 17 лет (см)

Возраст

Показатель

 

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

13 лет

менее 141,8

141,8-145,7

145,7-149,8

149,8-160,6

160,6-166,0

166,0-170,7

более 170,7

14 лет

менее 148,3

148,3-152,3

152,3-156,2

156,2-167,7

167,7-172,0

172,0-176,7

более 176,7

15 лет

менее 154,6

154,6-158,6

158,6-162,5

162,5-173,5

173,5-177,6

177,6-181,6

более 181,6

16 лет

менее 158,8

158,8-163,2

163,2-166,8

166,8-177,8

177,8-182,0

182,0-186,3

более 186,3

17 лет

менее 162,8

162,8-166,6

166,6-171,6

171,6-181,6

181,6-186,0

186,0-188,5

более 188,5

 

Вес мальчиков от 13 до 17 лет ( кг )

 

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

13 лет

менее 30,9

30,9-33,8

33,8-38,0

38,0-50,6

50,6-56,8

56,8-66,0

более 66,0

14 лет

менее 34,3

34,3-38,0

38,0-42,8

42,8-56,6

56,6-63,4

63,4-73,2

более 73,2

15 лет

менее 38,7

38,7-43,0

43,0-48,3

48,3-62,8

62,8-70,0

70,0-80,1

более 80,1

16 лет

менее 44,0

44,0-48,3

48,3-54,0

54,0-69,6

69,6-76,5

76,5-84,7

более 84,7

17 лет

менее 49,3

49,3-54,6

54,6-59,8

59,8-74,0

74,0-80,1

80,1-87,8

более 87,8

 

Рост девочек от 13 до 17 лет (см)

 

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

13 лет

менее 143,0

143,0-148,3

148,3-151,8

151,8-159,8

159,8-163,7

163,7-168,0

более 168,0

14 лет

менее 147,8

147,8-152,6

152,6-155,4

155,4-163,6

163,6-167,2

167,2-171,2

более 171,2

15 лет

менее 150,7

150,7-154,4

154,4-157,2

157,2-166,0

166,0-169,2

169,2-173,4

более 173,4

16 лет

менее 151,6

151,6-155,2

155,2-158,0

158,0-166,8

166,8-170,2

170,2-173,8

более 173,8

17 лет

менее 152,2

152,2-155,8

155,8-158,6

158,6-169,2

169,2-170,4

170,4-174,2

более 174,2

 

Вес девочек от 13 до 17 лет (кг)

 

Возраст

Показатель

очень
низкий

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

очень
высокий

13 лет

менее 32,0

32,0-38,7

38,7-43,0

43,0-52,5

52,5-59,0

59,0-69,0

более 69,0

14 лет

менее 37,6

37,6-43,8

43,8-48,2

48,2-58,0

58,0-64,0

64,0-72,2

более 72,2

15 лет

менее 42,0

42,0-46,8

46,8-50,6

50,6-60,4

60,4-66,5

66,5-74,9

более 74,9

16 лет

менее 45,2

45,2-48,4

48,4-51,8

51,8-61,3

61,3-67,6

67,6-75,6

более 75,6

17 лет

менее 46,2

46,2-49,2

49,2-52,9

52,9-61,9

61,9-68,0

68,0-76,0

более 76,0

 

Практика. Комплекс упражнений

1. Встаньте возле стены лицом к ней и подтягивайтесь кверху

(например, к заранее отмеченной вверху линии),

Приподнимаясь на носках и максимально распрямляясь.

2. Подтянитесь, затем, опустившись, максимально расслабьтесь и

повисите несколько минут.

3. В висе выполняйте мятникообразные колебания ног вправо-

влево (мышцы должны быть максимально расслаблены),

4. В расслабленном висе повороты корпуса вправо-влево.

5. Прыжки вверх: поочередно отталкивайтесь правой, левой,

затем обеими ногами, подпрыгивая старайтесь достать рукой

высоко расположенный предмет.

6. И.п.- лежа на спине, ноги прямые, руки в стороны.

Поочередно поднимайте то одну, то другую ногу до прямого

угла.

7. И.п.- лежа на животе, ноги прямые, руки за спиной в замке.

Прогнуться, приподнимая головы и плечи.

8. И.п.- лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела.

Поднимать сомкнутые прямые ноги.

9. И.п. - лежа на спине, руки на пояснице. Поднимайте

сомкнутые прямые ноги, пытаясь «закинуть» их за голову.

Каждое из упражнений повторяйте многократно (6-12 и более раз, в зависимости от вида упражнений и физической подготовленности).

 

III раздел. Нетрадиционные методы оздоровления (3ч)

 

Тема. Шесть золотых правил здоровья.

Теория. Система здоровья Ниши.

Практика. Шесть правил.

 

Правило первое Ровная постель. Спать надо на твёрдой, ровной постели. Любой пружинной постели следует избегать. Одеяло должно быть лёгким и тонким, но не допускающим охлаждения тела во время сна. Почему рекомендуется ровная постель? Когда тело лежит прямо на твёрдой постели, вес распределяется равномерно по всему телу, и мышцы расслабляются полностью. Кроме того, исправляется искривление позвоночного столба, которое проявляется днём при работе стоя или сидя. Смещение позвонков, если его не исправлять, вызывает давление на нервы и кровеносные сосуды между позвонками, что парализует нервы и сосуды, а это в конечном счёте приведёт к заболеванию тех органов, которые снабжаются энергией и кровью этими нервами и сосудами. Твёрдая, ровная постель стимулирует также деятельность кожи, предохраняет от опущения печень, активизирует работу кожных венозных сосудов, тем самым ускоряя кровоснабжение кожи. Все это даёт хороший сон и бодрое состояние после него.

Правило второе. Твёрдая подушка. Перед сном под шею следует подкладывать твёрдую подушку, при этом надо следить затем, чтобы третий или четвёртый шейный позвонок находился в верху подушки. Вначале это будет болезненно, тогда в качестве буфера между шеей и подушкой можно использовать полотенце. Однако, использую его время от времени, следует приучить себя к твёрдой подушке, чтобы в конце концов обходиться без буфера. Твёрдая подушка способствует хорошему здоровью: исправляет положение шейных позвонков, устраняет головные боли, лечит менингит, болезни уха, горла носа и глаз, более того, укрепляет мозг и позвоночник.

Правило третье «Золотая рыбка». Это упражнение надо выполнять следующим образом: лечь прямо на ровную постель лицом вверх или вниз, вытянуть пальцы ног, положить обе руки под шею, скрестив их у четвёртого или пятого шейного позвонка. В этом положении извиваться (вибрировать) всем телом подобно движениям рыбки в воде. Делать это упражнение по одной- две минуты каждое утро и вечер.

Упражнение помогает излечить сколиоз, искривление позвоночника и тем самым устраняет перенапряжение позвоночных нервов, нормализует кровообращение, координирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы и способствует перистальтике кишечника.

Правило четвертое. Упражнения для капилляров. Лечь прямо на спину, положив голову на твердую подушку, вытянуть руки и ноги вверх перпендикулярно туловищу и легко вибрировать ими. Это упражнение стимулирует капилляры в органах, улучшает кровообращение во всем организме, способствует движению и обновлению лимфатической жидкости.

Правило пятое. Исходное положение: лечь на спину на пол или твердую ровную постель, под шею положить твердую подушечку - валик, сомкнуть ладони и развести колени.
Предварительно : 1) нажимать подушечками пальцев обеих ладоней друг на друга (10 раз);

2) нажимать подушечками пальцев, а затем на всю ладонь левой и правой руками (10 раз);
3) Нажимать на обе сомкнутые ладони (10 раз);

4) закинуть за голову руки с крепко сомкнутыми ладонями и вытянуть на полную длину, затем провести ими медленно над лицом до пояса, как бы разрезая тело пополам, пальцы ладоней направлены вперед (к голове). Проделываем вперед- назад 10 раз;

5)перевернуть затем пальцы сомкнутых ладоней по направлению к ногам и двигать ими, будто разрезая своё тело пополам, но уже снизу вверх- от лобка до пупка (10 раз);

6) сомкнутые ладони рук пронести над телом, будто рассекая воздух «топором», руки вытягивать как можно сильнее (10 раз);

7) вытягивать руки на полную длину с сомкнутыми ладонями вверх- вниз (10 раз);

8) установить крепко сомкнутые ладони на груди над солнечным сплетением и двигать сомкнутыми ступнями ног на 1- 1,5 длины ступни вперед- назад, не давая им разомкнуться (10 раз);

9) двигать сомкнутыми ладонями и стопами одновременно вперед- назад, как бы желая растянуть позвоночник (то 10 до 61 раза);

Выполнение : после предварительных упражнений сомкнутые ладони рук установить на груди перпендикулярно телу (как антенну), оставаясь в положении как бы «лежачего лотоса», затем перейти к основной части упражнения, которая заключается в следующем.
Основная часть упражнения:

Закрыть глаза, оставаясь в покое в таком положении 5- 10 минут. Положение тела напоминает позу «Лотос» в йоге, только в лежачем положении, притом стопы сомкнуты, а колени развернуты как можно больше.

Правило шестое.
исходное положение: сесть на пол на колени; таз на пятки (можно и «по-турецки»). Это упражнение для спины и живота.

Подготовительная часть: 1) - плечи вверх- вниз, 10 раз; 2) - правое ухо к правому плечу, 10 раз; 3) - левое ухо к левому плечу, 10 раз; 4) - голова вперед- назад,10 раз; 5) - голова влево - назад, вправо- назад,10 раз; 6) - поднять руки вверх, параллельно друг к другу; 7) - согнуть в локтях под прямым углом; 8) - откинуть голову назад до отказа, тянуться подбородком к потолку вверх, одновременно сводя лопатки до отказа.
Промежуточная поза.
Основная часть: позвоночник выпрямлен, переваливаться слева направо, одновременно то выпуская, то втягивая живот.

Эти шесть правил следует выполнять ежедневно. Это обеспечит хорошее здоровье на всю жизнь

 

VI раздел. Массаж и самомассаж (2ч)

 

Тема. Воздействие массажа на организм.

Теория. Гигиена и виды массажа.

Основные правила массажа

перед массажем расслабьтесь и займите комфортное положение, можете принять душ или теплую ванну;

массирующие движения выполняйте по направлению лимфатических сосудов, избегайте лимфатических узлов;

используйте смазывающие средства, крема, лосьоны, мази;

не прибегайте к самомассажу во время крайнего переутомления, при сложных заболеваниях и травмах.

 

Виды массажа 1.Гигиенический массаж

2. Лечебный массаж

3. Спортивный массаж

 

Гигиенический массаж - разновидность массажа, который применяется для профилактики заболеваний, снятия мышечного напряжения, улучшения общего состояния здоровья и ухода за собственным телом.  Гигиенический массаж является облегченной формой профилактического массажа, гигиенический массаж является разновидностью самомассажа, он состоит из таких приемов как растирание, разминание, поглаживание, похлопывание.

Гигиенический массаж лучше проводить утром, тогда он поможет разбудить организм, привести его в тонус. Врачи рекомендуют заканчивать процедуру водными процедурами, что снова-таки актуально в утреннее время суток. Тем не менее, польза от гигиенического массажа возможна в любом случае, независимо от времени его проведения. Основной акцент лучше сделать на разминании массажируемых участков тела, а такие движения, как похлопывание, растирание и выжимание могут выполнять вспомогательную функцию.

Самомассаж выполняется с целью снять напряжение и усталость или, наоборот, взбодриться, а также для лечения легких недомоганий, не более. Различные приемы самомассажа действуют на организм по-разному: одни успокаивают поглаживание, растирание производят успокаивающий эффект, а поколачивание или похлопывание наоборот возбуждают. Лечебный массаж

Описание техники выполнения лечебного массажа было обнаружено еще в папирусах Древнего Египта. Данную процедуру потом переняли греки, которые и стали ее использовать для лечения разных заболеваний. Сегодня это одно из основных направлений мануальной терапии, которое обладает широким спектром применения. Лечебный массаж – процедура, используемая для ускорения восстановления работы органов, участков тела при травмах и заболеваниях. Его применяют в медицинских учреждениях и спортивных школах

Спортивный массаж: Под этим термином понимают особый вид воздействия на мышцы, суставы, кости и кожные покровы человека, интенсивно и регулярно занимающегося спортом. Спортивный массаж не лечит какие-либо заболевания и не снимает болевой синдром! Подготовить организм к тяжелым физическим нагрузкам, снять спазмы, придать бодрость и силу – вот основные цели этой полезной процедуры. В результате такой процедуры у спортсмена улучшается кровообращение, клетки быстрее снабжаются кислородом, ускоряется обмен веществ, снимается нагрузка с суставов и излишнее напряжение, мышцы растягиваются и быстрее приходят в тонус, повышается выносливость и общая работоспособность.

 

Практика. Выполнения основных приемов массажа растирание, разминание, поглаживание, похлопывание.

 

 

 

 

V раздел. Самоконтроль (2 ч)

Тема. «Паспорт здоровья»

Теория. Общая характеристика.

1. Показатели физического развития, функционального состояния.

2. Показатели физической подготовленности

Практика. Оформления «Паспорта здоровья»

 

Анкета для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Дорогой друг!

Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.

Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.

Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.

Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.

 

Пожалуйста, укажите

1.Ваш пол

-мужской

-женский

Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)

 

2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

1.Хорошее

2.Удовлетворительное

3.Плохое

4.Затрудняюсь ответить

 

3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?

Оцените их, проставив баллы от 8(самое важное) до 1 (наименее важное)

Материальное благополучие,

Качественное образование,

Хорошее здоровье,

Привлекательная внешность,

Любимая работа,

Возможность общаться с интересными людьми,

Благополучная семья,

Свода и независимость.

 

4.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.

Хорошая наследственность,

Хорошие экологические условия,

Выполнение правил здорового образа жизни,

Возможность консультаций и лечения у хорошего врача,

Знания о том, как заботиться о своем здоровье,

Отсутствие физических и умственных перегрузок,

Регулярные занятия спортом,

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.

5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Это всегда интересная и полезная информация,

Иногда это достаточно интересная и полезная информация,

Не очень интересная и полезная информация,

Эта информация меня не интересует.

6.Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье

Вполне достаточно,

Не вполне достаточно,

Недостаточно.

 

7.Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

 

Часто

От случая к случаю

Никогда

От родителей

 

 

 

От друзей

 

 

 

В школе

 

 

 

Из журналов, книг

 

 

 

Из передач ТВ

 

 

 

Через интернет

 

 

 

 

 

 

 

 8.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? ( Вы должны ответить на каждую строчку таблицы.)

 

Вредно

Трудно сказать

Совсем не вредно

1.Неправильное питание(очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)\переедание

 

 

 

2.Употребление алкоголя

 

 

 

3.Употребление наркотиков

 

 

 

4.Сидячий образ жизни

 

 

 

5.Курение

 

 

 

6.Недоедание

 

 

 

9.Вы курите?

Да, регулярно,

Нет,

Иногда, по настроению или «за компанию»

Только попробовал(а)

10. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

Никогда

Пару раз в год

Один или два раза в месяц

Каждую неделю

Почти каждый день.

11.Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?

Да

Нет

12. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?

13. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?(Вы можете выбрать больше чем одну тему)

Курение

Снижение и набор веса

Алкоголь

Половое воспитание

Нарушение питания

Влияние наркотиков

Инфекции, передаваемые половым путем

Физические упражнения и спорт

Управление эмоциями

Межличностные отношения

Другое(указать что именно)

 

Учебно-методическая литература.

 

Физкультура для всей семьи. / Сост. Козлова Т. В., Ф50 Рябухина Т.А.-М.: Физкультура и спорт, 1988

Васичкин В.И. Справочник по массажу.- Л .: Медицина, 1991г

Галеева С.Г., Кашуркина С.С., Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье, 1999г

Гогулан М.Ф.- Попрощайтесь с болезнями.- М.: Советский спорт, 2000г.

Пикуза О.И.- Оздоровление детей в образовательных учреждениях: Метод. Рекомендации.-Казань: РИЦ «Школа»,2001г.

Грицак Е.Н.- Массаж от А до Я.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003г.

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбункова Ольга Ивановна, 25.05.20 в 08:43 0Ответить Пожаловаться
Программа мне понравилась.Но , почему нет тематического планирования ?Раз это программа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.