Программа элективного курса «Пчеловодство»
Пояснительная записка.
Пчеловодство на Руси существует уже не века – тысячелетия. И сохранился этот древний промысел потому, что во все времена им занимались люди самые выносливые, бесстрашные, оптимистичные и сильные духом. Пчеловодство - одно из самых полезных и увлекательных занятий для любителей естествознания.
Данная программа рассчитана на мотивацию подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.
Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.
Следует отметить и воспитательную роль пчеловодства. Оно
развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку.
Не случайно считается, что у плохих людей пчелы не будут
водиться. Трудолюбие пчел - положительный пример для детей.
Дети, умеющие ухаживать за пчелами, хорошо учатся, дисциплинированны, трудолюбивы.
Уход за пчелами — это активный отдых. Он способствует улучшению здоровья, помогает укрепить организм, повышает работоспособность.
Введение данного курса по выбору предполагает наряду с профессиональной ориентацией учащихся и практическую значимость для занятий в личном приусадебном участке.
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного образования по пчеловодству, которое при желании может быть продолжено в специальных учебных заведениях.
Цель курса - ознакомить учащихся с основными навыками и приемами ухода за
пчелами , дать представление о пользе разведения пчел и пользе пчеловодческой продукции.
Задачи:
- Формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.
- Прививать детям необходимые практические навыки и умения по
содержанию пчел.
- Развивать творческие способности и возможности детей и подростков.
- Научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и
возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.
После изучения курса учащиеся должны:
определиться в выборе профессии;
знать значение пчел в приусадебном хозяйстве;
быть осведомленными о некоторых способах применения пчелопродукции в лечебных целях;
иметь представление об особенностях ухода за пчелиными семьями в разное время года;
Курс рассчитан на 33 часа. Состоит из теоретических занятий, лабораторных работ, экскурсии, защиты рефератов.
Контроль знаний рекомендуется проводить в качестве защиты реферата, критерии оценки—зачтено/не зачтено.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Пчелы и их значение — 2 часа.
Краткая история пчеловодства. Пчелы-опылители сельскохозяйственных культур. Понятие об апипродукции. Мед. Пчелиный яд. Маточное молочко. Пчелиный воск. Цветочная пыльца и перга. Прополис. Значение апипродукции в лечебной и профилактической деятельности. Экономика пчеловодства.
2.Биологические особенности пчел – 4 часа.
Особенности строения пчелы. Семья медоносных пчел. Матка. Рабочие пчелы. Трутни. Гнездо пчелиной семьи. Особенности поведения пчел. Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Породы пчел: среднерусские лесные, серые кавказские, украинские.
Лабораторная работа №1 - Определение матки, трутня, рабочей пчелы.
Лабораторная работа №2 – Строение рабочей пчелы
3.Как стать пчеловодом – 4 часа.
Общие требования к размещению пасеки. Правила выбора места пасеки. Расстановка ульев. Приобретение пчел.
Помещения для пчел. Виды и устройство ульев. Двухкорпусные, многокорпусные улья. Лежак.
Зимовники. Сотохранилища. Инвентарь пчеловода. Дымарь. Стамеска. Пчеловодный нож. Лицевая сетка. Маточная клеточка. Воскотопка. Воскопресс. Роевня. Медогонка.
Лабораторная работа №3. Устройство двухкорпусного улья.
4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.
Календарь работ пчеловода.
4.1. Весенние работы.
Выставка пчел. Корма: побудительная подкормка, молочно-сахарная подкормка, медово-перговая подкормка, канди, белковые корма, вода. Кормление пчел. Исправление неблагополучных семей. Главная весенняя ревизия. Техника осмотра пчелиных семей. Чистка и дезинфекция ульев.
Пчелиное воровство на пасеке. Размножение пчел: естественное роение, размножение искусственным путем.
Отстройка сотов и получение воска. Наращивание рамок искусственной вощиной. Расширение гнезд и усиление расплода. Смена гнезд. Применение строительных рамок. Переработка воскового сырья.
4.2Период медосбора. Отбор меда. Сорта меда. Анализ меда.
4.3Осенний период. Главная осенняя ревизия. Зимовка пчел. Виды зимовки. Корма пчел и их размещение в гнезде. Зимовники. Уход в зимовниках.
Лабораторная работа №4 - Наващивание рамок вощиной.
Лабораторная работа №5 . Определение качества меда.
5. Растения-медоносы – 3 часа
Весенний период. Горчица, сурепка, лещина, ольха, рапс, черемуха, яблоня, вишня.
Летний период. Василек, каштан, липа, подсолнечник, донник, клевер, гречиха.
Осенний период. Кульбаба, золотарник, иссоп.
Лабораторная работа №6. Определение растений-медоносов.
6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.
Насекомые-паразиты и хищники пчел: восковая моль, клещи, муравьи, осы, шершни, полевки.
Инфекционные болезни: гнилец, аспергиллез, аскосфероз.
Инвазионные болезни: нозематоз, варроатоз, акарапидоз, браулез.
Аптечка для пасеки.
7.Применение продуктов пчеловодства. Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа
8.Экскурсия на пасеку — 2 часа.
Весенняя ревизия пчел.
9.Итоговое занятие — 2 часа.
Защита рефератов.
Примерные темы для рефератов.
Особенности строения пчел.
Пчелиная семья – это фантастика.
Как "разговаривают" пчелы.
Сорта меда
Целебные свойства пчелиного меда
Пчеловодство в условиях рыночной экономики.
Биология пчелиной семьи.
Зима — ответственный период пчеловода.
Пчелы тоже болеют.
Пчелы — незаменимые помощники растениеводов.
Весна, лето, осень пчеловода.
Определение качества меда.
Апипродукция — это не БАДы.
Литература:
1.Краткая энциклопедия пчеловода. Ростов н/Д. Изд-во «Проф-Пресс», 2000.- 608 с.
2. Суворин. А.В. Практическое пчеловодство. Рекомендации, консультации, опыт. (Серия «Библиотечка пчеловода») – Ростов н/Д, 2003. – 416 с.
3.Комаров А.А. Пчеловодство (учебно-справочная книга). Тула: «Ритм», 1992. - 224 с.
4. Пчеловодство: Об опыте известных пчеловодов мира. По материалам зарубежной печати/ Сост. И перевод с польского Н.В. Покислюк – 3-е изд.-Мн.: «Соврем. слово», 2004. – 272 с.
5. Кокорев Николай, Чернов Борис. Сотовое хозяйство./М.:ТИД Континент-Пресс, Континенталь-Книга, 2006. – 64 с. – («Мир пчеловода»)
6. Котова Г.Н., Лысов И.Д., Королев В.П. 500 вопросов и ответов по пчеловодству. М.: «Прометей», 1992, 128 с.
7.Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. –М.: Росагропромиздат, 1990.
8.Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология медоносной пчелы. – М.: Колос, 1983.
9.Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.
10.Поправко С.А. Растения и пчелы. – М.: Агропромиздат, 1985.
11.Поправко С.А. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.
12.Таранов Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. – М.: Колос, 1968.
13.Фриш К. Из жизни пчел. – М.: Мир, 1980.
14.Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.
15.Щабаршов И.А. В стране медоносных пчел. – М.: Агропромиздат, 1989.
Интернет-сайты по пчеловодству.
1.Пчелы, цветы и здоровье. Авторский сайт
Лечение продуктами пчеловодства. http://www.bestbees.ru/.
2. Пчеландия
Самый большой и популярный сайт о пчеловодстве. http://www.beeland.ru/
3. Пчеловодство и пчелы
Сайт о пчелах и пчеловодстве, биология медоносных пчел, разведения и содержание пчел, продукты пчеловодства, болезни пчел. http://apicultura.kirov.ru/
4. Журнал «Пчеловодство». http://beekeeping.newhost.ru/
5. Пчеловодные музеи мира
Местоположение, часы и режим работы, впечатления посетителей. http://www.beemuseum.narod.ru/
6. Медовый: все о меде и пчеловодстве. http://www.medoviy.ru/
Тематическое планирование элективного курса «Пчеловодство».
№ урока |
Тема урока |
Тема1. Пчелы и их значение — 2 часа. |
|
1 |
Введение. Цели и задачи курса. История пчеловодства. |
2 |
Продукция пчеловодства. Её использование. |
Тема 2.Биологические особенности пчел – 4 часа. |
|
3 |
Состав пчелиной семьи. Л/р.№1. Определение матки, трутня, рабочей пчелы. |
4 |
Рабочая пчела. Л/р.№2. Строение пчелы |
5 |
Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Поведение пчел. |
6 |
Породы пчел. |
Тема 3 .Как стать пчеловодом – 4 часа. |
|
7 |
Организация пасеки. Выбор места. |
8 |
Ульи. Их виды. Л/р. №3. Устройство двухкорпусного улья. |
9 |
Инвентарь пчеловода |
10 |
Приобретение пчел. |
Тема 4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов. |
|
11 |
Календарь работы пчеловода. Техника осмотра пчелиной семьи. |
12 |
Весенний период в жизни пчел. Их кормление. Виды кормов. |
13 |
Главная весенняя ревизия. Чистка ульев. |
14 |
Исправление неблагополучных семей. |
15 |
Размножение пчел. |
16 |
Отстройка сотов. Л/Р. №4. Наващивание рамок. |
17 |
Подготовка к медосбору. |
18 |
Медосбор. Отбор меда. Сорта меда. Л/Р. №5. Определение качества меда |
19 |
Главная осенняя ревизия. |
20 |
Зимовка пчел. Уход в зимовниках |
Тема 5. Растения-медоносы – 3 часа |
|
21 |
Важнейшие весенние растения-медоносы. |
22 |
Важнейшие летние и осенние растения-медоносы. |
23 |
Л/р.№6 Определение растений-медоносов. |
Тема 6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа. |
|
24 |
Насекомые – паразиты пчел. Хищники пчел. |
25 |
Инфекционные болезни. |
26 |
Инвазионные болезни. |
27 |
Лечение пчел. Аптечка для пасеки. |
Тема 7.Применение продуктов пчеловодства. Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа |
|
28-29 |
Лечение продуктами пчеловодства |
30-31 |
Экскурсия. Весна в жизни пчел. |
32-33 |
Зачет по курсу. Защита рефератов. |