12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клячина Ирина Валерьевна2142
Учитель-технолог. Веду уроки технологии, черчения, кружковые занятия у детей в средней и начальной школе. Педагог-организатор, лектор краевых и городских семинаров и конференций. Работаю с детьми с ОВЗ, их родителями, педагогами коррекции и инклюзии.
Россия, Пермский край, Пермь

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

 

«Информационная подготовка

к выбору профессии»

Элективный курс для учащихся 8 -9 классов.

Составлена

учителем технологии

Клячиной И. В.

г. Пермь. 2013 г.

Введение

Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство учащихся с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта.

В данном случае подразумевается помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.

Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.

Программа курса

«Информационная подготовка к выбору профессии»

Пояснительная записка

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.

Основной целью курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;

способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;

научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;

типы образовательных учреждений;

классификацию профессиональных образовательных программ;

понятие «элективный курс»;

виды и задачи элективных курсов;

понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

возможности приобретения профессии;

возможные пути получения профессионального образования;

возможности рынка образовательных услуг региона;

особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

определять предмет и задачи курса;

различать формы обучения;

определять типы образовательных учреждений;

находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Варианты (модели) организации профильного обучения:

Модель внутришкопьной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным

(реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным

(организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на

конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных

курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных

учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои

индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те

или иные профильные и элективные курсы.

Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы

осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения

образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета.

На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Заключительные занятия предполагаемо провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).



Тематическое планирование курса

п/п

Наименование тем

Кол-во

ч.

Экскурсии

 

Вводное занятие.

1

 

 

Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика

и профконсультирование (первичная диагностика).

1

 

 

Система образования в Российской Федерации.

1

 

 

Многообразие мира профессий. (Интернет)

 

2

 

Представление о себе и проблема выбора профессии.

1

 

 

Особенности получения среднего (полного) общего образования.

Возможности получения профессии.

1

 

 

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

2

 

 

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

 

 

Профессиональные пробы по профессиям «человек – человек»

(торговое дело, работа с людьми и т.д.).

2

1

 

Возможности личности в профессиональной деятельности

(«могу»).

2

 

 

Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости

Пермского края)

 

1

 

Профессиональные пробы по профессиям типа

«человек – техника»(РЭС)

2

1

 

Профессиональные пробы по профессиям типа

«человек – природа».

2

1

 

Профессиональные пробы по профессиям типа

«человек – знаковая система»

(выполнение канцелярских работ).

1

1

 

Профессиональные пробы по профессиям типа

«человек – художественный образ» (ДДТ)

2

1

 

Государственная регламентация деятельности образовательных

учреждений

1

 

 

Знакомство с учреждениями возможного продолжения

образования (ПУ-51, АФОГУ)

1

1

 

Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

3

 

 

Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика)

1

 
 

Итого:

34





Содержание курса

1. Вводное занятие.

Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).

2. Предмет и задачи курса.

Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование

(первичная диагностика образовательного запроса)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.

Цель и задачи курса: знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.

Учащиеся должны знать:

цель и задачи курса.

Учащиеся должны уметь:

перечислять основные разделы программы курса;

обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.

3. Система образования в Российской Федерации

Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

Учащиеся должны знать:

понятие «образовательное учреждение»;

понятие «образовательная программа».

Учащиеся должны уметь:

перечислять существующие формы обучения;

объяснять особенности различных форм обучения;

доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;

перечислять существующие типы образовательных учреждений;

указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;

приводить примеры образовательных учреждений различных типов;

называть существующие виды образовательных программ;

называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;

приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.

4. Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Учащиеся должны знать:

отрасли экономики;

классификации профессий по целям труда;

классификации профессий по предмету труда;

классификации профессий по орудиям труда;

классификации профессий по условиям труда;

Учащиеся должны уметь:

пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;

ориентироваться в мире профессий.

5. Представление о себе и проблема выбора профессии

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я»

(знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Учащиеся должны знать:

факторы профессионального роста;

правила выбора профессии;

влияние физических возможностей организма на выбор профессии;

влияние психических возможностей организма на выбор профессии.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень притязаний;

разбираться в своих личных качествах;

выбрать наиболее привлекательную профессию;

сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о

ней.

6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности приобретения профессии

Способы приобретения профессии:

профессиональная подготовка;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование.

Возможные пути получения профессионального образования:

школа – ПУ; школа – ПУ – СУЗ; школа – ПУ– СУЗ – ВУЗ;

школа – ПУ – СУЗ – ВУЗ – аспирантура;

школа – СУЗ; школа – СУЗ – ВУЗ; школа – СУЗ – ВУЗ – аспирантура;

школа – ВУЗ; школа – ВУЗ – аспирантура.

Учащиеся должны знать:

понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

возможности приобретения профессии;

возможные пути получения профессионального образования.

Учащиеся должны уметь:

находить оптимальные пути получения профессии.

7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

«Хочу» - склонности, желания, интересы личности;

«могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические

ресурсы личности);

«надо» - потребности рынка труда в кадрах.

Типичные ошибки при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

общее понятие о профессии;

общее понятие о специальности;

общее понятие о должности;

Учащиеся должны уметь:

Составлять личный профессиональный план.

8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Учащиеся должны знать:

диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.

Учащиеся должны уметь:

определять индивидуальные интересы;

определять профессиональные намерения;

составлять карту интересов;

работать с опросниками (анкетами).

9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного

учреждения.

Особенности образовательных программ, правила приема;

условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

10. Возможности личности в профессиональной деятельности

(«могу»)

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.

Активная роль при выборе профессии.

Учащиеся должны знать:

методики самооценки индивидуальных особенностей.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень самооценки.

11.Социальные проблемы труда («надо»)

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда.

Формы разделения труда на предприятии.

Учащиеся должны знать:

понятие «квалификация»;

понятие «специализация»;

современные требования к труду;

предметы и средства труда;

условия труда.

Учащиеся должны уметь:

определять цель труда и его результаты.

12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного

учреждения.

Особенности образовательных программ, правила приема;

условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного

учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; у

словия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

14. Профессиональные пробы по профессиям

«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

15. Профессиональные пробы по профессиям

«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного

учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема;

условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Экскурсия на производство.

16. Государственная регламентация деятельности образовательных

учреждений

Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

Учащиеся должны знать:

понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».

Учащиеся должны уметь:

перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному

учреждению для приобретения права осуществлять образовательную

деятельность и выдавать документы государственного образца;

объяснять необходимость проведения процедур лицензирования,

аттестации, государственной аккредитации;

объяснять назначение приложения к лицензии;

различать права, которые приобретает образовательное учреждение

после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

перечислять основные документы, необходимые образовательному

учреждению для осуществления образовательной деятельности и

выдачи документов об образовании государственного образца.

17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

Общеобразовательные учреждения города, края, области.

Учреждения профессиональной подготовки.

Учреждения начального профессионального образования.

Среднее специальное профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Послевузовское образование.

Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Учащиеся должны знать:

особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.

Учащиеся должны уметь:

определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования»

Обобщенный алгоритм продолжения образования.

Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий.

Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Моё продолжение образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

Учащиеся должны знать:

алгоритм продолжения образования;

виды источников информации об образовательных учреждениях;

структуру исследовательского проекта.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;

анализировать собранную информацию, используя знания, полученные

учащимися при изучении курса;

определять характерные особенности образовательных учреждений;

конструировать версии продолжения образования;

составлять собственный вариант продолжения образования по

алгоритму, предложенному учителем;

представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.

19. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование

Диагностика степени сформированности образовательного запроса

учащихся.

Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний

и планирование профессиональной карьеры.

Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в

обществе.

Диагностика представлений об альтернативах получения образования,

соответствующих потребностям и возможностям.

Список литературы

Для учителя:

Федеральный закон «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.

Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт –сост.  Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2004

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.