Программа элективного курса «Информационная подготовка к выбору профессии» (8-9 класс)
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
«Информационная подготовка
к выбору профессии»
Элективный курс для учащихся 8 -9 классов.
Составлена
учителем технологии
Клячиной И. В.
г. Пермь. 2013 г.
Введение
Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство учащихся с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.
Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта.
В данном случае подразумевается помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.
Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.
Программа курса
«Информационная подготовка к выбору профессии»
Пояснительная запискаВажной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.
Основной целью курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;
способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;
научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;
типы образовательных учреждений;
классификацию профессиональных образовательных программ;
понятие «элективный курс»;
виды и задачи элективных курсов;
понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
возможности приобретения профессии;
возможные пути получения профессионального образования;
возможности рынка образовательных услуг региона;
особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
определять предмет и задачи курса;
различать формы обучения;
определять типы образовательных учреждений;
находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Варианты (модели) организации профильного обучения:
Модель внутришкопьной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным
(реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным
(организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на
конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных
курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных
учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои
индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те
или иные профильные и элективные курсы.
Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы
осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения
образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета.
На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Заключительные занятия предполагаемо провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения).
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во ч. |
Экскурсии |
|
Вводное занятие. |
1 |
|
|
Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (первичная диагностика). |
1 |
|
|
Система образования в Российской Федерации. |
1 |
|
|
Многообразие мира профессий. (Интернет) |
2 |
|
|
Представление о себе и проблема выбора профессии. |
1 |
|
|
Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности получения профессии. |
1 |
|
|
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). |
2 |
|
|
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). |
1 |
|
|
Профессиональные пробы по профессиям «человек – человек» (торговое дело, работа с людьми и т.д.). |
2 |
1 |
|
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). |
2 |
|
|
Социальные проблемы труда («надо»). (Центр занятости Пермского края) |
1 |
|
|
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – техника»(РЭС) |
2 |
1 |
|
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – природа». |
2 |
1 |
|
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – знаковая система» (выполнение канцелярских работ). |
1 |
1 |
|
Профессиональные пробы по профессиям типа «человек – художественный образ» (ДДТ) |
2 |
1 |
|
Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений |
1 |
|
|
Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования (ПУ-51, АФОГУ) |
1 |
1 |
|
Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения) |
3 |
|
|
Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование (заключительная диагностика) |
1 |
|
Итого: |
34 |
Содержание курса
1. Вводное занятие.
Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Составление плана экскурсий (пожелания учащихся).
2. Предмет и задачи курса.
Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование
(первичная диагностика образовательного запроса)
Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.
Цель и задачи курса: знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела.
Учащиеся должны знать:
цель и задачи курса.
Учащиеся должны уметь:
перечислять основные разделы программы курса;
обосновывать важность компетентного выбора оптимальной формы обучения в зависимости от жизненной ситуации.
3. Система образования в Российской Федерации
Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.
Учащиеся должны знать:
понятие «образовательное учреждение»;
понятие «образовательная программа».
Учащиеся должны уметь:
перечислять существующие формы обучения;
объяснять особенности различных форм обучения;
доказывать преимущества различных форм обучения в зависимости от конкретных жизненных условий;
перечислять существующие типы образовательных учреждений;
указывать отличительные особенности различных типов образовательных учреждений;
приводить примеры образовательных учреждений различных типов;
называть существующие виды образовательных программ;
называть отличительные особенности различных видов образовательных программ;
приводить примеры использования образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов.
4. Многообразие мира профессий
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Учащиеся должны знать:
отрасли экономики;
классификации профессий по целям труда;
классификации профессий по предмету труда;
классификации профессий по орудиям труда;
классификации профессий по условиям труда;
Учащиеся должны уметь:
пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ;
ориентироваться в мире профессий.
5. Представление о себе и проблема выбора профессии
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я»
(знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Учащиеся должны знать:
факторы профессионального роста;
правила выбора профессии;
влияние физических возможностей организма на выбор профессии;
влияние психических возможностей организма на выбор профессии.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень притязаний;
разбираться в своих личных качествах;
выбрать наиболее привлекательную профессию;
сравнивать полученные знания о профессии и свои представления о
ней.
6. Особенности получения среднего (полного) общего образования. Возможности приобретения профессии
Способы приобретения профессии:
профессиональная подготовка;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование;
послевузовское профессиональное образование.
Возможные пути получения профессионального образования:
школа – ПУ; школа – ПУ – СУЗ; школа – ПУ– СУЗ – ВУЗ;
школа – ПУ – СУЗ – ВУЗ – аспирантура;
школа – СУЗ; школа – СУЗ – ВУЗ; школа – СУЗ – ВУЗ – аспирантура;
школа – ВУЗ; школа – ВУЗ – аспирантура.
Учащиеся должны знать:
понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;
возможности приобретения профессии;
возможные пути получения профессионального образования.
Учащиеся должны уметь:
находить оптимальные пути получения профессии.
7. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности;
«могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические
ресурсы личности);
«надо» - потребности рынка труда в кадрах.
Типичные ошибки при выборе профессии.
Учащиеся должны знать:
общее понятие о профессии;
общее понятие о специальности;
общее понятие о должности;
Учащиеся должны уметь:
Составлять личный профессиональный план.
8. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Учащиеся должны знать:
диагностические процедуры по определению интересов и склонностей.
Учащиеся должны уметь:
определять индивидуальные интересы;
определять профессиональные намерения;
составлять карту интересов;
работать с опросниками (анкетами).
9. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного
учреждения.
Особенности образовательных программ, правила приема;
условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
10. Возможности личности в профессиональной деятельности
(«могу»)
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.
Активная роль при выборе профессии.
Учащиеся должны знать:
методики самооценки индивидуальных особенностей.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень самооценки.
11.Социальные проблемы труда («надо»)
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда.
Формы разделения труда на предприятии.
Учащиеся должны знать:
понятие «квалификация»;
понятие «специализация»;
современные требования к труду;
предметы и средства труда;
условия труда.
Учащиеся должны уметь:
определять цель труда и его результаты.
12. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного
учреждения.
Особенности образовательных программ, правила приема;
условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
13. Профессиональные пробы по профессиям «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного
учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; у
словия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
14. Профессиональные пробы по профессиям
«ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
15. Профессиональные пробы по профессиям
«ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного
учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема;
условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
Экскурсия на производство.
16. Государственная регламентация деятельности образовательных
учреждений
Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).
Учащиеся должны знать:
понятия «лицензия», «приложение к лицензии», «свидетельство о государственной аккредитации».
Учащиеся должны уметь:
перечислять процедуры, которые необходимо пройти образовательному
учреждению для приобретения права осуществлять образовательную
деятельность и выдавать документы государственного образца;
объяснять необходимость проведения процедур лицензирования,
аттестации, государственной аккредитации;
объяснять назначение приложения к лицензии;
различать права, которые приобретает образовательное учреждение
после лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
перечислять основные документы, необходимые образовательному
учреждению для осуществления образовательной деятельности и
выдачи документов об образовании государственного образца.
17. Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования
Общеобразовательные учреждения города, края, области.
Учреждения профессиональной подготовки.
Учреждения начального профессионального образования.
Среднее специальное профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Послевузовское образование.
Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.
Учащиеся должны знать:
особенности приема и обучения в образовательных учреждениях различных типов.
Учащиеся должны уметь:
определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
18. Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования»
Обобщенный алгоритм продолжения образования.
Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий.
Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Моё продолжение образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.
Учащиеся должны знать:
алгоритм продолжения образования;
виды источников информации об образовательных учреждениях;
структуру исследовательского проекта.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять сбор информации об образовательных учреждениях, используя различные источники;
анализировать собранную информацию, используя знания, полученные
учащимися при изучении курса;
определять характерные особенности образовательных учреждений;
конструировать версии продолжения образования;
составлять собственный вариант продолжения образования по
алгоритму, предложенному учителем;
представлять свой вариант продолжения образования в виде проекта.
19. Психолого-педагогическая диагностика и профконсультирование
Диагностика степени сформированности образовательного запроса
учащихся.
Помощь в определении индивидуальной цели, уровня притязаний
и планирование профессиональной карьеры.
Диагностика жизненной ситуации учащегося, соотношение ее с ситуацией в
обществе.
Диагностика представлений об альтернативах получения образования,
соответствующих потребностям и возможностям.
Список литературыДля учителя:
Федеральный закон «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.
Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методическое пособие с электронным сопровождением/ авт –сост. Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2004