Программа факультатива лоя 7–9 классов на тему «История казачества России»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Программа факультативного курса разработана на основе учебника «История казачества России» под руководством авторского коллектива-
преподавателей исторического факультета Ростовского государственного университета по заказу Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» и Министерства по делам национальностей:
проф. А.В. Венков (гл. редактор),
действ, член АСН В.П. Водолацкий,
проф. Е.И. Демешина,
проф. Н.А. Мининков,
доц. Н.В. Рыжкова,
доц. В.П. Трут
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого , всестороннего анализа; лишь отдельные её аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем, интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Богатая культура российского казачества, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития казачества в Забайкальском крае изучение истории и культуры казачества России является важной составляющей воспитания и образования в нашей Казачьей школе.
Актуальность
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.
Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства..
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!
Представленная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Цель курса – формирование образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота на основе изучения исторически сложившихся традиций российского казачества.
Задачи факультатива:
- Формировать у школьников познавательный интерес к истории и традициям российского казачества
- Изучать бытовые и духовные традиции казаков,
- Познакомить с известными истории фактами образования, становления, развития казачества, с фактами об участии казачьих войск в служении России и охране границ Отечества.
Изучать краткие биографии наиболее известных казачьих вождей.
Сохранение и развитие казачьей культуры в условиях ее естественного
бытования является одной из приоритетных задач Правительства Забайкальского края, Министерства образования и науки,
Министерства культуры Забайкальского края, учреждений отрасли различного уровня, национальных культурных центров и общественных организаций, а также предметом систематических научных исследований и действенным инструментом пропаганды в рамках патриотического воспитания.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать свои действия .
3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3. Записывать и фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к России.
– гражданственность – закон и порядок.
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и творчество – уважение к труду.
Предисловие к содержанию факультативного курса.
Казаки... Одиннадцать казачьих войск... Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы. У каждого войска была своя история - у одних не менее древняя, чем само Российское государство, у других недолгая, но тоже славная. Каждое войско имело свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом. У каждого войска были свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России.
«Они изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкостью и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, - были единственной в мире, неподражаемой и несравненной конницей. Они были природными конниками.
Красота их мирного полкового быта, с из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», - так описывал казаков в начале XX в. один из последних донских атаманов. И объяснял: «Они сами стали такими. Их закалила в боях на границе история».
Да, в начале XX в. казаки казались всем, кто их видел, «природными конниками». Но мы по
мним грозную запорожскую пехоту и перенявших ее традиции бесстрашных кубанских пластунов. А когда казаки на своих легких стругах или «чайках» выходили в море, трепетало побережье султанской Турции и Ирана. И редко галеры и «каторги» могли устоять против казачьих флотилий, Доводящих дело до жестокой и беспощадной абордажной схватки.
А когда окруженные многократно превосходящим численно неприятелем казаки садились в осаду, то показывали себя настоящими мастерами минной войны, и об их казачьи хитрости разбивалось искусство иноземных мастеров осадного дела. Сохранились прекрасные описания обороны города Азова, который девять тысяч казаков умудрились почти без потерь захватить, а потом удержать, отбиться от 250-тысячной турецкой армии... Они были не только «природные конники», они были природные воины, и им удавалось все, за что они брались.
Последними во всей России казаки сохранили старинный рыцарский принцип «службы за землю» и собирались за свой счет «конно и оружно». Последние русские рыцари... «Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было прирожденное чувство долга», - писал современник.
Казаки участвовали во всех войнах России. Когда армии шли вперед, они были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска отступали, казаки прикрывали их отход, раскинув непроницаемую завесу своей казачьей лавы. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их мелкие отряды растрепали, растащили, «разворовали» «великую армию» Наполеона, как только она вторглась в Россию. Вместе с А.В. Суворовым они с одними укороченными пиками взлетели на неприступные стены Измаила, вместе с ним перешли снежные Альпы, где грелись лишь дыханием поставленных в кружок лошадей. И в XX в., когда траншеи и колючая проволока опоясали линии фронта, они проявили себя наиболее стойкими, умелыми воинами. Их полки не знали дезертирства, не знали, что такое «попасть в плен». А когда казаки все- таки прорывались в тыл противника и там рейдами и налетами кромсали вражеские коммуникации, то сами пригоняли сотни пленных.
Меньше известна, как бы за кадром остается обыденная тяжелая пограничная служба, которую несли казаки. От вод Ботнического залива до бескрайнего простора Тихого океана держали казачьи заставы границу. Финские снега, болота «западных пределов », опаленная бессарабская степь, пустыня и субтропики Закавказья, пески Средней Азии, бесконечная пограничная линия через всю Сибирь до Амура и по Амуру - все это места казачьей службы, усеянные казачьими костями.
Многие великие писатели, поэты, художники, композиторы воспели казаков и казачество. Привлекали их казачья удаль, любовь к Родине, сочетание вольности и воинского долга. И сами казаки вырастили в своей среде знаменитых писателей, поэтов, художников.
В отличных от других условиях жизни зародилась особая, своеобразная культура, впитавшая лучшие достижения соседей и породившая свое, самобытное.
На рубеже XVIII-XIX вв. казаки оформились и на государственном уровне, были провозглашены сословием. Вся Россия делилась тогда на сословия, и не было ни одного человека вне сословий. Государство строго регламентировало права и обязанности казаков, присущие и вмененные им именно как сословию.
Но в то же время абсолютно объективно, независимо от законодательства или воли правителей, шел процесс складывания на казачьих землях особых сообществ, отличающихся от других стереотипом поведения, выработавших свою самобытную культуру, особенности языка, и - что важно - эти сообщества видели и осознавали эти отличия, у них складывалось осознание себя отдельным, отличным от других народом. Процесс этот был прерывист, в некоторых местах отличия размывались. Но постепенно сложились как субэтносы (зачатки нации) донские казаки, кубанские казаки (хотя у них четко прослеживалось различие между украиноязычными «черноморцами» и русскоязычными «линей- цами»), терские казаки, уральские казаки...
Ни один народ не появляется сразу неизвестно откуда и не существует вечно. Всегда и повсеместно идет незримый процесс создания и развития новых народов (этносов), которые вбирают в себя и состоят из малых народов (субэтносов). Отличающиеся по ряду признаков субэтносы, каковыми являются донские казаки, кубанские казаки, терские казаки и др., объединяются в единый этнос - казаки — неотъемлемую часть великого русского народа. Процесс этот далек от завершения, но его нельзя игнорировать. Не случайно проблемами казачества занимается специальный отдел в Министерстве по делам национальностей, который и является заказчиком этого учебного пособия.
Возрождающейся России, конечно же, нужны ее наиболее боеспособные и дисциплинированные сыновья. Безопасность границ Отечества и укрепление обороноспособности страны — важнейшие проблемы современности. И сами казаки, чья малая родина либо граничит с «горячими точками», либо
сама стала «горячей точкой», ясно видят и осознают свое единство со всей Россией и только в укреплении России видят выход из напряженной обстановки на местах.
Начавшееся возрождение казачества не прошло мимо внимания государства. Уже тот факт, что данное учебное пособие «История казачества России» издается на государственные деньги, о многом говорит.
История взаимоотношения государства и казачества не была бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которое все же закончилось тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятельное участие в установлении новой династии), восстания Разина, Пугачева, Булавина - все это показывает, что вольница шла на службу России тернистым и сложным путем. Всем известно, что подавляющая часть казаков не восприняла новую российскую власть в лице большевиков и в кровопролитной борьбе понесла непоправимые, невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки ушли в эмиграцию.
Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины минуты казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она - мать. И казаки беззаветно любят свою Родину.
В единстве страны - залог процветания ее народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей.
пособие «История казачества России» издается на государственные деньги, о многом говорит.
История взаимоотношения государства и казачества не была бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которое все же закончилось тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятельное участие в установлении новой династии), восстания Разина, Пугачева, Булавина - все это показывает, что вольница шла на службу России тернистым и сложным путем. Всем известно, что подавляющая часть казаков
не восприняла новую российскую власть в лице большевиков и в кровопролитной борьбе понесла непоправимые, невосполнимые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки ушли в эмиграцию.
Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины минуты казаки забывали былые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она - мать. И казаки беззаветно любят свою Родину.
В единстве страны - залог процветания ее народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей.
Тематический план
Тема занятия |
Количество часов |
1.Причерноморье в древности |
1 |
2. Савроматы и сарматы |
1 |
3. Причерноморье в III—X веках Причерноморье в XI-XV веках |
1 |
4. Возникновение казачества |
1 |
5 Казаки на государственной службе |
1 |
6 Казаки осваивают Сибирь. Казачьи вожди- Ермак Тимофеевич |
2 |
7. Донцы и запорожцы в конце XVI века |
1 |
8. Казаки в Смутное время Казаки в царствование Михаила Романова |
1 |
9. Казаки и национально-освободительная война на Украине |
1 |
10. Участие казаков в крестьянской войне под предводительством Степана Разина |
1 |
11. Казаки на службе России в конце XVII века. Казаки на службе России в царствование Петра 1 |
1 |
12. Конфликт казачества и царской власти |
1 |
13. Казачество во второй четверти XVIII в. Участие казаков в Семилетней войне 1756-1763 годов |
1 |
14. Казачьи вожди- Фёдор Иванович Краснощёков |
1 |
15. Казачество в начале царствования Екатерины II |
1 |
16. Новый конфликт казачества и царской власти. Деятельность Г.А. Потемкина во главе казачьих войск Юга России |
1 |
17. Казаки в войнах Российской империи в последней четверти XVIII века |
1 |
18. Упрочение казаков на Кавказе и в Причерноморье |
1 |
19 Казачьи вожди- Антон Андреевич Головатый |
1 |
20. Казаки в царствование Павла I |
1 |
21. Казаки в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова и в Оренбургском походе |
1 |
22.Казаки в начале царствования Александра I .... Казачьи части в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах русской армии |
2 |
23. Казачьи вожди- Васислий Васильевич Орлов- Денисов. Матвей Иванович Платов |
1 |
24. Казаки в царствование Николая 1 |
1 |
25. Казачьи вожди- Алексей Данилович Бекровный. Максим Григорьевич Власов |
1 |
26. Казаки в Кавказской войнеКазачьи вожди- Яков Петрович Бакланов |
1 |
27 Реформы на территории казачьих войск Казаки в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.) |
1 |
28. Казачество и революция 1905-1907 годов |
1 |
29. Казачество в первой мировой войне (1914-1918 гг.) Казачество в революциях 1917 года |
1 |
30 . Казачество в гражданской войне Казачьи вожди- Алексей Максимович Каледин |
1 |
31. Участие казаков в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) |
1 |
32. Период возрождения казачества |
1 |
Всего – 34
Литература.
А.В. Терещенко. История культуры русского народа.- Москва, ЭКСМО, 2008
История казачества России: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2001. - 256 с.: ил.
Предназначено для учащихся кадетских корпусов и других казачьих учебных заведений.
Казачество Семиречья. Расцвет казачества.
http://kazakikg.com/index.php/2/2-rastsvet-kazachestva