Программа факультатива лоя 7–9 классов на тему «История казачества России»

5
0
Материал опубликован 21 June 2018 в группе

 

                                     

                   

                                 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

                                          

                                         Пояснительная записка

Программа факультативного курса разработана на основе учебника «История казачества России» под руководством авторского коллектива-

преподавателей исторического факультета Ростовского государственного университета по заказу Войско­вого казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» и Ми­нистерства по делам национальностей:

проф. А.В. Венков (гл. редактор),
действ, член АСН В.П. Водолацкий,
проф. Е.И. Демешина,
проф. Н.А. Мининков,
доц. Н.В. Рыжкова,
доц. В.П. Трут

История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого , всестороннего анализа; лишь отдельные её аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем, интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Богатая культура российского казачества, представляет интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития казачества в Забайкальском крае изучение истории и культуры казачества России является важной составляющей воспитания и образования в нашей Казачьей школе.

Актуальность

Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.
Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства..
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже­тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген­дами. О казаках написано не­мало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной ис­тории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!

Представленная программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Цель курса – формирование образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота на основе изучения исторически сложившихся традиций российского казачества.

                                      Задачи факультатива:

  • Формировать у школьников познавательный интерес к истории и традициям российского казачества
  • Изучать бытовые и духовные традиции казаков,
  • Познакомить с известными истории фактами образования, ста­новления, развития казачества, с фактами об участии казачьих войск в слу­жении России и охране границ Отечества.

 Изучать краткие биографии наиболее известных казачьих вождей.

 Сохранение и развитие казачьей культуры в условиях ее естественного

бытования является одной из приоритетных задач Правительства Забайкальского края, Министерства образования и науки, 
Министерства культуры Забайкальского края, учреждений отрасли различного уровня, национальных культурных центров и общественных организаций, а также предметом систематических научных исследований и действенным инструментом пропаганды в рамках патриотического воспитания.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».

Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать свои действия .
3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3. Записывать и фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к России.
– гражданственность – закон и порядок.
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и творчество – уважение к труду.

                Предисловие к содержанию факультативного курса.

Казаки... Одиннадцать казачьих войск... Совре­менники называли их одиннадцатью жемчужина­ми в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астра­ханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы. У каждого войска была своя история - у одних не менее древняя, чем само Рос­сийское государство, у других недолгая, но тоже славная. Каждое войско имело свои традиции, объ­единенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом. У каждого войска были свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ер­мак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России.
«Они изумляли своей бесстрашной джигитов­кой. Они восхищали ловкостью и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманива­ющей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, - были единственной в мире, неподражаемой и несравненной конницей. Они были природными конниками.
Красота их мирного полкового быта, с из глу­бины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла. Слу­жить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей», - так описывал ка­заков в начале XX в. один из последних донских атаманов. И объяснял: «Они сами стали такими. Их закалила в боях на границе история».
Да, в начале XX в. казаки казались всем, кто их видел, «природными конниками». Но мы по­
мним грозную запорожскую пехоту и перенявших ее традиции бесстрашных кубанских пластунов. А когда казаки на своих легких стругах или «чай­ках» выходили в море, трепетало побережье сул­танской Турции и Ирана. И редко галеры и «катор­ги» могли устоять против казачьих флотилий, До­водящих дело до жестокой и беспощадной абордаж­ной схватки.
А когда окруженные многократно превосходя­щим численно неприятелем казаки садились в оса­ду, то показывали себя настоящими мастерами минной войны, и об их казачьи хитрости разбива­лось искусство иноземных мастеров осадного дела. Сохранились прекрасные описания обороны горо­да Азова, который девять тысяч казаков умудри­лись почти без потерь захватить, а потом удержать, отбиться от 250-тысячной турецкой армии... Они были не только «природные конники», они были природные воины, и им удавалось все, за что они брались.
Последними во всей России казаки сохранили старинный рыцарский принцип «службы за зем­лю» и собирались за свой счет «конно и оружно». Последние русские рыцари... «Молча, в величай­шем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было при­рожденное чувство долга», - писал современник.
Казаки участвовали во всех войнах России. Когда армии шли вперед, они были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска от­ступали, казаки прикрывали их отход, раскинув непроницаемую завесу своей казачьей лавы. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их мел­кие отряды растрепали, растащили, «разворовали» «великую армию» Наполеона, как только она вторглась в Россию. Вместе с А.В. Суворовым они с од­ними укороченными пиками взлетели на непри­ступные стены Измаила, вместе с ним перешли снеж­ные Альпы, где грелись лишь дыханием поставлен­ных в кружок лошадей. И в XX в., когда траншеи и колючая проволока опоясали линии фронта, они проявили себя наиболее стойкими, умелыми вои­нами. Их полки не знали дезертирства, не знали, что такое «попасть в плен». А когда казаки все- таки прорывались в тыл противника и там рейда­ми и налетами кромсали вражеские коммуникации, то сами пригоняли сотни пленных.
Меньше известна, как бы за кадром остается обыденная тяжелая пограничная служба, которую несли казаки. От вод Ботнического залива до бес­крайнего простора Тихого океана держали казачьи заставы границу. Финские снега, болота «западных пределов », опаленная бессарабская степь, пустыня и субтропики Закавказья, пески Средней Азии, бес­конечная пограничная линия через всю Сибирь до Амура и по Амуру - все это места казачьей служ­бы, усеянные казачьими костями.
Многие великие писатели, поэты, художники, композиторы воспели казаков и казачество. При­влекали их казачья удаль, любовь к Родине, соче­тание вольности и воинского долга. И сами казаки вырастили в своей среде знаменитых писателей, поэтов, художников.
В отличных от других условиях жизни зароди­лась особая, своеобразная культура, впитавшая лучшие достижения соседей и породившая свое, са­мобытное.
На рубеже XVIII-XIX вв. казаки оформились и на государственном уровне, были провозглашены сословием. Вся Россия делилась тогда на сословия, и не было ни одного человека вне сословий. Госу­дарство строго регламентировало права и обязан­ности казаков, присущие и вмененные им именно как сословию.
Но в то же время абсолютно объективно, неза­висимо от законодательства или воли правителей, шел процесс складывания на казачьих землях осо­бых сообществ, отличающихся от других стереоти­пом поведения, выработавших свою самобытную культуру, особенности языка, и - что важно - эти сообщества видели и осознавали эти отличия, у них складывалось осознание себя отдельным, отличным от других народом. Процесс этот был прерывист, в некоторых местах отличия размывались. Но посте­пенно сложились как субэтносы (зачатки нации) донские казаки, кубанские казаки (хотя у них чет­ко прослеживалось различие между украиноязыч­ными «черноморцами» и русскоязычными «линей- цами»), терские казаки, уральские казаки...
Ни один народ не появляется сразу неизвестно откуда и не существует вечно. Всегда и повсемест­но идет незримый процесс создания и развития но­вых народов (этносов), которые вбирают в себя и состоят из малых народов (субэтносов). Отличаю­щиеся по ряду признаков субэтносы, каковыми являются донские казаки, кубанские казаки, тер­ские казаки и др., объединяются в единый этнос - казаки — неотъемлемую часть великого русско­го народа. Процесс этот далек от завершения, но его нельзя игнорировать. Не случайно проблемами казачества занимается специальный отдел в Мини­стерстве по делам национальностей, который и яв­ляется заказчиком этого учебного пособия.
Возрождающейся России, конечно же, нужны ее наиболее боеспособные и дисциплинированные сыновья. Безопасность границ Отечества и укреп­ление обороноспособности страны — важнейшие про­блемы современности. И сами казаки, чья малая родина либо граничит с «горячими точками», либо
сама стала «горячей точкой», ясно видят и осозна­ют свое единство со всей Россией и только в укреп­лении России видят выход из напряженной обста­новки на местах.
Начавшееся возрождение казачества не прошло мимо внимания государства. Уже тот факт, что дан­ное учебное пособие «История казачества России» издается на государственные деньги, о многом го­ворит.
История взаимоотношения государства и каза­чества не была бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которое все же закончилось тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятель­ное участие в установлении новой династии), вос­стания Разина, Пугачева, Булавина - все это пока­зывает, что вольница шла на службу России терни­стым и сложным путем. Всем известно, что подав­ляющая часть казаков не восприняла новую рос­сийскую власть в лице большевиков и в кровопро­литной борьбе понесла непоправимые, невосполни­мые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки ушли в эмиграцию.
Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины минуты казаки забывали бы­лые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она - мать. И казаки беззаветно любят свою Родину.
В единстве страны - залог процветания ее на­рода. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей.
пособие «История казачества России» издается на государственные деньги, о многом го­ворит.
История взаимоотношения государства и каза­чества не была бесконфликтной. Активное участие казаков в Смуте (которое все же закончилось тем, что казаки изгнали интервентов и приняли деятель­ное участие в установлении новой династии), вос­стания Разина, Пугачева, Булавина - все это пока­зывает, что вольница шла на службу России терни­стым и сложным путем. Всем известно, что подав­ляющая часть казаков
не восприняла новую рос­сийскую власть в лице большевиков и в кровопро­литной борьбе понесла непоправимые, невосполни­мые потери. Казачьи войска были ликвидированы, цвет казачества погиб, десятки ушли в эмиграцию.
Но непреложным законом является и то, что в трудные для Родины минуты казаки забывали бы­лые трения и конфликты и шли защищать Россию. Как бы больно и несправедливо ни наказывала мать ребенка, но она - мать. И казаки беззаветно любят свою Родину.
В единстве страны - залог процветания ее на­рода. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей.

                                                    Тематический план

Тема занятия

Количество часов

1.Причерноморье в древности

1

2. Савроматы и сарматы

1

3. Причерноморье в III—X веках

Причерноморье в XI-XV веках

1

4. Возникновение казачества

1

5 Казаки на государственной службе

1

6 Казаки осваивают Сибирь.

Казачьи вожди- Ермак Тимофеевич

2

7. Донцы и запорожцы в конце XVI века

1

8. Казаки в Смутное время

Казаки в царствование Михаила Романова

1

9. Казаки и национально-освободительная

война на Украине

1

10. Участие казаков в крестьянской войне

под предводительством Степана Разина

1

11. Казаки на службе России в конце XVII века. Казаки на службе России в царствование Петра 1

1

12. Конфликт казачества и царской власти

1

13. Казачество во второй четверти XVIII в. Участие казаков в Семилетней войне

1756-1763 годов

1

14. Казачьи вожди- Фёдор Иванович Краснощёков

1

15. Казачество в начале царствования

Екатерины II

1

16. Новый конфликт казачества и царской власти. Деятельность Г.А. Потемкина во главе казачьих войск Юга России

1

17. Казаки в войнах Российской империи

в последней четверти XVIII века

1

18. Упрочение казаков на Кавказе

и в Причерноморье

1

19 Казачьи вожди- Антон Андреевич Головатый

1

20. Казаки в царствование Павла I

1

21. Казаки в Итальянском и Швейцарском

походах А.В. Суворова и в Оренбургском

походе

1

22.Казаки в начале царствования Александра I .... Казачьи части в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах

русской армии

2

23. Казачьи вожди- Васислий Васильевич Орлов- Денисов. Матвей Иванович Платов

1

24. Казаки в царствование Николая 1

1

25. Казачьи вожди- Алексей Данилович Бекровный. Максим Григорьевич Власов

1

26. Казаки в Кавказской войнеКазачьи вожди- Яков Петрович Бакланов

1

27 Реформы на территории казачьих войск Казаки в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.)

1

28. Казачество и революция 1905-1907 годов

1

29. Казачество в первой мировой войне

(1914-1918 гг.) Казачество в революциях 1917 года

1

30 . Казачество в гражданской войне

Казачьи вожди- Алексей Максимович Каледин

1

31. Участие казаков в Великой

Отечественной войне (1941-1945 гг.)

1

32. Период возрождения казачества

1

 Всего – 34

Литература.

А.В. Терещенко. История культуры русского народа.- Москва, ЭКСМО, 2008
История казачества России: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2001. - 256 с.: ил.

Предназначено для учащихся кадетских корпусов и дру­гих казачьих учебных заведений.
Казачество Семиречья. Расцвет казачества.
http://kazakikg.com/index.php/2/2-rastsvet-kazachestva

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.