Рабочая программа курса «История России», 7-8 классы
II. Пояснительная записка к рабочей программе курса
«История России» 7-8 классы.
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г. с изменениями, внесёнными Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577);
Концепцией единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями, внесёнными Приказами Министерства образования и науки от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629.
Учебного плана МБОУ «Средняя школа №7» на 2017-2018 учебный год.
Годового календарного плана-графика школы на 2017-2018 учебный год (Приказ № ___ от 2017 г)
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам, курсам учебного плана.
Учебная программа, на основе которой разработана рабочая программа: История России. 6-10 классы: рабочая программа / И.Л.Андреев, О.В.Волобуев, Л.М.Ляшенко и др. – М.: Дрофа, 2016.
Используемый УМК
7 класс
1) Андреев И.Л. История России: XVI - конец XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова. – М.: Дрофа, 2016.
2) Федоров И.Н. История России: XVI - конец XVII в. 7 кл.: технологические карты уроков к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова, И.В.Амосовой / И.Н.Федоров, С.А.Федорова. – М.: Дрофа, 2016
8 класс
1) Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: учебник / И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосова, И.А.Артасов, И.Н.Федоров,. – М.: Дрофа, 2017.
2) Федоров И.Н. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: технологические карты уроков к учебнику И.Л.Андреева, Л.М.Ляшенко, И.В.Амосовой, И.А.Артасова, И.Н.Федорова, / И.Н.Федоров, С.А.Федорова, И.В.Амосова.. – М.: Дрофа, 2016
Место предмета, курса в учебном плане:
Предмет изучается в 6-10 классах, в течение 5 лет.
В соответствии с Примерной программой по истории (ФГОС), соответствующей концентрическому принципу преподавания истории, и составленной на ее основе авторской программе к линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы на изучение всеобщей истории в 7-8 классах выделяется не менее 26 часов. В соответствии с Примерной программой по истории (ФГОС), соответствующей линейному принципу преподавания истории, и составленной на её основе авторской программе к линии учебников И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова на изучение истории России в 7-8 классах выделяется не менее 40 часов. Таким образом, исходя из того, что на изучение предмета история в 7-8 классах выделяется не менее 68 часов, часы распределены следующим образом:
7 класс |
8 класс |
|
Количество часов согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа №7» на 2017 – 2018 учебный год, в том числе: |
68 |
68 |
Всеобщая история |
26 |
26 |
История России |
42 |
42 |
Количество часов для проведения контрольных работ, в том числе промежуточной аттестации |
2 |
2 |
По всеобщей истории: |
1 |
1 |
По истории России: |
1 |
1 |
III. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира..
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
целостные представлениями о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знаний об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценностью, способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
7-9 классы: Россия в XVI - начале XX века
Выпускник научится:
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм») г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в период Нового времени;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общее черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
IV.Содержание учебного предмета, курса.
7 класс – Авторская программа на изучение истории России в 7 классе выделяет не менее 40 часов, из которых 2 часа резерва. Настоящая программа рассчитана на 42 часа. В данной рабочей программе эти 4 часа распределены на углубление изучения вопросов культуры и итоговое повторение.
8 класс – Авторская программа на изучение истории России в 8 классе выделяет не менее 40 часов, из которых 6 часов резерва. Настоящая программа рассчитана на 42 часа. В данной рабочей программе эти 8 часов распределены на углубление изучения Северной войны, дворцовых переворотов, вопросов культуры, русского военного искусства и итоговое повторение.
7 класс. ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
(не менее 40 часов)
Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI—XVII вв.
8 класс. ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКУ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
(не менее 40 часов)
Россия на эпоху преобразований Петра I.
Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 года. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург – новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадский мир и его последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
После Петра Великого: «эпоха дворцовых переворотов»
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д.Меншикова. «Кондиции» верховников и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в политической жизни страны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740-1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.
Россия в 1760-1790-х годах. Правление Екатерины II и Павла I.
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России второй половины XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И.Панин и А.А.Безбородко.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.Румянцев, А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 году.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Действия эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземном море.
Русско-турецкие войны.. Русская Америка. «Греческий проект». Война со Швецией.
Культурное пространство.
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Н.И.Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н.Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и др.) Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-Американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р.Дашкова.
М.В.Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института благородных девиц Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга и других городов. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Народы России в XVIII веке.
Управление окраинами империи. Башкирское восстание. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.
Россия при Павле I.
Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола и о трехдневной барщине.
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.
Внутренняя политика. Ограничение дворянский привилегий.
Региональный компонент
Наш регион в XVIII в.
V. Календарно – тематическое планирование
Тематическое планирование
Названия разделов, тем |
Количество часов |
7 класс |
|
Введение Тема 1. Создание Московского царства Тема 2. Смута в России Тема 3. Россия в XVII веке Тема 4. Бунташный век Тема 5. Россия на новых рубежах Тема 6. Закат Московского царства Итоговое повторение |
1 12 5 5 6 4 6 3 |
Итого в 7 классе |
42 |
8 класс |
|
Введение Тема 1.Рождение Российской империи Тема 2. Россия в 1725-1762 годах Тема 3. Правление Екатерины II и Павла I. Итоговое повторение. |
1 13 7 18 3 |
Итого в 8 классе |
42 |
7 классы
№ п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Дом. задание |
||||||
7а |
7б |
7в |
7г |
||||||
1. |
П |
Вводный урок |
С.4-5 |
||||||
Ф |
|||||||||
2-3. |
П |
Василий III и его время. |
§1-2 |
||||||
Ф |
|||||||||
4. |
П |
Русское государство и общество: трудности роста. |
§3 |
||||||
Ф |
|||||||||
5. |
П |
Начало реформ. Избранная рада. |
§4 |
||||||
Ф |
|||||||||
6-7. |
П |
Строительство царства. |
§5-6 |
||||||
Ф |
|||||||||
8. |
П |
Внешняя политика Ивана IV . |
§7 |
||||||
Ф |
|||||||||
9-10. |
П |
Опричнина. Итоги правления Ивана IV. |
§8-9 |
||||||
Ф |
|||||||||
11-12. |
П |
Русская культура в XVI веке. |
§1-10 |
||||||
Ф |
|||||||||
13. |
П |
Обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» |
|||||||
Ф |
|||||||||
14. |
П |
Кризис власти на рубеже XVI – XVII вв. |
§11 |
||||||
Ф |
|||||||||
15. |
П |
Начало Смуты. Самозванец на престоле. |
§12 |
||||||
Ф |
|||||||||
16. |
П |
Разгар Смуты. Власть и народ. |
§13 |
||||||
Ф |
|||||||||
17. |
П |
Окончание Смуты. Новая династия. |
§14 |
||||||
Ф |
|||||||||
18. |
П |
Обобщающий урок по теме «Смута в России» |
§11-14 |
||||||
Ф |
|||||||||
19. |
П |
Социально-экономическое развитие России в XVII в. |
§15 |
||||||
Ф |
|||||||||
20. |
П |
Сословия в XVII веке: верхи общества. |
§16 |
||||||
Ф |
|||||||||
21. |
П |
Сословия в XVII веке: низы общества. |
§17 |
||||||
Ф |
|||||||||
22. |
П |
Государственное устройство России в XVII веке. |
§18 |
||||||
Ф |
|||||||||
23. |
П |
Обобщающий урок по теме «Россия в XVII веке» |
§15-18 |
||||||
Ф |
|||||||||
24. |
П |
Внутренняя политика царя Алексея Михайловича. |
§19 |
||||||
Ф |
|||||||||
25. |
П |
Формирование абсолютизма. |
§20 |
||||||
Ф |
|||||||||
26-27. |
П |
Церковный раскол. |
§21-22 |
||||||
Ф |
|||||||||
28. |
П |
Народный ответ. |
§15-23 |
||||||
Ф |
|||||||||
29. |
П |
Обобщающий урок по теме «Бунташный век» |
|||||||
Ф |
|||||||||
30-31. |
П |
Внешняя политика России в XVII веке. |
§24-25 |
||||||
Ф |
|||||||||
32. |
П |
Освоение Сибири и Дальнего Востока. |
§24-26 |
||||||
Ф |
|||||||||
33. |
П |
Обобщающий урок по теме «Россия на новых рубежах» |
|||||||
Ф |
|||||||||
34. |
П |
Политика Федора Алексеевича Романова. |
§27 |
||||||
Ф |
|||||||||
35. |
П |
Борьба за власть в конце XVII века. |
§28 |
||||||
Ф |
|||||||||
36-37. |
П |
Культура России XVII века. |
§29 |
||||||
Ф |
|||||||||
38. |
П |
Мир человека XVII века. |
§24-30 |
||||||
Ф |
|||||||||
39. |
П |
Обобщающий урок по теме «Закат Московского царства» |
|||||||
Ф |
|||||||||
40. |
П |
Итоговая контрольная работа. |
|||||||
Ф |
|||||||||
41-42. |
П |
Итоговые уроки «Россия в XVI—XVII веках: от великого княжества к царству».
|
|||||||
Ф |
8 классы
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Дом. задание |
||||
П |
Ф |
||||||
1. |
8А |
Введение |
С.5-7 |
||||
8Б |
|||||||
2-3. |
8А |
Предпосылки и начало преобразований. |
§1 |
||||
8Б |
|||||||
4-5. |
8А |
Северная война. |
§2-3 до с.27 |
||||
8Б |
|||||||
6. |
8А |
Завершение войны. Ништадтский мир. |
§2-3 с.27-31 |
||||
8Б |
|||||||
7-8. |
8А |
Реформы Петра I. |
§4-5 |
||||
8Б |
|||||||
9-10. |
8А |
Власть и общество в годы реформ. |
§6 |
||||
8Б |
|||||||
11-12. |
8А |
Преобразования в культуре. |
§7 |
||||
8Б |
|||||||
13. |
8А |
Личность царя-реформатора. Итоги реформ. |
§1-7 |
||||
8Б |
|||||||
14. |
8А |
Обобщающий урок по теме «Рождение Российской империи» |
|||||
8Б |
|||||||
15. |
8А |
Россия после Петра I. |
§8 |
||||
8Б |
|||||||
16-17. |
8А |
Царствование Анны Иоанновны. |
§9 |
||||
8Б |
|||||||
18-19. |
8А |
Правление Елизаветы Петровны. |
§10-11 |
||||
8Б |
|||||||
20. |
8А |
Внешняя политика России в 1741-1762 гг. |
§ 8-12 |
||||
8Б |
|||||||
21. |
8А |
Обобщающий урок по теме «Россия в 1725 – 1762 гг.» |
|||||
8Б |
|||||||
22-23. |
8А |
Восшествие на престол Екатерины II. |
§13-14 |
||||
8Б |
|||||||
24. |
8А |
Пугачевское восстание. |
§15 |
||||
8Б |
|||||||
25-26. |
8А |
Российская империя в 1775-1796 гг. |
§16-17. |
||||
8Б |
|||||||
27-28. |
8А |
Внешняя политика Екатерины II. |
§18-19 |
||||
8Б |
|||||||
29. |
8А |
Русское военное искусство. |
§18-19 |
||||
8Б |
|||||||
30-31. |
8А |
Внутренняя и внешняя политика Павла I. |
§20-21 |
||||
8Б |
|||||||
32-33. |
8А |
Культура России второй половины XVIII века. Образование и наука. |
§22-23 до с. 175 |
||||
8Б |
|||||||
34-35. |
8А |
Культура России второй половины XVIII века. Искусство. |
§22-23 с.175-183 |
||||
8Б |
|||||||
36-37. |
8А |
Быт россиян в XVIII веке. |
§24 |
||||
8Б |
|||||||
38. |
8А |
Россия в конце XVIII века. |
§13-25 |
||||
8Б |
|||||||
39. |
8А |
Обобщающий урок по теме «Правление Екатерины II и Павла I» |
|||||
8Б |
|||||||
40 |
8А |
Итоговая контрольная работа. |
|||||
8Б |
|||||||
41-42 |
8А |
Итоговые уроки «Россия в конце XVII—XVII I веке: от царства к империи».
|
|||||
8Б |