Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Касплянская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
«ГЕОМЕТРИЯ ВЫПУСКНИКУ»
9 КЛАСС (ФГОС)
УЧИТЕЛЬ БОГАЧЕВА ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА
Планируемые результаты освоения курса геометрии 9 класса
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Знать/понимать существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать, геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке
; основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° (определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии; .
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник,
циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
34 часа, 1 час в неделю
Углы – 2 часа
Вертикальные и смежные углы.
Углы при параллельных прямых и секущей.
Треугольники – 10 часов
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Равнобедренный треугольник.
Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора.
Перпендикуляр и наклонная. Неравенство треугольника.
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
Решение прямоугольных треугольников.
Треугольники общего вида. Средняя линия треугольника.
Подобие треугольников. Прикладные задачи.
Анализ геометрических высказываний.
Четырехугольники – 5 часов
Параллелограмм.
Прямоугольник, ромб, квадрат.
Трапеция. Средняя линия трапеции.
Равнобокая трапеция.
Анализ геометрических высказываний.
Окружность – 5 часов
Окружность и ее элементы: касательная, хорда, секущая, радиус.
Центральные и вписанные углы.
Окружность, описанная вокруг многоугольника.
Окружность, вписанная в многоугольник.
Анализ геометрических высказываний.
Декартовы координаты и векторы на плоскости – 7 часов
Определение декартовых координат.
Координаты середины отрезка.
Расстояние между точками.
Вектор. Координаты вектора.
Действия над векторами.
Скалярное произведение векторов.
Анализ геометрических высказываний.
Площади фигур – 5 часов
Площадь треугольника
Площадь параллелограмма.Площадь трапеции.
Площадь круга и его частей.
Фигуры на квадратной решётке.
Анализ геометрических высказываний.
Календарно-тематическое планирование
факультатива «Геометрия выпускнику» 34 часа, 1 час в неделю
№ урока в году |
№ урока в теме |
Дата |
Содержание учебного материала |
Углы – 2 часа |
|||
1 |
1 |
Вертикальные и смежные углы. |
|
2 |
2 |
Углы при параллельных прямых и секущей. |
|
Треугольники – 10 часов |
|||
3 |
1 |
Треугольник. Признаки равенства треугольников. |
|
4 |
2 |
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. |
|
5 |
3 |
Равнобедренный треугольник. |
|
6 |
4 |
Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. |
|
7 |
5 |
Перпендикуляр и наклонная. Неравенство треугольника. |
|
8 |
6 |
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. |
|
9 |
7 |
Решение прямоугольных треугольников. |
|
10 |
8 |
Треугольники общего вида. Средняя линия треугольника. |
|
11 |
9 |
Подобие треугольников. Прикладные задачи. |
|
12 |
10 |
Анализ геометрических высказываний. |
|
Четырехугольники – 5 часов |
|||
13 |
1 |
Параллелограмм. |
|
14 |
2 |
Прямоугольник, ромб, квадрат. |
|
15 |
3 |
Трапеция. Средняя линия трапеции. |
|
16 |
4 |
Равнобокая трапеция. |
|
17 |
5 |
Анализ геометрических высказываний. |
|
Окружность – 5 часов |
|||
18 |
1 |
Окружность и ее элементы: касательная, хорда, секущая, радиус. |
|
19 |
2 |
Центральные и вписанные углы. |
|
20 |
3 |
Окружность, описанная вокруг многоугольника. |
|
21 |
4 |
Окружность, вписанная в многоугольник. |
|
22 |
5 |
Анализ геометрических высказываний. |
|
Декартовы координаты и векторы на плоскости – 7 часов |
|||
23 |
1 |
Определение декартовых координат. |
|
24 |
2 |
Координаты середины отрезка. |
|
25 |
3 |
Расстояние между точками. |
|
26 |
4 |
Вектор. Координаты вектора. |
|
27 |
5 |
Действия над векторами. |
|
28 |
6 |
Скалярное произведение векторов. |
|
29 |
7 |
Анализ геометрических высказываний. |
|
Площади фигур – 5 часов |
|||
30 |
1 |
Площадь треугольника |
|
31 |
2 |
Площадь параллелограмма.Площадь трапеции. |
|
32 |
3 |
Площадь круга и его частей. |
|
33 |
4 |
Фигуры на квадратной решётке. |
|
34 |
5 |
Анализ геометрических высказываний. |
|
Медведева Татьяна Петровна
Ольга вениаминовна
Медведева Татьяна Петровна