Программа факультативного курса по русскому языку «Секреты хорошей речи»
Программа факультативного курса по русскому языку «Секреты хорошей речи» (10 класс)
Педагог:
учитель русского языка и литературы Мальцева С.С.
Пояснительная записка
В современном мире востребованы люди, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Сдача Единого государственного экзамена, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная программа помогает учащимся овладеть навыками культуры речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм речевого этикета, составлять тексты для публичных выступлений
Курс «Секреты хорошей речи» предназначен для учащихся 10 классов. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Программа кружка рассчитана на 34 учебных часа. Основные формы организации занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.
Цели курса:
повысить культуру речи учащихся;
научить навыкам делового общения;
расширить представление о русском языке, его возможностях;
обучить речевому этикету;
помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
Учащиеся к концу обучения должны знать:
особенности функциональных стилей литературного языка;
особенности этических норм общения;
орфоэпические нормы русского языка;
уметь:
писать заявления, резюме, автобиографию;
грамотно строить выступление.
Тематическое содержание курса
№ | Тема занятия | Количество занятий | ||
теоретические | практические | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | | |
2. | Норма, её динамика и вариативность. | 1 | | |
3. | Речевой этикет. | 1 | | |
4. | Стили литературного языка. Особенности научного стиля. | 1 | | |
5. | Публицистический стиль. | 1 | 1 | |
6. | Культура делового общения. Официально-деловой стиль. | 1 | 2 | |
7. | Культура устной деловой речи. | 1 | | |
8. | Разговорный стиль. | 1 | | |
9. | Культура монологической речи. | 1 | | |
10. | Культура поведения и этические нормы общения. | 1 | | |
11. | Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи. | 1 | | |
12. | Особенности заимствованных слов в русском языке. | 1 | | |
13. | Лексические нормы. | 1 | 2 | |
14. | Фразеологизмы, их использование в речи. | 1 | | |
15. | Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения. | 1 | | |
16. | Практикум по теме «Фразеология». | | 1 | |
17. | Фонетические средства языковой выразительности. | 1 | | |
18. | Орфоэпия. Нормы произношения. | 1 | 2 | |
19. | Трудности русской грамматики. | 2 | 2 | |
20. | Секрет хорошего выступления. | 2 | 2 |
Литература.
Литература для учащихся
В качестве обучающих пособий предлагаются не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике:
Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник"
Литература для учителя
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Гойхман О.Я. и др. Русский язык и культура речи. – М.: ИНФРА-М, 2006;
Колтунова М. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. – М.: Экономическая литература, 2002.
Крысин Л.П. Иноязычные вкрапления в текстах А.С.Пушкина. - ж. «Русский язык в школе и дома», сентябрь/октябрь 2004.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005.