Программа факультативного курса по физике
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
Программа факультатива по физике
Использование информационных технологий в обучении физики
Составила Князева Наталья Борисовна
Пояснительная записка
Программа факультатива по физике составлена в дополнение основной учебной программе. Она осуществляет компетентностный подход при подготовке квалифицированных рабочих кадров.
Программа конкретизирует содержание предметных тем факультатива и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание, с примерным распределением учебных часов по разделам курса; перспективно – тематическое планирование.
Данная программа реализует общекультурный аспект знаний, идеи межпредметных связей главным образом с информатикой и ИКТ и спецтехнологией.
Содержание факультатива разбито на отдельные блоки: программные продукты, физические модели, мультимедийные технологии, создание презентаций в среде Power Point.
Каждая тема предполагает изучение вопросов профессиональной направленности обучающихся. Добавлены вопросы техники безопасности при работе с компьютерным оборудованием.
Цели факультатива: показать перспективы и удобства изучения предмета физики, используя модели физических процессов, устройство технических и физических приборов, предложенных в программно-педагогических программах: “Teach Pro: Физика”, «Открытая физика 2.6», обучающие программы серии «Физика – 1С». Используя модели процессов, предложенных в программах, создавать свои модели (в динамике и статическом изображении).
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
Формирование ключевых компетентностей выпускников профессионального образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Программные продукты (3 часа)
Особенности изучения физики с использованием современных компьютерных технологий. Техника безопасности при работе с компьютерным оборудованием. Программное обеспечение учебного процесса. Возможности и недостатки современных электронных учебников.
Физические модели (12 часов)
Работа с различными электронными учебниками. Анализ возможностей, преимуществ и недостатков программных средств “Teach Pro: Физика”, «Открытая физика 2.6», обучающие программы серии «Физика – 1С». Работа с файлами. Правила их сохранения и распечатки. Моделирование траектории движения тела (прямолинейное, криволинейное и баллистическое движение). Моделирование явлений смачивания, капиллярности, диффузии, различных видов деформаций, тепловых, электрических и магнитных явлений. Модель работы теплового двигателя.
Работа в сети Internet. Поиск современных программно – педагогических средств, сохранение и создание архива. Справочные таблицы и материалы. Особенности полученных программно – педагогических средств, их границы применимости. Составление рецензии на скаченные продукты.
Мультимедийные технологии (2 часа)
Мультимедийные возможности современных компьютеров. Работа с аудио и видео файлами: запись, обработка и сохранение. Видеоматериалы – как одно из средств информационных технологий.
Создание презентаций (3 часа)
Использование компьютерной техники для создания тематических газет, проектов и презентаций. Создание кроссвордов. Создание презентаций в среде Power Point.
Перспективно-тематическое планирование факультативных занятий
для студентов, обучающихся по профессии Автомеханик
Занятие | Тема занятия |
Программные продукты (3 ч) |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерным оборудованием, по правилам поведения в кабинете теоретического обучения и охране труда. |
2 |
Особенности изучения физики с использованием современных компьютерных технологий. |
3 |
Обзор существующих электронных учебников и программных средств. |
Физические модели (12 ч) |
|
4, 5 |
Основы компьютерной грамотности. |
6, 7 |
Моделирование законов движения: прямолинейное и криволинейное |
8 |
Движение тела под действием силы трения. Сила упругости. |
9 |
Электронные тесты и задачи. |
10, 11 |
Моделирование тепловых явлений: внутренняя энергия, тепловые двигатели. |
12 |
Моделирование явлений смачивания и капиллярности |
13 |
Моделирование электрических явлений. Электрический ток в жидкостях. Аккумуляторные батареи. |
14 |
Моделирование магнитных явлений. |
15 |
Анализ возможностей, преимуществ и недостатков программных средств. Поиск в сети Internet современных программно – педагогических средств |
Мультимедийные технологии (2 ч) |
|
16 |
Мультимедийные возможности современных компьютеров. Видеоматериалы – как одно из средств информационных технологий. |
17 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов |
Создание презентаций (3 ч) |
|
18 |
Использование компьютерной техники для создания тематических газет, проектов и презентаций. |
19 |
Создание кроссвордов. |
20 |
Создание презентаций в среде Power Point. |
Перспективно-тематическое планирование факультативных занятий
для студентов, обучающихся по профессии
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Занятие | Тема занятия |
Программные продукты (3 ч) |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерным оборудованием, по правилам поведения в кабинете теоретического обучения и охране труда. |
2 |
Особенности изучения физики с использованием современных компьютерных технологий. |
3 |
Обзор существующих электронных учебников и программных средств. |
Физические модели (12 ч) |
|
4, 5 |
Основы компьютерной грамотности. |
6, 7 |
Моделирование законов движения: криволинейное и баллистическое |
8 |
Импульс силы. Импульс тела. |
9 |
Электронные тесты и задачи. |
10, 11 |
Моделирование тепловых явлений: диффузия, внутренняя энергия, второй закон термодинамики. |
12 |
Механические свойства твердого тела |
13 |
Моделирование электрических явлений. Электрический ток в газах. |
14 |
Моделирование магнитных явлений. |
15 |
Анализ возможностей, преимуществ и недостатков программных средств. Поиск в сети Internet современных программно – педагогических средств |
Мультимедийные технологии (2 ч) |
|
16 |
Мультимедийные возможности современных компьютеров. Видеоматериалы – как одно из средств информационных технологий. |
17 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов |
Создание презентаций (3 ч) |
|
18 |
Использование компьютерной техники для создания тематических газет, проектов и презентаций. |
19 |
Создание кроссвордов. |
20 |
Создание презентаций в среде Power Point. |
Перспективно-тематическое планирование факультативных занятий для студентов, обучающихся по профессии Мастер отделочных строительных работ
Занятие | Тема занятия |
Программные продукты (3 ч) |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерным оборудованием, по правилам поведения в кабинете теоретического обучения и охране труда. |
2 |
Особенности изучения физики с использованием современных компьютерных технологий. |
3 |
Обзор существующих электронных учебников и программных средств. |
Физические модели (12 ч) |
|
4, 5 |
Основы компьютерной грамотности. |
6, 7 |
Моделирование законов движения: прямолинейное и криволинейное |
8 |
Движение тела под действием силы трения. Сила упругости. |
9 |
Электронные тесты и задачи. |
10, 11 |
Моделирование тепловых явлений: диффузия, испарение жидкости, внутренняя энергия. |
12 |
Моделирование явлений смачивания и капиллярности |
13 |
Моделирование электрических явлений. Электрический ток в различных средах. |
14 |
Моделирование магнитных явлений. |
15 |
Анализ возможностей, преимуществ и недостатков программных средств. Поиск в сети Internet современных программно – педагогических средств |
Мультимедийные технологии (2 ч) |
|
16 |
Мультимедийные возможности современных компьютеров. Видеоматериалы – как одно из средств информационных технологий. |
17 |
Просмотр и обсуждение учебных видеофильмов |
Создание презентаций (3 ч) |
|
18 |
Использование компьютерной техники для создания тематических газет, проектов и презентаций. |
19 |
Создание кроссвордов. |
20 |
Создание презентаций в среде Power Point. |