Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Русский язык без правил и словарей» (7 класс)
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
«Русский язык без правил и словарей»
1 год
(срок реализации программы)
13-15 лет (7 классы)
(возраст обучающихся)
учитель
Королева М.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что обычно подразумеваются под «знанием русского языка»? Конечно же, умение грамотно писать и выражать свои мысли, а вовсе не знание всей теории. Предмет «русский язык» в школе преподается часто как академическая дисциплина, а не как практический курс. Для того, чтобы обучающиеся смогли писать без ошибок, нужна точная и мгновенная опора при письме. Поэтому в программе внеурочной деятельности «Русский язык без правил и словарей» делается акцент не на теорию, а на практику. Программа опирается не на классическую систему описания, принятую в языкознании, а на вполне очевидные вещи, которых школьники просто не видят и не чувствуют, при изучении правил.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. А также опирается на методику школы Натальи Романовой. Школа Романовой обучает по методике «БЕЗ ПРАВИЛ», разработанной Натальей Романовой в конце 1980-х годов. Она построена на элементарных алгоритмах и формулах, использующих внутренние законы языка (речи и письма), не известных традиционной грамматике. Кроме главной сверхзадачи: писать без ошибок на всю жизнь (тексты неограниченной сложности) школа грамотности легко решает ряд формальных задач, где на первом месте — это сдача тестовых экзаменов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку с максимально возможным количеством баллов.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Все основные правила орфографии и пунктуации, исключения укладываются в несколько алгоритмов, которые предлагаются обучающимся. Этим обуславливается новизна данной программы.
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в Российской Федерации. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цели внеурочной программы «Русский язык без правил и словарей»:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из орфографии и пунктуации, а также формирование умений применять эти знания на практике;
научить каждого обучащегося писать любые тексты без ошибок;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место учебного предмета
Рабочая программа факультативного курса рассчитана на 35 часов , 1 час в неделю (35 учебных недель в год).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей,
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Предметными результатами освоения программы факультативного курса являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение орфографического и пунктуационного анализа.
Метапредметные результаты:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
самостоятельно создавать алгоритмы действий.
Система контроля
Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Также, работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Дата |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему |
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с соответствием с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. |
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. |
|
2 |
Главные ошибки. Стратегические действия в борьбе с ними |
1 |
Научиться разбираться в сложном материале орфографии |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и правил. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
3 |
Главная позиция обучения «без правил» - слитность |
1 |
Научиться составлять алгоритмы по лингвистическим правилам |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства. Регулятивные:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения изученного материала. |
Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического материала |
|
4 - 5 |
Частица «НЕ» как главная трудность в орфографии русского языка |
2 |
Научиться применять алгоритмы написания «не» с различными частями речи |
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую сил своего научения. Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения изученного материала. |
Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению |
|
6 |
Алгоритм правописания частички «пол» |
1 |
Научиться применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. |
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечает на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Формировать желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. |
|
7 |
Квазиграматизмы. Борьба с искаженным написанием слов |
1 |
Научиться исправлять свои ошибки |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения изученного материала. |
Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. |
|
8 |
Чем отличается правописание заимствованных и исконно-русских слов? |
1 |
Знать происхождение лексики русского языка, смысл заимствований и отличительные признаки заимствований; уметь использовать заимствования в речи. |
Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. |
|
9 |
Проверка «скажи иначе» |
1 |
Научиться применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. |
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. |
|
10 |
Второстепенные ошибки. Тактические действия в борьбе с ними |
1 |
Научиться исправлять свои ошибки |
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению. |
|
11 - 12 |
«О» или «Ё» после шипящих |
2 |
Научиться применять алгоритм правописания «о» и «ё» после шипящих |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма выполнения задания |
Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности |
|
13 - 14 |
«Н» или «НН» во всех словах |
2 |
Научиться применять алгоритм выбора «нн» или «н» |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные:проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма выполнения задания |
Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности |
|
15 - 16 |
Позиция «полуслитно» (дефисы) |
2 |
Научиться применять алгоритм правописания |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма выполнения задания |
Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности |
|
17 - 18 |
Предлоги - братья |
2 |
Научиться разбираться в сложном материале орфографии |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма выполнения задания |
Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности |
|
19 - 20 |
«Ь» после шипящих в конце слов |
2 |
Научиться применять алгоритм правописания «Ь» после шипящих в конце слов |
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательная: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма выполнения задания |
Формирование познавательного интереса в ходе проектной деятельности |
|
21 |
Правописание слов с частицами |
1 |
Научиться разбираться в сложном материале орфографии |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и правил. |
Формировать желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков |
|
22 - 23 |
Окончания существительных |
2 |
Научиться разбираться в сложном материале орфографии |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и правил. |
Формировать желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков |
|
24 - 25 |
Правописание приставок |
2 |
Научиться разбираться в сложном материале орфографии |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и правил. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
26 |
Паузная речевая пунктуация |
1 |
Владеть теоретическими понятиями: пауза, паузирование и т.д. |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и правил. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
27 - 28 |
Пауза правильная и ложная |
2 |
Научиться разбираться в сложном материале пунктуации |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
29 |
Причастный и деепричастный обороты |
1 |
Научиться разбираться в сложном материале пунктуации |
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
30 - 31 |
Союзный оборот |
2 |
Научиться разбираться в сложном материале пунктуации |
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм и правил. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
32 |
Вводный оборот |
1 |
Научиться разбираться в сложном материале пунктуации |
Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
33 |
Обзорный алгоритм. Все обособления |
1 |
Научиться разбираться в сложном материале пунктуации |
Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. |
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала |
|
34 |
Практическая корректура. Работа над чужими ошибками |
1 |
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Формировать желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. |
|
35 |
Презентация проектов учащихся |
1 |
Презентация собственных идей |
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению |
Список используемой литературы
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.