Программа факультативного курса «Язык через культуру»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белоевская средняя общеобразовательная школа»
Программа
Язык через культуру
Автор: Пахорукова Евдокия Андреевна
учитель начальных классов
с.Белоево
2019
Оглавление
Введение
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем олицетворяется весь народ и вся его история. За счет родного слова от каждого детского сердца тянутся нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа.
Ко́ми-пермя́цкий язы́к — язык коми-пермяков, относящийся к финно-угорской группе языков, имеющий собственную литературную норму.
Распространён в Пермском крае (преимущественно в Коми-Пермяцком округе), на северо-востоке Кировской области, в разных районах Сибири. Число говорящих на коми-пермяцком языке, по переписи 2010 года, составляет около 63 тыс. человек.
Язык – сугубо социальное явление. Им нельзя овладеть вне социума, без общения с другими людьми; он не будет развиваться вне социального взаимодействия.
В настоящее время коми-пермяцкий язык вытесняется русским языком. Пожалуй, можно утверждать, что практически все коми – пермяки двуязычны – владеют двумя языками. Сохранение представления о коми-пермяцком языке, думается, - важное направление деятельности учителя начальных классов, работающего в школе, расположенной на территории прежнего Коми-Пермяцкого округа. Именно школа, как образовательное учреждение, приобщает учащихся к народному искусству, культуре, языку на уроках и во внеурочной деятельности.
Этим обусловлена разработка в рамках внеурочной деятельности предлагаемая программа факультатива по теме «Язык через культуру», которой могут воспользоваться в своей деятельности другие педагоги, заинтересованные в сохранении коми-пермяцкой культуры и языка.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов еженедельно (1 час в неделю). Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст 9 – 10 лет, 3 класс).
При разработке программы соблюдались общие правила разработки программ внеурочной деятельности обучающихся (ФГОС второго поколения) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Срок реализации программы – один учебный год (3 класс).
Теоретическая часть
Основные теоретические положения внеурочной деятельности определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Во ФГОС обозначены виды и направления внеурочной деятельности; уровни достижения результатов, требования к программам внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС задача современной школы - создание системы системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.
Внеурочная деятельность, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена, на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для реализации с обучающимися доступны такие виды внеурочной деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая;
- спортивно-оздоровительная;
- краеведческая.
В Базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации внеурочная деятельность для обучающихся организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления тесно связаны между собой. Поэтому, все направления внеурочной деятельности нужно рассматривать как содержательный ориентир при построении программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников строить на видах деятельности.
При создании внеурочной деятельности школьников нужно понимать разницу между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат – это то, что стало прямым итогом участия обучающегося в деятельности.
Эффект – это следствия результата; то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников делятся по трем уровням.
Первый уровень –это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (в основном и дополнительном образовании) как важными для него носителями позитивного социального значения и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое место имеет взаимодействие в классном коллективе, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ученик получает (не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их принимать (или отвергает).
Третий уровень результатов – это получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельной работе юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным гражданином.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение этих трех уровней результатов внеурочной деятельности усиливает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность.
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Предлагаемая программа факультатива «Язык через культуру» разработана в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности. Соответствует таким видам внеурочной деятельности, как познавательная, игровая, художественная деятельность. Основной формой внеурочной деятельности в рамках предлагаемой программы стали факультативные занятия. Факультатив ориентирован на достижение двух уровней результатов: получение определённых знаний о коми-пермяцком языке и формирование умений применения полученных знаний на практике.
Практическая часть
В данном разделе представлена программа факультатива «Язык через культуру», включающая в себя пояснительную записку, цели и задачи факультатива, планируемые результаты, учебный и календарно-тематические планы, содержание программы, используемый список литературы.
Пояснительная записка к программе факультатива «Язык через культуру»
Ведущее место в деле сохранения, развития национального языка и культуры коми-пермяцкого народа отводится системе образования и воспитания. Язык каждого народа – залог его жизни. Исчезнет язык – исчезнет народ. История знает немало таких примеров. Язык любого народа – достояние общечеловеческой культуры. Отношение к нему должно формироваться по принципу – беречь, сохранять, развивать. Родной язык играет огромную роль в нравственном воспитании ребенка, в становлении его как человека с самобытным национальным характером. Обучение родному языку также оказывает большое влияние на общее развитие личности, поскольку одновременно с процессом овладения родным языком, усвоения форм родной речи развивается и мышление человека.
Актуальность.
В условиях Коми-Пермяцкого округа необходимо знать два языка: коми-пермяцкий и русский. Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе, и образовании. Современные тенденции: изучение, помимо родного (коми-пермяцкий), государственного (русский) и иностранного языков. Благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы. Большую роль в сохранении родного языка играет приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народа играют уроки и внеклассные занятия по родному языку, на которых изучаются традиции, обычаи и обряды народа.
Все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину. Поэтому, данная программа, направленная на изучение родного языка и фольклора, является актуальной в современное время.
Большая роль отводится произведениям народного творчества. Устное народное творчество – богатейший духовный источник, в котором отражены народная жизнь, черты национального характера. Коми-пермяцкие сказки и легенды несут также большой воспитательный, познавательный потенциал. Предполагается разыгрывание и показ сказок перед другими детьми. Дети познакомятся с произведениями наших современников.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов еженедельно (1 час в неделю). Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст 9 – 10 лет, 3 класс).
При разработке программы соблюдались общие правила разработки программ внеурочной деятельности обучающихся (ФГОС второго поколения) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Срок реализации программы – один учебный год (3 класс).
Новизна программы:
Данная программа факультатива находит свое отражение в комплексе, дифференцированно для детей конкретного коллектива и позволяет решать главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения. В работе с младшими школьниками по развитию речи особое внимание должно уделяться активному общению на родном языке и игровой деятельности. В программе особое место будет отводится игре. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения коми – пермяцким языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного творчества коми – пермяцкого народа: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения.
Культура речи – понятие обширное. Она включает в себя не только знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, а также соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе. А одной из задач, поставленных перед образованием в связи с переходом на ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цели и задачи программы факультативы «Язык через культуру»
Цель данной программы:
-формирование элементарной коммуникативной компетенции как способности и готовности младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями коми-пермяцкого языка в устной форме.
Задачи, реализуемые в ходе обучения
-актуализировать умения общаться на коми-пермяцком языке;
-приобщать учащихся к новому социальному опыту;
-развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также общеучебные умения.
Планируемые результаты освоения программы факультатива «Язык через культуру»
Реализация программы способствует достижению разных групп универсальных учебных действий (УУД) таких, как:
личностные УУД:
- формирование патриотических чувств к Родине;
- понимание своей этнической и национальной принадлежности;
- осмысленный взгляд на современную жизнь;
- привитие чувства ответственности за свои поступки и действия;
- понимание учебных целей и их достижение;
- бережное отношение к своей малой Родине, родному языку, своим корням и культуре;
регулятивные УУД:
- умение ставить цели и находить методы для их решения;
- научить учащихся планировать, контролировать и ценить свой труд и работу;
- правильное понимание и использование условных обозначений в книгах;
- быстрое внедрение в учебный процесс;
- грамотное изложение своих мыслей;
коммуникативные УУД:
- внимательно слушать, понимать своих одноклассников, выходить на контакт с учителем, отвечать на его вопросы;
- отвечать на вопросы полными, распространенными предложениями;
- умение оценить свою работу на занятии;
- работа в парах или группах;
познавательные УУД:
- умение работать с книгой, анализировать произведение;
- умение сравнивать прошлую, ушедшую жизнь, с современными реалиями, находить сходство и различия, разделять предметы по какому-либо признаку;
- умение работать с ребусами, шарадами, придумывать их самим.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
|||
1. |
«Я и моя семья» – 4ч. |
||||||
1.1 |
В крестьянском доме. Семья и родственники. Моя фамилия. |
2 |
1 |
1 |
|||
1.2 |
Семейные традиции. |
2 |
2 |
||||
2. |
Устное народное творчество -5ч. |
||||||
2.1 |
Сказки: «Теремок» «Три медведя» |
2 |
2 |
||||
2.2 |
Пословицы. Поговорки. |
1 |
1 |
||||
2.3 |
Народные песни. |
1 |
1 |
||||
2.4 |
Поиграем, дети! |
1 |
1 |
||||
3. |
Парма-мой край родной- 4ч. |
||||||
3.1 |
Мой край на карте родины |
2 |
2 |
||||
3.2 |
Символика города |
1 |
1 |
||||
3.3 |
Святыни малой родины |
1 |
1 |
||||
4. |
Обычаи и традиции коми-пермяков - 4ч. |
||||||
4.1 |
День урожая |
2 |
1 |
1 |
|||
4.2 |
Зимние забавы |
1 |
1 |
||||
4.3 |
Масленица |
1 |
1 |
||||
5. |
Природа моего края -7ч. |
||||||
5.1 |
Времена года |
1 |
1 |
||||
5.2 |
Домашние животные |
1 |
1 |
||||
5.3 |
Дикие животные |
2 |
1 |
1 |
|||
5.4 |
Растения |
1 |
1 |
||||
5.5 |
Красная книга родного края. |
1 |
1 |
||||
5.6 |
На природу за здоровьем |
1 |
1 |
||||
6. |
Ими гордится Парма – 6ч |
||||||
6.1 |
Творчество В.В.Климова |
3 |
3 |
||||
6.2 |
Коми-Пермяцкий драматический театр имени М. Горького |
3 |
3 |
||||
7. |
Умелые руки -2 ч. |
||||||
7.1 |
Умельцы малой родины. |
1 |
1 |
||||
7.2 |
Посещение выставки в районной библиотеке. |
1 |
1 |
||||
8. |
Праздник берёзки - 2ч. |
||||||
8.1 |
Игра – путешествие «Весна в родном крае» |
1 |
1 |
||||
8.2 |
Экскурсия в природу |
2 |
2 |
||||
8.3 |
Праздник березки» |
1 |
1 |
||||
ИТОГО: |
34 часа |
Содержание программы
3 класс (34 часа)
1.Я и моя семья – 4 часов
В крестьянском доме: домашняя утварь, уклад жизни коми- пермяков. Семья, родственники и их взаимоотношения. Моя фамилия. Семейные традиции.
Практическая работа: исследования происхождения фамилии. моделирование коми –пермяцкой избы.
2. Устное народное творчество - 5 часов
Сказки «Теремок». «Три медведя». Пословицы и поговорки. Народные песни.
Практическая работа: иллюстрирование к пословицам и поговоркам, выставка творческих работ.
3. Парма – мой край родной – 4 часа
Мой край на карте родины. Коми- пермяцкий округ на карте Пермского края. Знакомство с символикой города: герб и флаг. Памятники архитектуры города.
Практическая работа: работа по географической карте, рисование элементов архитектуры.
4. Обычаи и традиции коми-пермяков – 4 часа
День урожая. Зимние забавы. Масленица.
Практическая работа: подготовка и проведение праздников. Изготовление поделок.
5.Природа моего края - 7 часов
Времена года и их особенности. Домашние животные. Главные промысловые звери: белка, заяц, горностай, лисица. куница; птицы - рябчик. Тетерев, глухарь и др. Растения. Красная книга родного края
6. Ими гордится Парма – 6 часа
Произведения В.В.Климова для детей. Фольклорные жанры. Коми – пермяцкий драматический театр.
Практическая работа: чтение произведений В. Климова на коми-пермяцком и русском языках, просмотр спектакля.
7.Умелые руки-2часа
Умельцы малой родины. Посещение выставки работ в районной библиотеке. Основные элементы коми- пермяцкого орнамента.
8. Праздник березки – 2 часа
Игра – путешествие «Весна в родном крае». Итоговое занятие – праздник «Березки».
Практическая работа: изготовление скворечников, посадка деревьев, кустарников, цветов.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
1. |
В крестьянском доме. |
1 |
|
2. |
Семья и родственники. |
1 |
|
3. |
Моя фамилия. |
1 |
|
4. |
Семейные традиции. |
1 |
|
5. |
Сказка «Теремок». |
1 |
|
6. |
Сказка «Три медведя». |
1 |
|
7. |
Пословицы и поговорки. |
1 |
|
8. |
Народные песни. |
1 |
|
9. |
Поиграем, дети. |
1 |
|
10. |
Мой край на карте родины. |
1 |
|
11. |
Заочное путешествие по краю. |
1 |
|
12. |
Символика города. |
1 |
|
13. |
Святыни малой родины. |
1 |
|
14. |
День урожая. |
1 |
|
15. |
Лепка овощей. |
1 |
|
16. |
Зимние забавы |
1 |
|
17. |
Масленица |
1 |
|
18. |
Времена года. |
1 |
|
19. |
Домашние животные |
1 |
|
20. |
Дикие животные. |
1 |
|
21. |
Растения. |
1 |
|
22. |
Красная книга родного края. |
1 |
|
23. |
На природу за здоровьем. |
2 |
|
24. |
В.В.Климов-старейшина коми-пермяцкой литературы. |
1 |
|
25. |
Фольклорные жанры. |
1 |
|
26. |
Коми- Пермяцкий драматический театр. Просмотр спектакля. |
4 |
|
27. |
Умельцы малой родины. |
1 |
|
28. |
Посещение выставки в районной библиотеке. |
1 |
|
29. |
Игра-путешествие «Весна в родном крае» |
1 |
|
30. |
Праздник березки |
1 |
|
34час |
Библиографический список
Алексеев В. А., Бажина Г. Г. Даты, события, люди… Справочное издание. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2007. –234с.
Баталов Р.М., Кривощёкова – Гатман А.С. Коми – пермяцко – русский словарь. – Москва.: Русский язык, 1985. – 624 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников» М., «Просвещение» 2011. – 7с.
Методически конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.- 65 с.
Климов В. В. Шорок. - Кудымкар. Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1994.- 80 с.
Климов В.В. Корни бытия. Этнографические заметки о коми-пермяках. - Кудымкар, 2007.-15с
Климов В.В., Чагин Г.Н., Караваева Л.В. Коми – пермяцкий национальный костюм. Кудымкар: Коми – Пермяцкое книжное издательство, 2006. -88 с.
Коколева В.Н. Бичирок - Кудымкар. Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2006.- 47 с.
Косова-Старцева Л. Чöскыт козин. – Кудымкар, 2006.- 270
Подюков И. А. – К миру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края. Пермь.
Мальцев Г.И. «Развитие коми – пермяцкого языка и культуры: история и современность».-Кудымкар. 2016.-8.
Нечаева Г. А. Истомина Н.Д. Кöвдöмок. - Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1991.