Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе на тему «Основы синтаксиса»

1
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №9

30.08.2017г.

Протокол № 1

Согласовано с методическим советом МБОУ СОШ №9

01.09.2017г.

Протокол №1

Утверждено приказом директора

МБОУ СОШ №9

от 01.09.2017г №179


 


 


 

Рабочая программа

элективного курса «Основы синтаксиса»

класс -8

Количество учебных часов в неделю – 1

Количество учебных часов в год – 34

 

Составитель: Осипова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


 


 


 

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа элективного курса «Основы синтаксиса» в 8 классе МБОУ «Средняя школа №9» разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, авторской программы элективного курса Божко Н.М., Шаровой А.Н. «Всемогущий и занимательный синтаксис» Волгоград, издательство «Учитель» учебного плана школы, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс поможет совершенствовать речь обучающихся с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка, создать условия для формирования практических умений и навыков обучающихся, развить их творческие способности. Это позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка.

Главная задача курса – создать базу для успешного усвоения обучающимися правил синтаксиса и пунктуации, совершенствовать умения анализировать и характеризовать простые предложения, расставлять знаки препинания в них.

Содержание и структура курса направлены на выполнение заданий по конструированию словосочетаний, предложений, текста, требующих знания основных понятий разделов «Синтаксис» и «Пунктуация». Очень важно, чтобы обучающиеся осмыслили сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, их роль в создании текста, их возможности как средства коммуникации, средства формирования, выражения и сообщения мысли.

В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность. Предполагаемый курс позволит более тщательно подготовиться к итоговой аттестации учащихся - ГИА.

Программа элективного курса «Основы синтаксиса» актуальна для учащихся, так как формирование знаний о синтаксисе, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Задачи организации учебной деятельности:

создание прочной базы знания синтаксиса;

обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

овладение основными нормами русского литературного языка;

формирование языковой и лингвистической компетенций;

активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

развитие коммуникативных навыков; развитие интонационно выразительной речи;

развитие ассоциативного мышления учащихся;

проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера.

Элективный курс направлен на формирование навыков научно-исследовательской работы, развивает умение пользоваться словарями и справочниками. Основными видами практических работ могут быть: конспектирование лекций, составление схематических таблиц, упражнения в синтаксическом разборе, пунктуационном разборе предложений, написание творческих работ, рефератов, сочинений- миниатюр, сочинений разных жанров, тестов.

Разрешить трудные вопросы синтаксиса, синтаксической синонимии, заданий, направленных на предупреждение грамматических ошибок в речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ - в этом заключена основная цель курса.

Основные учебные цели:

углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.

 

Место элективного курса «Основы синтаксиса» в базисном учебном (образовательном) плане:

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Секреты синтаксиса» в объеме 34 ч. в 8 классе.

Курс «Основы синтаксиса» призван актуализировать и углубить знания, полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях пунктуации. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Содержание программы

Раздел 1. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (3 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Слова. Сочетание слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (4 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание:

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 16 ч)

Типы простых предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Раздел IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 4 ч )

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Раздел V. ПУНКТУАЦИЯ (4 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Методы и технологии обучения:

Методы:

устный и письменный опрос;

беседы;

работа с текстом;

практическая работа;

работа со словарём;

тестирование;

составление таблиц;

создание проектов.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

технология проблемного обучения;

технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;

технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости;

личностно-ориентированные технологии обучения;

информационно-коммуникационные технологии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;

самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;

находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

владеть навыками стилистической правки текста;

самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры


 

Учебно-тематический план

Раздел и тема

Количество часов

О словах и их сочетаниях

3

Основные виды подчинения

4

Простое предложение

16

Сложное предложение

4

Пунктуация

4

Повторение

3

Итого

34


 


 


 

Календарно – тематическое планирование элективного курса

по русскому языку в 8 классе

Всего 34 часа (1 час в неделю)

п/п

Название

тем курса

Формы и методы обучения

Форма контроля

Результаты

Дата прове-дения

О словах и их сочетаниях (3 часа)

 

Введение. Формулирование целей и задач курса.

Планирование работы

Урок-презентация.

Прием Мозговой штурм. Практическая работа. Составление плана.

Устный опрос. Взаимопроверка

Знать основные понятия синтаксиса

 

 

Интонация. Логическое ударение. Паузы, порядок слов.

Сообщения учащихся. Работа со словарем Практическая работа

Устный опрос

Уметь использовать основные приемы выразительного чтения

 

 

Слова. Сочетания слов.

Беседа. Практическая работа

Индивидуальная исследовательская работа. Составление рассказа Тестирование

Знать понятие словосочетания синтаксиса

Уметь отличать словосочетание от других единиц

 

Основные виды подчинения (4 часа)

 

Слова и их взаимоотношения

Исследовательская работа

Представление индивидуальных проектов

Знать понятие словосочетания Уметь отличать словосочетание от других единиц синтаксиса

 

 

Согласование. Управление. Примыкание.

Практическая работа Конструирование предложений. Графическое обозначение связи.

Опрос

Знать виды связи в словосочетании Уметь определять вид синтакси-ческой связи в словосоче-тании

 

 

Основные виды подчинения

Практическая работа. Графическое обозначение связи.

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

Уметь определять вид синтакси-ческой связи в словосоче-тании

 

 

Обобщение знаний по разделу «Основные виды подчинения»

Практическая работа

Тестирование

Уметь различать виды синтаксической связи слов

 

Простое предложение (16 часов)

 

Типы предложений.

Составление таблицы.

Беседа

Индивидуальная работа с последующими выводами

Знать определение понятия предложение Уметь отличать предложение от других единиц синтаксиса

 

 

Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Беседа. Сообщения учащихся

Рассказ. Изложение

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказ. Уметь различать случаи постановки тире

 

 

Согласование сказуемого с подлежащим.

Практическая работа. Работа в группах

Письменный ответ на вопрос

Знать варианты согласования подлжащего и сказумого Уметь согласовывать подлежащее и сказуемое

 

 

Нераспространенные и распространенные предложения.

Практикум. с использованием специально подобранного материала

Самостоятельная работа

Знать характеристику предложений Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения

 

 

Второстепенные члены предложения.

Сообщения учащихся. Составление вопросов и заданий к теме

Устный опрос.

Знать характеристику предложений Уметь Называть главные члены и второстепенные члены предложения

 

 

Анализ текста

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Работа с текстом

Уметь анализировать художественный текст

 

 

Односоставные предложения.

Составление таблицы. Работа с текстом художественной литературы

Устный опрос.

Знать виды односоставных предложений Уметь находить в тексте односоставные предложения.

 

 

Синонимия односоставных предложений.

Использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка

Решение лингвистических задач

Знать виды односоставных предложений Уметь находить в тексте односоставные предложения.

 

 

Неполные предложения.

Сообщения учащихся.

Устный опрос. Работа с текстом

Знать неполные предложения Уметь находить в тексте неполные предложения.

 

 

Однородные члены предложения.

Практикум. Беседа.

Сочинение на лингвистическую тему

Знать понятие простого осложненного предложения, способы обособления Уметь расставлять знаки препинания при обособлении ОЧП

 

 

Анализ поэтического текста.

Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Практическая работа

Уметь анализировать художественный текст

 

 

Обособление второстепенных членов предложения.

Практикум. Беседа. Составление таблицы. Работа в группах.

Тестирование

Знать понятие простого осложненного предложения, способы обособления Уметь находить обособленные члены предложения

 

 

Анализ научного текста.

Работа со словарем Практическая работа

Устный опрос. Работа с текстом

Уметь анализировать художественный текст

 

 

Вводные слова.

Практическая работа с художественным текстом.

Устный опрос. Работа с текстом

Знать вводные словахарактеристику предложений Уметь находить ввроные слова в предложении

 

 

Обращение.

Беседа.

Лингвистическая игра

Рассказ на лингвистичес-кую тему.

Знать обращения Уметь находить обращение в предложении

 

 

Обобщение знаний по разделу «Простое предложение»

Практическая работа

Тестирование

Уметь применять полученные знания.

 

Сложное предложение (4 часа)

 

Виды СП.

Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений»

Анализ простых и сложных предложений

Знать виды предложений Уметь различать вводные предложения

 

 

Синонимия предложений разных видов.

Редактирование стилистических текстов

Взаимопроверка и взаимоконтроль

Знать виды предложений Уметь различать вводные предложения

 

 

Практикум

Решение синтаксических задач. Построение схем

Самопроверка

Уметь применять полученные знания.

 

 

Обобщение знаний по разделу «Сложное предложение»

Практическая работа

Тестирование

Уметь применять полученные знания.

 

Пунктуация (4 часов)

 

Трудные случаи пунктуации.

Анализ предложений

Индивидуальное задание

Уметь различать сложные предложения

 

 

«Просто о сложном, или Секреты пунктуации»

Анализ предложений

Творческая работа

Знать виды предложений Уметь различать сложные и простые предложения

 

 

Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему

Составление текста

Творческая работа

Уметь создавать текст на лигвистическую тему

 

 

Обобщение знаний.

Практическая работа

Тестирование

Уметь применять полученные знания

 

Повторение (3 часа)

 

Проект «Секреты синтаксиса».

Исследовательская работа

Представление проектов

. Уметь применять полученные знания.

 

 

Проект «Секреты синтаксиса».

Исследовательская работа

Представление проектов

Уметь применять полученные знания.

 

 

Резервное занятие.

       


 


 


 


 

Планируемые результаты освоения курса

Рабочая программа элективного курса «Основы синтаксиса» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: владение способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; умение защищать реферат, проектную работу; владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее.

Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение; способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; соблюдение норм речевого поведения; осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов; освоение понятия литературный язык и его признаки, языковая норма; проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


 


 

Учебно-методическая литература:

Для учителя:

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – М., 1967.

Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000

Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В.А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие / З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. – М.: Дрофа, 2002.

Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

Для учащихся:

Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.

Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985

РозентальД.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке»; под ред. И.Б.Голуб.-М.:Айрис-пресс, 2010.

 

Интернет - ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru /

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.