12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фоменко Ольга Владимировна20 |
Программа художественно-эстетического кружка «Снимаем с клавишей вуаль»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Художественно-эстетический кружок «Снимаем с клавишей вуаль»
Возрастной состав обучающихся: 10-15 лет.
Срок реализации: 3 года.
Режим работы: 2 часа в неделю.
Фоменко Ольга Владимировна
Учитель первой квалификационной категории
г. Железноводск, 2015 год
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать его на себе,
тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
Пояснительная записка.
Актуальность. Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры воспитанников с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка.
Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновения бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу воспитанников развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Цель программы: формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки; овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности.
Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства в музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи:
Обучающие:
- овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения;
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- обучить детей вокальным навыкам;
Развивающие:
- гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развить музыкальные способности детей;
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе;
- формирование жизненной позиции;
- воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
- привить навыки сценического поведения;
- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Социальные:
- воспитание и гармоничное развитие детей;
- соблюдение прав детей;
- обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Время действия кружка:
Количество занятий: 2 занятия в неделю.
Возраст детей: 12-15 лет.
Количество детей: 12.
Место проведения: актовый зал.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | ||
I четверть | ||||||
1. | Изучение звукоряда. Элементарное понятие о нотной грамоте. | 1 | 1 | - | ||
2. | Постановка руки. Работа с клавиатурой (по желанию). | 1 | - | 1 | ||
3. | Русский романс. Техника исполнения. | 3 | 1 | 2 | ||
4. | Хороводы. Композиция. | 3 | 1 | 2 | ||
5. | Русский народный романс «На горе-то калина» | 3 | 1 | 2 | ||
6. | Русский народный романс «Во кузнице» | 2 | - | 2 | ||
7. | Инсценирование народных песен | 3 | 1 | 2 | ||
8. | Инсценирование романсов. | 1 | - | 1 | ||
II четверть | ||||||
9. | Шумовой оркестр. Понятие о составе. | 3 | 1 | 2 | ||
10. | Навыки игры: маракасы, трещётка. | 1 | - | 1 | ||
11. | Ритм, счет, размер. Работа по подгруппам | 2 | 1 | |||
12. | Сильные и слабые доли. | 1 | 1 | - | ||
13. | «Коробейники». Исполнение в оркестре. Аккомпанемент. | 2 | - | 2 | ||
14. | Самостоятельное сопровождение любой предложенной мелодии. | 1 | - | 1 | ||
15. | «Новогодние сюрпризы» | 3 | 1 | 2 | ||
16. | «Новогодние сюрпризы». Игры - инсценировки с музыкальным сопровождением. | 3 | 1 | 2 |
17. | Фонограмма. Беседа. | 1 | 1 | - |
18. | Навыки исполнения под фонограмму. | 2 | - | 2 |
19. | Пение известных популярных произведений эстрадных и классических исполнителей. | 2 | 1 | 1 |
20. | Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «День защитника Отечества», «Масленица». | 8 | 2 | 6 |
21. | Изучение нотной грамоты (продолжение) | 3 | 1 | 2 |
22. | Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. | 2 | 1 | 1 |
23. | Совершенствование упражнений из ДГС. | 2 | 1 | 1 |
IV четверть | ||||
24. | Фортепиано. Упражнения (по желанию) | 3 | 1 | 2 |
25. | Пение под фонограмму. | 3 | - | 3 |
26. | Подготовка к праздникам: «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». | 4 | 1 | 3 |
27. | Отработка исполнительского репертуара. | 4 | 1 | 3 |
28. | Отработка репертуара. | 3 | - | 3 |
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
I четверть | ||||
1. | Введение в понятия музыкальная грамматика. | 2 | 2 | - |
2. | Знакомство с народными инструментами. | 1 | 1 | - |
3. | Навыки игры на народных инструментах: бубен, трещотка, ложки. | 3 | - | 3 |
4. | Музыкальная композиция «Светит месяц» (аккомпанемент - ложки, трещотка, бубен). | 6 | 1 | 5 |
5. | Музыкальная композиция «Осень постучалась к нам». | 3 | 1 | 2 |
6. | Хоровое исполнение «Некогда стареть учителям». | 2 | - | 2 |
II четверть | ||||
7. | Вокально-хоровая песня «Листопад под зонтиком». | 2 | 1 | 1 |
8. | Инсценирование песен. | 3 | 1 | 2 |
9. | Введение в понятие фонограмма. | 1 | 1 | - |
10. | Навыки песен под фонограмму. | 2 | - | 2 |
11. | Навыки исполнения под фонограмму. | 2 | - | 2 |
12. | Пение известных, популярных произведений под фонограмму. | 4 | 1 | 3 |
13. | Совершенствование упражнений дыхательной гимнастика Стрельникова. | 2 | 1 | 1 |
III четверть |
14. | «Новогодние сюрпризы». Игры инсценировки. | 3 | 1 | 2 |
15. | Пение под фонограмму «Кабы не было зимы». | 2 | - | 2 |
16. | Изучение нотной грамоты (продолжение). | 3 | 1 | 2 |
17. | Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. | 1 | - | 1 |
18. | Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «Масленица». | 3 | - | 3 |
19. | Фортепиано. Упражнения (по желанию). | 2 | 1 | 1 |
20. | Пение под фонограмму. | 1 | - | 1 |
21. | Подготовка к праздникам: «День победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». | 3 | - | 3 |
22. | Отработка исполнительного репертуара. | 2 | - | 2 |
IV четверть | ||||
23. | Отработка репертуара. | 2 | - | 2 |
24. | Навыки игры на фортепиано. Постановка руки. | 3 | 1 | 2 |
25. | Работа с клавиатурой (по желанию). | 3 | 1 | 2 |
26. | Ритм. Счет. Размер. | 2 | 1 | 1 |
27. | Сильные и слабые доли. | 3 | 1 | 2 |
28. | Ансамбль. Полька Глинки (аккомпанемент: треугольники). | 4 | 1 | 3 |
Третий год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика | ||
I четверть | ||||||
1. | «Живая гамма» - понятие о нотной грамоте. | 1 | 1 | - | ||
2. | Изучение звукоряда, понятие о клавиатуре (по желанию). | 1 | - | 1 | ||
3. | Ритм, счёт, размер: работа по подгруппам | 3 | 1 | 2 | ||
4. | Нотная грамота. Постановка руки. Работа с клавиатурой. | 3 | 1 | 2 | ||
5. | «Свирель» игра на музыкальных инструментах без знаний муз. Грамоты (методика Э.Я. Смеловой) | 3 | 1 | 2 | ||
6. | «Свирель». Творческие игры | 2 | - | 2 | ||
7. | Романс. Техника и манера исполнения. | 3 | 1 | 2 | ||
8. | Техника исполнения народных песен. | 1 | - | 1 | ||
II четверть | ||||||
9. | Октавы. Длительность нот: изучение нотной грамоты | 3 | 1 | 2 | ||
10. | Навыки пения под аккомпанемент | 1 | - | 1 | ||
11. | Городской романс XIX века (на выбор учащихся) | 2 | 1 | |||
12. | Романс «Гори, гори моя звезда» | 1 | 1 | - | ||
13. | Колядки «Небо и Земля» | 2 | - | 2 | ||
14. | Колядки «Добрый вечер тоби, пане Господарю» | 1 | - | 1 | ||
15. | Игры-инсценировки с музыкальным сопровождением к новому году. | 3 | 1 | 2 | ||
16. | Народная песня «Во кузнице» | 3 | 1 | 2 |
17. | Игра на музыкальных инструментах с аккомпанементом | 1 | 1 | - |
18. | Как измерить музыку в стаканах». Находим музыку на кухне. (Творческое задание Е.И. Юдиной) | 2 | - | 2 |
19. | Прослушивание различных романсов | 3 | 1 | 2 |
20. | Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вводная беседа | 1 | - | 1 |
21. | Фортепианная игра. Разучивание произведений | 3 | 1 | 2 |
22. | Упражнения из ДГС - «Ладошки» - разучивание | 1 | 1 | - |
23. | Упражнения из ДГС - «Ладошки». Постановка голоса | 1 | - | 1 |
24. | Игра на музыкальных инструментах | 2 | 1 | 1 |
25. | Совершенствование певческого дыхания. Чистое окружённое интонирование. | 3 | 1 | 2 |
26. | «Пчёлочка златая» казачья песня | 3 | 1 | 2 |
IV четверть | ||||
27. | Пение под фонограмму. Понятие о фонограмме. | 1 | - | 1 |
28. | Подготовка к праздникам: «День Победы» | 4 | 1 | 3 |
29. | Отработка исполнительского репертуара | 1 | - | 1 |
30. | Фонограмма: из репертуара К. Орбакайте | 3 | - | 3 |
31. | Фонограмма. Пение попевок с полутонной интонацией, с закрытым ртом | 2 | - | 2 |
32. | Игра на музыкальных инструментах. Младшая группа - ложки, трещётки, треугольник Старшая группа – фортепиано | 4 | 1 | 3 |
33. | Отработка репертуара | 2 | - | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Дата | ||
I четверть | ||||
1. | Изучение звукоряда. Элементарное понятие о нотной грамоте. | |||
2. | Постановка руки. Работа с клавиатурой (по желанию). | |||
3. | Русский романс. Техника исполнения. | |||
4. | Хороводы. Композиция. | |||
5. | Русский народный романс «На горе-то калина» | |||
6. | Русский народный романс «Во кузнице» | |||
7. | Инсценирование народных песен | |||
8. | Инсценирование романсов. | |||
II четверть | ||||
9. | Шумовой оркестр. Понятие о составе. | |||
10. | Навыки игры: маракасы, трещётка. | |||
11. | Ритм, счет, размер. Работа по подгруппам | |||
12. | Сильные и слабые доли. | |||
13. | «Коробейники». Исполнение в оркестре. Аккомпанемент. | |||
14. | Самостоятельное сопровождение любой предложенной мелодии. | |||
15. | «Новогодние сюрпризы» | |||
16. | «Новогодние сюрпризы». Игры - инсценировки с музыкальным сопровождением. | |||
III четверть |
17. | Фонограмма. Беседа. | |
18. | Навыки исполнения под фонограмму. | |
19. | Пение известных популярных произведений эстрадных и классических исполнителей. | |
20. | Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «День защитника Отечества», «Масленица». | |
21. | Изучение нотной грамоты (продолжение) | |
22. | Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. | |
23. | Совершенствование упражнений из ДГС. | |
IV четверть | ||
24. | Фортепиано. Упражнения (по желанию) | |
25. | Пение под фонограмму. | |
26. | Подготовка к праздникам: «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». | |
27. | Отработка исполнительского репертуара. | |
28. | Отработка репертуара. |
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | |||||
I четверть | |||||||
1. | Введение в понятия музыкальная грамматика. | ||||||
2. | Знакомство с народными инструментами. | ||||||
3. | Навыки игры на народных инструментах: бубен, трещотка, ложки. | ||||||
4. | Музыкальная композиция «Светит месяц» (аккомпанемент - ложки, трещотка, бубен). | ||||||
5. | Музыкальная композиция «Осень постучалась к нам». | ||||||
6. | Хоровое исполнение «Некогда стареть учителям». | ||||||
II четверть | |||||||
7. | Вокально-хоровая песня «Листопад под зонтиком». | ||||||
8. | Инсценирование песен. | ||||||
9. | Введение в понятие фонограмма. | ||||||
10. | Навыки песен под фонограмму. | ||||||
11. | Навыки исполнения под фонограмму. | ||||||
12. | Пение известных, популярных произведений под фонограмму. | ||||||
13. | Совершенствование упражнений дыхательной гимнастика Стрельникова. | ||||||
III четверть | |||||||
14. | «Новогодние сюрпризы». Игры инсценировки. | ||||||
15. | Пение под фонограмму «Кабы не было зимы». | ||||||
16. | Изучение нотной грамоты (продолжение). | ||||||
17. | Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. | ||||||
18. | Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «Масленица». | ||||||
19. | Фортепиано. Упражнения (по желанию). | ||||||
20. | Пение под фонограмму. | ||||||
21. | Подготовка к праздникам: «День победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». | ||||||
22. | Отработка исполнительного репертуара. | ||||||
IV четверть | |||||||
23. | Отработка репертуара. | ||||||
24. | Навыки игры на фортепиано. Постановка руки. | ||||||
25. | Работа с клавиатурой (по желанию). | ||||||
26. | Ритм. Счет. Размер. | ||||||
27. | Сильные и слабые доли. | ||||||
28. | Ансамбль. Полька Глинки (аккомпанемент: треугольники). |
Третий год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | ||
I четверть | ||||
1. | «Живая гамма» - понятие о нотной грамоте. | |||
2. | Изучение звукоряда, понятие о клавиатуре (по желанию). | |||
3. | Ритм, счёт, размер: работа по подгруппам | |||
4. | Нотная грамота. Постановка руки. Работа с клавиатурой. | |||
5. | «Свирель» игра на музыкальных инструментах без знаний муз. Грамоты (методика Э.Я. Смеловой) | |||
6. | «Свирель». Творческие игры | |||
7. | Романс. Техника и манера исполнения. | |||
8. | Техника исполнения народных песен. | |||
II четверть | ||||
9. | Октавы. Длительность нот: изучение нотной грамоты | |||
10. | Навыки пения под аккомпанемент | |||
11. | Городской романс XIX века (на выбор учащихся) | |||
12. | Романс «Гори, гори моя звезда» | |||
13. | Колядки «Небо и Земля» | |||
14. | Колядки «Добрый вечер тоби, пане Господарю» | |||
15. | Игры-инсценировки с музыкальным сопровождением к новому году. | |||
16. | Народная песня «Во кузнице» | |||
III четверть | ||||
17. | Игра на музыкальных инструментах с аккомпанементом | |
18. | Как измерить музыку в стаканах». Находим музыку на кухне. (Творческое задание Е.И. Юдиной) | |
19. | Прослушивание различных романсов | |
20. | Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вводная беседа | |
21. | Фортепианная игра. Разучивание произведений | |
22. | Упражнения из ДГС - «Ладошки» - разучивание | |
23. | Упражнения из ДГС - «Ладошки». Постановка голоса | |
24. | Игра на музыкальных инструментах | |
25. | Совершенствование певческого дыхания. Чистое окружённое интонирование. | |
26. | «Пчёлочка златая» казачья песня | |
IV четверть | ||
27. | Пение под фонограмму. Понятие о фонограмме. | |
28. | Подготовка к праздникам: «День Победы» | |
29. | Отработка исполнительского репертуара |
|
30. | Фонограмма: из репертуара К. Орбакайте | |
31. | Фонограмма. Пение попевок с полутонной интонацией, с закрытым ртом | |
32. | Игра на музыкальных инструментах. Младшая группа - ложки, трещётки, треугольник Старшая группа – фортепиано | |
33. | Отработка репертуара |
Требования к уровню подготовки
(первый год обучения)
Должны знать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Должны уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Второй год обучения
Должны знать:
- роль музыки в жизни человека;
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель —слушатель);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации выбора;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
Должны уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Третий год обучения
Должны знать:
- роль музыки в жизни человека;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Должны уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- петь под фонограмму;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Критериями оценки считаются:
организация концертов в школе;
участие в городских и краевых конкурсах в течение года.
Учебно-методическое обеспечение
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2010.
Апраксина О. А Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.
Выготский Л, С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. литература, 1970.
Назайкинский Е. Б. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
Стулова Г. 77. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.
Стулова Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы в детском хоре: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов музыкальных факультетов. М.: Классик, 2003.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интер-пракс, 1994.
Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: «Academia», 2001.