Программа художественно-эстетического кружка «Снимаем с клавишей вуаль» (10–15 лет)
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Художественно-эстетический кружок «Снимаем с клавишей вуаль»
Возрастной состав обучающихся: 10-15 лет.
Срок реализации: 3 года.
Режим работы: 2 часа в неделю.
Фоменко Ольга Владимировна
Учитель первой квалификационной категории
г. Железноводск, 2015 год
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать его на себе,
тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
Пояснительная записка.
Актуальность. Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры воспитанников с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка.
Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновения бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу воспитанников развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Цель программы: формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки; овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности.
Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства в музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи:
Обучающие:
- овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения;
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- обучить детей вокальным навыкам;
Развивающие:
- гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развить музыкальные способности детей;
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе;
- формирование жизненной позиции;
- воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
- привить навыки сценического поведения;
- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Социальные:
- воспитание и гармоничное развитие детей;
- соблюдение прав детей;
- обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Время действия кружка:
Количество занятий: 2 занятия в неделю.
Возраст детей: 12-15 лет.
Количество детей: 12.
Место проведения: актовый зал.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
||
I четверть |
||||||
1. |
Изучение звукоряда. Элементарное понятие о нотной грамоте. |
1 |
1 |
- |
||
2. |
Постановка руки. Работа с клавиатурой (по желанию). |
1 |
- |
1 |
||
3. |
Русский романс. Техника исполнения. |
3 |
1 |
2 |
||
4. |
Хороводы. Композиция. |
3 |
1 |
2 |
||
5. |
Русский народный романс «На горе-то калина» |
3 |
1 |
2 |
||
6. |
Русский народный романс «Во кузнице» |
2 |
- |
2 |
||
7. |
Инсценирование народных песен |
3 |
1 |
2 |
||
8. |
Инсценирование романсов. |
1 |
- |
1 |
||
II четверть |
||||||
9. |
Шумовой оркестр. Понятие о составе. |
3 |
1 |
2 |
||
10. |
Навыки игры: маракасы, трещётка. |
1 |
- |
1 |
||
11. |
Ритм, счет, размер. Работа по подгруппам |
2 |
1 |
|||
12. |
Сильные и слабые доли. |
1 |
1 |
- |
||
13. |
«Коробейники». Исполнение в оркестре. Аккомпанемент. |
2 |
- |
2 |
||
14. |
Самостоятельное сопровождение любой предложенной мелодии. |
1 |
- |
1 |
||
15. |
«Новогодние сюрпризы» |
3 |
1 |
2 |
||
16. |
«Новогодние сюрпризы». Игры - инсценировки с музыкальным сопровождением. |
3 |
1 |
2 |
17. |
Фонограмма. Беседа. |
1 |
1 |
- |
18. |
Навыки исполнения под фонограмму. |
2 |
- |
2 |
19. |
Пение известных популярных произведений эстрадных и классических исполнителей. |
2 |
1 |
1 |
20. |
Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «День защитника Отечества», «Масленица». |
8 |
2 |
6 |
21. |
Изучение нотной грамоты (продолжение) |
3 |
1 |
2 |
22. |
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. |
2 |
1 |
1 |
23. |
Совершенствование упражнений из ДГС. |
2 |
1 |
1 |
IV четверть |
||||
24. |
Фортепиано. Упражнения (по желанию) |
3 |
1 |
2 |
25. |
Пение под фонограмму. |
3 |
- |
3 |
26. |
Подготовка к праздникам: «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». |
4 |
1 |
3 |
27. |
Отработка исполнительского репертуара. |
4 |
1 |
3 |
28. |
Отработка репертуара. |
3 |
- |
3 |
Второй год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
I четверть |
||||
1. |
Введение в понятия музыкальная грамматика. |
2 |
2 |
- |
2. |
Знакомство с народными инструментами. |
1 |
1 |
- |
3. |
Навыки игры на народных инструментах: бубен, трещотка, ложки. |
3 |
- |
3 |
4. |
Музыкальная композиция «Светит месяц» (аккомпанемент - ложки, трещотка, бубен). |
6 |
1 |
5 |
5. |
Музыкальная композиция «Осень постучалась к нам». |
3 |
1 |
2 |
6. |
Хоровое исполнение «Некогда стареть учителям». |
2 |
- |
2 |
II четверть |
||||
7. |
Вокально-хоровая песня «Листопад под зонтиком». |
2 |
1 |
1 |
8. |
Инсценирование песен. |
3 |
1 |
2 |
9. |
Введение в понятие фонограмма. |
1 |
1 |
- |
10. |
Навыки песен под фонограмму. |
2 |
- |
2 |
11. |
Навыки исполнения под фонограмму. |
2 |
- |
2 |
12. |
Пение известных, популярных произведений под фонограмму. |
4 |
1 |
3 |
13. |
Совершенствование упражнений дыхательной гимнастика Стрельникова. |
2 |
1 |
1 |
III четверть |
14. |
«Новогодние сюрпризы». Игры инсценировки. |
3 |
1 |
2 |
15. |
Пение под фонограмму «Кабы не было зимы». |
2 |
- |
2 |
16. |
Изучение нотной грамоты (продолжение). |
3 |
1 |
2 |
17. |
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. |
1 |
- |
1 |
18. |
Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «Масленица». |
3 |
- |
3 |
19. |
Фортепиано. Упражнения (по желанию). |
2 |
1 |
1 |
20. |
Пение под фонограмму. |
1 |
- |
1 |
21. |
Подготовка к праздникам: «День победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». |
3 |
- |
3 |
22. |
Отработка исполнительного репертуара. |
2 |
- |
2 |
IV четверть |
||||
23. |
Отработка репертуара. |
2 |
- |
2 |
24. |
Навыки игры на фортепиано. Постановка руки. |
3 |
1 |
2 |
25. |
Работа с клавиатурой (по желанию). |
3 |
1 |
2 |
26. |
Ритм. Счет. Размер. |
2 |
1 |
1 |
27. |
Сильные и слабые доли. |
3 |
1 |
2 |
28. |
Ансамбль. Полька Глинки (аккомпанемент: треугольники). |
4 |
1 |
3 |
Третий год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
||
I четверть |
||||||
1. |
«Живая гамма» - понятие о нотной грамоте. |
1 |
1 |
- |
||
2. |
Изучение звукоряда, понятие о клавиатуре (по желанию). |
1 |
- |
1 |
||
3. |
Ритм, счёт, размер: работа по подгруппам |
3 |
1 |
2 |
||
4. |
Нотная грамота. Постановка руки. Работа с клавиатурой. |
3 |
1 |
2 |
||
5. |
«Свирель» игра на музыкальных инструментах без знаний муз. Грамоты (методика Э.Я. Смеловой) |
3 |
1 |
2 |
||
6. |
«Свирель». Творческие игры |
2 |
- |
2 |
||
7. |
Романс. Техника и манера исполнения. |
3 |
1 |
2 |
||
8. |
Техника исполнения народных песен. |
1 |
- |
1 |
||
II четверть |
||||||
9. |
Октавы. Длительность нот: изучение нотной грамоты |
3 |
1 |
2 |
||
10. |
Навыки пения под аккомпанемент |
1 |
- |
1 |
||
11. |
Городской романс XIX века (на выбор учащихся) |
2 |
1 |
|||
12. |
Романс «Гори, гори моя звезда» |
1 |
1 |
- |
||
13. |
Колядки «Небо и Земля» |
2 |
- |
2 |
||
14. |
Колядки «Добрый вечер тоби, пане Господарю» |
1 |
- |
1 |
||
15. |
Игры-инсценировки с музыкальным сопровождением к новому году. |
3 |
1 |
2 |
||
16. |
Народная песня «Во кузнице» |
3 |
1 |
2 |
17. |
Игра на музыкальных инструментах с аккомпанементом |
1 |
1 |
- |
18. |
Как измерить музыку в стаканах». Находим музыку на кухне. (Творческое задание Е.И. Юдиной) |
2 |
- |
2 |
19. |
Прослушивание различных романсов |
3 |
1 |
2 |
20. |
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вводная беседа |
1 |
- |
1 |
21. |
Фортепианная игра. Разучивание произведений |
3 |
1 |
2 |
22. |
Упражнения из ДГС - «Ладошки» - разучивание |
1 |
1 |
- |
23. |
Упражнения из ДГС - «Ладошки». Постановка голоса |
1 |
- |
1 |
24. |
Игра на музыкальных инструментах |
2 |
1 |
1 |
25. |
Совершенствование певческого дыхания. Чистое окружённое интонирование. |
3 |
1 |
2 |
26. |
«Пчёлочка златая» казачья песня |
3 |
1 |
2 |
IV четверть |
||||
27. |
Пение под фонограмму. Понятие о фонограмме. |
1 |
- |
1 |
28. |
Подготовка к праздникам: «День Победы» |
4 |
1 |
3 |
29. |
Отработка исполнительского репертуара |
1 |
- |
1 |
30. |
Фонограмма: из репертуара К. Орбакайте |
3 |
- |
3 |
31. |
Фонограмма. Пение попевок с полутонной интонацией, с закрытым ртом |
2 |
- |
2 |
32. |
Игра на музыкальных инструментах. Младшая группа - ложки, трещётки, треугольник Старшая группа – фортепиано |
4 |
1 |
3 |
33. |
Отработка репертуара |
2 |
- |
2 |
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п |
Тема |
Дата |
||
I четверть |
||||
1. |
Изучение звукоряда. Элементарное понятие о нотной грамоте. |
|||
2. |
Постановка руки. Работа с клавиатурой (по желанию). |
|||
3. |
Русский романс. Техника исполнения. |
|||
4. |
Хороводы. Композиция. |
|||
5. |
Русский народный романс «На горе-то калина» |
|||
6. |
Русский народный романс «Во кузнице» |
|||
7. |
Инсценирование народных песен |
|||
8. |
Инсценирование романсов. |
|||
II четверть |
||||
9. |
Шумовой оркестр. Понятие о составе. |
|||
10. |
Навыки игры: маракасы, трещётка. |
|||
11. |
Ритм, счет, размер. Работа по подгруппам |
|||
12. |
Сильные и слабые доли. |
|||
13. |
«Коробейники». Исполнение в оркестре. Аккомпанемент. |
|||
14. |
Самостоятельное сопровождение любой предложенной мелодии. |
|||
15. |
«Новогодние сюрпризы» |
|||
16. |
«Новогодние сюрпризы». Игры - инсценировки с музыкальным сопровождением. |
|||
III четверть |
17. |
Фонограмма. Беседа. |
|
18. |
Навыки исполнения под фонограмму. |
|
19. |
Пение известных популярных произведений эстрадных и классических исполнителей. |
|
20. |
Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «День защитника Отечества», «Масленица». |
|
21. |
Изучение нотной грамоты (продолжение) |
|
22. |
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. |
|
23. |
Совершенствование упражнений из ДГС. |
|
IV четверть |
||
24. |
Фортепиано. Упражнения (по желанию) |
|
25. |
Пение под фонограмму. |
|
26. |
Подготовка к праздникам: «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». |
|
27. |
Отработка исполнительского репертуара. |
|
28. |
Отработка репертуара. |
Второй год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
|||||
I четверть |
|||||||
1. |
Введение в понятия музыкальная грамматика. |
||||||
2. |
Знакомство с народными инструментами. |
||||||
3. |
Навыки игры на народных инструментах: бубен, трещотка, ложки. |
||||||
4. |
Музыкальная композиция «Светит месяц» (аккомпанемент - ложки, трещотка, бубен). |
||||||
5. |
Музыкальная композиция «Осень постучалась к нам». |
||||||
6. |
Хоровое исполнение «Некогда стареть учителям». |
||||||
II четверть |
|||||||
7. |
Вокально-хоровая песня «Листопад под зонтиком». |
||||||
8. |
Инсценирование песен. |
||||||
9. |
Введение в понятие фонограмма. |
||||||
10. |
Навыки песен под фонограмму. |
||||||
11. |
Навыки исполнения под фонограмму. |
||||||
12. |
Пение известных, популярных произведений под фонограмму. |
||||||
13. |
Совершенствование упражнений дыхательной гимнастика Стрельникова. |
||||||
III четверть |
|||||||
14. |
«Новогодние сюрпризы». Игры инсценировки. |
||||||
15. |
Пение под фонограмму «Кабы не было зимы». |
||||||
16. |
Изучение нотной грамоты (продолжение). |
||||||
17. |
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой. |
||||||
18. |
Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «Масленица». |
||||||
19. |
Фортепиано. Упражнения (по желанию). |
||||||
20. |
Пение под фонограмму. |
||||||
21. |
Подготовка к праздникам: «День победы», «Последний звонок», «Выпускной бал». |
||||||
22. |
Отработка исполнительного репертуара. |
||||||
IV четверть |
|||||||
23. |
Отработка репертуара. |
||||||
24. |
Навыки игры на фортепиано. Постановка руки. |
||||||
25. |
Работа с клавиатурой (по желанию). |
||||||
26. |
Ритм. Счет. Размер. |
||||||
27. |
Сильные и слабые доли. |
||||||
28. |
Ансамбль. Полька Глинки (аккомпанемент: треугольники). |
Третий год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
||
I четверть |
||||
1. |
«Живая гамма» - понятие о нотной грамоте. |
|||
2. |
Изучение звукоряда, понятие о клавиатуре (по желанию). |
|||
3. |
Ритм, счёт, размер: работа по подгруппам |
|||
4. |
Нотная грамота. Постановка руки. Работа с клавиатурой. |
|||
5. |
«Свирель» игра на музыкальных инструментах без знаний муз. Грамоты (методика Э.Я. Смеловой) |
|||
6. |
«Свирель». Творческие игры |
|||
7. |
Романс. Техника и манера исполнения. |
|||
8. |
Техника исполнения народных песен. |
|||
II четверть |
||||
9. |
Октавы. Длительность нот: изучение нотной грамоты |
|||
10. |
Навыки пения под аккомпанемент |
|||
11. |
Городской романс XIX века (на выбор учащихся) |
|||
12. |
Романс «Гори, гори моя звезда» |
|||
13. |
Колядки «Небо и Земля» |
|||
14. |
Колядки «Добрый вечер тоби, пане Господарю» |
|||
15. |
Игры-инсценировки с музыкальным сопровождением к новому году. |
|||
16. |
Народная песня «Во кузнице» |
|||
III четверть |
||||
17. |
Игра на музыкальных инструментах с аккомпанементом |
|
18. |
Как измерить музыку в стаканах». Находим музыку на кухне. (Творческое задание Е.И. Юдиной) |
|
19. |
Прослушивание различных романсов |
|
20. |
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вводная беседа |
|
21. |
Фортепианная игра. Разучивание произведений |
|
22. |
Упражнения из ДГС - «Ладошки» - разучивание |
|
23. |
Упражнения из ДГС - «Ладошки». Постановка голоса |
|
24. |
Игра на музыкальных инструментах |
|
25. |
Совершенствование певческого дыхания. Чистое окружённое интонирование. |
|
26. |
«Пчёлочка златая» казачья песня |
|
IV четверть |
||
27. |
Пение под фонограмму. Понятие о фонограмме. |
|
28. |
Подготовка к праздникам: «День Победы» |
|
29. |
Отработка исполнительского репертуара |
|
30. |
Фонограмма: из репертуара К. Орбакайте |
|
31. |
Фонограмма. Пение попевок с полутонной интонацией, с закрытым ртом |
|
32. |
Игра на музыкальных инструментах. Младшая группа - ложки, трещётки, треугольник Старшая группа – фортепиано |
|
33. |
Отработка репертуара |
Требования к уровню подготовки
(первый год обучения)
Должны знать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Должны уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Второй год обучения
Должны знать:
- роль музыки в жизни человека;
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель —слушатель);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации выбора;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
Должны уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Третий год обучения
Должны знать:
- роль музыки в жизни человека;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Должны уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- петь под фонограмму;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Критериями оценки считаются:
организация концертов в школе;
участие в городских и краевых конкурсах в течение года.
Учебно-методическое обеспечение
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2010.
Апраксина О. А Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.
Выготский Л, С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. литература, 1970.
Назайкинский Е. Б. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
Стулова Г. 77. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.
Стулова Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы в детском хоре: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов музыкальных факультетов. М.: Классик, 2003.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интер-пракс, 1994.
Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: «Academia», 2001.