Программа художественно-эстетического кружка «Снимаем с клавишей вуаль» (10–15 лет)

0
0
Материал опубликован 9 March 2017

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»

Художественно-эстетический кружок «Снимаем с клавишей вуаль»

Возрастной состав обучающихся: 10-15 лет.

Срок реализации: 3 года.

Режим работы: 2 часа в неделю.

Фоменко Ольга Владимировна

Учитель первой квалификационной категории

г. Железноводск, 2015 год

«Влияние музыки на детей благодатно,

и чем ранее они начнут испытывать его на себе,

тем лучше для них»

В.Г. Белинский.

Пояснительная записка.

 

Актуальность. Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры воспитанников с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка.

Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновения бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу воспитанников развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Цель программы: формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки; овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности.

Под музыкальностью подразумевается умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства в музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Задачи:

Обучающие:

- овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения;

- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

- обучить детей вокальным навыкам;

Развивающие:

- гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

- развить музыкальные способности детей;

Воспитательные:

- воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе;

- формирование жизненной позиции;

- воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

- привить навыки сценического поведения;

- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

Социальные:

- воспитание и гармоничное развитие детей;

- соблюдение прав детей;

- обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и  условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Время действия кружка:

Количество занятий: 2 занятия в неделю.

Возраст детей: 12-15 лет.

Количество детей: 12.

Место проведения: актовый зал.

Учебно – тематический план

Первый год обучения

 

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I четверть

1.

Изучение звукоряда. Элементарное понятие о нотной грамоте.

1

1

-

2.

Постановка руки. Работа с клавиатурой (по желанию).

1

-

1

3.

Русский романс. Техника исполнения.

3

1

2

4.

Хороводы. Композиция.

3

1

2

5.

Русский народный романс «На горе-то калина»

3

1

2

6.

Русский народный романс «Во кузнице»

2

-

2

7.

Инсценирование народных песен

3

1

2

8.

Инсценирование романсов.

1

-

1

II четверть

9.

Шумовой оркестр. Понятие о составе.

3

1

2

10.

Навыки игры: маракасы, трещётка.

1

-

1

11.

Ритм, счет, размер. Работа по подгруппам

2

1

 

12.

Сильные и слабые доли.

1

1

-

13.

«Коробейники». Исполнение в оркестре. Аккомпанемент.

2

-

2

14.

Самостоятельное сопровождение любой предложенной мелодии.

1

-

1

15.

«Новогодние сюрпризы»

3

1

2

16.

«Новогодние сюрпризы». Игры - инсценировки с музыкальным сопровождением.

3

1

2

III четверть

 

 

17.

Фонограмма. Беседа.

1

1

-

18.

Навыки исполнения под фонограмму.

2

-

2

19.

Пение известных популярных произведений эстрадных и классических исполнителей.

2

1

1

20.

Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «День защитника Отечества», «Масленица».

8

2

6

21.

Изучение нотной грамоты (продолжение)

3

1

2

22.

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой.

2

1

1

23.

Совершенствование упражнений из ДГС.

2

1

1

IV четверть

24.

Фортепиано. Упражнения (по желанию)

3

1

2

25.

Пение под фонограмму.

3

-

3

26.

Подготовка к праздникам: «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал».

4

1

3

27.

Отработка исполнительского репертуара.

4

1

3

28.

Отработка репертуара.

3

-

3

 

 


 


 


 


 

Второй год обучения

 

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I четверть

1.

Введение в понятия музыкальная грамматика.

2

2

-

2.

Знакомство с народными инструментами.

1

1

-

3.

Навыки игры на народных инструментах: бубен, трещотка, ложки.

3

-

3

4.

Музыкальная композиция «Светит месяц» (аккомпанемент - ложки, трещотка, бубен).

6

1

5

5.

Музыкальная композиция «Осень постучалась к нам».

3

1

2

6.

Хоровое исполнение «Некогда стареть учителям».

2

-

2

II четверть

7.

Вокально-хоровая песня «Листопад под зонтиком».

2

1

1

8.

Инсценирование песен.

3

1

2

9.

Введение в понятие фонограмма.

1

1

-

10.

Навыки песен под фонограмму.

2

-

2

11.

Навыки исполнения под фонограмму.

2

-

2

12.

Пение известных, популярных произведений под фонограмму.

4

1

3

13.

Совершенствование упражнений дыхательной гимнастика

Стрельникова.

2

1

1

III четверть

 

 

 

14.

«Новогодние сюрпризы». Игры инсценировки.

3

1

2

15.

Пение под фонограмму «Кабы не было зимы».

2

-

2

16.

Изучение нотной грамоты (продолжение).

3

1

2

17.

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой.

1

-

1

18.

Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «Масленица».

3

-

3

19.

Фортепиано. Упражнения (по желанию).

2

1

1

20.

Пение под фонограмму.

1

-

1

21.

Подготовка к праздникам: «День победы», «Последний звонок», «Выпускной бал».

3

-

3

22.

Отработка исполнительного репертуара.

2

-

2

IV четверть

23.

Отработка репертуара.

2

-

2

24.

Навыки игры на фортепиано. Постановка руки.

3

1

2

25.

Работа с клавиатурой (по желанию).

3

1

2

26.

Ритм. Счет. Размер.

2

1

1

27.

Сильные и слабые доли.

3

1

2

28.

Ансамбль. Полька Глинки (аккомпанемент: треугольники).

4

1

3

 

 

Третий год обучения

 

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I четверть

1.

«Живая гамма» - понятие о нотной грамоте.

1

1

-

2.

Изучение звукоряда, понятие о клавиатуре (по желанию).

1

-

1

3.

Ритм, счёт, размер: работа по подгруппам

3

1

2

4.

Нотная грамота. Постановка руки. Работа с клавиатурой.

3

1

2

5.

«Свирель» игра на музыкальных инструментах без знаний муз. Грамоты (методика Э.Я. Смеловой)

3

1

2

6.

«Свирель». Творческие игры

2

-

2

7.

Романс. Техника и манера исполнения.

3

1

2

8.

Техника исполнения народных песен.

1

-

1

II четверть

9.

Октавы. Длительность нот: изучение нотной грамоты

3

1

2

10.

Навыки пения под аккомпанемент

1

-

1

11.

Городской романс XIX века (на выбор учащихся)

2

1

 

12.

Романс «Гори, гори моя звезда»

1

1

-

13.

Колядки «Небо и Земля»

2

-

2

14.

Колядки «Добрый вечер тоби, пане Господарю»

1

-

1

15.

Игры-инсценировки с музыкальным сопровождением к новому году.

3

1

2

16.

Народная песня «Во кузнице»

3

1

2

III четверть

 

 

17.

Игра на музыкальных инструментах с аккомпанементом

1

1

-

18.

Как измерить музыку в стаканах». Находим музыку на кухне. (Творческое задание Е.И. Юдиной)

2

-

2

19.

Прослушивание различных романсов

3

1

2

20.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вводная беседа

1

-

1

21.

Фортепианная игра. Разучивание произведений

3

1

2

22.

Упражнения из ДГС - «Ладошки» - разучивание

1

1

-

23.

Упражнения из ДГС - «Ладошки». Постановка голоса

1

-

1

24.

Игра на музыкальных инструментах

2

1

1

25.

Совершенствование певческого дыхания. Чистое окружённое интонирование.

3

1

2

26.

«Пчёлочка златая» казачья песня

3

1

2

IV четверть

27.

Пение под фонограмму. Понятие о фонограмме.

1

-

1

28.

Подготовка к праздникам: «День Победы»

4

1

3

29.

Отработка исполнительского репертуара

1

-

1

30.

Фонограмма: из репертуара К. Орбакайте

3

-

3

31.

Фонограмма. Пение попевок с полутонной интонацией, с закрытым ртом

2

-

2

32.

Игра на музыкальных инструментах. Младшая группа - ложки, трещётки, треугольник Старшая группа – фортепиано

4

1

3

33.

Отработка репертуара

2

-

2

 

 


 

 Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

 

п/п

Тема

Дата

I четверть

1.

Изучение звукоряда. Элементарное понятие о нотной грамоте.

 

2.

Постановка руки. Работа с клавиатурой (по желанию).

 

3.

Русский романс. Техника исполнения.

 

4.

Хороводы. Композиция.

 

5.

Русский народный романс «На горе-то калина»

 

6.

Русский народный романс «Во кузнице»

 

7.

Инсценирование народных песен

 

8.

Инсценирование романсов.

 

II четверть

9.

Шумовой оркестр. Понятие о составе.

 

10.

Навыки игры: маракасы, трещётка.

 

11.

Ритм, счет, размер. Работа по подгруппам

 

12.

Сильные и слабые доли.

 

13.

«Коробейники». Исполнение в оркестре. Аккомпанемент.

 

14.

Самостоятельное сопровождение любой предложенной мелодии.

 

15.

«Новогодние сюрпризы»

 

16.

«Новогодние сюрпризы». Игры - инсценировки с музыкальным сопровождением.

 

III четверть

17.

Фонограмма. Беседа.

 

18.

Навыки исполнения под фонограмму.

 

19.

Пение известных популярных произведений эстрадных и классических исполнителей.

 

20.

Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «День защитника Отечества», «Масленица».

 

21.

Изучение нотной грамоты (продолжение)

 

22.

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой.

 

23.

Совершенствование упражнений из ДГС.

 

IV четверть

24.

Фортепиано. Упражнения (по желанию)

 

25.

Пение под фонограмму.

 

26.

Подготовка к праздникам: «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной бал».

 

27.

Отработка исполнительского репертуара.

 

28.

Отработка репертуара.

 
 

Второй год обучения

 

п/п

Тема

Всего часов

I четверть

1.

Введение в понятия музыкальная грамматика.

 

2.

Знакомство с народными инструментами.

 

3.

Навыки игры на народных инструментах: бубен, трещотка, ложки.

 

4.

Музыкальная композиция «Светит месяц» (аккомпанемент - ложки, трещотка, бубен).

 

5.

Музыкальная композиция «Осень постучалась к нам».

 

6.

Хоровое исполнение «Некогда стареть учителям».

 

II четверть

7.

Вокально-хоровая песня «Листопад под зонтиком».

 

8.

Инсценирование песен.

 

9.

Введение в понятие фонограмма.

 

10.

Навыки песен под фонограмму.

 

11.

Навыки исполнения под фонограмму.

 

12.

Пение известных, популярных произведений под фонограмму.

 

13.

Совершенствование упражнений дыхательной гимнастика

Стрельникова.

 
 

III четверть

 

14.

«Новогодние сюрпризы». Игры инсценировки.

 

15.

Пение под фонограмму «Кабы не было зимы».

 

16.

Изучение нотной грамоты (продолжение).

 

17.

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, кантиленой.

 

18.

Разучивание репертуара к праздникам: «8 марта», «День влюбленных», «Масленица».

 

19.

Фортепиано. Упражнения (по желанию).

 

20.

Пение под фонограмму.

 

21.

Подготовка к праздникам: «День победы», «Последний звонок», «Выпускной бал».

 

22.

Отработка исполнительного репертуара.

 

IV четверть

23.

Отработка репертуара.

 

24.

Навыки игры на фортепиано. Постановка руки.

 

25.

Работа с клавиатурой (по желанию).

 

26.

Ритм. Счет. Размер.

 

27.

Сильные и слабые доли.

 

28.

Ансамбль. Полька Глинки (аккомпанемент: треугольники).

 
 

 

Третий год обучения

 

п/п

Тема

Всего часов

I четверть

1.

«Живая гамма» - понятие о нотной грамоте.

 

2.

Изучение звукоряда, понятие о клавиатуре (по желанию).

 

3.

Ритм, счёт, размер: работа по подгруппам

 

4.

Нотная грамота. Постановка руки. Работа с клавиатурой.

 

5.

«Свирель» игра на музыкальных инструментах без знаний муз. Грамоты (методика Э.Я. Смеловой)

 

6.

«Свирель». Творческие игры

 

7.

Романс. Техника и манера исполнения.

 

8.

Техника исполнения народных песен.

 

II четверть

9.

Октавы. Длительность нот: изучение нотной грамоты

 

10.

Навыки пения под аккомпанемент

 

11.

Городской романс XIX века (на выбор учащихся)

 

12.

Романс «Гори, гори моя звезда»

 

13.

Колядки «Небо и Земля»

 

14.

Колядки «Добрый вечер тоби, пане Господарю»

 

15.

Игры-инсценировки с музыкальным сопровождением к новому году.

 

16.

Народная песня «Во кузнице»

 

III четверть

     
 

 

 

17.

Игра на музыкальных инструментах с аккомпанементом

 

18.

Как измерить музыку в стаканах». Находим музыку на кухне. (Творческое задание Е.И. Юдиной)

 

19.

Прослушивание различных романсов

 

20.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Вводная беседа

 

21.

Фортепианная игра. Разучивание произведений

 

22.

Упражнения из ДГС - «Ладошки» - разучивание

 

23.

Упражнения из ДГС - «Ладошки». Постановка голоса

 

24.

Игра на музыкальных инструментах

 

25.

Совершенствование певческого дыхания. Чистое окружённое интонирование.

 

26.

«Пчёлочка златая» казачья песня

 

IV четверть

27.

Пение под фонограмму. Понятие о фонограмме.

 

28.

Подготовка к праздникам: «День Победы»

 

29.

Отработка исполнительского репертуара

 

30.

Фонограмма: из репертуара К. Орбакайте

 

31.

Фонограмма. Пение попевок с полутонной интонацией, с закрытым ртом

 

32.

Игра на музыкальных инструментах. Младшая группа - ложки, трещётки, треугольник Старшая группа – фортепиано

 

33.

Отработка репертуара

 
 

 


 

Требования к уровню подготовки

(первый год обучения)

Должны знать:

- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

- знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Должны уметь:

- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Второй год обучения

Должны знать:

- роль музыки в жизни человека;

- совершенствовать представление о триединстве му­зыкальной деятельности (композитор — исполнитель —слушатель);

- эмоционально-образно воспринимать и оценивать му­зыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации выбора;

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального язы­ка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- исполнять народные и современные песни, знакомые ме­лодии изученных классических произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического движения, импрови­зации;

Должны уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

Третий год обучения

Должны знать:

- роль музыки в жизни человека;

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального язы­ка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- исполнять народные и современные песни, знакомые ме­лодии изученных классических произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического движения, импрови­зации;

- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении до­машней фонотеки, видеотеки и пр.

Должны уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- петь под фонограмму;

- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Ожидаемые результаты кружковой работы:

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Критериями оценки считаются:

организация концертов в школе;

участие в городских и краевых конкурсах в течение года.

Учебно-методическое обеспечение

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учите­ля-музыканта. М.: Владос, 2010.

Апраксина О. А Методика развития музыкального восприятия: Учеб. пособие / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.

Выготский Л, С. Психология искусства. М.: Ис­кусство, 1968.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музы­ке? М.: Сов. композитор, 1977.

Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. литература, 1970.

Назайкинский Е. Б. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.

Стулова Г. 77. Теория и практика работы с дет­ским хором. М.: Владос, 2002.

Стулова Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы в детском хоре: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов музыкальных факультетов. М.: Классик, 2003.

Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятель­ности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интер-пракс, 1994.

Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: «Academia», 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.