Программа кружка по художественному-эстетическому направлению «Чудесные превращения»
Программа кружка
по художественному - эстетическому направлению «Чудесные превращения»
2020г.
Пояснительная записка.
Творчество присуще человеку от рождения. Эффективным средством формирования творческой личности являются продуктивные виды деятельности. Работа с бумажными тарелками является такой продуктивной деятельностью. Преобразуя их, дети не только создают различные поделки, которые используются в украшении группы в праздничные дни, являются наглядным материалом при изучении лексических тем или подарком, сувениром, но и помогают выразить свое отношение к окружающему миру. Многое из того, что мы выбрасываем, может получить вторую жизнь в умелых руках детей. Простота использования бумажных тарелок позволяет создавать поделки с детьми дошкольного возраста. Самый быстрый и легкий способ их применения – это разрисовать тарелки красками, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. Бумажная основа позволяет легко разрезать тарелку. Можно украсить тарелки пластилином, вылепив забавных животных или замазав поверхность тарелки для получения рисунка. Использование цветной бумаги позволяет создавать различных зверушек (черепашку, божью коровку, собачку, паука) и даже карнавальные маски для детской импровизации. Такие поделки заинтересуют любого ребенка.
Работа в кружке «Чудесные превращения» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. Готовые детские работы выставляются на выставку, ведь дети должны видеть, сравнивать результаты своего труда и труда своих сверстников, радоваться своими успехам и успехам своих друзей.
Цель программы кружка – развитие творческих способностей детей с помощью бросового материала.
Задачи
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из одноразовых тарелок.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
кружковой деятельности, а также
поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную
отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к прикладному искусству.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа кружка «Чудесные превращения» рассчитана для детей возраста 4-6 лет. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 10 месяцев. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 - 30 минут во второй половине дня, по подгруппам. Количество воспитанников (6-12 человек).
Методы работы с детьми:
- объяснительно-наглядный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию (показ педагога, пример)
- исследовательский: дети самостоятельно, с творческим подходом, выполняют свою работу
Методы организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный: одновременная работа со всей группой детей
- индивидуально-фронтальный: индивидуальная и фронтальная форма работы чередуются
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, помощь в решении проблем
В образовательном процессе используются разнообразные формы:
• Беседа
• Экспериментирование
• Заучивание пословиц и поговорок
• Участие в выставках
• Знакомство с бумагой и её свойствами
• Изготовление поделок
Весь образовательный процесс делится на 3 этапа:
I этап – знакомство со свойствами материалов.
II этап – обучение приёмам изготовления.
III этап – изготовление поделок.
В результате обучения по данной программе дети:
· научаться различным приемам работы с бумагой;
· научаться следовать устным инструкциям;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумажных тарелочек;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
· познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.
Формы подведения реализации кружка «Чудесные превращения»:
· составление альбома лучших работ;
· проведение выставок детских работ.
Ожидаемые результаты:
Точно следовать инструкции при выполнении задания.
Определять последовательность выполнения каждой поделки.
Вырезать фигуры ножницами по данному контуру.
Уметь работать в коллективе.
Уметь получать положительные эмоции от выполненной работы.
Уметь использовать изготовленную поделку в своих дидактических, сюжетно-ролевых играх, мини – театрах.
Развитие эстетического вкуса у детей.
Учебный план кружка
«Чудесные превращения»
Направление | | |
Кружок «Чудесные превращения» | Максимально допустимое число занятий в неделю. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки ( в мин.) | |
Итого | Количество занятий в неделю | 1 занятие в неделю |
Недельная образовательная нагрузка | 25-30 минут | |
Объем | Количество занятий в месяц/ год | 4 в месяц /36 в год |
Список воспитанников
МЛАДШАА ПОДГРУППА | СТАРШАЯ ПОДГРУППА | |||
1 | | 1 | | |
2 | | 2 | | |
3 | | 3 | | |
4 | | 4 | | |
5 | | 5 | | |
6 | | 6 | | |
| | | |
ПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «Чудесные превращения»
Месяц | Техника | Тема занятия | Программное содержание | Материал | Количество часов |
Сентябрь | | Тема: «Путешествие в «Бумажную страну» | Учить детей различать виды бумаги по свойства и качествам. Развивать кругозор и любознательность. Воспитывать чувство коллективизма, желание находить ответы на вопросы самостоятельно. | | 1 |
Сентябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Разноцветные зонтики». | Учить создавать коллаж из зонтиков, сделанных из половины бумажной тарелочки. Закрепление умения разрезать круг на две равные части. | Листы картона, краски, кисточка, ножницы, трафареты, клей, одноразовые тарелочки. | 1 |
Сентябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: « Курочка ряба». | Учить создавать фигурку курочки. Закрепить навык выполнения поделок из одноразовой тарелки. Развивать воображение, мелкую мускулатуру рук. | Краски, кисточка, цветная бумага, ножницы, трафареты, клей, одноразовые тарелочки. | 1 |
Сентябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Кумушка лиса». | Изготовление маски лисы. Закрепить навыки вырезания отдельных деталей маски. Создание веселого настроения. Дальнейшее использование маски в мини-театре. | Краски, кисточка, цветная бумага, ножницы, трафареты, клей, одноразовые тарелочки. | 2 |
Октябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: Стиральная машина | Закреплять умение вырезать предметы круглой и овальной формы и наклеивать изображения знакомого предмета; составлять несложную композицию; использовать в работе подручные материалы( бумажные тарелочки). | Листы картона, цветная бумага, ножницы, трафареты, клей, одноразовые тарелочки, картинки. | 1 |
Октябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Гусеница» | Создать фигурку гусеницы. Закрепить навык выполнения поделок из одноразовой тарелки. Развивать воображение, мелкую мускулатуру рук | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей. | 1 |
Октябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Рыбка» | Закреплять умение работать с ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, усидчивость, чувство прекрасного. Воспитывать любовь к творчеству, природе. | бумажная одноразовая тарелочка, ножницы, стэплер, клей ПВА, краски или гуашь, кисточка, баночка с водой. | 1 |
Ноябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Сова-совушка» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей. | 1 |
Ноябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Динозаврик» | Изготовление динозавров с использованием бросового материала (пластиковой тарелки). Тренировать умение вырезать простые силуэты по самостоятельно намеченному контуру. | Бумажная тарелка для одноразового использования, клей, карандаш, фломастер, ножницы, глазки для поделок. | 1 |
Ноябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Мышки» | Изготовление мышки из одноразовой бумажной тарелки способом объемной аппликации. Просмотр мультфильма. Чтение художественной литературы. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, нитки. | 1 |
Ноябрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Жираф» | Познакомить с последовательностью выполнения поделки из бумажных тарелок, воспитывать художественно-эстетический вкус, терпение, старание и аккуратность в работе, развивать творческие способности и креативность | одноразовые бумажные тарелки, фломастеры, клей ПВА, цветная бумага и картон, акриловые краски, кисточка. ножницы | 1 |
Декабрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Божья коровка» | Учить располагать детали в определенном порядке, закрепить умения работать с ножницами, продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, Развивать композиционные умения. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, нитки. | 1 |
Декабрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Зебра» | Познакомить с последовательностью выполнения поделки из бумажных тарелок, воспитывать художественно-эстетический вкус, терпение, старание и аккуратность в работе, развивать творческие способности и креативность | одноразовые бумажные тарелки, фломастеры, клей ПВА, цветная бумага и картон, акриловые краски, кисточка. ножницы | 1 |
Декабрь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Панды» | Изготовление панды из одноразовой бумажной тарелки способом объемной аппликации. Закрепить навыки вырезания отдельных деталей изделия. Создание веселого настроения. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей. | 1 |
Декабрь | | Тема: «Снеговик» | Научить делать поделку новогоднего украшения из бумажных тарелочек, Развивать фантазию и творчество; воспитывать эстетический вкус, усидчивость и настойчивость в достижении цели | Бумажные тарелочки | 1 |
Январь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек»: | Тема: «Ёлочка» | Научить детей использовать в работе несколько тарелок. Закрепить умение самостоятельно вырезать детали. Воспитание аккуратности в работе и трудолюбия. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Январь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Улитка» | Познакомить с одним из вариантов выполнения поделки из бумажных тарелок, Воспитывать художественно-эстетический вкус, терпение, старание и аккуратность в работе, Воспитывать трудовые умения и навыки. | картонная тарелка, клей, гуашь черного цвета, картон оранжевого, коричневого, белого цвета. | 1 |
Январь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Пингвин» | Показать детям, как из обычной бумажной тарелки можно сделать необычного пингвина. Воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества. Развивать мелкую мускулатуру рук. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Январь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Кошки» | Научить детей использовать в работе несколько тарелок. Закрепить умение самостоятельно вырезать детали. Воспитание аккуратности в работе и трудолюбия. | Листы картона, цветная бумага, ножницы, трафареты, клей, одноразовые тарелочки, шерстяные нитки. | 1 |
Февраль | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Веселые медузы». | Помочь детям, используя приобретенные навыки работы с бумагой, создать то, что они задумали. Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Февраль | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Валентинка». | Учить делать из бумажных тарелочек «валентинку», закреплять усвоенные ранее навыки наклеивания, совершенствовать технику работы с ножницами; развитие речи и мелкой моторики. | основа бумажная тарелочка, цветные полоски, клей-карандаш, ножницы, салфетки. | 1 |
Февраль | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Зайка» | Изготовление зайчика из одноразовой бумажной тарелки способом объемной аппликации. Просмотр мультфильма. Чтение художественной литературы. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Февраль | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Черепашка». | Обобщать имеющиеся у детей представления об изготовлении масок. Развивать внимание, Воображение, конструкторские способности. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Март | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Белый лебедь» | Обобщать имеющиеся у детей представления об изготовлении поделок из тарелок. Развивать чувство прекрасного. Научить выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую мускулатуру рук. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Март | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Морской конек» | Изготовление морского конька из одноразовой бумажной тарелки способом аппликации. Просмотр мультфильма. Чтение художественной литературы. | Одноразовая тарелка, черный фломастер, клей ножницы, краски., кисть. | 1 |
Март | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Весенний венок» | Создание цветочных композиций из бумажных тарелочек для поздравления, активизация творческой деятельности, привить интерес к разным техникам бумаготворчества, а также развить навыки и умения работы с бумагой и другими вспомогательными материалами. | Круг из тарелочки, цветная бумага, заготовки цветов, клей, степлер. | 1 |
Март | | Тема: «Петушок». | Учить делать из бумажных тарелочек петушка, закреплять усвоенные ранее навыки наклеивания, совершенствовать технику работы с ножницами (резание на глаз по прямой); развитие речи и мелкой моторики. | основа бумажная тарелочка, цветные полоски, детали-гребешок, бородка, клей-карандаш, ножницы, салфетки. | 1 |
Апрель | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Лягушка» | Обобщать имеющиеся у детей представления об изготовлении поделок из тарелок. Развивать чувство прекрасного. Научить выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую мускулатуру рук. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Апрель | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Космос» | Продолжать знакомить детей с аппликацией. Формировать знания о космосе. Развивать чувство цвета, воображения у детей. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Апрель | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Корзина с пасхальными яйцами» | Научить делать корзину с пасхальными яйцами. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к выполнению поделок из одноразовых тарелок. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Апрель | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Озорная обезьянка ». | Изготовление обезьянки из одноразовой бумажной тарелки способом объемной аппликации. Просмотр мультфильма. Чтение художественной литературы. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Май | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Фрукты» | Создать фигуры фруктов. Закрепить навык выполнения поделок из одноразовой тарелки. Развивать воображение, мелкую мускулатуру рук | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Май | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Колючий Ёж» | Овладеть навыками изготовления поделки своими руками, используя бумажные тарелочки. | гуашевые краски; баночка для воды; кисточка; бумажная тарелка; ножницы; простой карандаш; чёрный маркер | 1 |
Май | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Гусеница» | Закреплять умение делать поделку из бумажных тарелочек, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Май | | Тема: «Морж» | Создать веселое настроение. Научить использовать те знания, которые дети уже получили на предыдущих занятиях. Развитие конструкторских способностей. | бумажная тарелка, клей-карандаш, краски коричневого цвета, кисточка, бумага коричневого цвета ,фломастер черного цвета, ножницы | 1 |
Июнь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Краб» | Обобщать имеющиеся у детей представления об изготовлении поделок из тарелочек. Развивать внимание, Воображение, конструкторские способности. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Июнь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Медвежонок» | Закрепить понятие выполнения маски. Просмотр мультфильма. Воспитание аккуратности и трудолюбия. Формирование умения дополнять изделие деталями на свое усмотрение. | бумажная тарелка, клей-карандаш, краски коричневого цвета, кисточка, бумага коричневого цвета ,фломастер черного цвета, ножницы | 1 |
Июнь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Поросенок» | Обобщать имеющиеся у детей представления об изготовлении поделок из тарелочек. Развивать внимание, Воображение, конструкторские способности. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
Июнь | Поделка в технике «Аппликация из бумажных тарелочек» | Тема: «Котенок» | Научить детей использовать в работе несколько тарелок. Закрепить умение самостоятельно вырезать детали. Воспитание аккуратности в работе и трудолюбия. | Бумажная тарелочка, трафарет, цветная бумага, краски, клей, украшения. | 1 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами вдетском саду»
А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»
Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
Интернет – ресурсы
Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1981.
Гукасова А. М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани)
Конышева Н. М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
Куревина О. А. Лутцева Е. А.. «Прекрасное рядом с тобой».
Проснякова Т.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.