Программа «Интеллектуальные ступеньки»
АНОО «Ломоносовская школа – Зеленый мыс»
Купреенко Алла Вячеславовна
Программа «Интеллектуальные ступеньки»
Цель программы:
Создать в деятельности ребенка модель познавательной сферы, которая позволяет гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе. Программа способствует повышению интереса дошкольников к образовательной деятельности, направлена на формирование и развитие у дошкольников навыков устной речи, внимания, воображения, памяти, понятийного аппарата, логического и образного мышления и на повышение уровня готовности дошкольников к начальному школьному обучению.
Актуальность данной программы:
Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Основное содержание:
Что такое дар? Это что-либо очень ценное, важное, чем человек наделен от природы.
Что такое одаренность? Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Каждый ребенок одарен от природы. Еще педагог-гуманист И.Г. Песталоцци не сомневался, что в каждом ребенке заложено желание испытывать ни с чем не сравнимую радость от сознания «Я теперь так могу». И педагог должен опираться в своей работе именно на эту естественную, природную потребность. Его задача – содействовать «внутреннему стремлению к развитию человеческих сил».
Начиная с самого раннего возраста необходимо развивать у детей умственные способности, тогда, человек к началу активной трудовой деятельности будет иметь высокий уровень интеллекта, что позволит решать задачи любой степени сложности. Человек с хорошим интеллектом, - это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный багаж знаний в самых различных сферах позволяет гораздо раньше добиться определенного успеха в профессиональной деятельности. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает способность ребенка в дальнейшем хорошо учиться, быстро и легко схватывать полученную информацию, запоминать тот или иной материал. Хорошо развитое логическое мышление позволит в дальнейшем всесторонне развиваться и достичь такого уровня, который неподвластен другим людям. Умственное развитие дошкольников наряду с физическим совершенством, обеспечивают воспитание гармоничной личности. А этого хотят все родители.
Процесс обучения строится на общих дидактических принципах: сознательности, активности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности. Также при построении учебного процесса необходимо учитывать специфические принципы, характерные для дошкольного обучения:
- сочетание игровой и учебной видов деятельности, постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
- поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
В курсе программы «Интеллектуальные ступеньки» особое место занимают занятия входной и итоговой диагностики, а также текущего контроля результатов интеллектуального развития. На данных занятиях планируется тестирование дошкольников для определения цифровых показателей развития их познавательных процессов. В рамках календарно-тематического планирования занятия (кроме 4 диагностических) разбиты на 4 ступеньки (1 ступень -внимание, 2 ступень-мышление, 3 ступень-воображение, 4 ступень -память) и имеют тематическую направленность, т.е. на них преобладают задания для регулярной отработки того или иного предметно-психического процесса.
Кроме того, каждое занятие рекомендуется проводить по следующей схеме: Мозговая гимнастика (2мин) --- Основной этап №1 (13 мин)---Физкультминутка (2мин)---Основной этап №2 (5мин)---Нестандартные задачи (5мин)---Подведение итогов (2мин). В Основном этапе №1,2 рекомендуется использовать задания, направленные на отработку предметно-психического качества соответствующей ступеньки. На первом занятии каждой ступеньки необходимо использовать время Основного этапа №1 для объяснения теоретического материала по отрабатываемому качеству.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности отработки умений, навыков и усвоения знаний, их доступность для дошкольников. Представленная рабочая программа зовательная програииа гим дисциплинам естественнонаучного цикла (химия, биология, ах по защите окружающей среды.й средойрактявляется основой для овладения дошкольниками умений и навыков по развитию своих предметно-психических качеств – памяти, внимания, воображения, мышления, а так же предметно-психических навыков – письма, слушания, говорения, что обеспечивает дальнейшее успешное обучение школьников по всем образовательным дисциплинам.
Тематический план учебной дисциплины «Интеллектуальные ступеньки» для детей старшей группы дошкольного отделения.
№ | ДАТА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ |
сентябрь | Диагностика. Начальное тестирование. | тест | |
сентябрь | Диагностика. Начальное тестирование | тест | |
сентябрь | Диагностика. Начальное тестирование | тест | |
сентябрь | Диагностика. Начальное тестирование | тест | |
сентябрь | Диагностика. Начальное тестирование | раздаточный материал | |
октябрь | Значение развития интеллектуальных способностей дошкольников. | раздаточный материал | |
| | СТУПЕНЬ №1 – РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ | |
октябрь | Что такое внимание? Диагностическое входное задание на ВНИМАНИЕ | раздаточный материал | |
октябрь | Виды внимания. Способы концентрации внимания | раздаточный материал | |
октябрь | Внимание в слушании | раздаточный материал | |
ноябрь | Внимание в графических заданиях. | раздаточный материал | |
ноябрь | Внимание в чтении | раздаточный материал | |
ноябрь | Внимание и образ жизни | раздаточный материал | |
декабрь | Диагностическое рубежное задание на ВНИМАНИЕ + Диагностическое входное задание на МЫШЛЕНИЕ | раздаточный материал | |
| | СТУПЕНЬ №2 – РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ | |
декабрь | Мышление в слушании | раздаточный материал | |
декабрь | Мышление в графических заданиях | раздаточный материал | |
декабрь | Мышление в чтении | раздаточный материал | |
январь | Мышление в говорении | раздаточный материал | |
январь | Классификация объектов. Анализ и синтез информации | раздаточный материал | |
январь | Мышление и образ жизни | раздаточный материал | |
февраль | Диагностическое рубежное задание на МЫШЛЕНИЕ + Диагностическое входное задание на ВООБРАЖЕНИЕ | раздаточный материал | |
| | СТУПЕНЬ №3 – РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ | |
февраль | Воображение как психическое качество | раздаточный материал | |
февраль | Воображение в слушании | раздаточный материал | |
февраль | Воображение в рисунке | раздаточный материал | |
март | Воображение в чтении | раздаточный материал | |
март | Воображение и образ жизни | раздаточный материал | |
март | Диагностическое рубежное задание на ВООБРАЖЕНИЕ + Диагностическое входное задание на ПАМЯТЬ | раздаточный материал | |
| | СТУПЕНЬ №4 – РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ | |
апрель | Виды памяти. Способы тренировки памяти | раздаточный материал | |
апрель | Память в слушании | раздаточный материал | |
апрель | Память в письме | раздаточный материал | |
апрель | Память в чтении | раздаточный материал | |
май | Память в говорении | раздаточный материал | |
май | Память и образ жизни | раздаточный материал | |
май | Диагностическое рубежное задание на ПАМЯТЬ | раздаточный материал | |
май | Итоговое занятие. Итоговая диагностика памяти, мышления, внимания и воображения | |
В результате изучения дисциплины «Интеллектуальные ступеньки» дошкольник должен
знать:
-о наличии у человека такого познавательного процесса как внимание, его значении в жизни и деятельности человека; способы развития внимания;
- о наличии у человека такого познавательного процесса как память, ее значении в жизни и деятельности человека; некоторые виды памяти и способы ее развития;
- о наличии у человека такого познавательного процесса как мышление, его значении в жизни и деятельности человека; некоторые виды и операции мышления, способы его развития;
- о наличии у человека такого познавательного процесса как воображение, его значении в жизни и деятельности человека; способы развития воображения;
- понятийный аппарат с образами по соответствующему тематическому разделу учебной программы.
уметь:
- концентрировать внимание, сосредотачиваться;
- образно и абстрактно мыслить, представлять отсутствующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им;
- быстро и точно запоминать большой объем информации, сохранять, перерабатывать и воспроизводить её;
- сравнивать объекты друг с другом, классифицировать признаки по группам, анализировать и синтезировать полученную информацию;
- слушать, т.е. воспринимать информацию через слуховой канал;
- говорить, т.е. наиболее точно и понятно передавать информацию;
- применять графические навыки, т.е. наиболее точно воспроизводить усвоенную информацию при помощи знаковых символов.
После освоения каждой ступеньки ребенку предлагается выполнить ряд диагностических заданий, по каждой пройденной теме. По результатам выполненных заданий воспитанник накапливает баллы по каждой ступени. На основании итоговых результатов дети получают возможность участвовать в различного рода интеллектуальных соревнованиях, конкурсах и олимпиадах.
В результате прохождения программы у детей:
Формируются и развиваются познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление, навыки устной речи, понятийного аппарата.
Формируются практические умения по изучению и оценке состояния своих предметно-речевых навыков и предметно-психических качеств.
Развивается творческий потенциал всех детей и индивидуальные возможности каждого.
Улучшается мотивация успеха для формирования побуждения в улучшении качества учебно-познавательной деятельности посредством развития интеллектуальных способностей.
Список литературы:
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М., 1996.
Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В.Васильченко.-М, 2000.
Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М.: Просвещение, 2001. 192 с.
Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. 352 с.
Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. СПб.: Речь, 1998. 168 с
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль: Академия развития, 1996. 190 с.