МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» Заседание МО начальных классов МБОУ Киикской СОШ Протокол № ___ от «___»_______________20___г |
«Рассмотрено» Заседание педсовета МБОУ Киикской СОШ Протокол № ___ от «___»_______________20___г |
«Утверждаю» Директор МБОУ Киикская СОШ Карабаева Т.В. Приказ № ___ от «___»______________20___г |
СОСТАВИТЕЛЬ:
ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ
РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАЗДЕЛ I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к школе занимает немаловажное место в работе с дошкольниками. Психологическая подготовка ребенка к обучению в первом классе является существенным шагом воспитания и обучения дошкольника, содержание которой определяется системой требований школы ребенку:
ответственное отношение к школе и учебе;
произвольное управление собственным поведением;
выполнение интеллектуальной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний;
установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества дошкольников с недостаточным уровнем развития произвольной речемыслительной деятельности, волевых усилий, внимательности, работоспособности, мышления, слухоречевой памяти, целенаправленности деятельности, осознанности «внутренней школьной позиции – роли ученика». Поэтому для будущих первоклассников и важна организация системы коррекционно-развивающих занятий.
Программа «Ступеньки к школе» помогает детям адаптироваться к незнакомому коллективу, почувствовать себя его частью, понять свою индивидуальность. Она является частью профилактической работы преодоление школьной дезадаптации первоклассника.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель:
Создание психолого-педагогических условий для дальнейшего психологического, личностного, социального развития, позволяющих будущему первокласснику успешно функционировать в школьной системе отношений.
Задачи:
Развивать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал;
Формировать коммуникативные навыки, процессы саморегуляции;
Тренировать мелкую моторику руки;
Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
Корректировать эмоционально-волевую сферу;
Формировать установку на положительное отношение к себе;
Повысить уровень готовности к школьному обучению
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
Этапы коррекции и развития
Подготовительный этап. Адаптация к школе, новому. Диагностика
(2 занятия)
Основной этап – Коррекционно – развивающий
(26 занятий)
Заключительный – Коррекционно- диагностический этап
(2 занятия)
Структура
каждого занятия включает определённую последовательность методов и приёмов психокоррекции
I
Ритуал приветствия – момент создания атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детей.
Игра – активатор – психологическая разминка, позволяющая задать тон и настроение детей, а также мобилизовать усилия, дать разрядку или прейти от одной деятельности к другой.
Разминка – средство воздействия на эмоциональное и физическое состояние детей, активизация психических процессов, настрой на продуктивную деятельность.
Упражнения для развития речевого дыхания.
II
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного психокоррекционно - развивающего комплекса.
Пальчиковая гимнастика – упражнения для снятия мышечной усталости, регулирования психоэмоционального состояния.
Релаксация – обучение приёмам расслабления, снятия утомляемости, эмоционального напряжения, формирования произвольной регуляции и поведенческих реакций.
III
Рефлексия – анализ собственного психического состояния, получение обратной связи: «Легко – сложно», «Интересно – полезно», «Знаю – запомнил», «Умею – научился», «Да – нет».
Оценка занятия в двух аспектах:
Эмоциональном – «Понравилось – не понравилось», «Было хорошо – было плохо»
Смысловом – «Почему это важно, зачем мы это делаем?
Ритуал прощания – момент закрепления доверия и принятия, влияющий на результативность (продуктивность) деятельности детей.
Методы и приёмы:
Многофункциональные упражнения, направленные одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы;
Психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
Подвижные игры, развивающие «комплекс произвольности», которые побуждают активность ребёнка, его сообразительность, внимательность, дисциплинируют, сплачивают детей;
Психокоррекционные упражнения для работы с отрицательными эмоциями, состояниями и переживаниями, развивающие способность к эмпатии;
Психогимнастика – комплекс упражнений, благотворно влияющих на организм в целом;
Гимнастика для пальцев – игры и упражнения для укрепления мышц кисти, развития координации движений пальцев рук.
Тренинг мышечной релаксации – обучение расслаблению эмоциональному;
Игры для развития коммуникативных умений, общения, эмоционально-волевой сферы, коррекции нарушений в сфере межличностных отношений, на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребёнка и общую сплочённость в группы;
Головоломки (Танграммы) для формирования образного мышления, комбинаторных способностей, навыков практических и умственных действий; для развития и совершенствования волевых качеств и произвольности деятельности (настойчивость, целеустремлённость и т.д.)
Правила работы:
Внимательной слушать, не перебивать, выполнять последовательно инструкцию.
Нельзя шуметь, перебивать, когда кто-то говорит.
Стараться быть организованным, соблюдать школьные и общепринятые нормы поведения и общения.
Сдерживать непроизвольные эмоции и желания.
Стремиться быть активным, самостоятельным, проявлять интерес, умственные и волевые усилия.
Спрашивать, если что – то не понятно.
Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не пасовать перед трудностями.
Не торопиться, быть решительным, не бросать начатое дело.
Не ждать быстрого результата, верить в успех.
Нельзя драться, обзываться, передразнивать, ругаться.
Не стесняться попросить помощи. Доверять друг другу.
Радоваться успехам других.
Верить в то, что всему можно научиться.
Измерители – методики:
1. Произвольное внимание:
Срисовывание группы точек
Домик
Корректурная проба
Копирование фразы из письменных букв
2. Умственное и речевое развитие:
Недостающие элементы
Последовательность событий
Классификация событий. Обобщение
Тест «Равена»
Тест «Кубики Косса»
3. Память:
Зрительная оперативная
Вербально – слуховая
Ожидаемы результаты:
повышение уровня развития психических функций, мелкой моторики руки;
корректирование нарушений общения, эмоционально-волевой сферы, поведенческой функции ребёнка;
адаптация к школьным ситуациям, требованиям, нагрузкам;
повышение уровня готовности к школьному обучению
РАЗДЕЛ II
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ (УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, ГИМНАСТИКА, ТРЕНИНГИ, ПЕСНИ, ГОЛОВОЛОМКИ, СКОРОГОВОРКИ)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
I этап – подготовительный
Адаптация к школе, новому. Диагностика
Занятие №1
Тема: «Знакомство. Установление контакта. Адаптация к новому»
Цель:
Создание условий для более близкого знакомства детей в группе.
Развитие умения контактировать.
Активизация познавательных процессов.
Снижение негативных эмоций.
Повышение уверенности.
Тренировка расслабления.
Адаптация к школе.
Содержание:
I. Активизация деятельности
Ритуал приветствия «Волшебный мяч», «Знакомство».
Игра Активатор «Пожелание».
Разминка графическое задание «Лучи Солнца»
Упражнения для развития речевого дыхания.
II. Основное содержание:
Тест на определение школьной зрелости, моторики руки – срисовывание группы точек, копирование фразы из письменных букв.
Игры «Дракон кусает свой хвост», «Паровозик», «Клубочек», «Ласковое имя», «Разожми кулак».
Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик, где ты был?».
Релаксация «Волшебный сон».
III. Рефлексия:
Рефлексия «Интересно – неинтересно»
Ритуал прощания «Хоровод»
Занятие №2
Тема: «Здравствуйте, это Я! Дружба начинается с улыбки»
Цель:
Создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности, сотрудничества.
Стимулирование внутри группового общения.
Развитие произвольности психических процессов: внимания, памяти, словарного запаса.
Развитие саморегуляции, самоанализа, умения регулировать писхоэмоциональным состоянием.
Адаптация к школьным условиям.
Содержание:
«Волшебный клубок», «Улыбка», «Я люблю.. Я не люблю..», «Если нравиться тебе, то делай так…». Упражнения для развития речевого дыхания.
Определение уровня произвольного внимания, тонкокоординационных движений руки: тест «Домик», тест «Корректурная проба».
Упр. Четыре стихии. Колечко. Дерево дружбы. Путаница. Съедобно-несъедобное. Пересядьте все, кто…
Пальчиковая гимнастика: «Стенка на стенку».
Релаксация «Тихое озеро»
II этап – основной
Коррекционно-развивающийся этап
Занятие №3
Тема: «Готовлюсь к школе. Ступенька к ступеньке»
Цель:
Создание эмоционально-положительного настроя на работу, развитие произвольного внимания.
Развитие мелких мышц руки.
Формирование НОМ, устойчивости и произвольности деятельности.
Развитие умения самостоятельного поиска рациональных путей, активности.
Формирование речемыслительной деятельности, словарного запаса, кругозора, процессов памяти.
Повышение уверенности в себе.
Обучение управлению своими эмоциями, состоянием.
Содержание:
Приветствие со свечой. Я умею… Мой цвет настроения. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Помоги щенку. Геометрический конструктор «Краб. Бабочка». Скопируй «Лопата. Ведро». Раскрась. Вырежи. Наклей. Составление фигур из спичек – два квадрата, домик, флажок, телевизор. Запомни и нарисуй «Пять бусинок». Найди нарушение закономерности в каждой строчке «Пиктограммы». Графический диктант. Животные и их детёныши. Скажи коротко. Пальчиковая гимнастика – «Большаку -дрова рубить». Релаксация «Морская звезда».
Рефлексия «Мне понравилось сегодня…». Ритуал прощания «Паутина»
Занятие №4
Тема: «Слушаю внимательно. Адаптируюсь к школьным ситуациям»
Цель:
Создание положительного эмоционального фона для развития интереса к деятельности.
Развитие тонкокоординационных движений руки.
Развитие пространственных представлений, элементов геометрического воображения, смекалки.
Развитие осведомлённости, понятливости, процессов логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
Формирование социального доверия.
Обучение приёмам релаксации.
Содержание:
Волшебный клубок. Я вижу… Зеркало. Упр на развитие речевого дыхания.
Соедини точки. Помоги зайчику. Геометрический конструктор «Лисичка. Щенок». Скопируй – «цветы». Раскрась, вырежи, наклей треугольник по определённой закономерности. Работа со спичками – часы, зонтик, три равных треугольника из 12 спичек.. Корректурная проба «Девочки». Засели жильцов. Сложи узор. Птицы и их птенцы «Где что находится?». Пальцевая гимнастика «Вот дедушка». Релаксация «Солнышко»
Занятие №5-6
Тема: «Действую по правилам. Проявляю интерес»
Цель:
Создание благоприятных условий для работы.
Развитие тонкой моторики пальцев.
Развитие умения анализировать расположение фигур, составлять фигуру – силуэт, самостоятельно решать задачи.
Развитие АЛМ, зрительного восприятия, слуховой памяти, кругозора.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие волевого поведения, умения расслабляться.
Содержание:
Имя «Мне приятно тебя видеть». Ладошки. Я хочу…Четыре стихии. Упр. на развитие речевого дыхания.
Соедини точки. Нарисуй круги. Геометрический конструктор «Вертолёт. Чайник». Скопируй самолёт. Раскрась фигурки, вырежь, наклей по определённой закономерности. Составление фигур из спичек – домик1, домик2, рыбка. Запомни и нарисуй – «Пять квадратов». Найди нарушение закономерности «Пальцы». Графический диктант. Чем защищается животное? Чей это инструмент? Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Релаксация «Молодые дубочки».
Рефлексия «А было легко…». Ритуал прощания «Вежливые слова»
Занятие №7-8
Тема: «Слушаю, запоминаю, выполняю. Учусь быть организованным»
Цель:
Создание положительного эмоционального фона для успешной деятельности детей, развития саморегуляции.
Развитие моторики руки.
Формирование умения ориентироваться на образец, сравнивать различные фигуры.
Развитие логического мышления, процессов памяти, словарного актива.
Формирование установки на положительное отношение к себе.
Развитие произвольного поведения.
Приобретение навыков саморасслабления.
Содержание:
Произнеси «привет» с разной интонацией. Мне нравится. Мальчики и девочки. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Попади в мишень. Геометрический конструктор «Самолёт. Корабль». Скопируй – «Медвежонок». Выполни штриховку треугольников, вырежи, приклей по правилу. Составление фигур из спичек – треугольники, грибок. Корректурная проба «Хрюшки». Засели жильцов. Реши примеры из фигур. Кто как голос подаёт? Скажи наоборот. Пальчиковая гимнастика «Скакалка». Релаксация «Фейерверк».
Рефлексия «Трудно было выполнить …». Ритуал прощания «Волшебный круг»
Занятие №9-10
Тема: «Обучаюсь ориентироваться в ситуации.
Произвольно управляю своим вниманием»
Цель:
Создание условий для психолого-педагогической поддержки дошкольников для всестороннего развития.
Развитие мелкой моторики.
Формирование НОМ, умения сравнивать различные фигуры, находить общее в них и различное.
Развитие словесно-логического мышления, вербальной памяти, словарного запаса.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие поведенческой саморегуляции.
Обучение приёмам расслабления.
Содержание:
Приветствуй со свечой. Передай игрушку по кругу. Если бы я был… Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Проведи корабль в порт. Танграмма «Чайник», «Вертолёт». Скопируй – «Машина». Работа со спичками – «Пароход». Запомни и нарисуй «Пять треугольников». Найди нарушение закономерности «Цветы». Графический диктант. Кто где живёт? Скажи по другому. Пальчиковая гимнастика «Гребешок». Релаксация «Гимнастика сосудов головного мозга».
Рефлексия «Я научился..». Ритуал прощания «Я дарю свою улыбку»
Занятие №11-12
Тема: «Подчиняю свои действия определённому правилу.
Учусь преодолевать трудности»
Цель:
Создание социально-психологических условий для преодоления различных трудностей.
Тренировка координации движений руки.
Развитие НДМ, творческих способностей, абстрактного мышления
Развитие АЛМ, умения рассуждать, запоминать, расширять кругозор. Р
Развитие способности чувствовать себя самостоятельным и уверенным.
Обучение приёмам снятия мышечной усталости.
Содержание:
Волшебный мяч. Иголка и нитка. Клеевой дождик. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки «Помоги мишке выбраться». Танграмма «Машина. Котёнок». Скопируй «Рыбка». Заштрихуй и вырежи фигурки. Наклей в определённом порядке – «Снеговик». Составление фигур из спичек – «Олень1. Олень2». Корректурная проба «Бурёнки». Найди закономерность и заверши чертёж. Сложи узор. Часть – целое. Что лишнее?. Пальчиковая гимнастика «Царапка». Релаксация «Гимнастика для глаз».
Рефлексия «Я запомнил..» Ритуал прощания «Подарки»
Занятие №13-14
Тема: Выполняю проявляемые требования.
Развиваю речемыслительную деятельность»
Цель:
Создание психолого-педагогических условий для личностного развития ребёнка, развития произвольности.
Тренировка мелкой моторики, умения работать по образцу.
Развитие НОМ, устойчивости и произвольности деятельности, способности работать самостоятельно.
Развитие речемыслительной деятельности, процессов памяти, словарного запаса.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие произвольного контроля над своими действиями.
Овладение действиями снятия утомляемости.
Содержание:
Один хлопок – здороваются друг с другом за руки; (2 хлопка – обнимают друг друга). Море волнуется раз… Упражнения на развитие речевого дыхания.
Соедини точки. Завяжи узелки. Танграмма «Корабль. Самолёт». Скопируй – «Рыбка 2». Выполни штриховку, вырежи, наклей в определённом порядке – «Бабочка». Нарисуй и запомни «Пять цветочков». Найди ошибку «Звездочки». Графический диктант. Один –много. Скажи наоборот. Пальчиковая гимнастика «Лесенка». Релаксация «Гимнастика для рук, грудной клетки».
Рефлексия «Мне понравилось…». Ритуал прощания «Доброе тепло»
Занятие №15-16
Тема: «Управляю своими эмоциями. Воспитываю в себе ответственность»
Цель:
Создание положительного настроя на успешную деятельность ребёнка.
Развитие моторики пальцев, умения выполнять инструкцию.
Развитие НОМ, творческой фантазии, умственной деятельности.
Развитие логического мышления, осведомленности.
Формирование социального доверия.
Снижение негативных эмоций.
Обучение приёмам расслабления.
Содержание:
Улыбка. Пожелания. Тише едешь, дальше будешь. Разожми кулак. Ласковое слово. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Найди закономерность и заверши чертёж. Скопируй – «Слонёнок». Выполни штриховку, вырежи, наклей в следующем порядке – «Цветок». Составление фигур из спичек – Ключ 1, Ключ2. корректурная проба «Человечки». Дорисуй – Что должно быть в пустых клетках? Реши пример из геометрических фигур. Сделано из.. Что лишнее? Пальчиковая гимнастика «Гонки многоножек». Релаксация «Белые пушистые облака».
Рефлексия «Я устал, потому что…». Ритуал прощания «Ладошки».
Занятие №17-18
Тема: «Развиваю адекватную самооценку.
Учусь быть активным, самостоятельным»
Цель:
Создание условий для дальнейшего психологического развития ребёнка.
Развитие координации движений руки, умения выполнять закономерность.
Развитие НОМ, креативных способностей, самостоятельного поиска решения задач, абстрактного мышления.
Развитие логического мышления, словарного запаса, умения ориентироваться в окружающей среде.
Формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я», произвольной двигательной регуляции.
Развитие умения контролировать своё эмоциональное состояние.
Содержание:
Волшебный клубочек. Невидящий – неслышащий. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Определи закономерность и заверши рисунок. Танграмма «Заяц. Кенгуру». Скопируй – «Снеговик». Раскрась, вырежи, наклей фигурки так, чтобы в каждом столбике и ряду были разные фигуры. Головоломки со спичками – Домик из 10. Поверни его. Нарисуй и запомни – «Семь облаков». Найди ошибку «Часы». Графический диктант. Угадай «Что лишнее?». Пальчиковая гимнастика «Гонки слонов». Релаксация «Гимнастика для шеи, плеч».
Рефлексия «Мне приятно…». Ритуал прощания «Колечко»
Занятие №19-20
Тема: «Решаю примеры.
Проявляю волевые и умственные усилия»
Цель:
Создание эмоционально-положительного фона для успешного функционирования в школьной системе отношений, требований.
Развитие мелкой моторики, умения работать по правилам. Развитие умения конструировать, анализировать расположение фигур, активизировать деятельность самостоятельного решения задач.
Развитие речемыслительной деятельности.
Повышение уверенности в себе.
Формирование произвольной регуляции поведения.
Развитие навыков саморасслабления.
Содержание:
Доброе сердце. Море волнуется… ладушки. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Нарисуй внутри маленького круга увеличивающиеся круги. Танграмма «Лодка. Молоток» Скопируй – «Лягушонок». Раскрась, вырежи, наклей по образцу – «Цыплята». Сложение фигур из спичек – четыре квадрата в одном. Корректурная проба «Цветочки, мячики, ёлочки». Продолжи ряд не нарушая закономерности. Сложи узор. Что лишнее? Ответь на вопросы. Пальчиковая гимнастика «Братцы – ленивцы». Релаксация «Тёплая ночь».
Рефлексия «Я хочу сказать…». Ритуал прощания «Камушки»
Занятие №21-22
Тема: «Управляю своей памятью. Проявляю самостоятельность»
Цель:
Создание благоприятных условий для повышения уровня готовности к общению.
Тренировка мелких мышц руки, подготовка к письму.
Развитие НОМ, умения составлять фигуры – силуэты, анализировать работу.
Развитие словесно-логического мышления, кругозора, словарного запаса.
Воспитание в ребёнке уверенности в себе.
Формирование регуляции эмоциональных реакций.
Овладение методами расслабления.
Содержание:
Волшебный круг. Дружба начинается с улыбки. Кричалки – шепталки – молчалки. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Найди ошибку. Танграмма «Конфета», «Рыбка». Скопируй – «Морж». Раскрась цветы каждого вида одинаковым цветом, вырежи, наклей, выявив закономерность. Работа со спичками – шесть квадратов, четыре квадрата. Нарисуй и запомни – «Семь грибов». Засели жильцов. Графический диктант. Явления погоды. Что лишнее? Пальчиковая гимнастика «Гости». Релаксация «гимнастика для мышц живота, рук».
Рефлексия «Для меня важно…». Ритуал прощания «Строим дом»
Занятие №23-24
Тема: «Действую разумно. Работаю продуктивно»
Цель:
Создание условий для совершенствования в познавательной деятельности ребёнка.
Развитие моторики руки, пространственной ориентировки, телесной ловкости.
Развитие умения ориентироваться на образец, НОМ, сравнивать конфигурацию, развивать смекалку.
Развитие процессов логического мышления, речи.
Формирование адекватной самооценки.
Формирование двигательной произвольной регуляции.
Обучение приёмам расслабления.
Содержание:
Дружная команда. Колечко. Колпак мой треугольный. Упражнения для развития речевого дыхания.
Соедини точки. Найди закономерность, заверши рисунок. Танграмма «Дом. Собака». Скопируй – «Цыплёнок». Раскрась фигурки, вырежи, наклей их в коробочки в соответствии с их признаками (цвет, форма, размер). Головоломки со спичками – семь квадратов, осталось четыре одинаковых. Кодирование. Расставить значки по образцу. Нарисуй в пустой клетке недостающую фигуру. Реши пример из геометрических фигур. Что из этого делают? Скажи наоборот. Пальчиковая гимнастика «Птица и птенцы». Релаксация «Морской прибой».
Рефлексия «Хочу быть уверенным …». Ритуал прощания «Волшебной слово»
Занятие №25-26
Тема: «Развиваюсь, совершенствуюсь, радуюсь. Чувствую себя уверенным»
Цель:
Создание психолого-педагогических условий приспособления к школьным требованиям.
Развитие мелкой моторики руки, координация в системе глаз-рука.
Развитие НОМ, творческой фантазии, абстрактного мышления.
Развитие речемыслительной деятельности, понятливости, памяти.
Повышение уверенности в себе.
Развитие навыков произвольного поведения, волевого регулирования.
Психомышечная тренировка.
Содержание:
Волшебный мяч. Пирамида. Изобрази свою игрушку. Упражнения для развития речевого дыхания.
Сложи узор, найди закономерность. Танграмма «Корабль. Рыбка». Скопируй – «Верблюд». Выполни штриховку, вырежи детали, наклей по образцу – «Весёлая Баба –Яга в ступе». Составление фигур из спичек – четыре квадрата, три одинаковых. Нарисуй и запомни – «Семь яблок». Засели жильцов. Графический диктант. Сравни, обобщи понятия. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Релаксация – «Гимнастика для плеч, локтевого сустава, ног».
Рефлексия «Я уже хорошо умею…». Ритуал прощания «Предай по кругу»
Занятие №27-28
Тема: «Волшебные превращения. Хочу быть успешным»
Цель:
Создание условий для личностного роста.
Тренировка мелких мышц руки.
Развитие НОМ, креативного мышления, смекалки, самостоятельности.
Развитие мыслительной деятельности, зрительной памяти, слухового восприятия, осведомленности.
Формирование положительного отношения к себе.
Обучение умения управлять движениями, контролировать своё поведение, воспитывать выдержку. Обучать релаксации.
Содержание:
Волшебное слово. Построиться по … Фотограф. Упражнения для развития речевого дыхания.
Сложи узор. Завяжи узелок. Танграмма «Мышь», «Магический квадрат». Скопируй – «Мороженное». Вырежи детали, наклей их так, чтобы в каждом столбике и в каждом ряду они были разными. Работка со спичками – Вертолёт, Самолёт, Пароход. Дорисуй – каждому домику окошко, яблоку – веточку, цветочку – сердцевину. Найди закономерность и раскрась коврик. Сложи узор из геометрических фигур. Кто, что делает? Проведи общение. Пальчиковая гимнастика «Пианино». Релаксация «Пушистый щенок».
Рефлексия «Я научился...». Ритуал прощания «Ласковое имя»
III этап – заключительный
Коррекционно-диагностический
Занятие №29
Тема: «От улыбки станет всем теплей. Хочу в школу»
Цель:
Создание условий для совершенствования в различных сферах общения.
Формирование мотивации на успех и адекватное отношение к неуспеху.
Обучение умению сотрудничать.
Развитие волевого регулирования
Развитие психических функций.
Повышение уверенности в себе.
Овладение приёмами расслабления.
Содержание:
Ритуал приветствия – «Доброе сердце. Тёплые пожелания». Игра активатор «Я хороший, мы – хорошие». Разминка – «Расскажи стихи руками», «Наш дом – божий храм». Упражнения на развитие речевого дыхания.
Определение уровня произвольного внимания: Тест «Корректурная проба. Домик». Игры, упражнения – «Колпак мой треугольный», «Рисуем вместе», «Пчёлы и змеи». Выложи из любого количества спичек портрет, расскажи какое настроение у изображённого лица? Пальчиковая гимнастика «Вот и вся моя семья». Релаксация «Сказочный лес».
Рефлексия «Кому я хочу сказать спасибо?». Ритуал прощания – «Волшебная цепочка»
Занятие №30
Тема: «Дерево дружбы. Ступени к школе»
Цель:
Создание благоприятных условий для успешной деятельности.
Закрепление навыков саморегуляции.
Формирование атмосферы взаимной поддержки.
Укрепление чувства доверия.
Гармонизация психоэмоционального состояния.
Закрепление навыков общения, группового сотрудничества, проявления эмпатии.
Развитие умения самостоятельно принимать решения, анализировать ситуации.
Закрепление навыков расслабления.
Содержание:
Ритуал приветствия – «Посмотри на эти лица! С кем ты хочешь подружиться?». Игра – активатор «Дерево Дружбы». Разминка «Связующая нить». Упражнения на развитие речевого дыхания.
Определение развития тонкой моторики руки – Тест «Срисовывание группы точек». Тест «Копирование фразы из письменных букв».
Познавательная игра «Ступеньки к школе»
РАЗДЕЛ III
Список используемой литературы
А.В. Ястребова. О.И.Лазаренко. Хочу в школу М.1999г
Н.В.Нижегородцева. В.Д.Шадриков. психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М.2001г
Н.Никушкина социализация детей – сирот. Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста. Шк.психолог №1 2007г
О.В.Узорова. Е.А.Нефедова. 350 упражнений для подготовки детей к школе. изд. «Аквариум» М.1999г
О.В.Узорова. Е.А.Нефедова. Готовимся к школе. изд. «Аквариум» М.1999г
Р.В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. изд.»Сфера» М.1999г
Л.А. Садилова. Игры и упражнения для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. изд.»Пеликан». Бердск 1998г
Е.Синицина. умные занятия из серии «Через игру к совершенству».
изд. «Лист» М.1998г
С.Е.Гаврина. Н.А.Кутявина. И.Г.Топоркова. С.В.Щербинина. Я готовлюсь к школе. Ярославль1998г
С.Е.Гаврина. Н.А.Кутявина. И.Г.Топоркова. С.В.Щербинина. Развиваем память. Развиваем внимание. Развиваем мышление. М.2006г
М.Р. Битянова. Т.В.Азарова. Е.И.Афанасьева. Н.А.Васильева. Работа психолога в начальной школе. изд. «Совершенство» М.1998г
М.М. Безруких. Т.А.Филипова. Тренируем пальчики. Ступеньки к школе