Программа курса внеурочной деятельности «Ступеньки к творчеству», 3 класс

3
0
Материал опубликован 25 April 2017

РАССМОТРЕНА

на заседании методического

совета школы

Протокол №______________

от «__»____________20__г.

 

УТВЕРЖДАЮ

ДиректорМБОУ«Ивановская

средняя общеобразовательная школа»

___________________ А. Н. Андрощик

Приказ №______________

от «____» _____________ 20___г.

 

Программа курса внеурочной деятельности

«Ступеньки к творчеству»

3 класс

Учителя технологии

I квалификационной категории

Цыганок Елены Викторовны


 


 

2016-2017 учебный год

Структура рабочей программы

Титульный лист

Пояснительная записка

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

Список литературы

Приложение №1

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки к творчеству» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Ступеньки к творчеству» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Ступеньки к творчеству» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 68 часов (2 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.


 


 


 


 

Цель программы - создание условий для успешного освоения учениками основ творческой деятельности.

Задачи программы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Ожидаемые результаты.

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.


 

Содержание программы

Поделки из фольги (10 часов)
Знакомство с программой и правилами поведения в кабинете. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.


 

Практические работы:
Изготовление цветов и бабочек из фольги. Проектирование коллективной работы в технике скручивания фольги.

 

Работа с бумагой. (2 часа)
Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Закладка для книги. Построение чертежа, выбор цвета.Чудеса из гофрированной бумаги. Техника торцевания. Использование картона, пластилина для основы. Коллективная работа.

 

Практические работы
Изготовление закладки для книг. Построение чертежа, оформление. Создание цветов из гофрированной бумаги. Проектирование коллективной работы в технике торцевания.

 

Предновогодние хлопоты (4 часа)
Символ года – петух. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.

4. Поделки из природного материала(10 часов)
Основные приёмы работы с природным материалом. Поиск, разработка композиции для будущей работы. Подбор основы, композиции.

 

Практические работы
Изготовление поделок из семян растений, шишек, желудей, шкур мандаринов.

Практические работы
Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ёлку.


 

Технологические отходы(8 часов)
Художественная обработка бросового материала. Изделия из пластиковых бутылок. Изделия из пластиковых банок. Изделия из коробок. Работа с технологическими отходами.

 

Учебно-тематическое планирование

 

Наименование раздела

Общее количество часов

теория

 

практика

1.      

Поделки из фольги

11

1

10

2.      

Работа с бумагой

3

1

2

3.      

Предновогодние хлопоты

3

1

2

4.      

Поделки из природного материала

9

1

8

5.      

Технологические отходы

8

1

7

Итого:

34

5

29

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Форма проведения

УУД

Дата проведения

 

План.

Факт.

1.      

Поделки из фольги. История поделок из фольги и бумаги.

 

беседа

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

- формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;

  - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 - использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- формирование умения работать в парах и малых группах;

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

 

 

 

2.      

Знакомство с техниками работы из фольги.

 

Практ.работа

 

 

3.      

Знакомство с техниками работы из фольги.

 

Практ.работа

 

 

4.      

Изготовление цветов из фольги.

 

Практ.работа

 

 

5.      

Изготовление листьев из фольги.

 

 

Практ.работа

 

 

6.      

Изготовление цветов и листьев  из фольги.

 

Практ.работа

 

 

7.      

Изготовление цветов  листьев  из фольги.

 

Практ.работа

 

 

8.      

Изготовление паучков из фольги.

 

Практ.работа

 

 

9.      

Изготовление насекомых из фольги.

 

Практ.работа

 

 

10.                        

Изготовление бабочек из фольги.

 

Практ.работа

 

 

11.                        

Изготовление бабочек из фольги.

 

Практ.работа

 

 

12.                        

Работа с бумагой. Работа с гофрированной бумагой.

 

беседа

 

 

13.                        

Работа с гофрированной бумагой.

 

Практ.работа

 

 

14.                        

Декупаж.

 

Комбиниров

 

 

15.                        

Предновогодние хлопоты. Изготовление новогодних игрушек из природного материала.

Практ.работа

 

 

16.                        

Изготовление Рождественской открытки.

Комбиниров

 

 

17.                        

Изготовление Рождественского венка.

 

Комбиниров

 

 

18.                        

Поделки из природного материала. Работа с природным материалом.

 

Практ.работа

 

 

19.                        

Флористика.

 

Практ.работа

 

 

20.                        

Изготовление поделок из семян растений.

Практ.работа

 

 

21.                        

Изготовление поделок из желудей.

 

 

 

 

22.                        

Изготовление поделок из шишек.

 

Практ.работа

Практ.работа

 

 

23.                        

Изготовление поделок из шкур мандарин.

 

Практ.работа

 

 

24.                        

Изготовление поделок из шкур мандарин.

 

Практ.работа

 

 

25.                        

Изготовление поделок из шкур мандарин.

 

Практ.работа

 

 

26.                        

Технологические отходы. Художественная обработка бросового материала.

Комбиниров

 

 

27.                        

Художественная обработка бросового материала.

 

Практ.работа

 

 

28.                        

Изделия из пластиковых бутылок.

 

Комбиниров

 

 

29.                        

Изделия из пластиковых банок.

 

Комбиниров

 

 

30.                        

Изделия из коробок.

 

Практ.работа

 

 

31.                        

Работа с технологическими отходами.

 

Практ.работа

 

 

32.                        

Выставка работ

 

Комбиниров

 

 

33.                        

Круглый стол.

 

 

 

               

 

 

 

 

Список литературы

Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров», 1990 год.

Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.

Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2002 г.

Митителло К. «Аппликация», 2004г.

Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.

Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2005г.

Утенко И.С. «Зимний букет», 1970г.

Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 1983г.

Гусакова М.А. «Аппликация». 1982г.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 1991г.

Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.

Румянцева Е. « Праздничные открытки», 2005г.

Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.