Статья на тему «Приобщение детей к чтению. Ступенька за ступенькой»
Приобщение детей к чтению. Ступенька за ступенькой.
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Фрэнсис Бэкон.
Нужны ли сейчас, в век компьютеризации и Интернета, книги? В том самом виде, печатном? С удивительным запахом страниц, шелестом и умиротворением? Еще долго не заменит её ничто. Ни аудиокнига, ни просмотр телепередач, роликов, мультфильмов. Той таинственной обстановки во время чтения, ничто не заменит.
Работа с книгой учит детей не только обогащать свой словарный запас, но и работать самостоятельно. Задавать себе вопросы во время чтения и самим же давать на них ответы. Вдумчивое чтение требует усилий, терпения, а со временем перерастает в неоценимую любовь к чтению.
Наше путешествие в мир литературы началось в первом классе, тогда дети только начали читать самостоятельно, нарабатывая навык вдумчивого чтения. Это было трудно, так как многие читали машинально, по словам, не понимая смысл прочитанного. Тогда на уроках литературного чтения мною стали использоваться цитаты из книг, разбор которых помогал детям найти тайный смысл сказок, рассказов и стихотворений. Детям нравилось читать те произведения, которые как – то были связаны с их реальной жизнью.
Во втором классе мы начали использовать различные виды работы над текстом. Анализируя прочитанное, дети отвечали устно, а иногда письменно на вопросы по тексту. Это позволяет понять, осознанно ли прочитал ребенок текст, понял ли его смысл, может ли рассказать о нем.
Интерес к изучаемому произведению так же поддерживают задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. Это не те традиционные вопросы, которые следуют в конце каждого произведения. Они предполагают лишь возможные направления ответов. А каков получается результат, когда ученик даёт уникальный ответ, который отражает степень его творческого выражения.
Большой вклад в приобщение детей к чтению внесли библиотечные уроки. Наш библиотекарь приходила к детям с особым заданием – прочитать определенную книгу, давала срок на прочтение, а затем приходила к нам и проводила увлекательную беседу, раскрывая интересные факты жизни автора, вовлекая тем самым детей в интересную жизнь писателя и его героев. Со временем дети начали читать не просто по заданию, а с интересом, ждали каждого задания с нетерпением и гадали, какую же книгу они прочтут следом.
В третьем классе мы начали устраивать литературные недели, которые были направлены на развитие их воображения. Мы составляли различные кроссворды по прочитанным произведениям, устраивали викторины, сочиняли сказки. А как они полюбили публичные выступления со своими творениями, это не описать словами. Горящие глаза детей, которые так любят литературу.
На уроках внеклассного чтения мы начали читать произведения иностранных писателей, которые были переведены разными авторами. К примеру: роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Мы читали по цепочке, обсуждая, какие оборот речи использовал тот или иной переводчик. Это значительно расширяет кругозор учащихся, пополняет словарный запас.
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника – это творческая деятельность ребёнка. Это такие приёмы, как чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, собственное авторское творчество, инсценировка и так далее. Но методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не обязательные, а значит в школьной практике творческие работы проводятся от случая к случаю, а главное, их выполнение не привлекает внимание к форме произведения – жанру, структуре и др. Отходя от принципов «сухого» пересказа произведения, мы стали включать инсценировку некоторых глав, а так же продолжение различных произведений – «А что если…».
Существенным недостатком в начальной школе является слишком скорое погружение учащихся в процесс самостоятельного чтения. То, что дети могут самостоятельно прочитать, не доставляет им особого удовольствия и не удовлетворяет их растущие познавательные потребности, а то, что им интересно читать, они самостоятельно освоить не могут, так как нет подсказки, направления.
Интересуясь детской литературой, я проанализировала массу авторов, целые списки рекомендованной литературу для детей в возрасте от 7 -12 лет. И поняла, что лишь 20 % всей литературы, будет интересны детям. Многие произведения из этого списка слишком трудны в изучении.
Со второго полугодия третьего классы мы стали самостоятельно вести библиотечные уроки. Дети сами выбирали интересную для них книгу из списка, а затем м совершали путешествие вместе с автором. Дети полюбили читать, искренне. У многих моих учеников развился литературный талант. Все с удовольствием читали с выражением, а главное – не боялись эмоционально читать перед классом, выступать на сцене перед другими детьми и взрослыми. Это поистине восхищает, какую работу над собой проделали мои ученики. Во многом была и оказана помощь со стороны родителей, они подталкивали детей к чтению, заинтересовывали. Это очень важно, когда в семье ценят книги.
Сейчас мы учимся в четвертом классе, изучаем историю возникновения детской литературы. Попутно сравниваем старые и современные книги, а так же проводим параллель между особенностями написания текстов в разных странах мира. Это связывает литературу тесно с окружающим миром. Они знакомятся с традициями культур, обычаями особенностями. Теперь наша цель – раскрыть внутренние способности к самостоятельному творчеству.
В этот мир современных технологий, которые ворвались «как ураган», всегда будет место книге. И наша важнейшая задача – пробудить и удержать у детей любовь к чтению.