Программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения учащихся «Улица полна неожиданностей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Программа
по профилактике
дорожно-транспортного травматизма
и изучению правил
дорожного движения учащихся
«Улица полна неожиданностей»
Автор программы: Радченкова Т.И.,
учитель ВКК, ответственная за работу по
профилактике ДДТТ
Пояснительная записка
Мы живем в селе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного перехода, иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
В школе разработана и действует программа по обучению учащихся правилам дорожного движения и профилактике дорожно – транспортных травматизма «Улица полна неожиданностей». Реализация программы проходит как в учебное время, так и в каникулярное. Программа ориентирована на обучающихся с 1 по 9 класс и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
При работе над программой учитывались требования правил дорожного движения, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.
Программа «Улица полна неожиданностей» создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.
В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Педагогами проводятся практические занятия, тренинги, встречи с инспекторами ГИБДД, тесты, игровые и проблемные ситуации, беседы, диспуты.
Основной целью программы является
– создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД ;
владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребёнка».
Правила дорожного движения.
Устав школы.
Правила поведения для учащихся.
Данная программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
знакомство с историей ПДД ,
развитие практических навыков,
применение их при решении проблемной ситуации, в реальной жизни.
Содержание программы
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
учебные занятия,
тематические классные часы,
тренинги по обучению правилам дорожного движения;
работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
встречи с сотрудниками ГИБДД;
сотрудничество с социальными партнерами (сельской библиотекой, СДК) по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах села, города.
Место программы в плане развития школы
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Объекты программы:
обучающиеся с 1 по 9 класс;
семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
педагогический коллектив образовательного учреждения.
Принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий: учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое
расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется,
как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой,
заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге.
Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия
опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода
из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Методы реализации программы
Внушение.
Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение –
это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример.
Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение, тренинги.
Без упражнения, тренингов нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка
вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение.
Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является
Обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями.
Формы занятий:
Данная программа предлагает три формы занятий:
лекции,
проведение тематических бесед;
индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями проводим перед началом каникул и сразу после них.
На родительских собраниях, лекториях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использовать данные территориального управления (отдела) ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов, ролевых игр. Даются педагогические рекомендации родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Со школой сотрудничает ГИБДД Петропавловского РОВД. Инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в проведении анкетирования учащихся, в проведении профилактических акций.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
организационная работа;
инструктивно-методическая работа;
массовая работа.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений новых конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД , выставка наглядных пособий и дидактических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения). Данный вид деятельности включает также обновление Уголка безопасности, организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД ; внеклассных мероприятий по ПДД .
В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Организация обучения Правилам дорожного движения и основам безопасности в школе должна проводиться так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.
Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний при директоре школы, консультаций для классных руководителей, учителей ОБЖ и окружающего мира, ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения.
Массовая работа. Данная деятельность является одной из самых важных. Творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Воспитательная работа должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДТП и т.д.
План
недели безопасности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
(Неделя безопасности Дорожного движения проводится в сентябре и в мае)
№ |
Мероприятие |
Класс |
Ответственные |
1 |
Единый день профилактики |
1-9 |
Кл.руководители |
2 |
Поведение на дорогах при движении на мототехнических средствах |
5-9 |
Кл.руководители |
3 |
Соблюдай «Правила дорожного движения» |
1-9 |
Кл.руководители |
4 |
Игра «У Светофора нет каникул» |
1-9 |
Кл.руководители |
5 |
Конкурс «Знай Правила дорожного движения как таблицу умножения!» |
1-9 |
Кл.руководители |
6 |
Родительское собрание на тему: «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге» |
1-9 |
Кл.руководители |
7 |
Классные часы |
1-9 |
Кл.руководители |
8 |
Встречи с инспекторами ГИБДД по пропаганде безопасности |
1-9 |
Кл.руководители |
9 |
Беседы - пятиминутки «Путь домой» по окончании каждого учебного дня |
1-9 |
Кл.руководители |
10 |
Конкурс рисунков «Путь домой» |
1-5 |
Кл.руководители |
11 |
Проведение инструктажей |
1-9 |
Кл.руководители |
План работы классного руководителя
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
№ |
Мероприятия |
Срок |
1 |
Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе |
Ежемесячно |
2 |
Проведение на родительском собрании беседы «Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге» |
1 раз в полугодие |
3 |
Организация практических занятий на школьной спортивной площадке |
Сентябрь, май |
4 |
Проведение внеклассных мероприятий |
В течение года |
5 |
Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения |
В течение года |
6 |
Проведение бесед по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах еженедельно после уроков) |
В течение года |
7 |
Участие в проведении «Недели безопасности» (по плану школы) |
Сентябрь, май |
8 |
Занятия по БДД «Минутка» |
Ежедневно |
ПРОГРАММА
ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(1-9 классы)
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Основные требования
к знаниям, умениям и навыка обучающихся 1-4 классов:
Знать: основные термины и понятия, общие положении правил дорожного движения, правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь: правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
Содержание программы
Класс |
№ п/п |
Тема занятия |
1 |
1 |
Вводное занятие «Мы идём в школу». |
2 |
Наш город. Наша улица. |
|
3 |
Движение пешеходов по улицам и дорогам. |
|
4 |
Общие правила перехода улиц и дорог. |
|
5 |
Сигналы (жесты) регулировщика. |
|
6 |
Дорожные знаки. |
|
7 |
Где можно играть? |
|
8 |
Мы - пассажиры. |
|
9 |
А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал? |
|
10 |
Обобщающее занятие. |
|
2 |
1 |
Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. |
2 |
Элементы улиц и дорог. |
|
3 |
Движение пешеходов по улицам и дорогам. |
|
4 |
Правила перехода улиц. |
|
5 |
Регулирование дорожного движения. |
|
6 |
Дорожные знаки. |
|
7 |
Обязанности пассажиров. |
|
8 |
Железная дорога. |
|
9 |
Обязанности пешеходов. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД . |
|
10 |
Итоговое занятие и игры по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
|
3 |
1 |
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» |
2 |
Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. |
|
3 |
Правила дорожного движения. |
|
4 |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. |
|
5 |
Организация движения, технические средства регулирования движения. |
|
6 |
Светофорное регулирование. |
|
7 |
Дорожные знаки. |
|
8 |
Железная дорога. |
|
9 |
Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД ?» |
|
10 |
Итоговое занятие. |
|
4 |
1 |
Вводное занятие «Что я знаю о ПДД ?» |
2 |
Отряды юных инспекторов движения. |
|
3 |
История автомототранспорта и проблемы безопасного движения. |
|
4 |
Сигналы светофора и регулировщика. |
|
5 |
Предупредительные сигналы транспортных средств. |
|
6 |
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. |
|
7 |
Дорожная разметка и её предназначение. |
|
8 |
Общие требования к водителям велосипедов. |
|
9 |
ГИБДД и ДПС. |
|
10 |
Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах. |
Основные требования
к знаниям и умениям обучающихся 5-9 классов
Знать: правила дорожного движения, группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и её виды, правила безопасного поведения на улице, на дороге; правила пользования общественным и личным транспортом.
Уметь: самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, пользоваться общественным транспортом, применять знания правил дорожного движения на практике.
Класс |
№ п/п |
Тема занятия |
5 |
1 |
Вводное занятие «Правила движения - закон улиц и дорог». |
2 |
Причины дорожно-транспортных происшествий. |
|
3 |
Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. |
|
4 |
Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. |
|
5 |
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. |
|
6 |
Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. |
|
7 |
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». |
|
8 |
Транспортные средства и дорожное движение. |
|
9 |
Правила езды на велосипеде. |
|
10 |
Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток». |
|
6 |
1 |
Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. |
2 |
Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки. |
|
3 |
Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров. |
|
4 |
Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. |
|
5 |
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». |
|
6 |
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. |
|
7 |
Труд водителя. |
|
8 |
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. |
|
9 |
Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов. |
|
10 |
Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД . |
|
7 |
1 |
Россия - страна автомобилей. |
2 |
Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка. |
|
3 |
Дорожные знаки. |
|
4 |
На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. |
|
5 |
Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. |
|
6 |
Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие). |
|
7 |
Роллинг. |
|
8 |
Дополнительные требования к движению велосипедистов. |
|
9 |
Железная дорога |
|
10 |
ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения |
|
8 |
1 |
Правила движения - закон улиц и дорог. |
2 |
Дорожная азбука. |
|
3 |
Регулирование движения транспортных средств. |
|
4 |
Движение пешеходов по улицам и дорогам. |
|
5 |
Транспортные средства на улицах и дорогах. |
|
6 |
Правила пользования пассажирским транспортом. |
|
7 |
Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров. |
|
8 |
Проезд железнодорожных переездов. |
|
9 |
Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. |
|
10 |
Итоговое занятие. |
|
9 |
1 |
Вводное занятие. Мы - пешеходы. |
2 |
Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды. |
|
3 |
Причины несчастий, происходящих с пешеходами . |
|
4 |
Опасные ситуации по вине водителей. |
|
5 |
Опасные ситуации по вине пешеходов. |
|
6 |
Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения. |
|
7 |
Внимание: пешеходы. |
|
8 |
Шагаем по дороге. |
|
9 |
Наш друг светофор светит не только нам. |
|
10 |
Итоговое занятие. Тест |
Материально – техническое обеспечение занятий
И.А. Извекова «Правила дорожного движения», М., «Просвещение»
И.А. Извекова « Учителю о правила дорожного движения», М., «Просвещение»
В.Э. Рублях «Правила дорожного движения», М., «Просвещение»
«Три сигнала светофора», дидактические игры, сценарии вечеров досуга, М., «Просвещение»
Мультимедийное оборудование.
Презентации к занятиям.
Таблицы и плакаты по ПДД, оказание первой медицинской помощи.
Медведева Татьяна Петровна
Радченкова Тамара Ивановна