ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 364
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического
совета СОШ № 364
4 сентября 2014 г.
Дополнительная образовательная программа
«Интеллектуальный экологический клуб
«ЛАДУШКИ»
Автор:
Учитель биологии
Стручков Е.А.
Москва, 2014
Пояснительная записка
Интеллектуальный экологический клуб «Ладушки» создается для пропаганды экологических знаний в интересах устойчивого развития общества, поэтому имеет чётко выраженную эколого-биологическую направленность. Программа клуба обладает тремя важными свойствами:
новизной – в работе клуба, знакомящего с экологическими проблемами современности, многообразием органического мира принимают участие не только учащиеся младшего школьного возраста, но и их родители. В ходе прохождения программы идет не только обучение детей, но и самообразование родителей по данному вопросу
актуальностью – рассматриваемые в программе вопросы связаны с устойчивым развитием, взаимодействием человека и природы – это вопросы, связанные с будущим цивилизации, ибо экология - это не только наука об окружающей среде, но и наука о будущем цивилизации. Форма реализации в виде семейного интеллектуального экологического клуба решает важную воспитательную задачу – способствует сотрудничеству детей и их родителей в вопросах экологического образования и воспитания, укреплению внутрисемейных отношений.
педагогической целесообразностью – формы проведения занятий для детей, консультации для родителей, совместная работа на заседаниях клуба будет способствовать формированию умения работать в команде, умению слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению.
Цель:
Организовать совместную деятельность детей и их родителей по изучению многообразию органического мира, экологических проблем современности
Задачи:
Организовать деятельность детей по изучению многообразия растений, прежде всего растений ближайшего окружения, сформировать основные экологические понятия.
Способствовать развитию экологического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и уметь давать полные ответы
Способствовать развитию творческих начал личности младших школьников
Отличительной особенностью данной программы от существующих заключается в том, что эта программа рассчитана на совместную деятельность детей и их родителей. Данная программа будет продолжена: на второй год обучения учащиеся будут знакомиться с многообразием животных, на третий – с жизнью русского леса. Выбрана интересная форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – это заседания интеллектуального клуба совместно с родителями.
Сроки реализации дополнительной программы.
Программа рассчитана на 70 часов по два часовых занятий в неделю.
В соответствии с возрастом применяются следующие формы занятий:
- традиционные теоретические и практические занятия
- экскурсии
- конкурсы, викторины
- интеллектуальные игры.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения овощных, фруктовых и зерновых культур,
- определять хвойные растения и знать их значение в жизни человека и в природе,
- знать не менее пяти видов растений из Красной книги России,
- по пять видов деревьев, кустарников и травянистых растений леса,
- пять цветочно-декоративных растений,
- знать основные экологические понятия: экология, среда обитания, экологические факторы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
- определять овощные, фруктовые и хлебные растения по муляжам, коллекциям и натуральным объектам,
- размножать комнатные растения и цветочно-декоративные растения ближайшего окружений.
Способы проверки знаний и умений:
- вводный и итоговые мониторинги,
- текущий контроль,
- отслеживание знаний учащихся на заседаниях интеллектуального клуба, конкурсах, викторинах.
План заседаний интеллектуального экологического клуба:
Сентябрь: Дары осени – овощи
Октябрь: Дары осени – фрукты
Ноябрь: Закрома Родины – злаковые растения
Декабрь: В лесу родилась ёлочка.
Январь: Красная книга растений.
Февраль: Интересная наука экология.
Март: Интересная наука экология
Апрель: Жизнь весеннего леса
Май: Украсим школу цветами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- заседания интеллектуального клуба,
- выставки творческих работ учащихся, совместных работ детей и их родителей.
Учебно-тематический план.
Перечень разделов и тем.
Овощные растения
Фруктовые растения
Злаковые растения
Хвойные растения
Растения из Красной книги
Интересная наука экология
Жизнь леса
Цветочно-декоративные растения
Количество часов по каждой теме:
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Овощные растения: основные семейства, многообразие видов, особенности строения и значение для человека |
15 |
9 |
6 |
2 |
Фруктовые растения. Понятие о фруктах. Классификация плодовых растений по группам: семечковые, косточковые, ягодные, бахчевые, орехоплодные, цитрусовые, тропические и субтропические культуры |
15 |
12 |
3 |
3 |
Злаковые растения. Хлебные злаки нашего края: пшеница, рожь, тритикале, овес, ячмень. Кукуруза, или маис. Рис, просо, гречиха, сорго |
15 |
12 |
3 |
4 |
Хвойные растения. Многообразие хвойных растений.Семейство сосновые: сосна обыкновенная, сибирская кедровая, можжевельник, ель, пихта, лиственница. Кедры, кипарисы, туи |
15 |
12 |
3 |
5 |
Растения из Красной книги. Понятие о редких и исчезающих видах. Разные по цвету страницы Красной книги. Растения из Красной Книги Москвы |
15 |
12 |
3 |
6 |
Интересная наука экология. Экологические факторы – абиотические, биотические, антропогенные. Консументы, продуценты и редуценты |
15 |
12 |
3 |
7 |
Жизнь леса. Структура лесного сообщества. Растения леса: деревья, травы, кустарники. Разнообразие лесных животных. Типы лесов, их значение и охрана. Организация экологической тропы |
18 |
12 |
6 |
Список оборудования:
Коллекция муляжей растений
Коллекция муляжей фруктов
Коллекция «Хлебные злаки»
Раздаточный материал к теме «Злаки»
Гербарий «Культурные растения»
Коллекция «Шишки хвойных растений»
Гербарий «Хвойные растения»
Дидактический материал к теме «Овощи»
Дидактический материал к теме «Фрукты»
Дидактический материал к теме «Хлебные злаки»
Коллекция «Типы плодов»
Слайд альбом «Экология»
Учебно-тематический план.
Тема №1. Овощные растения
Понятие об овощных растениях, их классификации по биологическим и хозяйственно-ценным признакам.
Овощи-корнеплоды: морковь, свекла, редис, репа.
Разнообразие листовых овощей: капуста, салат.
Овощи с сочными плодами: помидор, перец, баклажан, физалис
Картофель. Эфиро-масличные растения.
Практическая работа: определение овощей по натуральным объектам, определение овощей по вкусу и запаху.
Тема №2. Фруктовые растения.
Понятие о фруктовых растениях.
Семечковые культуры: яблоки, груши, айва
Косточковые культуры: слива, алыча, персик, абрикос
Растения субтропиков: цитрусовые.
Значение фруктов в жизни человека.
Практическая работа: определение фруктов по натуральным объектам и муляжам, изготовление муляжей фруктов
Тема №3. Злаковые растения.
Понятие о злаковых растениях.
Главные злаки человечества: рис, кукуруза, пшеница.
Злаковые растения нашего края
Злаковые технические культуры: ячмень, овес, сорго, просо.
Практическая работа: оформление коллекции злаковых растений
Тема№4. Хвойные растения
.
Понятие о хвойных растениях, особенности их строения.
Многообразие хвойных растений ближайшего окружения – ель, сосна, лиственница, можжевельник, туя.
Мировое разнообразие хвойных.
Практическая работа: Определение хвойных растений по побегам и шишкам.
Тема №5. Растения из «Красной книги»
«Красная книга» - символ тревоги»
Страницы Красной книги.
Растения из Красной книги Москвы
Способы сохранения видового разнообразия растений.
Практическая работа: Определение редких видов растений по рисункам.
Тема №6. Интересная наука – Экология.
Понятие о науке экологии.
Экологические факторы.
Взаимоотношения между организмами.
Приспособленность организмов к окружающей среде
Разнообразие экологических групп растений.
Практическая работа: Состав пищевых цепей
Тема №7. Жизнь леса.
Понятие о лесе как природном сообществе.
Древесные растения.
Кустарники.
Травянистые растения.
Грибы и ягоды.
Практическая работа: Изготовление аппликации «Этажи леса».
Тема №8. Цветочно-декоративные растения.
Понятие о цветковых растениях, их отличительные особенности.
Разнообразие групп ЦДР – однолетники, двулетники, многолетники.
Луковичные растения.
Агротехника цветочно-декоративных растений
.
Методическое обеспечение программы.
По ходу прохождения программы используются в зависимости от темы следующие формы занятий: беседа, игра, экскурсии, конкурс, заседание интеллектуального клуба.
Для младшего школьного возраста необходимо разнообразие методов и приемов для поддержания внимания и интереса к занятиям.
На занятиях используются опорные схемы, которые заполняются детьми по мере изучения материала. Используется большое количество наглядного материала, таблицы, альбомы, схемы, наглядные объекты, коллекции муляжей, мультимедийные пособия.
Список литературы:
1. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+». М.,1994
2. Занимательная ботаника. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. АСТпресс. М., 2002
3. Растения в жизни человека. Н. Верзилин. ДЕТГИЗ. Ленинград. 2000
4. Календарь русской природы. Л.Н. Стрижов. КОЛОС. Москва, 1993
5. Иллюстрированный календарь садовода-огородника. ЭКСМО. Москва, 2006
6. Войди в зелёный мир. Г.Л. Ремезова, М.Е. Эратова. Просвещение. Москва, 1996
7. Иллюстрированная энциклопедия школьника. Ботаника. «Аванта+». Москва, 2007
8. Растения. Полная энциклопедия .ЭКСМО. Москва, 2005
9. Красная книга СССР. «Лесная промышленность». Москва, 1985