12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 364

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического

совета СОШ № 364

4 сентября 2014 г.

Дополнительная образовательная программа

«Интеллектуальный экологический клуб

«ЛАДУШКИ»

Автор:

Учитель биологии

Стручков Е.А.

Москва, 2014

Пояснительная записка

Интеллектуальный экологический клуб «Ладушки» создается для пропаганды экологических знаний в интересах устойчивого развития общества, поэтому имеет чётко выраженную эколого-биологическую направленность. Программа клуба обладает тремя важными свойствами:

новизной – в работе клуба, знакомящего с экологическими проблемами современности, многообразием органического мира принимают участие не только учащиеся младшего школьного возраста, но и их родители. В ходе прохождения программы идет не только обучение детей, но и самообразование родителей по данному вопросу

актуальностью – рассматриваемые в программе вопросы связаны с устойчивым развитием, взаимодействием человека и природы – это вопросы, связанные с будущим цивилизации, ибо экология - это не только наука об окружающей среде, но и наука о будущем цивилизации. Форма реализации в виде семейного интеллектуального экологического клуба решает важную воспитательную задачу – способствует сотрудничеству детей и их родителей в вопросах экологического образования и воспитания, укреплению внутрисемейных отношений.

педагогической целесообразностью – формы проведения занятий для детей, консультации для родителей, совместная работа на заседаниях клуба будет способствовать формированию умения работать в команде, умению слушать и слышать друг друга, приходить к единому мнению.

Цель:

Организовать совместную деятельность детей и их родителей по изучению многообразию органического мира, экологических проблем современности

Задачи:

Организовать деятельность детей по изучению многообразия растений, прежде всего растений ближайшего окружения, сформировать основные экологические понятия.

Способствовать развитию экологического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы и уметь давать полные ответы

Способствовать развитию творческих начал личности младших школьников

Отличительной особенностью данной программы от существующих заключается в том, что эта программа рассчитана на совместную деятельность детей и их родителей. Данная программа будет продолжена: на второй год обучения учащиеся будут знакомиться с многообразием животных, на третий – с жизнью русского леса. Выбрана интересная форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – это заседания интеллектуального клуба совместно с родителями.

Сроки реализации дополнительной программы.

Программа рассчитана на 70 часов по два часовых занятий в неделю.

В соответствии с возрастом применяются следующие формы занятий:

- традиционные теоретические и практические занятия

- экскурсии

- конкурсы, викторины

- интеллектуальные игры.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Учащиеся должны знать:

- особенности строения овощных, фруктовых и зерновых культур,

- определять хвойные растения и знать их значение в жизни человека и в природе,

- знать не менее пяти видов растений из Красной книги России,

- по пять видов деревьев, кустарников и травянистых растений леса,

- пять цветочно-декоративных растений,

- знать основные экологические понятия: экология, среда обитания, экологические факторы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

- определять овощные, фруктовые и хлебные растения по муляжам, коллекциям и натуральным объектам,

- размножать комнатные растения и цветочно-декоративные растения ближайшего окружений.

Способы проверки знаний и умений:

- вводный и итоговые мониторинги,

- текущий контроль,

- отслеживание знаний учащихся на заседаниях интеллектуального клуба, конкурсах, викторинах.

План заседаний интеллектуального экологического клуба:

Сентябрь: Дары осени – овощи

Октябрь: Дары осени – фрукты

Ноябрь: Закрома Родины – злаковые растения

Декабрь: В лесу родилась ёлочка.

Январь: Красная книга растений.

Февраль: Интересная наука экология.

Март: Интересная наука экология

Апрель: Жизнь весеннего леса

Май: Украсим школу цветами.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- заседания интеллектуального клуба,

- выставки творческих работ учащихся, совместных работ детей и их родителей.

Учебно-тематический план.

Перечень разделов и тем.

Овощные растения

Фруктовые растения

Злаковые растения

Хвойные растения

Растения из Красной книги

Интересная наука экология

Жизнь леса

Цветочно-декоративные растения

Количество часов по каждой теме:

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Овощные растения: основные семейства, многообразие видов, особенности строения и значение для человека

15

9

6

2

Фруктовые растения. Понятие о фруктах. Классификация плодовых растений по группам: семечковые, косточковые, ягодные, бахчевые, орехоплодные, цитрусовые, тропические и субтропические культуры

15

12

3

3

Злаковые растения. Хлебные злаки нашего края: пшеница, рожь, тритикале, овес, ячмень. Кукуруза, или маис. Рис, просо, гречиха, сорго

15

12

3

4

Хвойные растения. Многообразие хвойных растений.Семейство сосновые: сосна обыкновенная, сибирская кедровая, можжевельник, ель, пихта, лиственница. Кедры, кипарисы, туи

15

12

3

5

Растения из Красной книги. Понятие о редких и исчезающих видах. Разные по цвету страницы Красной книги. Растения из Красной Книги Москвы

15

12

3

6

Интересная наука экология. Экологические факторы – абиотические, биотические, антропогенные. Консументы, продуценты и редуценты

15

12

3

7

Жизнь леса. Структура лесного сообщества. Растения леса: деревья, травы, кустарники. Разнообразие лесных животных. Типы лесов, их значение и охрана. Организация экологической тропы

18

12

6

Список оборудования:

Коллекция муляжей растений

Коллекция муляжей фруктов

Коллекция «Хлебные злаки»

Раздаточный материал к теме «Злаки»

Гербарий «Культурные растения»

Коллекция «Шишки хвойных растений»

Гербарий «Хвойные растения»

Дидактический материал к теме «Овощи»

Дидактический материал к теме «Фрукты»

Дидактический материал к теме «Хлебные злаки»

Коллекция «Типы плодов»

Слайд альбом «Экология»

Учебно-тематический план.

Тема №1. Овощные растения

Понятие об овощных растениях, их классификации по биологическим и хозяйственно-ценным признакам.

Овощи-корнеплоды: морковь, свекла, редис, репа.

Разнообразие листовых овощей: капуста, салат.

Овощи с сочными плодами: помидор, перец, баклажан, физалис

Картофель. Эфиро-масличные растения.

Практическая работа: определение овощей по натуральным объектам, определение овощей по вкусу и запаху.

Тема №2. Фруктовые растения.

Понятие о фруктовых растениях.

Семечковые культуры: яблоки, груши, айва

Косточковые культуры: слива, алыча, персик, абрикос

Растения субтропиков: цитрусовые.

Значение фруктов в жизни человека.

Практическая работа: определение фруктов по натуральным объектам и муляжам, изготовление муляжей фруктов

Тема №3. Злаковые растения.

Понятие о злаковых растениях.

Главные злаки человечества: рис, кукуруза, пшеница.

Злаковые растения нашего края

Злаковые технические культуры: ячмень, овес, сорго, просо.

Практическая работа: оформление коллекции злаковых растений

Тема№4. Хвойные растения

.

Понятие о хвойных растениях, особенности их строения.

Многообразие хвойных растений ближайшего окружения – ель, сосна, лиственница, можжевельник, туя.

Мировое разнообразие хвойных.

Практическая работа: Определение хвойных растений по побегам и шишкам.

Тема №5. Растения из «Красной книги»

«Красная книга» - символ тревоги»

Страницы Красной книги.

Растения из Красной книги Москвы

Способы сохранения видового разнообразия растений.

Практическая работа: Определение редких видов растений по рисункам.

Тема №6. Интересная наука – Экология.

Понятие о науке экологии.

Экологические факторы.

Взаимоотношения между организмами.

Приспособленность организмов к окружающей среде

Разнообразие экологических групп растений.

Практическая работа: Состав пищевых цепей

Тема №7. Жизнь леса.

Понятие о лесе как природном сообществе.

Древесные растения.

Кустарники.

Травянистые растения.

Грибы и ягоды.

Практическая работа: Изготовление аппликации «Этажи леса».

Тема №8. Цветочно-декоративные растения.

Понятие о цветковых растениях, их отличительные особенности.

Разнообразие групп ЦДР – однолетники, двулетники, многолетники.

Луковичные растения.

Агротехника цветочно-декоративных растений

.

Методическое обеспечение программы.

По ходу прохождения программы используются в зависимости от темы следующие формы занятий: беседа, игра, экскурсии, конкурс, заседание интеллектуального клуба.

Для младшего школьного возраста необходимо разнообразие методов и приемов для поддержания внимания и интереса к занятиям.

На занятиях используются опорные схемы, которые заполняются детьми по мере изучения материала. Используется большое количество наглядного материала, таблицы, альбомы, схемы, наглядные объекты, коллекции муляжей, мультимедийные пособия.

Список литературы:

1. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+». М.,1994

2. Занимательная ботаника. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. АСТпресс. М., 2002

3. Растения в жизни человека. Н. Верзилин. ДЕТГИЗ. Ленинград. 2000

4. Календарь русской природы. Л.Н. Стрижов. КОЛОС. Москва, 1993

5. Иллюстрированный календарь садовода-огородника. ЭКСМО. Москва, 2006

6. Войди в зелёный мир. Г.Л. Ремезова, М.Е. Эратова. Просвещение. Москва, 1996

7. Иллюстрированная энциклопедия школьника. Ботаника. «Аванта+». Москва, 2007

8. Растения. Полная энциклопедия .ЭКСМО. Москва, 2005

9. Красная книга СССР. «Лесная промышленность». Москва, 1985

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.